Как увеличить рентабельность инвестиций в стартапы

Менеджмент 0.5

Эта история произошла в далеком 1982 году. Одна из лабораторий НИИ, в котором я тогда работал, изготавливала полупроводниковые пленки арсенида галлия, выращенные эпитаксией, которые поставлялись на опытный завод при НИИ, где из них изготавливались полупроводниковые приборы (диоды). Статистика была такова – из десяти полупроводниковых пластин, которые полностью соответствовали ТУ по результатам испытаний, годными оказывались только две. Но выяснялось это уже на заключительной стадии производства, в результате на заводе были большие непроизводительные затраты. Причина брака была непонятна. Будучи в то время старшим инженером, я руководил небольшой группой по измерению параметров этих полупроводниковых пленок. Начальник лаборатории эпитаксии уговорил меня стать руководителем ОКР – опытно-конструкторской работы по увеличению выхода годных в два раза – до четырех пластин из 10. Я понимал ответственность, но согласился.

В ходе работы выяснилось, что главная проблема в качестве оборудования для эпитаксиального наращивания пленок. Это оборудование производилось единично специальным подразделением нестандартного оборудования нашего НИИ, в результате было крайне сложно выдержать нужный сложный по форме профиль легирования (обеспечивающий нужный профиль распределения электронов) этих полупроводниковых пленок, толщиной всего 0,2-0,25 мкм. (Сегодня такую работу можно было бы смело назвать – нанотехнологией, но тогда это слово не было в обиходе). Если объяснить что называется «на пальцах», то это звучит так: нужные высоколегированные полупроводниковые слои (содержащие большое количество электронов) получались или слишком тонкие или слишком толстые, и в том и другом случае диоды получались бракованные (с негодными параметрами). Группе, которую я возглавил, нужно было решить задачу увеличения выхода годных как минимум в два раза на имеющемся не очень качественном оборудовании.

Один из специалистов НИИ, руководитель химической лаборатории особо чистых веществ, которые и использовались для производства полупроводниковых пленок, мне рекомендовал для выполнения ОКР активнее использовать статистические методы анализа брака. Но мы пошли другим путем.

Дело в том, что изготовить полупроводниковые слои на имеющемся оборудовании «точно какие нужно» было действительно очень сложной задачей, на уровне искусства инженеров и операторов, занимающихся выращиванием этих слоев. А вот вырастить полупроводниковые пленки с высоколегированным слоем (большим количеством электронов) чуть толще, чем надо, даже на имеющемся оборудовании не представляло особых проблем. Понятно, что в таком случае все эти полупроводниковые пластины переходили автоматически в разряд брака.

Однако в то время нами уже была отработана технология анодного окисления наших полупроводниковых пленок, которая позволяла с очень высокой точностью удалять лишние слои. Причем настолько точная, что теоретически можно было утоньшать полупроводниковую пленку даже на уровне одного монослоя (это как раз и есть нанотехнология, только не выращивания, а удаления).

В результате, в конце годовой ОКР, когда технология была отработана, из десяти пластин годными оказывались не четыре, как планировалось по требованиям работы, а все 10. К слову, руководитель лаборатории меня уговорил сдать работу по требованиям технического задания – чтобы иметь возможность нивелировать любые проблемы некачественного оборудования для выращивания эпитаксиальных слоев. Мы так и сделали, но пока я работал, не помню, чтобы такой запас потребовался – после необходимой обработки пластины становились годными все.

Это был не единственный случай в моей практике, когда, применяя не очень качественное оборудование, мы добивались качественных результатов: «голь на выдумки хитра».

Возникает вопрос: а что же наши западные коллеги, как они решали эту проблему – ведь у них также изготавливали точно такие же диоды из таких же полупроводниковых пленок как и в нашем НИИ? У западных коллег описанной проблемы не возникало по следующей причине. Наше оборудование (эпитаксиальная установка в нашем НИИ) изготавливалось в единичном экземпляре, и потому устранить возникшие огрехи не позволял недостаточный опыт производства малыми сериями. А у западных коллег такое оборудование производилось специализированными компаниями, имевшими устойчивый спрос. И потому качество такого оборудования позволяло изготавливать нужные эпитаксиальные слои с высокой точностью.

