4 демона предпринимательства

По отчету одной крупной рекрутинговой компании, через десять лет только 40% работников будет привязано к постоянному месту работы. Скоро люди будут сами себе предприниматели.

Уже сейчас тема организации собственного бизнеса весьма популярна: молодые люди зачитываются Ричардом Брэнсоном, семинары по созданию бизнеса процветают, a start up секции собирают полные залы. Так, по результатам исследования Координационно-аналитического Центра развития карьеры ЮФО, 39% выпускников вузов хотели бы организовать свой бизнес. Так почему же, в итоге, предпринимателями становятся… менее 2% молодых людей? Почему в нашей стране до сих пор доля малого бизнеса ничтожна? Почему в России категорически не хотят появляться собственные мегауспешные молодые предприниматели?

Поскольку я много работаю с молодыми людьми, пытающими организовать свое дело, то, опираясь на собственный опыт, определил несколько основных «демонов», убивающих предпринимательскую инициативу. Вот эти «демоны»:

  • Демон общественного мнения.
  • Демон образования.
  • Демон лени.
  • Демон страха.

Демон общественного мнения. По опросу Левада Центра, отношение к предпринимателям в России чуть лучше, чем к бандитам. Вот список качеств, характерных для отечественных бизнесменов: 51% опрошенных отметили жажду наживы, 41% − склонность к жульничеству, 26% − нежелание честно трудиться, 20% − низкий уровень культуры. А где же целеустремленность, трудолюбие, активность и рационализм? Да, романтическая обида постсоветского общества на предпринимателей все еще огромна.

И в окружении начинающего бизнесмена всегда будут люди, не одобряющие его деятельность: родственники, боящиеся за судьбу дорогого им человека; ретрограды, уверенные в синонимичности понятий «бизнесмен» и «вор»; старушки, считающие вас главной причиной смятых газонов, и, конечно, завистники, раздраженные своей предпринимательской импотенцией.

Да и многие российские предприниматели сами немного, как бы, стесняются своего предпринимательского статуса. Предприниматель должен уйти от философии князя Мышкина «Я еще не знаю в чем именно, но я виноват».

К сожалению, многие потенциальные предприниматели не способны отделять себя от потока критики и не могут выделить те несколько процентов конструктивной критики, к которой лучше прислушаться.

Хотите универсальный рецепт, как избежать критики? Ничего не делайте, молчите и будьте никем. В противном случае, развивайте свой бизнес несмотря ни на что.

Только сам человек способен себя обидеть, потому что обидна не критика, а отношение к ней. Энтузиазм и приверженность к своему делу должны быть сильнее любой дозы бактерий коллективной истерии.

Демон образования. Существующая система формального образования не направлена на развитие предпринимательского потенциала, она идеально вписывается во фразу Сенеки - «Не для жизни, а для школы учимся». Современный ученик живет по принципу «задача – решение – сверка – ответ − оценка», но такой уровень определенности немыслим для предпринимателей, которые должны уметь не только решать абстрактные проблемы, но и самостоятельно ставить задачи, уметь структурировать неопределенность.

Современный ученик будет иметь обширные, но слабо связанные знания в различных областях. Но мы чаще ищем лучших в определенных сферах, а не широкопрофильных специалистов. Выбирая дантиста, мы не оцениваем его финансовую грамотность, а, обращаясь к юристу, мы не интересуемся его успехами в мат анализе.

Отдельно хочу остановиться на высшем образовании. Высшее образование в России стало неким социальным фетишем. Скоро на каждом чердаке появляться филиалы различных вузов, уже 85% людей в возрасте 15-25 лет планируют получить высшее образование. Учитывая, что в настоящее время только 57% людей в возрасте 25-35 лет имеют высшее образование, скоро нас ждет острейшее перепроизводство выпускников с корочкой о высшем образовании. Работы на всех не хватит.

Посмотрим на опыт США. Там в ведущих вузах, обучающих предпринимательству, студентов не пустят на 4-й курс, пока они не создадут собственное дело с оборотом более $10000. Или возьмем Сингапур, где уже с первых курсов организуются фиктивные фирмы, состоящие из студентов различных направлений. Все предметы изучаются именно на примере этой фирмы, что дает студентом понимание практической применимости знаний. По окончании университета, многие фиктивные фирмы становятся реальными бизнесами.

