Коррупция «вирусная» и «острая»

Юрий Тюленев, инновационно-консалтинговая компания «ГЕО»

Коррупции столько же лет, сколько и мировой цивилизации в ее относительно организованном виде. За это время над искоренением коррупции бились светлейшие (и не очень) умы прошедших эпох и современности. Однако, несмотря на все усилия, она была, есть и похоже будет. Коррупция неотделима от государственности как таковой и бюрократии подобно тому, как собака неотделима от преследующих ее блох, лошадь на пастбище от слепней.

Часто бюрократия напрямую отождествляется с коррупцией. При этом в бюрократизме исследователи обнаруживают много положительных черт. Крупнейший теоретик бюрократии Макс Вебер писал: «Приближается диктатура чиновника». Причиной этого служила, как он утверждал, уникальная способность бюрократии справляться со сложными управленческими задачами в массовом индустриальном обществе.

Однако никто и никогда не говорит о пользе коррупции, вернее сказать об эффективности, поскольку полезное (с точки зрения общественной морали) не всегда эффективно и наоборот. А ведь именно это и является собственно причиной ее существования. Считаю, что в определенной степени коррупция полезна в том плане, что она имеет, де-факто, экономическую эффективность, которую при желании можно облечь в реальные цифры. Если бы это было не так, то экономические законы не позволили бы ей существовать. Не может существовать то, что не эффективно и не направлено на удовлетворение конкретных потребностей общества. Именно общества, а не какой-то существующей самой в себе обособленной группы.

Например, сколько средств экономит автомобилист, который заплатил взятку на дороге, вместо того чтобы пробираться по пробкам, парковаться, выстаивать очереди в банках. Гораздо проще и экономически выгоднее заплатить за справку, а не тратить несколько дней на ее официальное получение. Или техосмотр, тем более если вы уверены в исправности своего авто. Оформление за взятку документации позволит скорее приступить (или вообще приступить) к строительству, например, промышленного предприятия, что приведет к росту налоговой базы, обеспечению занятости населения.

«Скорее» – это время, которое является экономической категорией. Тот, кто сочтет приведенные примеры неудачными и легко устраняемыми с помощью, скажем, современных технологий, может не обольщаться на этот счет. Те же самые технологии подскажут новые еще более изощренные примеры. Подтверждением этому служат тысячелетия существования коррупции, которая значительно старше христианства и которая крепнет и матереет вместе с техническим прогрессом.

Таким образом, существует спрос на коррупцию, соответственно, существует и предложение. В наличии вполне осязаемый рынок, который имеет емкость, эффективность. И полный набор экономических инструментов. Например, складские запасы в данном случае представляют собой обладание информацией либо возможность совершить ограниченные для всех иных действия. Такие запасы будут предложены рынку при условии, что в обществе существует возможность вполне легально использовать средства, полученные за совершение подобных действий.

Коррупция – это неотделимая тень, которая следует за государственностью, пока светит солнце ограничений. В любом организме, в том числе и в человеческом, постоянно существует определенный набор вирусов. До поры они находятся в спокойном состоянии. При наступлении каких-либо неблагоприятных условий, связанных с ослаблением организма за счет внешнего воздействия, количество вирусов превышает «нормальный» уровень и организм заболевает. По аналогии с приведенным примером классифицируем коррупцию на нормальный, или «вирусный» уровень, и «острый», который разъедает организм изнутри, угрожая его существованию.

С учетом приведенной выше логики считаю, что есть смысл сосредоточиться на борьбе с «острой» фазой эффективности коррупции. Понятно, что «вирусная» и «острая» фазы коррупции не могут существовать друг без друга, являясь причиной и следствием. Homo economicus, получивший выгоду в «вирусной» стадии, готов получить еще большую в «острой». Возникает особый философский смысл, заключающийся в рождении сверхчеловека, небожителя, который видит свое существование вне общественных норм и правил. Подобная идеология всегда притягательна, особенно для авантюрных, честолюбивых и объективно смелых людей, которые в массе своей появляются как раз в эпоху перемен. Такие люди – это переносчики вирусов, увеличение количества которых приводит к проявлению сверхэффективности «вирусной» фазы коррупции и перехода ее в «острую» фазу.

Коррупция похожа на государство, которое оно сопровождает. Ведущие западные государства, страны юго-восточной Азии способны удерживать коррупцию в «вирусной» фазе. Это происходит несмотря на то, что именно в этих странах базируются крупнейшие корпорации, которые в погоне за прибылью генерируют изощреннейшие способы ее максимизации. Однако в большинстве случаев «шалят» они вне родных стен. Основой для этого является реальная политическая конкуренция, периодическая безболезненная смена лидеров, а главное – общественный контроль, который выражается не столько в наличии каких либо формализованных общественных советов и так далее, а скорее в ментальности самого общества.

Посмотрите на коррупционные пятна планеты. Это Африка, арабский мир, центральная Азия и… к сожалению, Россия. Почему так? Может быть дело в том, что на территории этих стран проживают люди с разных планет? Или дело в знакомой со школьного курса разнице между западным и восточным типами рабства, восточной ментальности, преимущественного типа религии? Я не стремился дать ответ на эти вопросы, поскольку в данном случае в фокусе рассмотрения находится в основном славянское государство, в отношении которого с уверенностью можно сказать, что эти факторы здесь не работают. В Советском Союзе, по крайней мере, в его европейской части, коррупция находилась в «вирусной» стадии.

Возникает еще один вопрос. Что первично? Богатые страны стали такими, потому что сначала развили экономическую мощь, а затем победили коррупцию, или же они стали такими успешными, потому что они сначала победили коррупцию? То есть как правильно? Бедность-коррупция или коррупция-бедность? Ответ очевиден, и на самом-то деле именно в нем все дело и собственно посыл для действий. «Острая» фаза коррупции несет в себе прямую угрозу в целом для государства, по крайней мере, для его политической системы и может привести к серьезным последствиям. Например, Сомали или некоторые другие страны, которые превратились в территорию, контролируемую отдельными группами и процветание которых напрямую зависит от наличия у них средств на оплату лояльности.