Отмечу, что дело «не в уме» – наши специалисты не глупее западных, а дело в организации производства, в данном случае производства специального оборудования.

Критически настроенный читатель спросит: «А какое отношение описанный пример имеет к стартапам?». Что касается аналогии описанного примера со стартапами, то она такова. Известно, что из десяти стартапов успешными оказываются, максимум, один-два проекта. Как видите, задачи в чем-то очень похожи. Быть может, стоит попробовать пойти, как в описанном примере, по пути поиска причин такой величины «брака стартапов», а не инвестировать, скажем, в 100 стартапов в надежде, что на выходе получим если не 20, то хотя бы 10 успешных проектов? Иначе, согласно статистике, вложившись только в 10 проектов можно прогореть – ведь гарантий, что из десяти проектов обязательно получится один-два успешных проекта, никто не даст.

Менеджмент 1.0. Требуется массовое производство

Именно так сегодня работают западные инвесторы, положившись на статистику и увеличивая число проектов, чтобы не получились «все яйца в одной корзине». Спрашивается, а может не стоит «заморачиваться»? Инвесторы, пользуясь проверенной статистикой, «себя не забудут» – всегда останутся в прибыли, поскольку один-два успешных проекта из десяти всегда окупят все инвестиции в 10 проектов.

Здесь ситуация не очень простая, особенно применительно к российским условиям. Такую статистику могут себе позволить только западные инвесторы. Дело в том, что любой новый продукт (товар или услуга) – это тоже стартап. Более того, я бы смело отнес к стартапам выведение на рынок даже известных продуктов фирмами, которые до момента выхода на рынок с этим продуктом, им не занимались. А вот набрать хотя бы 10 новых проектов для фирмы среднего размера – очень проблематично. И потому, не выпускать новые продукты – обречь себя на вытеснение с рынка, а выпускать только по одному-два новых – поставить бизнес под угрозу. Как быть?

Ситуация еще боле усугубляется для российского производителя. Дело в том, что из-за существующего уровня менеджмента мы пока не можем обеспечить массовый выпуск качественных продуктов. А окупиться стартап может, только если мы выходим на запланированные объема производства и продаж. И потому «попасть в яблочко» – для многих предприятий становится задачей весьма актуальной.

Я привел в первом примере случай, когда при единичном производстве подразделение нестандартного оборудования не могло обеспечить выпуск качественной продукции. Причин для этого у них было много: это и слишком большой ассортимент выпускаемого для НИИ нестандартного оборудования, и недостаток времени, чтобы устранить все выявленные недостатки в последующих сериях единичного и мелкосерийного производства и многое другое. Поэтому надеяться, что у нас в стране заработает инновационная экономика в отсутствие массового качественного производства – это «зарыть голову в песок», надеясь на чудо. Но чудо не произойдет, как это ни грустно.

Я приведу еще два примера (описание проблем двух наших клиентов без указания названий компаний, как требуют условия нашего с ними договора), объясняющие причины неготовности российских фирм массово выпускать продукцию высокого качества.

В первой компании (замороженные полуфабрикаты) выведение новых продуктов на рынок было делом вполне рядовым, например, новой марки пельменей. Но если новый продукт оказывался успешным на рынке, руководство компании начинало менять технические условия – увеличивать долю сои, надеясь таким образом получить большую прибыль от перспективного проекта. Первое время прибыль действительно росла. Но по мере превышения меры в добавлении сои, качество продукта становилось настолько низким, что оптовики (в соответствии с договором) начинали возвращать продукцию, так как разочарованные покупатели от таких пельменей начинали отказываться. Попытки вернуться к старой рецептуре уже не помогают, и производитель начинает экспериментировать с новыми продуктами.

Вы не узнаете самих себя в роли покупателей в этой истории в отношении любой российской продукции? Когда, например, вы пользуетесь хлебом полюбившегося вам хлебокомбината, а качество понравившегося хлеба вдруг начинает падать. Такого рода удешевление характерно не только для производства продуктов питания, но и для автомобилей и других товаров и услуг российского производства.

