Как малому бизнесу развиваться в неблагоприятной среде

В настоящее время сформировалась довольно неблагоприятная среда для появления и функционирования объектов малого бизнеса: постоянные изменения в законодательстве, закрытие многих кредитных организаций, рост курса валют и цен на топливо, санкции и пр., все это не позволяет владельцам малых предприятий разрабатывать долгосрочные планы. Слишком много неизвестных, чтобы можно было сделать хоть сколько-нибудь долгосрочный расчет.

На фоне всего этого возникает вопрос: какими качествами должен обладать объект малого бизнеса, чтобы развиться и функционировать в условиях сегодняшнего дня? Что делать, если нет первоначального капитала, позволяющего с нуля быстро создать полноценное предприятие и запустить его в работу? Возможно ли создание предприятия, которое способно развиться практически без вложения первоначальных средств, без обращения к кредитам (на начальных этапах) и с минимальными рисками? Надеюсь, мне удалось дать ответы на некоторые из этих вопросов.

Психологическая подготовка

Подходы к созданию компании и к организации ее дальнейшего функционирования не могут быть одинаковыми: Создание, особенно чего-то маленького, работа ручная, ювелирная, а процесс функционирования уже должен быть автоматическим. Этот «механизм» необходимо продумать, сконструировать, отладить, а затем запустить и чутко следить за слаженностью его работы.

На начальном этапе важно подготовить себя психологически: составить стратегию. Ведь когда есть план, действовать легче. Определений понятия стратегии множество, мне близко это:

Стратегия – это: цель, которую вы перед собой ставите, план действий, по ее достижению.

Определение стратегии необходимо для того, чтобы четко понимать, что хочешь получить в итоге, легче донести это до заинтересованных сторон (сотрудников, клиентов, партнеров), а, главное, определить сценарий развития. Чем подробнее он будет, тем проще ему следовать.

Стратегия – это выбор своего пути, своего места на рынке. То есть, осознанный отказ от возможных альтернатив, сознательное сужение круга интересов предприятия, или круга заказчиков, или круга возможностей. Чтобы выжить, надо быть лучшим, а быть лучшим во всем невозможно или возможно, но не долго.

Предприятие не должно чрезмерно разрастаться – маленькое маневреннее. В среде, характеризующейся непредсказуемостью – это большой плюс.

Этим делом придется заниматься как основным в жизни – работать администратором, вести маркетинг, хозяйство и пр., самому разрабатывать и вести сайт (благо сейчас для этого не требуются специальные знания, есть много интернет-компаний, предлагающих бесплатные шаблоны для самостоятельного заполнения, с ними же можно заключить договор на раскрутку). Для малого бизнеса, в современных условиях, не достаточно нанять хорошего управляющего менеджера - им должен быть ты сам. Тогда, начиная, можно рассчитывать на успех.

Имидж

Чем может похвастаться компания, которая не является крупной, у которой отсутствует весомая родословная, еще нет уважаемых заказчиков, не имеется вереницы готовых объектов или впечатляющего модельного ряда, а возможно и офиса то нет? Тем, что есть: молодостью, свободой, креативностью, одержимостью делом, искренним интересом к развитию, свежими идеями, нестандартными подходами, человечным отношением к заказчику. Не выдавать себя за кого-то другого, быть тем, кто ты есть и не скрывать этого.

Конечно, не обойдется без неприятных вопросов и едких комментариев со стороны некоторых потенциальных клиентов. Что тут сделаешь? Пусть это не сломает вашей уверенности в своем деле, и стоит ли пытаться понравиться абсолютно всем? Есть своя идея, свой стиль, которым надо оставаться верным, за это и уважают, а свой круг почитателей обязательно появится!

Место

С одной стороны, офис – это очень важно: для заказчика это лицо компании, место сбора для сотрудников, штаб для руководителя. С другой стороны, для зарождающегося объекта малого бизнеса, еще находящегося в нестабильном состоянии, выбор офиса может стать очень сложным делом, так как помещение, может быстро перестать удовлетворять – стать тесным, или изначально быть финансово накладным – если выбрано «на вырост».