Так как же победить коррупцию? Или вернее в контексте настоящей статьи вернуть ее в «вирусную» фазу. Где найти 14893 действенный способ? На самом деле способы эти всем известны, они в той или иной степени используются, и мы не можем не замечать, что они постепенно начинают давать результаты. Можно говорить о необходимости принятия конкретных законов, однако любые законы обслуживают конкретные общественные настроения, чаяния, они просто не могут повиснуть в воздухе и быть вещами в себе.

Сначала необходимо кардинально изменить саму парадигму государственной службы. Представить ее не в виде работы, приносящей материальные блага, а в виде пути служения народу, своего рода стези мученичества. Человек, вступающий на этот путь должен понимать, что он сознательно обрекает себя лично, своих детей, семью на ограничения, которые не позволят им всем жить вне зависимости от принятого ими кодекса поведения или служения. Такие ограничения касаются всех сфер жизни. Это и обучение детей, ограничение круга знакомых, владения имуществом, отдыха, возможности ведения бизнеса, в том числе членами семьи, общественного поведения, трудоустройства своих детей, родственников и себя лично после окончания срока службы. Материальная составляющая такого пока виртуального кодекса служения – пропорциональность доходов и расходов и государственные опции, которые должны предоставляться чиновникам. О, слышу гомерический хохот.

На самом деле возможно все. В том числе и разработка подобного документа, методик его принятия и контроля. Слово «чиновник» не синоним слову «коррупционер». Большинство чиновников – честные люди, которые придерживаются виртуального пока кодекса служения. Не является новостью и наличие целого ряда профессий, которые требуют от их обладателей сопутствующих ограничений. Например, военнослужащие, полярники, да, в конце концов, сварщик, который выбирает профессию несмотря на то, что будет дышать ядовитыми продуктами горения.

В стране достаточно создано органов как государственных, так и общественных, которые могут осуществлять контрольные функции. Однако без действенного общественного контроля их эффективность равна нулю, а в отдельных случаях они сами являются источниками коррупции. Дело, прежде всего, в том, что в зрячем обществе коррупции в ее «острой» фазе не может быть просто по определению.

Последние двадцать лет развитие интернета, мобильной связи изменили мир. Не нужно больше контролировать «почту» и «телеграф». На наших глазах посредством социальных сетей, коммуникаций происходят интернет-революции. Футбольные болельщики невольно разработали достаточно совершенную систему оповещения огромного количества людей.

Это ресурс, который позволяет увидеть. Что? Ежика-олигарха в контексте образа из «Россия против ежиков» и высокопоставленного чиновника на фешенебельном курорте. Бизнес-леди, управляющую огромными средствами, которые ее муж заработал в нежном возрасте, понятно, до того как перешел на государственную службу. Сидящих за одной партой студентов престижной бизнес-школы, отцы которых не могут быть знакомы, поскольку «должны» находиться на разных полюсах. Дворцы, в которых живут те, кто не может там жить. То есть то, что запрещает тот кодекс, которого нет.

«Острая» фаза коррупции не может иметь место без многочисленной группы поддержки. Так может пора не обвинять всех вокруг, а самому покинуть ее и понести потери эффективности, связанные с «полезностью» коррупции. Совсем недавно так поступил уважаемый международный автоконцерн, который предпочел обменять преимущества роста продаж престижных автомобилей на честные правила ведения бизнеса. Дело за остальными членами группы. Только тогда в России станут невозможными вещи, которые повергли бы в шок граждан некоррупционных стран, случись они там.

Также смотрите:

Россия против ежиков

Русская аномалия: элите нужна другая страна

«Зеленые директора» подминают под себя Россию

К-рента и «плодородность» управленцев

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Коррупция – болезнь государства и, увы, неизлечимая. Тоже увы, - но более чем излечимая. Как то ни парадоксально, но в экономически здоровом обществе коррупция – это весьма редкое и достаточно специфическое явление. В силу того, что в подобном обществе в определенный исторический момент законы формирует его экономическая составляющая, а не какая-либо иная (например, государственно-административная, как в Новой России), - являясь своеобразным инициатором образования государственности, основанной на экономических потребностях общества и их обеспечении, - заинтересованная в установление оформленных правил своего существования и деятельности. Т.е. в таком государстве власть, государство, государственные институты, законы, политики и т.д. вырастают из экономической составляющей такого государства, являясь проявлениями выражения ее интересов. Как в общем и целом, так и в части отдельных групп и слоев этого общества. В данном случае, - различных категорий бизнеса. Существующих, умирающих или еще только нарождающихся. В результате чего коррупционные конфликты в таком обществе формируются в основном в составе именно экономической составляющей, конфликтов и противостояния отдельных экономических блоков, групп, слоев бизнеса и т.д. Все остальное, что формируется в плане государственности в подобном, зиждящемся на экономике государстве в плане государственности, представляет собой лишь совокупность «наростов», раньше или позже возникающих на экономической составляющей, произрастающих из нее и т.д. по мере эволюции факторов не-экономического характера. И поэтому, в силу своей вторичности или даже третичности серьезного влияния на коррупционную экономическую составляющую не оказывающих. Даже в том случае, если они представляют широкие слои населения. Поэтому в развитых странах коррупция процветает только в составе экономического блока, а не вообще во всех областях общественной жизни. Связано это с тем, что извлечение коррупционной экономической административной ренты государстенными служащими или общественными деятелями в таких странах крайне затруднено и легко может быть обнаружено, т.к. даные действия и институты носят характер производных, а не основных применительно к экономическому каркасу общества. Т.е. в подобных государствах коррупционная административная рента или разовые случаи коррупции являются либо полностью невозможными, либо исключительно редкими, а коррупционные проявления всегда связаны лишь с экономическим блоком и его содержанием, да и то тоже лишь в исключительных критических случаях, т.к. играть по правилам там всегда выгоднее. Естественно, что в России это не так. Поскольку в отличие от развитых стран не экономическая составляющая общества формировала в стране государственность и государство, а остаточные представители старой государственной бюрократической властной системы и силовых органов формировали экономическую систему страны под себя. Как и контроль над ней. Т.е. полностью обратная картина, чем в развитых странах. В результате чего в стране даже по пальцам нельзя пересчитать области административной государственной деятельности, в которых было бы невозможно извлечение административной ренты из тех или иных экономических составляющих общества, полностью и различными способами подконтрольных государственной коррумпированной административной системе. Т.е. если в развитых странах административно-бюрократический ресурс и должностное положение не могут служить источниками получения административной бюрократической ренты, то в России - могут со всей очевидностью. Поскольку в последнем случае статус в обществе и функциональные обязанности прямо предполагают такую возможность. А в случае развитых стран такой возможности часто нет в принципе. В этой ситуации есть и один весьма показательный момент. Дело в том, что в отличие от развитых стран, в которых государственная система не может безболезненно для общества и экономической составляющей “исчезнуть”, быть разрушенной или как-то трансформироваться, в России такая государственная система не имеет каких-то якорей, реально удерживающих ее над бизнесом, обеспечивая контроль над ним и его участниками. А то, что в этом плане существует, носит не более чем силовой характер административного ресурса. Т.е. в подобной ситуации, в отличие от Запада, такую государственную систему сравнительно легко может “смыть”, а экономическая составляющая государства останется. Даже принимая во внимание подконтрольность ее агентов со стороны представителей коррумпированной административной системы. Будучи лишенными их опеки, они окажутся предоставленны только сами себе и существующим между ними горизонтальным связям. И уже затем, по аналогии с развитыми странами, на этом освободившемся месте начнет формироваться новая государственная система. Отражающая интересы уцелевших владельцев российских предприятий и бизнеса, сочетая в себе противостояния и блокировку между “системными” и “несистемными” и т.д. Но это будет уже формированием государственности по западному типу. Когда реальные экономические агенты и бизнесмены (даже в прошлом и подконтрольные различным коррупционерам в гос.администрации), став внезапно незавимиыми (и “сбросив рассыпавшиеся цепи сковывавшей их старой бюрократии”) определяют законы и какими быть этим законам в целях обеспечения их потребностей. Как используя старую законодательную базу, так и создавая и заимствуя новую. С постепенным развитием и формированием государства, в основе которого будут лежать экономические принципы и сугубо экономический каркас, а все остальное в рамках гос.системы и общественной жизни, как и в развитых странах Запада, будет формироваться в виде “наростов” и “наростов на наросты”. Результатом чего станет самоудаление коррупции из государственной составляющей по аналогии с тем, как это произошло в итоге за рубежом, в развитых странах. Быть коррупционером там быть просто не выгодно. Другой вопрос, что у нынешнего российского государства в его нынешнем виде просто нет времени для того,чтобы это все успело произойти, т.к. будучи лишенным государственности, идеологии и управления, оно рискует прекратить существование значительно раньше, чем нежели эти процессы начнут зарождаться. >Потому что она зачастую удобна для жителей. Ну, не для всех, естественно, т.