А российская образовательная система твердо заточена под карьерную схему: «устроиться на работу – повыситься в должности – просидеть 20 лет – уйти на пенсию». Но к 2030 году одна пятая российского населения будет пенсионерами. Пенсий на всех не хватит.

Я не хочу сказать, что формальное образование не нужно, я хочу сказать, что это лишь один из способов получения знаний, и он не достаточен. Успешный предприниматель должен непрерывно заниматься саморазвитием.

Помню эпизод из «Алисы» Льюиса Кэрролла: «Алиса, чтобы оставаться на месте, тебе нужно бежать» − сказала Красная Королева. «А если я хочу двигаться вперед?» - спросила Алиса. «Тогда тебе нужно бежать очень быстро» (возможно, не дословная цитата).

Демон лени. Перефразируя Гете, я могу сказать, что «Многие люди хотят быть бизнесменами, но не многие люди хотят становиться бизнесменами». Желание, в большинстве случаев, смягчается расхлябанностью.

Сколько отличных идей сгнило в головах потенциальных предпринимателей. Ко мне за советом часто обращаются молодые люди, которые хотят открыть свой бизнес – у многих отличные идеи. Но дальше разговоров дело не уходит. Завтра, на следующей недели, в следующем месяце, в новом году….НЕТ – в предпринимательстве это не работает! Не следует бездумно браться за всплывающие задания, но стоит послушать Ленина: пора переходить «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него – к практике». Для многих абсолютно не характерна готовность работать до результата, а не до окончания рабочего дня.

Не существует единого портрета успешных предпринимателей: есть общительные, а есть замкнутые, есть интеллигентные, а есть развязные, есть щедрые, а есть жадные. Но всех их объединяет одна общая черта – они все могут встать с дивана в нужный момент.

Когда меня спрашивают, трудно ли было развить свой бизнес, я отвечаю, что если бы все было легко, то на моем месте были бы другие. Хотя, на самом деле, создать свой бизнес намного проще, чем многим кажется. Только для этого нужно действовать. Браться и делать.

Демон страха. Самооценка человека во многом определяет, кто он есть и чего сможет добиться. «Они могут, потому что думают, что могут» − говорил Вергилий два столетия назад; «Человек – это то, во что он верует» − писал позже Чехов; «Каковы мысли в душе его, таков и он» − это уже из Библии. Множество потенциальных предпринимателей верят в свою неудачу. Они бояться потерять деньги, бояться нехватки знаний и способностей, бояться неизвестности.

Почитайте истории успеха предпринимателей, все они выбросили свои страхи за борт. Перебороть свои страхи – наслаждение для успешного предпринимателя. Очень люблю цитату майора Звягина из одноименного произведения Михаила Веллера: «Испытывать себя на прочность в самых острых ситуациях и выходить из них обновленным, счастливым своей силой и пережитым чувством – вот, что такое жить»!

Страх неизвестности можно уменьшить, начав свой бизнес, не уходя с предыдущего места работы, и постепенно переходить к своему делу. Так многие и делали.

Если человек хочет иметь свой бизнес и если он принял твердое решение поддаться безумному ознобу предпринимательства, то без сожаления нужно избавиться от своих демонов: от страха, от лени, от отношения к образованию и общественному мнению. На пути будет множество проблем, но все они преодолимы.

Упоминаемая в этой публикации АНО «Левада-Центр» принудительно внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Фото в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Хотите универсальный рецепт, как делать бизнес в России? Ничего не делайте, молчите и будьте никем. В противном случае, ваш бизнес не разовьется, несмотря ни на что!

Директор по маркетингу, Астрахань

Удивительный подход автора.
Интересно, а какой у него личный опыт предпринимательства?

не знаю на сколько сознательно, но автор ''упустил'' три главных демона, которые реально мешают предпринимательству:
1. Административные барьеры и ''кумовство'' - на высокоприбыльные отрасли тебя просто не ''пустят'', а торговать пирожками мало привлечёт талантливого предпринимателя это раз, конкуренция выражается в том, у кого круче доступ к административному ресурсу, а не у кого эффективней бизнес это два.
2. Закрыт доступ к недорогим финансам - % в банках нынче остаются тяжёлой ношей для начинающего предпринимателя
3. незащищённость бизнеса - у всех на глазах примеры, когда успешный бизнес ''отбирали''. Есть примеры и федерального масштаба и, думаю, в своём регионе каждый найдёт несколько примеров. Вы думаете такие ''истории успеха'' мотивируют начать собственное дело?!