Коворкинг - это идеальный формат аренды помещения для начинающего предпринимателя, который только формирует команду или пока не имеет крупных заказчиков, чтобы арендовать отдельный офис. Это удобно тем, что с прибавлением (или убытием) сотрудников, можно корректировать количество рабочих мест. Коворкинг предоставляет переговорные комнаты и помещения для событий (презентаций), оргтехнику, зачастую оказывает различные полезные услуги для малого бизнеса.

Такая схема позволяет иметь все блага большого офиса, экономя на расходах. Есть и еще один «плюс»: если коворкинг подобран правильно, с учетом специфики собственной деятельности, пребывание на его площадке позволить завязать новые знакомства, изучить манеру работы других компаний, обменяться опытом (особенно если еще мало собственно), рассказать о себе, что-то почерпнуть, чем-то поделиться.

Стоит быть готовым, что некоторых потенциальных клиентов это отпугнет, так как, по их мнению, несет элемент нестабильности, но кому-то будет импонировать. У такой открытости безусловно есть и другие «минусы», но на ранних этапах развития они еще не будут стоять так остро.

Команда

Руководитель

В современных условиях, все меньше доверия юридическому лицу: компании открываются и закрываются, меняют названия, работают под множеством вывесок и т.п. Конкретный человек – это совсем другое. Его знают в лицо, он ставит на кон свою репутацию. Так что, если в планах работать честно, то стоит прибегнуть к личному брэндингу. Будьте лицом своей компании, и клиентура это оценит.

Сотрудники

Малый бизнес во многом базируется на личных отношениях. Сотрудники – очень важный элемент малого бизнеса, именно они создают имидж, действие любого из них может оказать большое влияние на бизнес, как положительное, так и губительное. В малой компании, где основное привлечение Заказчиков идет не через рекламные компании, а путем рекомендаций, личность Сотрудника особенно значима, ведь зачастую, заказчик воспринимает компанию через сотрудника, который его обслуживает, следовательно, рекомендует потом именно его.

Отсюда вывод: необходим тщательный подбор и постоянное внимание.

Это касается постоянных сотрудников, к примеру, менеджеров. А вот прочие вопросы, стоит поручить специалистам и профильным компаниям, нанятым на время под конкретные задачи: бухгалтерские, кадровые, юридические, маркетинговые, исследовательские, статистические и пр. Это освободит от целого штата сотрудников, чьи услуги не требуются пять дней в неделю, сэкономить на заработной плате, быстро корректировать свои расходы, а главное – получать более качественные услуги.

Партнеры

Партнерские отношения: из курса физики нам известно: наибольшую устойчивость имеет система, составленная из мелких частей, скрепленных гибкими связями. Она легче противостоит воздействию, быстро восстанавливая первоначальную форму, а в случае повреждения, отдельные части могут быть легко заменимы новыми без ущерба для общей структуры.

Построение бизнеса возможно на основе того же принципа: объединение автономных объектов малого и среднего бизнеса с целью взаимного оказания услуг и совместных рекламных действий (нам ведь не трудно, к примеру, порекомендовать транспортную компанию партнера своим заказчикам или разместить их баннер на своем сайте, а за это мы знаем, что они окажут нам качественные услуги в любой момент, когда нам это понадобиться и по выгодной для нас цене).

Секрет

Компаний много, что сделает вашу компанию уникальной? Ваша личность, высокое качество, понимание нужд заказчиков и сотрудников, деловая приподнятая атмосфера, свежие идеи, адекватная ценовая политика, перфекционизм, вежливость, ваши способности анализировать, быть чутким и гибким, умение все вовремя замечать и аккуратно корректировать, а главное – не усложнять!