к. любая коррупция – это альтерантивная форма власти в обществе. А в подобной сиутации действуют совсем другие законы, - зачастую никак не регламентированные. >Но, как и у любой болезни, у нее есть разные фазы: «вирусная» − когда жить можно, и «острая» − когда не может выжить ни государство, ни граждане. Есть еще и «хроническая» форма, о которой тоже не следует забывать. И которая может тянуться неограниченно долго. В отличие от «острой», в прямом смысле слова сводящей всех с ума. >Вопрос: готовы ли мы все отказаться от собственных удобств ради общего блага? На самом деле, ради общего блага нет никакой необходимости отказываться от собственных удобств. Даже сегодня. Это допускается лишь на начальных этапах формирования новой формы государства, возникающей как в результате революции, так и иным образом. >Часто бюрократия напрямую отождествляется с коррупцией. При этом в бюрократизме исследователи обнаруживают много положительных черт. Крупнейший теоретик бюрократии Макс Вебер писал: «Приближается диктатура чиновника». Вопрос в том, что бюрократия по Веберу не является вечной. И никак не существует столько же времени, сколько существует человечество, как было здесь указано. Бюрократия – это сравнительно молодой фактор в истории, связанный с формированием государственного аппарата обеспечения власти и образования в рамках него верхушек и групп интересов. В то время как коррупция значительно старше бюрократии. Другое дело, что на определенном этапе развития человеческого общества они сочетаются друг с другом, когда бюрократия превращается в единственный властный класс, доминирующий над государством и обществом, а бюрократическая верхушка становится правящей верхушкой в государстве. Кстати, занимался этими вопросами в экономической науке и социологии не только один М.Вебер, но в России известен почему-то только он, - вероятно, как самый нейтральный для нынешней власти. >Считаю, что в определенной степени коррупция полезна в том плане, что она имеет, де-факто, экономическую эффективность, которую при желании можно облечь в реальные цифры. Все зависит от того, что лежит в ее основе. Ведь коррупция не всегда имеет экономические признаки. И в этом случае на отдельных исторических этапах она действительно бывает эффективной. Но в данном случае рассматривается коррупция именно экономического характера применительно к административно-бюрократическому механизму управления государством и организации власти. Тем более, в тех разных видах, в каких она существует в нынешней России и на пространстве бывшего СССР и в сравнении с ними – в развитых странах. >Если бы это было не так, то экономические законы не позволили бы ей существовать. Не может существовать то, что не эффективно и не направлено на удовлетворение конкретных потребностей общества. Именно общества, а не какой-то существующей самой в себе обособленной группы. Здесь ошибка. Бюрократия является на сегодняшний день главным доминирующим классом общества. Классом, стоящим у власти и удерживающим власть. И представляющим собой одновременно и власть, и государство, подменяя своими интересами его интересы. А в подобной ситуации об обществе вспоминают ровно настолько и ровно тогда, когда оно начинает доставлять кому-то хлопоты. В подобной ситуации, становясь перезитическим классом, бюрократия уже не в состоянии ничего созидать и ничем эффективно управлять. Она может только безгранично потреблять, бесконтрольно разрастаясь, подвизаясь на всем, из чего в состоянии извлечь хотя бы незначительную для себя прибыль, пока не учничтожит окончательно все государство и саму его способность кормить бюрократию. Исчезнув потом сама, будучи не в состоянии поддерживаться и сохраняться в виде стабильного образования. Своеобразный гений-потребитель, который вначале потребляет все, до чего в состоянии дотянуться, а потом потребляющий уже самого себя вплоть до фигурально летального исхода. Когад уже совсем ничего не останется. >Подтверждением этому служат тысячелетия существования коррупции, которая значительно старше христианства и которая крепнет и матереет вместе с техническим прогрессом. Увы. Не крепнет и не матереет. Сегодня как раз налицо все признаки того, что именно НТП и его массовое внедрение в жизнь общества являются могильщиками бюрократии и коррупции в ее содержании, подтачивая ее фундаментальные основы и саму потребность в ее существовании в обществе. Как и коррупции, расцветающей в эпоху классовой бюрократии пышным цветом и достигающей своей наивысшей формы. В дальнейшем, при исчезновении бюрократии как значительного функционального социального слоя, да еще и имеющего свои права, полномочия и привилегии, утратит силу и его верхушка. Это лишь кажется, что чем сильнее информатизирована государственная жизнь, тем, казалось бы, представителям властной бюрократии проще управлять страной и осуществлять контроль, уничтожая и нетрализуя лишние звенья, отвлекающие на себя лишние ресурсы. Фактически, в итоге эти люди окажутся лишь рабами своих рабов, теряя возможность влиять на общество и извлекать привилегии из своего положения. В то время как на место диктату коррумпированной бюрократии придет диктат представителей класса специалистов-электронщиков, - персонала, обслуживающего многочисленные электронные устройства, заменяющие собой львиную часть клерков, а в перспективе и практически их всех. Поскольку подобная эволюция ситуации очевидна, то нет ничего удивительного в том, что представители ныне существующего властного бюрократического класса всеми силами стремятся затормозить замену себя электронным оборудованием. Или сделать так, чтобы работа такого оборудования оказалась бы не эффективной, а оно само – не могло бы использоваться без массового привлечения кадров. Обеспечивая тем самым воплощение идеи мутации бюрократии путем ее слияния с достижениями НТП, следствием чего станет формирование какой-нибудь «необюрократии компьютерного века». Другой вопрос, - насколько им это удастся ? Поскольку в этом случае в руках этих людей будет оставаться все меньше и меньше реальной власти и способности оказывать на что-то влияние. >Таким образом, существует спрос на коррупцию, соответственно, существует и предложение. Дело в том, что коррупция как таковая не предполагает изначально существования некоего спроса, но само ее существование формирует данный спрос с постепенным его расширением и разрастанием. Причем в сочетании с бюрократией, когда последняя начинает именоваться коррумпированной бюрократией, ситуация достигает своего апогея, точки высшего развития коррупционной системы власти, захватывающей и поглощающей целиком все государство. Деградация которой приводит к исчезновению этого государства. Это своего рода конечная формация в становлении и эволюции государственности, за которой уже больше для данного государства ничего нет. >Коррупция – это неотделимая тень, которая следует за государственностью, пока светит солнце ограничений. А принимая во внимание то, что ограничения присущи любой форме государственной организации и модели государственности, получается, что коррупция не истребима вплоть до того момента, пока существует государство или основания для коррупции. В какой бы форме, - экономической или иной, - она бы ни выражалась. >Homo economicus, получивший выгоду в «вирусной» стадии, готов получить еще большую в «острой». Видите ли, дело в том, что «гомо экономикус» спорен даже в теоретической модели. Т.е. этот индивид нежизнеспособен не только в реальной жизни и условиях организации экономического хозяйствования, но даже и на уровне сугубо теоретического разбора ситуации, в которой он выступает в качестве примера. Не говоря уже о том, что в дополнение к данной нежизнеспособности он еще оказывается и совершенно недееспособным. Поэтому рассматривать такого инивида в ккчестве элемента какой-то модели или ситуации – это просто бессмысленно. И поэтому ровным счетом никаких последствий здесь не возникает. Как и людей – переносчиков «вирусов» подобного типа и т.