Конечно и культура предпринимательства у нас не развита и навыкам предпринимательства мало где учат. Это так, но корень всё же в том, что я перечислил.

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Когда мы в 90 гг, начинали предпринимательскую деятельность - у нас была своя ''маленькая армия'' - занимавшая все пространство бывшего детского сада на 300 человек. Вооруженная до зубов, + мы использовали весь потенциал ''бывших'' сотрудников КГБ и МВД - вместе с их структурами безопасности. И если мы все объединялись, то противостоять нам могла только армия.
Сейчас 90 гг, повторяются и притом с таким стремительным ростом, аж дух захватывает!!
Поэтому автору статьи - место на вокзале (если не получит кувалдой по голове) - пирожками торговать....

Алексей Кормилкин Алексей Кормилкин Технический директор, Москва

Вячеслав, не буду спрашивать, есть ли у Вас личный опыт успешного предпринимательства, наверняка есть, иначе Вы бы писать статью не стали. Меня заинтересовала фраза об Американских ВУЗах, где студенты обязаны создать свой успешный бизнес, иначе к 4 курсу - прощайте. Приведите пожалуйста примеры таких ВУЗов, а также примеры американских бизнес-школ, где обучают предпринимательству, а не MBA

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Дмитрий Столыпин пишет: Удивительный подход автора. Интересно, а какой у него личный опыт предпринимательства?
В личной карточке автора написано: ''...эксперт в области международного маркетинга... опыт работы - от 3 лет'' В приснопамятном Советском Союзе стаж работы по специальности 3 года - это молодой специалист, а ''нонеча'' - ''эксперт''! Ну, какие эксперты - такие и подходы.
Директор по продажам, Санкт-Петербург

Отличная статья!!! самый смак :!:

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Бизнес в рашен - это ВОЙНА!! и студент/солдат - ставший генералом сразу после ВУЗа - скорее смертник, чем предприниматель.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

''Замуровали, демоны!'' (с) ''Иван Васильевич меняет профессию''
А так статья разумная - хотя америк не открывает. Студентам пойдёт.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Вот список качеств, характерных для отечественных бизнесменов: 51% опрошенных отметили жажду наживы, 41% − склонность к жульничеству, 26% − нежелание честно трудиться, 20% − низкий уровень культуры. Ну да, проще всего объяснить такое отношение к нашим бизнесменам - романтическая обида постсоветского общества на предпринимателей все еще огромна. Во-первых, если опрашивать одних пенсионеров - такой результат предсказуем. Интересно посмотреть какие возрастные и имущественные группы в этом опросе опрашивались. Кстати, если выборка была полностью репрезентативной, то есть опрашивалась и молодёжь, которая в СССР не жила, какой постсоветской обидой это можно объяснить? Автор даже не пытается немного подумать о том, а вдруг реально именно эти качества и присутствуют в наших нынешних ''предпринимателях''? Тот есть эти качества названы не из-за обиды респодентов, а реально нашим предпринимателям присущи? А где же целеустремленность, трудолюбие, активность и рационализм? - прекрасные в принципе качества, но когда конечная цель обладателя этих качеств - личное обогащение, они превращаются в жажду наживы, склонность к жульничеству, нежелание честно трудиться, низкий уровень культуры. То есть это всё на самом деле одни и те-же качества, просто названные красиво.
Исполнительный директор, Москва
Если человек хочет иметь свой бизнес и если он принял твердое решение поддаться безумному ознобу предпринимательства, то без сожаления нужно избавиться от своих демонов: от страха, от лени, от отношения к образованию и общественному мнению.
Полная дурь - человек не знает о чем пишет. Для начала - пусть САМ попробует.... хотя бы организовать торговлю пирожками на Киевском вокзале (на других, ИМХО - не получится) или шариковыми ручками в электричках. ИМХО: автор начитался популярных рекламных проспектов и выдал свой ''шедевр'' на-гора.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.