Другой пример, когда небольшая компания производила автоматическое и полуавтоматическое оборудования для производства ПЭТ-тары. Качество продукции данной компании и надежность оборудования были достаточно высокими. При этом следует отметить, что компания занималась мелкосерийным, а иногда даже единичным производством оборудования под заказ. По сути, каждая партия изделий для конкретного заказчика всегда имела серьезные новшества и потому ее можно рассматривать как своеобразные стартапы в виде НИОКР, поставленные на поток. (Заметим, что фирм, которые занимаются мелкосерийным производством достаточно много – это и строительство коттеджей по индивидуальным проектам, и проекты по отоплению и водоснабжению, и проекты по видеонаблюдению и ограничению доступа и т.д.). Но малая серия производимого оборудования приводила к тому, что затраты на НИОКР были очень высоки и по сути съедали всю прибыль компании. Отсутствие массового производства губительно для инновационного бизнеса.

Получается порочный круг. Мы не можем себе позволить инновационную экономику в силу больших затрат на стартапы и их низкой окупаемости при отсутствии массового производства. Встречающийся же иногда успех сами же губим, пытаясь быстрее превратить его в большую прибыль. В результате чего качество успешного продукта ухудшается, спрос падает и до массового производства часто дело не доходит (а если доходит, то смотрим предыдущий пример). Таким образом, мы последовательно теряем рынки, отдавая их на откуп западным коллегам в силу хорошо управляемого ими бизнеса.

Менеджмент 2.0. Точная арифметика?

Современный западный бизнес для снижения рисков стартапов использует широкий инструментарий. До того, как новый продукт выйдет на рынок, компания проводит тщательный анализ – разрабатывает бизнес-план, проводит исследования на фокус-группах, пользуется результатами глубоких маркетинговых исследований. Однако, несмотря на это, упрямая статистика «один-два успешных стартапа из десяти» – остается в силе, ни о каком тренде снижения рисков пока и речи нет.

Наши предприятия, запускающие новые проекты, идут по тому же пути – бизнес-план – обязательный документ для любого нового проекта. Без бизнес-плана никакой инвестор не будет терять время для общения с предпринимателем. Спрашивается, в чем же дело?

В начале 2000-х годов мы активно участвовали в конкурсах на получение грантов швейцарского фонда, который выделял денежные средства на развитие деловых услуг для малого и среднего бизнеса в нашем регионе. Само собой разумеется, что на конкурс подавались материалы по четкой форме, по сути это были обоснованные бизнес-планы. При этом мы ориентировались на результаты конкурсов предыдущего года, и при этом регулярно проигрывали конкурс. Наконец я не выдержал (мы тратили приличное количество человеко-часов для подготовки документа на конкурс) и поехал в офис фонда в нашем городе, чтобы разобраться с ситуацией. Оказалось, что каждый год этот фонд менял критерии при выборе лучших проектов новых продуктов (деловые услуги). При этом критерии не скрывались, но и не сообщались участникам конкурса. Во время общения я узнал о критериях в том году, мы их использовали и сразу вошли в число счастливых победителей конкурса этого фонда. Через год, когда мы подали заявку на грант на разработку другого нового продукта, мы опять победили, и только потому, что сначала выяснили критерии, которыми руководствовался швейцарский фонд (фонд финансировали швейцарские банки), а уже под эти критерии разрабатывали свою заявку на конкурс.

Уже позже, помогая клиентам, мы, до того как помочь в составлении бизнес-плана, например для получения кредита в банке, рекомендовали сначала выяснить критерии, которыми руководствуется конкретный банк, куда компания собирается обратиться, а уже только потом заниматься подготовкой бизнес-плана.

Отмечу, что бизнес-план, таким образом, составляется не для себя, а, по сути, для инвестора. Это как бухгалтерский учет в нашей стране – он ведется не для того, чтобы понять ситуацию с бизнесом, а чтобы была довольна налоговая инспекция. Как-то один опытный главный бухгалтер мне сказал: «Нам нужна конечная цифра – какую прибыль, или какие издержки нужно показать. А далее – дело техники выйти на эту цифру». Неудивительно, что после реализации проектов по «бизнес-плану не для себя» восемь-девять проектов из 10 оказывается неудачными.