д. Более того, - если брать теоретический пример, то «разносчиком инфекции» станет вовсе не «гомо экономикус», который наделен всеми необходимыми качествами для делового успеха, а … бизнес-неудачник, который решает все свои вопросы более простыми способами в виде взяток или каким-либо иным схожим с ними образом. Т.е. главными «потребителями» коррупционных услуг экономического характера являются в экономически здоровом обществе вовсе не успешные бизнесмены, а неудачники. Которые вместо того, чтобы всего добиваться своим трудом или своими иными деловыми качествами, за неимением такой возможности, решает вопросы «с хитрецой». Что ему в виде удовлетворения упомянутого выше спроса как раз и обеспечивает коррупция и более кокнретно, - коррумпированная система власти. >Возникает особый философский смысл, заключающийся в рождении сверхчеловека, небожителя, который видит свое существование вне общественных норм и правил. Этого нет. Те, кто несут деньги, всегда и постоянно чувствуют себя сверхуязвимыми, как бы они ни пытались представить себя на публике. Те же, кто получает деньги, также уязвимы, но для своих вышестоящих патронов, которым должны отдавать львиную часть своих доходов, оплачивая доходное место или иную синекуру. Все их поведение в стиле сверхчеловеков – это не более чем игра на публику. С демонстрацией видимых преимуществ, которые им дают привилегии приобщенности к системе. С целью произвести впечатление на «всех прочих», которые не являются частью единой коррумпированной административно-бюрократической системы. А в реальности, они живут даже еще более затравленно, чем люди, что несут им деньги. Будучи полностью лишенными самостоятельности в действиях и их выборе. Потому что потерять все нажитое и быть низвергнутым с вершины привилегированной власти вниз, под ноги обычным людям, - до их уровня и даже ниже того, - для такой публики это страшнее даже смерти. Так что это по сути не более чем всевластные рабы своей собственной власти. Да и то лишь те из них, кто занимает мало-мальски серьезные посты. А все остальные – так, мелочь, хотя и с теми же амбициями однажды достигнуть этих высоких постов. И с демонстрацией тех же амбиций на шгирокую публику. >Например, Сомали или некоторые другие страны, которые превратились в территорию, контролируемую отдельными группами и процветание которых напрямую зависит от наличия у них средств на оплату лояльности. Весь ужас ситуации заключается сегодня в том, что нынешнее Сомали – это в точности лишь уменьшенная копия России уже очень недалекого будущего. Того, что от нее останется в результате деградации коррумпированной системы власти и завершения ее существования в рамках некогда единого целого государстенного образования, когда окончательно ослабнут и исчезнут связи, цементирующие отношения между региональными и центральными коррумпированнми бюрократиями, превращая их в некое подобие единого «нечто» целого. >Так как же победить коррупцию? А ее и не нужно побеждать. Как не нужно побеждать и чрезмерно разросшуюся и погрязшую в коррупции бюрократию. Нужно просто решить применительно к ним всего одну крохотную задачу. Своего рода, - бросить собаке определенную кость. После чего весь этот чудовищный паразитический механим сам, без постороннего влияния и насилия, превратится не просто в нечто рабостопособное, но в активно рабостоспособное на благо государства, страны, народонаселения, а не только самого себя, как то происходит в настоящее время. Плюс, при этом еще и будет обеспечивать эффективный самоконтроль за своими действиями, численность и качеством деятельности. Т.е. в то, чем должна быть бюрократия в нормальном здоровом государстве. Увы, - но это не фантастика. Т.е. проблемы как таковой нет. И она может быть решена даже в нынешних условиях коррумпированности бюрократической системы власти, в которых уже находится Россиия. Вопрос, - зачем и кому это нужно ? Вернее, - не нужно ? Ответ прост, - бюрократической элите «смертельно бюрократизированой» страны. Той самой верхушке бюрократического класса, удерживающего власть в стране. Поскольку стоит бюрократии вернуться к своей роли элемента обеспечения государственности, а не обеспечения интересов своей верхушки за счет государственности, как их власть закончится. А какому такое нужно ? Так что лекарство-то есть, - да есть ли смысл кому-то его принимать ? А пока позиции этих людей сильны и обеспечены экономически за счет ограбления страны на свою пользу, - их будущее безупречно, - иначе как до тех пор, пока они полностью «все не потребят». И как окончательный вывод из сказанного, - трансформация коррумпированой бюрократической системы возможна лишь как результате внутренней революции в составе бюрократической системы в условиях ее возрастающей нестабильности и повышения уровня взаимной нелояльности. Когда старой элите придет на смену новая, сбросив или сместив в старую. На заслуженный отдых или в дальние командировки далеко за Урал или за границу. Из того же бюрократического класса, будучи поддерживаемая его наиболее активной, а также силу, положение и власть имеющей частью. Так что не исключено, что в будущем мы еще услышим этот термин, - «внутрибюрократическая революция», но во вполне конкретном воплощении. Когда эволюция коррумпированной бюрократии приведет к ее ослаблению уже настолько, что инициирует процесс саморазрушения. Николай Ю.Романов
Аналитик, Москва
Тема коррупции - сегодня почти беспроигрышная. Очень напоминает споры об НЛО: кто-то уверен, что она была, есть и будет, а кто-то считает её проявления случайностью. Внимательно прочитал и автора, и Юрия Романова. Мне показалось, что автор ограничился просто пожеланиями хорошей погоды на выходные, а там будет - не будет. Юрий Романов смутил вот этим:
остаточные представители старой государственной бюрократической властной системы и силовых органов формировали экономическую систему страны под себя.
То есть во всём виноваты большевики. :| Мне легче - после драки выступаю третьим критиком. Но всё-таки выражу свою тз. Я уверен, что смешивая совершенно различные виды преступлений в кучку под нелепым, не русским названием ''коррупция'', мы не сможем ни на шаг продвинутся в её преодолении. Почему? Да потому, что оба Юрия правы - многие её проявления нам выгодны экономически. Потому что, переводя стрелку на несчастных гаишников, учителей и врачей, мы уходим от миллионных ''доходов'' распильщиков. Следует, на мой взгляд, отдельно рассматривать такие виды, так называемой, ''коррупции'': 1. Взяточничество, точнее мздоимство. Дающий взятку должен быть оправдан в большинстве случаев. 2. Казнокрадство, как самый тяжёлый вид преступления. 3. Кумовство 4. Лоббизм. Где-то так. Классифицировав врага, мы сможем создать оружие против его подразделений.
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Странно. Написал пост. Нажал ''Ответить''. Сообщение испарилось неведомо куда. Может администратор отыщет как-нибудь?

