Действующий бизнес или стартап?

Очень часто можно услышать выражение: «Это у них стартап, а не настоящий бизнес». В данный момент я руковожу и стартапом, и традиционным бизнесом, и эта разница очень четко прослеживается во всех ключевых моментах. Чтобы поделиться своим опытом, я составил 10 различий между стартапами и настоящим бизнесом, а также указал возможные способы превратить свой только что начатый проект в полноценное дело.

1. Источники дохода

Пожалуй, это первое, что отличает стартап от реального бизнеса. Стартаперы всегда ждут инвестиций, зачастую даже не пытаясь запустить работающую схему монетизации, которая и способна превратить проект в работающий и приносящий прибыль бизнес. Инвестиционные транши зачастую позволяют стартаперам расслабиться и растягивать процесс доработки продукта или продвижения на долгие месяцы.

Выход: не надеяться только на инвестиции и не пытаться сходу повторить успех Instagram или Facebook, вместо этого продумывать возможности монетизации уже на старте.

2. Смелость идей

Все мы восхищаемся яркими рекламными кампаниями, которыми блистают богатые на выдумку стартаперы и многомиллиардные корпорации. К слову, запустив осенью 2014 года наглую вирусную акцию на конференции для маркетологов Digitale, мы достигли эффекта, в разы превышающего результаты консервативного продвижения. Но за смелостью идей может скрываться и риск потерять репутацию серьезной компании.

Выход: не бояться организовывать яркие промо, но не переусердствовать в своем пыле, находить «золотую середину» между креативом и сохранением хорошей репутации.

3. Команда

Многие стартаперы не заботятся ни оформлением своих трудовых взаимоотношений, ни скреплением вообще каких бы то ни было взаимных обязательств. С момента запуска проекта Smart WiFi прошел год, и у нас тоже были определенные сложности внутри команды, которые привели к сильной коррекции состава людей, занимающихся оперативным управлением компанией.

Выход: договариваться друг с другом «на берегу» и быть готовыми к тому, что разногласия внутри команды, особенно в тяжелые времена, могут серьезно повлиять на рабочий процесс.

4. Бизнес-модель

Если при создании настоящего бизнеса бизнес-модель меняется довольно редко, то при создании стартапа бизнес-модель может меняться гораздо чаще. На первых порах это даже достоинство формата «стартапа», но тоже может навредить и репутации, и стабильной монетизации компании.

Выход: «семь раз спланируй, один раз запусти» – но и останавливаться на неэффективной бизнес-модели тоже не стоит.

5. Ожидания и амбиции

Еще одно огромное различие между стартом настоящего бизнеса и запуском стартапа. В первом случае человек называет себя «предпринимателем» и понимает, что без выстраивания работающих бизнес-процессов и получения прибыли (хотя бы для самоокупаемости) он не построит бизнес. Но во втором случае человек гордо именует себя «стартапером» и ждет, что после первой же встречи с первым же частным инвестором его проект сразу же выйдет на IPO, а венчурные капиталисты будут бороться за право купить долю в его компании.

Выход: мыслить реальными категориями, рассчитывать только на свои силы и строить бизнес, а не воздушные замки.

6. Бизнес-процессы

Распределение денежного потока, выплата зарплат, учет затраченного времени и другие привычные для настоящих бизнесменов вещи словно не касаются многих стартаперов, которые считают, что «все и так сложится». Нет, не сложится.

Выход: заниматься бизнес-самообразованием или привлекать в компанию предпринимателей с опытом реализации успешных проектов.

7. Продукт

В среде стартапов есть понятие MVP (minimum viable product), что означает состояние продукта, когда его уже можно использовать, но до конца он еще не готов. Это и преимущество, и недостаток. С одной стороны, таким образом можно протестировать возможности идеи и интерес аудитории, но в настоящем бизнесе бывает очень сложно объяснить первым клиентам, почему продукт постоянно меняется (и не всегда в лучшую сторону).

Выход: доводите свой продукт не только до MVP, но и до готовности использования клиентом.

8. Конкуренты

В реальном бизнесе конкурентам уделяется много внимания, в то время как многие стартапы упоминают о косвенных и прямых конкурентах только в определенных графах бизнес-плана и презентациях для инвесторах. Очень важно в период анализа рынка очень внимательно изучить активность конкурентов и оценить емкость той или иной ниши, а не бросаться наобум в развитие высококонкурентного направления.

Выход: Следите за активностями конкурентов и старайтесь опережать их хотя бы на шаг, чтобы всегда оставаться лидером.

9. Отношения с клиентами

В стабильном бизнесе отношениям с клиентам уделяется очень много внимания, в то время как многие стартаперы думают исключительно о доработке продукта и переговорах с инвесторами, а клиенты остаются «за бортом» и постепенно переходят к использованию других сервисов.

Опять же, многие стартапы надеются на свою «теплую» базу, которая состоит из уже знакомых людей, которые потенциально заинтересованы в продукте. Так было и в нашем случае — но, несмотря на первые восторги по поводу проекта, очень небольшой процент заведений из нашей «теплой» базы стали клиентами Smart Wi-Fi.

Выход: думайте о клиентах и удовлетворении их потребностей, и тогда монетизация начнет работать более эффективно, но при этом не надейтесь на то, что ваш продукт будет нужен всем и каждому, а также на бурный интерес со стороны «теплой» базы.

10. Первоначальные вложения

Для старта бизнеса всегда требуются вложения, и человек с мышлением предпринимателя, уверенный в том, что его идея сработает, готов вкладывать собственные деньги или брать кредиты в банках. Стартапы зачастую до конца не уверены в идее и очень часто только подтверждают истинность выражения «голь на выдумки хитра». Экономия на сотрудниках и подрядчиках в результате дает недостаточно высокое качество выполненных работ, займы у родственников и знакомых не требуют четкого бизнес-плана и понимания, когда и как эти деньги можно будет вернуть — и в результате висят тяжким грузом.

Выход: внимательно анализировать исходную ситуацию, возможности рынка и потенциал своей идеи — и вкладывать в развитие проекта необходимое количество денег, не забывая уделять внимание и всем тем пунктам, о которых я говорил ранее — чтобы эти вложения вернулись в увеличенном размере.

Самая важная мысль, которая родилась за время существования проекта Smart Wi-Fi, особенно если сравнивать с традиционным ресторанным бизнесом — стартап это и есть действующий бизнес, и приносить прибыль он начинает только в тот момент, когда предприниматель относится к нему со всей ответственностью и серьезностью.

Тимур Аблязов, генеральный директор Smart WiFi и ресторана Philibert

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Челябинск

Угу. Очередная демонстрация разницы между ''казаться'' и ''быть''. Это неистребимо из человеческой природы.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Стартап? В России? - Не, не слышал.
Срисованные с ''запада'' проекты? - А ну да, таких знаю.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini %d0%91%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9
Сергей Алейников
А также в автопроме придумали и то, что через несколько лет в машине должно износиться всё насто...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: какие профессии появятся с развитием беспилотников

Россияне рассказали о специалистах, которые могут потребоваться уже в ближайшее время.

«Кухня на районе» запустит автоматы с готовой едой и кафетерии в Москве

Для сервиса выход в офлайн — один из способов увеличить оборот.

За год стереотипов в отношении женщин на рынке труда стало меньше

В 81% компаний сообщили, что семейное положение женщины не влияет на решение о ее работе.

Сервис аренды самокатов Whoosh выйдет на IPO

Ожидается, что это произойдет 14 декабря 2022 года.