И еще что-то, что вы добавите от себя. Нет ни чего окончательного.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Преподаватель, Саратов

''На начальном этапе важно подготовить себя психологически: составить стратегию.'' Главное сходить к психоаналитику, пропеть мантры, а потом уже и за стратегию можно, как следующий этап психологической подготовки:-) А если серьёзно, то специфика именно малого бизнеса в чем? А в чем неблагоприятные воздействия отражаются?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Эммм... А чем все выше описанное отличается от того, что надо делать обычной ситуации?

К предпринимательству в любой ситуации подходит поговорка: ''Боишься - не делай, делаешь - не бойся!''

А варианты выживания следующие:
- проанализировать насколько будет жинеспособен бизнес при критичных условиях, к примеру,если доллар будет 100 руб. Хватит ли резервов? На сколько упадет спрос? Какое количество сотрудников будет необходимо?

- искать возможности по выходу на экспорт;

- если все выше описанное невозможно. Продавать бизнес и менять нишу.

Руководитель проекта, Москва

Павел, если мантры кому-то помогают, пусть поют их, скорее всего на том и остановятся, и у психоаналитика, пусть своеобразный, но бизнес ))
А если серьезно, специфика в том, что открывая бизнес здесь, ориентируешься на одни правила, а на следующий день они уже изменились, а потом снова и снов. Т.е., классическая формула ''тщательно спланируй и постепенно воплощай'' - не эффективна, а эффективна - ''посмотрел по сторонам, сориентировался, сделал шажок''

Руководитель проекта, Москва
Виталий Курочкин пишет: если все выше описанное невозможно. Продавать бизнес и менять нишу
Виталий, на сколько мрачно, на столько верно, только остается найти того, кто его купит, он ведь безнадежен ((
Преподаватель, Саратов

Вот всегда приятно, когда автор отвечает:-) вот интересно о адаптации малого бизнеса к кризисной ситуации почитать Ваши мысли.

Руководитель проекта, Москва

Павел, не обрастать (имуществом компании, свободными средствами, персоналом, долгосрочными заказами - как не странно, но это мое мнение). Т.е. соответствовать среде - быть не ''земледельцем'', а ''кочевником''

Преподаватель, Саратов

Такой взгляд на мой взгляд имеет право на жизнь. Именно в этом может заключаться преимущество малого бизнеса. А вот интересно было бы почитать - почему так:-) хотя я с Вами согласен.

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина
Ольга пишет: Т.е. соответствовать среде - быть не ''земледельцем'', а ''кочевником''
Это два разных подхода к бизнесу. Их обычно называют стратегическим и оппортунистическим. Но земледелец и кочевник - больше ассоциаций вызывает. В чем суть разницы? У кочевника нет ярко выраженных относительно других людей возможностей, ресурсов, за которые он бы держался. И на которые мог опереться. Поэтому он использует единственно верный в этой ситуации подход: крутит головой на 360 градусов и ищет платежеспособный спрос. Готов взяться за любой бизнес, если он может принести деньги. Земледелец знает свои сильные стороны. Он умеет делать нечто такое, что другие делают явно хуже, чем он. Вот он держится за эту деятельность. Развивает свои возможности еще сильнее. И пытается предлагать это рынку в некоторых модификациях. Он вряд ли будет браться за бизнес, который сулит ему прибыль, но не воплощает сильные стороны земледельца. Т.е. кочевник - обычный рядовой человек, который берется за любой запрос рынка. Земледелец предлагает рынку свои продукты, которые мало кто может сделать лучше, чем он
Руководитель проекта, Москва

Николай, и мне ближе такой подход к бизнесу, когда, как та маленькая семейная мастерская в Италии уже почти 85 лет делает только рули для феррари. Они и лучшие, и единственные ))
Буду благодарна, если кто-нибудь приведет подобный пример отечественного бизнеса

Менеджер по обучению персонала, Москва

Ольга, все народные промыслы как пример, авторские работы в бижутерии и ювелирке, кладка каминов и печей (передают мастера из рук в руки).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.