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Существенная часть статьи посвящена объяснению почему коррупция существует. Рекомендации по лечению больного слишком философские.
Я думаю, решение проблемы в изучении истории послевоенного развития европейских стран. В той-же Германии были и бюрократия, и коррупция, и сращивание криминала с обеими. Однако сегодня эта проблема, в существенной степени, решена. Я думаю, надо начать заимствовать полезный опыт.
1. Пора решить проблему многопартийности. Так как существующие оппозиционеры, как правило, или маргиналы или лубочные персонажи и появление новых Минина и Пожарского не ожидается, я бы посоветовал ''тандему'' распилить ЕдРо на две части как можно скорее. Обе половинки будут приглядывать друг за другом. Кроме того, это расчленит местные элиты, что приведет к ослаблению монополизации политики и бизнеса в регионах. Существующие карликовые партии повысят свою значимость и привлекательность возможностью создавать альянсы с половинками при создании коалиций большинства.
2. Надо ввести пожизненный запрет на профессию проштрафившимся госслужащим. У нас их лишают права занимать госдолжности на 2-3 года. Это смешно. В Германии проворовавшихся политиков лишают права работать на государство пожизненно. Кроме того, насколько я знаю, их дети также имеют мало шансов занять госдолжность. Зато дети заслуженных потомственных госслужащих имеют преимущества при приеме на госслужбу и система социальных гарантий очень привлекательна (страхование, пенсия, зарплата и т.д.).
Пока два этих пункта не выполнены - все прочие попытки обречены на провал. Кроме того, падающий рейтинг ЕдРа может привести к приходу Емельки Пугачева, а этого, по понятным причинам, стоит избегать.