Этот небольшой анализ позволяет сделать оптимистический вывод. Если выполнить разработку стратегии стартапа для себя, можно ожидать лучшего результата, более высокого «выхода годных» новых продуктов.

Более подробно о том, как следует последовательно выполнять такую работу, я опишу во второй части этой статьи.

Источник фото: vk.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Очень хорошая статья, но с некоторыми ее тезисами в конце я бы поспорил, мне представляются переставленными причины и следствия. Впрочем, я считаю спор преждевременным до выхода продолжения.

Комментарий отозван 05.11 после изучения продолжения - Михаил Ободовский.

Для Андрея Семеркина. Вот я отредактировал комментарий, "закрытый" последующими.

Партнер, Украина

Хорошее начало. А про стартапы пока непонятно))

Генеральный директор, Нижний Новгород

Большое спасибо за внимание к публикации и замечания. С которыми я сам ... согласен.
Однако вторая часть - про то, как "повысить выход годных стартапов" - то есть не о том, что написано здесь.

Здесь же я уточню редакционную аннотацию к статье (ее готовит редакция, не автор). В ней отмечено: "Инновационная экономика – это массовое производство стартапов".

Не буду сильно спорить с этим тезисом, он дискуссионный. Но моя мысль в первой части статьи принципиально другая - если есть экономика (например, в России). И есть попытки "завести инновационную экономику" - то они провальные, если в этой экономике не налажено массовое производство.

Не "массовое производство стартапов", а обычное массовое производство разных продуктов (которые начинаются, разумеется, с инноваций).
А массовое производство качественных продуктов (товаров и услуг) возможно только при хорошем менеджменте, которого пока не очень видно (судя по структуре экспорта, обусловленного качеством продуктов и производительностью).

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

"И есть попытки "завести инновационную экономику" - то они провальные, если в этой экономике не налажено массовое производство."

Вот здесь спорить можно сразу. Рассмотрим весьма горячий пример - бренд YotaPhone. Российская разработка, нероссийское производство. Можно спорить, насколько обоснована цена аппарата при запуске, действительно ли аппарат столь эксклюзивен и притягателен, будет ли бренд вообще успешен, если он не выпускает три-четыре аппарата в год, но пока что его купили за очень приличные деньги. Есть соответствующее массовое производство в России - нет, инновация ли это - несомненно, получилось - еще как.

Менее известный пример: норвежский бренд Stokke, это коляски и мебель для детей. Коляски дорогие, прямо скажем, нетрудно найти их в российских интернет-магазинах и посмотреть на цену. Дизайн - норвежский, производство - голландское. Мебель производится в Румынии и Словении, может, где-то еще, мы пользовались не всем, что они предлагают. Инновации - ну как сказать, коляска сделана из авиационного алюминия и автомобильного пластика, а уж система складывания ... И ничего, бренд процветает, не имея производства в стране разработки, очень рекомендую для детишек. Изготовить оказывается полной ерундой по трудоемкости по сравнению с разработкой.

Генеральный директор, Нижний Новгород

М.О. - Вот здесь спорить можно сразу.
Я же, Михаил, спорить не буду.
У меня самого целый ряд гаджетов российской разработки и производства Китая.
Это оригинальный вариант инноваций. Есть еще продукты (типа Касперского) - которые трудно отнести к массовому производству, но применяются они массово по всему миру.
Моя публикация - это скорее приглашение к обсуждению. Можно ли без обычного массового производства поставить инновационную экономику? Получается, что можно. Я пока продолжаю сомневаться, несмотря на эти примеры.
Но мне представляется, что это похоже на известный анекдот - "чего только русские не придумают, чтобы не строить хорошие дороги".

