Бизнес: в утиль нельзя реанимировать

Иван Терехин, CITY Consulting Group

Ряд моих знакомых, оказавшись перед выбором «быть или не быть», забросили свой небольшой бизнес и устроились работать в крупные (и не очень) компании. Ведь на новом месте почти нет рисков, всегда можно рассчитывать на определенный доход и стабильность. Но, если в человеке есть управленческие способности, «ген собственника» и стремление к свободе и независимости, долго работать «на дядю» он не будет. Несогласие с новой системой или другим взглядом на мир, вновь вернет свободолюбца к мысли о собственном деле. Но как начать все заново?

Я хотел бы остановиться на типичных ошибках начинающих предпринимателей и возможностях их исправления.

1. Маркетинг и концепция

Надеюсь, что деятельность, которая составляет основу вашего бизнеса, устраивает вас, вы даже получаете от нее истинное удовольствие. А это уже половина успеха. На старте предприниматели часто допускают ошибки в определении границ концепции и маркетинговой стратегии компании. Помните, стратегия – это не описание того, что вы должны делать, а понимание того, чего вы точно делать не будете. Выбор оптимального формата, набора товаров или услуг (ассортимента), рынка необходимы для успеха и устойчивости компании в кризисные периоды. В кризис или в условиях недостаточности ресурсов нужно уметь ограничить свою фантазию, амбиции и заниматься только тем, что:

  1. Высоко востребовано или является жизненной необходимостью для потенциальных покупателей/клиентов.
  2. Приносит деньги здесь и сейчас (пусть и небольшие – выручка важнее рентабельности).
  3. Требует минимальных постоянных издержек.
  4. Имеет свою нишу или не подвержено сильному влиянию конкурентов.
  5. Не требует привлечения внешнего финансирования (кредитов, займов и прочее).

Исходя из этих принципов нужно определить свою рыночную стратегию, рекламный бюджет, ассортимент и прочие парадигмы.

2. Сотрудники компании

С изменением внешней среды, меняется и внутренняя. С одной стороны, мы стали более образованными, свободными, ориентированными на международные стандарты бизнеса. Это очень неплохо. С другой стороны, мы потеряли «нравственность» – покупаемся, продаемся, «крадем» за деньги и ради денег. В этой связи, важно сформировать свою команду «единомышленников». Найти, воспитать и мотивировать на долгое сотрудничество тех, с кем интересно и «выгодно» работать. Создавайте ценности и дух компании. Большую часть времени каждый из нас тратит на работу и, несмотря на то, что есть «лошадки», которые все везут, и есть «не лошадки», каждый из нас испытывает удовлетворение за положительный результат. Сопричастность к общему делу вдохновляет! Помните, лицо вашей компании – лицо ваших сотрудников. Не ленитесь, работайте со своим персоналом. Высококлассный сервис и профессиональные сотрудники – обязательное условие для преодоления любого кризиса.

Хотел бы остановиться на популярной тенденции в последнее время – распределении непрофильных обязанностей между сотрудниками (особенно это характерно для малого и среднего бизнеса). Секретарь-бухгалтер, личный помощник-маркетолог, инженер-закупщик и многие другие «полуфункции» востребованы на посткризисном рынке. Зачем?

Для примера я всегда привожу операционную бригаду, в которой есть четкое распределение квалификаций, обязанностей и определенное число специалистов: оперирующий хирург, один или несколько ассистентов хирурга, операционная сестра, врач – анестезиолог, сестра–анестезист. В любой компании, если вы дорожите «жизнью бизнеса», тоже должна быть определенная команда профессионалов-практиков на 100%, а не полуфункционалов.

3. Бизнес-процессы в компании

Личный опыт показывает, синдром «балконного бардака» присущ всем компаниям – «что не важно и не нужно в данный момент, можно отложить». К часто откладываемым процессам внутри компании относятся:

  • информационная безопасность;
  • управленческий учет;
  • документооборот и архив данных;
  • повышение квалификации и мотивация персонала;

В определенный период жизни любой организации именно из-за этого появляются проблемы:

  • компания теряет управляемость;
  • появляются срывы сроков по работам;
  • чаще поступают жалобы от клиентов;
  • нет ресурсов на реализацию поставленных задач;

Рецидив, хроническая стадия или выздоровление – все зависит от того, насколько прозрачны и управляемы бизнес-процессы в компании. Скупой платит дважды. Не забывайте, компания – это система взаимосвязанных и взаимозависимых видов деятельности. В любой момент вы должны четко понимать, что происходит в компании и каковы причины несоответствия, на основании чего можно принять решение об оптимизации того или иного процесса.

4. Регистрация компании

На первоначальном этапе start-up не гонитесь за «ООО» с общим режимом налогообложения (практически все «новички» выбирают данную форму, действуя по аналогии с кем-то, а не идя по пути разумной необходимости). Ведь пока вам не известны все особенности бизнеса и стратегия. Даже тогда, когда вроде бы с успешным (в вашем воображении) делом, в итоге вы можете оказаться без ожидаемых доходов – налоги и выплаты «съедят все». Можно сначала зарегистрироваться как ИП, а потом, при необходимости, переоформить компанию на «ООО». Лицензии необходимо получить сразу (если вид деятельности вашего бизнеса их требует), а вот санитарно-эпидемиологические, пожарные разрешения и сертификаты можно оформлять в процессе работы. В нашей стране к вам через определенное время все равно придут контролирующие органы и так или иначе придется вести с ними «диалог». Получение таких разрешений с точки зрения затрат «до» старта или «после» имеет одинаковую «стоимость».

Замечали ли вы, что все всемирно известные истории успеха появлялись в критичный для бизнеса период, именно в тот момент принимались решения, меняющие всю траекторию развития. На ошибках можно и нужно учиться, собственных или чужих – ваш выбор. Не стойте на месте, наблюдайте, анализируйте и получайте удовольствие от работы и жизни!

Также смотрите:

Моделирование бизнес-процессов: доступно о сложном

От стратегии и бизнес-процессов к оргструктуре

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
Счетная палата проверила госорганы

Счетная палата выявила более 9,2 тыс. нарушений, совершенных российскими госорганами.

Белоруссия остановила экспорт нефти

Белоруссия вынужденно приостановила экспорт светлых нефтепродуктов.

Леваев продает «Аквамарин»

AFI Development продает за 4,45 млрд руб. офисное здание для погашения долга.

Медведев разрешил стройку без эскроу

Дмитрий Медведев разрешил достраивать жилые дома без эскроу-счетов.