Директор по производству, Санкт-Петербург
Если уж использовать медицинскую технологию, то говорить следует о хронической и острой фазе, а не о ''вирусной'' Победить коррупцию можно, но не экономическими и не силовыми методами. Победить можно, формируя новое сознание, пробуждая в человеке не алчность и эгоизм, а доброту и коллективизм. Проще говоря, брать взятку должно бы ''западло''. Но такое возможно только в случае, когда понятна цель, известно, ради чего все это. И эта цель - принята обществом и оно к ней стремится. В нашей же ситуации, когда поощяется обогащение любым способом (а коррупция - чем не способ, притом не самый медленный и не самый сложный), вряд ли получится ''вразумить'' чиновника брать взятки. Попытки же приставить к каждому рублю полицейкого - не более, чем утопия.
Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Странно. Написал пост. ... Слишком долго писали. На форуме действует предельное ограничение на максимальное время открытого диалогового окна для написания ответов. Поэтому либо с комфортом набирайте текст в текстовом редакторе, а потом вставляйте в рамку ответа, либо перед ''Отправить'' копируйте в буфер обмена (''Выделить'' / ''Копировать'' / (''Вставить'' - при необходимости) правой клавишей мыши). А вернуть исчезнувший из ''просроченного'' диалогового окна текст никак не получится. Он даже во временных ''темповых'' файлах не сохраняется.
Директор по производству, Украина
Андрей Басов пишет: Странно. Написал пост. Нажал ''Ответить''. Сообщение испарилось неведомо куда. Может администратор отыщет как-нибудь?
Сообщение убрал. Оно было повтором предыдущего
Директор по рекламе, Москва

то что повторяется и возделывается это культура

значит коррупция это часть культуры нашего общества, как вырезать из общества часть культуры?
это сложное дело, для этого нужно дико петрить в культурологии и социологии и иметь единомышленников, которые так же дико петрят )))

но просвещенных образованных в управлении крайне мало, поэтому борьба с коррупцией будет иметь подкультурные а не надкультурные методы, а бороться против доминирующей культуры подкультурными методами невозможно, культура себя воспроизводит в любой социальной среде в виде повторов - например давайте откроем колхозный рынок в NY и Выхино и прсмотрим какие формы он примет и кто им будет управлять в результате, в NY это будет комитет фермеров, фанатиков зеленой парадигмы а Выхино займет этническая группа и всех построит под себя.