Директор по рекламе, Москва

отличная статья, сохранил в закладки
кстати, если посмотреть на ретроспективу проблемы - эффект отрицания качества (отрицания удержания фокуса на качестве) отечественными производствами описан в мемуарах директора ВНИИТЭ Ю.Б.Соловьева (который позже возглавлял British Design Council когда у нас все стало гукаться), то есть промдизайнеры (передовой их отряд, настроенный на системность) как инициаторы качества бьются об эту проблему очень давно

в разных странах удавалось в свое время решать те же задачи, например в германии в 1905-7 годах

дело не в том что русские или не русские, проблемка решалась изменением типа мотивации, для чего промышленников начинали специально учить и потом к 1930-м годам это учение стало общей нормой, само собой разумеющейся традицией, привычкой и отраслевыми табу, которые не нужно пытаться нарушать, а у нас пока не стало так как этот первый этап мы не прошли

он кстати никак не вытекает из экономики или "рыночности", совсем никак, там другие драйверы, скажем из области не экономики, а социологии

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Владимир Фёдорович,
рад за Вас. Хорошая статья!

На Ваш вопрос "Можно ли производить качественную продукцию в условиях единичного производства?" отвечаю - можно.

В советские времена, наше Специальное конструкторско-технологическое бюро изготавливало сверхпроводящие магнитные системы, по заказам. Естественно, это было единичное производство. Качество обеспечивалось тем, что мы, по ходу, разрабатывали и теорию конструирования таких магнитов (в виде их компьютерных моделей). Также, определяли и влияние ошибок изготовления на характеристики магнитного поля в заданной рабочей зоне. Именно поэтому, наше производство относилось к стадиям НИОКР-а.
А для "неединичного"-серийного производства потребовалось бы отрабатывать следующие стадии разработки продукции. Они описаны в ЕСКД (Единой системе конструкторской документации).

Для примера скажу, что точность изготовления каркасов соленоидов и точность намотки на каркасы сверхпроводящего провода обеспечивали однородность магнитного поля в рабочей зоне - порядка 10(-3) о.е. (десять в степени -3). А обычные требования на однородность поля были от 10(-6) до 10(-5) о.е. Для ЯМР-спектроскопии - 10(-7) о.е. На заказанную однородность выходили путём корректировки обмотки. По результатам испытаний (по полученному профилю магнитного поля) определяли сколько нужно отмотать/домотать витков и в каких местах обмотки расположить их, чтобы выйти на заказанный профиль поля. Определяли по разработанной теории. Обычно хватало одной-двух корректировок. Но, для получения однородности порядка 10(-7) о.е требовалось больше докоррекций.
А некачественность нашей продукции исключалась её высокой стоимостью и приёмкой заказчика.

Так что, ответ на Ваш вопрос становится очевидным, если посмотреть на него с позиций полного цикла разработки продукции. Этот цикл описан в ЕСКД.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

А вопрос "Можно ли без обычного массового производства поставить инновационную экономику?", думаю - некорректен. Ни к чему устраивать игру с терминами.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - "Можно ли без обычного массового производства поставить инновационную экономику?", думаю - некорректен. Ни к чему устраивать игру с терминами".

Спасибо за внимание, Владимир Иванович. По первой части Вашего коммента пока не успеваю ответить - нужно вчитаться.
А по поводу игры с терминами - по крайней мере, такой цели не было. И по поводу - корректен ли вопрос - тоже у меня готового ответа нет. Пока считаю корректным. Другое дело, что при соответствующих аргументах соглашусь с иной точкой зрения.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата (эх, где возможность выделять цитаты, работавшая в старом Е-хе?!) -
"На Ваш вопрос "Можно ли производить качественную продукцию в условиях единичного производства?" отвечаю - можно."

Вчитался. По поводу приемки заказчика - это особая тема, но здесь нельзя открывать форумы, будем ждать статьи для обсуждения темы.
А вот по поводу цитаты - я не писал, что у нас это нельзя. Напротив, у нас все можно, но в одном экземпляре - балет, космос и т.п.

А вот обеспечить массовое производство с растущим качеством продукции - это невозможно при существующем уровне практики менеджмента - статья и про это.
И потому проблемы с инновационной экономикой.
Правда, есть еще тема (ее я не затрагиваю здесь) - что управление НИОКР (то есть тем самым единичным производством) также требует хорошего менеджмента, а он у нас повсюду примерно одного уровня (с чего бы он был разный).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.