Менеджер группы продуктов, Москва
Николай Романов пишет: А вернуть исчезнувший из ''просроченного'' диалогового окна текст никак не получится. Он даже во временных ''темповых'' файлах не сохраняетс
Для пользователей FireFox существует замечательный плагин Lazarus Form Recovery, запоминающий и позволяющий одним движением восстанавливать содержимое заполняемых полей форм. Про текстовые радакторы можно забыть. Сорри за оффтопик.
Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>То есть во всём виноваты большевики. А при чем здесь большевики ? Что за любовь у людей, - чуть что, сразу большевики. Однако, если брать пример СССР, то ключевым элементом кризиса государственно-административной системы страна явилась именно подмена властных интересов верхушки партийно-бюрократической номенклатуры интересов государства в угоду идеологии. Что привело к кризису в самой партии, в самой партийной верхушке с фактическим неформальным отстранением от власти «патриархов», к деградации, вырождению, девальвации и окостеневанию властной идеологии, которой государственная бюрократия придерживалась с определенного момента лишь формально. Оринтируясь в действительности уже на совсем другие критерии. Результат, - Перестройка, а затем и последовавшие за ней события 1991 года и после них. С отстранением от власти партийно-номенклатурной и идеологической верхушки в пользу партийно-экономической и силовой. Т.е. имевший налицо место кризис коррумпированной бюрократии советского образца с последующей трансформацией этой бюрократии в пользу отказа от связывавшей ее идеологии и акцентуации сугубо на экономическую составляющую, активно вызревавшую в ее среде с начала 80-х. Тенденция общая. Описана в литературе по социологии партийных движений и формирования партийных верхушек еще в начале ХХ века. >Я уверен, что смешивая совершенно различные виды преступлений в кучку под нелепым, не русским названием ''коррупция'', мы не сможем ни на шаг продвинутся в её преодолении. К примеру, - есть такое нехорошее заболевание как грипп. У него только широко известных симптомов больше пятнадцати. А тех, что возникают редко и не у всех, - еще около полутора десятков. Плюс, - осложнения, которые потенциально могут проявляться во всем. Вот коррупция – это тот самый гриипп (фигурально выражаясь – применительно к гос.уровню), у которого проявлений может быть значительное число. Причем, лечат по понятным причинам всегда и исключительно саму болезнь, а не ее проявления. >Потому что, переводя стрелку на несчастных гаишников, учителей и врачей, мы уходим от миллионных ''доходов'' распильщиков. Дело в том, что на подобном макроуровне вы исчезнования или нецелевого использования этих денежных средств просто не заметите. В том случае, если коррупционная модель организована правильно и четко структурированно, равно как и ее неформальный контроль осуществляется также правильно и предельно жестко. Что исключает любые проявления своеволия со стороны участников коррупционных властных схем. Пример тому, - московская администрация времен Ю.М.Лужкова. Всем известно, что все воровали. Но на городе это никак не сказывалось. Ни на его жизни, ни на работе людей, ни на чем-то ином. Т.е. наличие подобной системы в первую очередь предполагало обеспечение достаточного уровня потребностей населения. А все, что происходит сверху и что там и кто «пилит» «сверх», население, как правило, не интересует. Ему важно наличие горячей и холодной воды в домах, чистота улиц даже в т.н. «спальных районах», и прочие бытовые вопросы. Если коррумпированная властная система успешно решает их, то никто не будет спрашивать ее, какими средствами это было достигнуто, и кто сколько положил себе в карман. Для людей это не актуально. Они довольны или по большей части довольны. Но это всегда актуально для конкурентов действующей коррумпированной городской администрации. Отсюда и начинаются всевозможные популистские заявления, назначения, насыщения города иностранными рабочими по федеральным программам и т.д. с целью «повесить» все это на городскую администрацию, вызвав недовольство граждан и «свалив» в итоге ее верхушку. А заодно и тех, кто был под ней. Чтобы завладеть ее ресурсами себе на пользу. При том даже, - не умея ими воспользоваться. Пример чему – зима этого года в Москве. Насколько мне известно, восторгов от деятельности команды нового мэра никто не испытывает. Да и сам город пока еще живет на запасах и резервах ЮМ. А вот что будет дальше, - покажут уже события конца будущего лета и начала осени. Потому что новой коррумпированной административно-бюрократической системе недостаточно взять в свои руки власть, сместив систему старую, - нужно суметь ее еще удержать. А вот с этим, как показала прошедшая зима, у нее не очень. Свалить конкурента - не сложно. Тем более, если есть беспроигрышная возможность. А вот занять место и быть хотя бы не хуже его, - вот с этим вопрос. Т.е. в итоге и денег от «распила» нет, и результата тоже. Но если в случае старой администрации население этого не чувствовало, то в случае новой администрации прочувствовало в полной мере, да и продолжает чувствовать и сейчас. Например, мой хороший знакомый в этом году просто озолотился на продажах всевозможных костылей, палок, лубков, колясок, тележек и иных инвалидных приспособлений, а также различных медицинских средств для нейтрализации последствий травм. >Следует, на мой взгляд, отдельно рассматривать такие виды, так называемой, ''коррупции'': … Где-то так. Классифицировав врага, мы сможем создать оружие против его подразделений. Это не виды, - это частные проявления. Которых может быть хоть до бесконечности. А бороться с проявлениями коррупции, - вопреки регулярным и уже чуть ли не шаманским заклинаниям на этот счет телевизионной верхушки страны, - полностью бессмысленно. Поскольку либо вообще принципиально решается некий вопрос, делающий коррупцию в любых ее формах бессмысленным и малопривлекательным делом, либо можно даже не тратить на это силы и средства. >Однако сегодня эта проблема, в существенной степени, решена. Я думаю, надо начать заимствовать полезный опыт. Здесь, на самом деле, дело доходит до парадокса. А именно, - коррупцию должны победить (и победили в упомянутой Германии) … сами коррупционеры. Т.е. она должна стать малопривлекательным делом во всех своих проявлениях по сравнению с некими специально вводимыми альтернативами. В первую очередь – делом, невыгодным самим коррупционерам. Собственно, как в той же послевоенной Германии это и произошло. И дело здесь вовсе не в насыщении гос.администрации и бизнеса т.н. «денацифицированными», но сохранившими дисицплину членами НСДАП, участниками «Гитлерюгенд», «СС», бывшими армейскими офицерами и т.д., которым просто «слегка» поменяли окраску и идеологические установки и пустили заниматься тем же делом, что и раньше. Просто коррупция была поставлена вне закона, а причастные к ней лица приравнивались к сталинским «врагам народа» или «врагам общества» с полным поражением в правах их самих и членов их семей. Что было тем проще сделать в отношении ''бывших нацистов'', которым милостиво дали ''второй шанс'', дав при этом им понять, что повторно никаких ошибок и отговорок как от ''раз уже оступившихся'' не примут. Собственно, о чем вы и писали. В условиях разрушенной войной страны иначе и быть не могло. Но главное, - потому что все слои общества желали жесткой власти, прекрасно сознавая, что там, где начинается коррупция, исчезает привычный порядок и возникает порядок альтернативный, ставящий людей в неравноправное положение по отношению друг к другу. Но чтобы подобное осознание в головах людей произошло, необходим некий общенациональный катаклизм, вроде той же Второй Мировой войны или иного подобного ей по масштабам события, консолидирующий всю нацию, а не просто ударяющий лишь по какой-то отдельной территории страны, оставляя другие в роли пассивных наблюдателей. В этом и проблема России - в ее огромной территории, на которой беды соседей не воспринимаются как свои. >1. Пора решить проблему многопартийности. Так как существующие оппозиционеры, как правило, или маргиналы или лубочные персонажи и появление новых Минина и Пожарского не ожидается, я бы посоветовал ''тандему'' распилить ЕдРо на две части как можно скорее. А зачем ? Разумное или хотя бы некоепрактическое объяснение этому есть ? Общество стремительно движется к тоталитаризму. Общество сегодня уже мечтает о тоталитаризме. Даже молодежь, часто которой, уезжая за рубеж, чуть ли не в открытую называет одной из причин своего решения отсутствие единой государственной идеологии. Людям не нужна многопартийность. Люди уже давно от нее устали. Как и от пресловутых выборов, болтовни с экранов телевизоров непонятных субъектов, межпартийной риторики, в которой ее участники как две капли воды напоминают друг друга вне зависимости от своих политических предпочтений и т.д. Людям надоела уже эта ложь. И они оставляют власти самой заниматься всеми этими вопросами. Отказавшись от своего участия в их решении или в участии в них, т.к. от решения и волеизъявления рядовых граждан ничего не зависит. В итоге, рядовые граждане живут сами по себе, своей жизнью и своим делом, предпочитая пролитический и общественный абсентизм, а власть имущие в лице коррумпированной административно-бюрократической системы «резвятся» в свое удовольствие, занимаясь своими играми. Т.е. в итоге имеют место две плоскости, которые не соприкасаются друг с другом и формально никак и ничем не удерживаются одна относительно другой. А раз так, то зачем в подобной ситуации нужна некая многопартийность или хотя бы ее внешнее подобие ? Только для того, чтобы «кормить» иностранные государства на темы наличия в России формальной бюрократии. Плюс, для локализации в подобных партийных, псевдопартийных и протестных локациях различных идеологически и политически «повернутых» сумасшедших, потенциальных вредителей, неадекватных людей и т.д. Вреда от которых системы не будет и ни на грош, но за которыми нужно по традиции присматривать. А заодно и использовать в своих интересах. Тем более, что следует помнить известную еще с древневавилонских времен истину о том, что «всякая власть, разделившаяся в себе, не устоит». Власть в стране контролируется коррумпированной административно-бюрократической системой. Одним из явных проявлений которой и является «Единая Россия». Власть в стране носит сегодня характер тоталитарной бюрократии, подменяющей собой и своими интересами государство и его интересы. Которой просто нет необходимости «делиться в себе». Зачем ? Если и так все прекрасно контролируется и обеспечивается в интересах подобной системы. Различная групповщина в подобном тоталитарном государственном образовании начинается лишь в случае возникновения ее нестабильности. Когда кто-то считает, что его обделяют, что ему не додают, его не продвигают и т.д. И оказывается в ситуации, когда может об этом заявить открыто в силу ослабления контроля, а не тогда, когда ему это позволят, как нынешним «оппонентам» «Единой России». Т.е. когда система проявляет признаки нестабильности. Вот тогда в результате серии расколов и взаимных публичных обвинений и и начинается пресловутая многопартийность. В основе которой нет никаких реальных предпосылок кроме внутренних конфликтов между различными бюрократическими группировками. Т.е. никаких общественных и государственных предпосылок, потребностей и нужд под этими вновь образуемыми партийными движениями нет. А раз так, то и веры им быть не может. Т.е. возникает всего лишь еще одна упоминавшаяся выше полностью автономная плоскость, которая не соприкасается с государством, народом, страной и их потребностями. Поэтому пока такой внутренний конфликт во властной бюрократии не возникнет и не оформится явно, ни о каком приглядывании друг за другом каких-либо «половинок» или осколков говорить не приходится. Как и о самом их возникновении. Поскольку, как уже было указано выше, - «всякая власть, разделившаяся в себе, не устоит». А что до карликовых партий и каких-то движений, претендующих на политическую значимость, то в ситуации, подобной нынешней, они сродни лишь кухонным кружкам диссидентов советского периода. Доверия и интереса к ним нет и не будет никакого. >Пока два этих пункта не выполнены - все прочие попытки обречены на провал. Кроме того, падающий рейтинг ЕдРа может привести к приходу Емельки Пугачева, а этого, по понятным причинам, стоит избегать. Никакой Е.Пугачев или некий его современный аналог просто так, сам по себе и по своей собственной воле не появляются и не приходят. За тем же Пугачевым стояли казаки, имевшие на тот момент вполне конкретные требования и притязания. А сегодня т.н. казаки – это те же бандиты и преступные группировки, но выступающие под красивым историческим названием. То же и в отношении любых иных мало-мальски значимых общественных групп в этой стране. В России нет некоего общего консолидирующего фактора, иначе как таковым считать любовь к пиву, футболу и национально-расовой нетерпимости, чтобы на их фоне не просто поднять бунт, а довести его до успешного конца. Николай Ю.Романов
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Цифры и факты
Mail.ru инвестирует в киберспорт

Покупка дня: Mail.ru Group приобретет за $120 млн холдинг ESForce, владеющий двумя киберспортивными командами мирового уровня – Virtus.pro и SK Gaming.

Суд ликвидировал избирательный фонд Навального

Вердикт дня: Фонд «Пятое время года», который обеспечивал работу предвыборного штаба Навального, должен прекратить сбор пожертвований.

Принцы-коррупционеры заплатят $100 млрд

Сделка дня: Десятки членов саудовской королевской семьи, арестованные в Эр-Рияде, смогут выкупить у государства свободу за баснословную сумму.

Внук Ельцина стал ресторатором

Предприниматель дня: Согласно данным ЕГРЮЛ, Борис Ельцин-младший в декабре 2017 года стал совладельцем компании «Фудгрупп», которая работает в ресторанной сфере.