Миграция бизнеса – новые возможности в период кризиса

Тренд этого сезона – тема кризиса, тем более что осенью 2009 года ожидают новую волну. Причем все «болельщики» разделились на пессимистов и оптимистов. Пессимисты просчитывают наихудшие варианты развития событий, оптимисты ищут вызов своим способностям в это интересное время. Сходятся только в одном – в экономии средств.

Сегодня стараются экономить все и на всем: на персонале, на сокращении штата, издержек и расходов, на офисе, на производственных площадях. На глазах зарождается целая индустрия повышения рентабельности и эффективности бизнеса. Хотя все эти инструменты были доступны уже много лет назад, только кризис подтолкнул многие компании и предпринимателей наконец-то начать что-то менять.

Я с большим интересом слежу за новым проектом Глеба Архангельского «Работа 2.0». Российский гуру тайм-менеджмента на реальных примерах демонстрирует, как в условиях большого города можно повысить эффективность деятельности компании с использованием новых технологий типа Skype или веб-конференций, когда не нужно стоять в бесконечных пробках, чтобы попасть в офис, принять участие в совещании или обсудить вопрос с коллегами.

Сегодня технологии интернет-телефонии (VoIP, SIP) позволяют сохранять городской телефон вне зависимости от нахождения сотрудника. Подключил телефон к сети интернет, и можно обзванивать клиентов или принимать звонки из любой точки планеты. Именно так поступила компания IBM, которая много лет назад перешла на использование мобильных офисов, когда работники компании могут прийти в любой офис, подключить ноутбук к корпоративной сети, ввести пароль в телефонный аппарат – и рабочее место готово. Также в IBM активно стимулируется работа на дому или из домашнего офиса. Это позволило компании сэкономить астрономические суммы на аренде офисов и инфраструктуре и тем самым полностью реализовать идею мобильных офисов.

Буквально несколько дней назад, во второй половине июля 2009 года, в Рунете появились статьи об американских предпринимателях, которые в условиях кризиса вынуждены отказываться от аренды дорогостоящих офисов и торговых площадей и работать из дома или через интернет, что позволяет им сократить издержки и сохранить бизнес.

Необходимость сокращать штат сотрудников приводят к активному использованию труда фрилансеров. По статистике ресурсов free-lance.ru, freelance.ru, weblancer.net, сегодня все больше российских и украинских компаний и предпринимателей прибегает к помощи фрилансеров.

По этому пути идут и многие производственные компании, все более полагаясь на аутсорсинг. Если несколько лет назад мы зачитывались историями о компаниях типа Apple, которая размещает заказы в Китае и на Тайване, а продает свои товары через интернет и сеть дистрибьюторов, то сегодня это становится актуальным и в России. Все больше компаний предпочитает не связываться с производством и распространением, а делать это через своих партнеров, тем самым экономя колосальные средства.

Добро пожаловать в век виртуальных организаций, которые еще предсказывали М. Уорнер и М. Витцель в своей одноименной книге.

Весь 2008 год не стихали обсуждения темы дауншифтинга. Ведь уровень заработных плат напрямую зависит от стоимости жизни наемных работников, и чем он ниже, тем больше шансов найти персонал, готовый работать за меньшие деньги. Именно это легло в основу благосостояния и роста экономики Индии, Китая и многих других стран, которые привлекают крупные западные компании более низкими издержками.

Мобильный офис позволяет использовать эти преимущества и в наших условиях, нанимая персонал в провинциальных городах, где квалифицированные работники обходятся на порядок дешевле, чем в крупных городах, тем более что, работая на крупную компанию, человек получает дополнительные плюсы. Например, мало кто из офисных работников может себе позволить приобрести жилье в Москве, особенно в условиях финансового кризиса и заоблачных процентов на ипотеку, а работая удаленно в Чехии, Болгарии или странах Юго-Восточной Азии, можно смело расчитывать на собственное жилье через несколько лет работы.

Этой возможностью, кстати, пользуется все больше владельцев мелкого и среднего бизнеса, которые с помощью мобильного офиса могут теперь управлять своей компанией из любой страны мира, имея подключение к интернету.

Еще одно интересное наблюдение. Часто на антикризисных конференциях и семинарах выступающие вспоминают старый анекдот про «белые и черные полосы нашей жизни». Якобы после спада всегда начинается подъем. Мне лично ближе другая метафора, когда на одной стороне планеты день, на другой стороне – ночь. Если где-то спад в экономике, то обязательно где-то сейчас наблюдается подъем. Вот только где? В странах БРИК (Бразилия, Индия, Китай)? В развивающихся странах? В Африке? В странах Юго-Восточной Азии?

Почему МТС приобрел лицензию на предоставление услуг сотовой связи в Индии? А «Билайн» – в Камбодже и Вьетнаме? Почему Вексельберг и его команда активно скупают высокотехнологичные компании Швейцарии?

Когда вы заходите в крупный супермаркет и видете тысячу разных баночек, консервов и упаковок, вам не приходит в голову мысль, что за многими этими продуктами стоят компании и торговые марки, зарегистрированные нашими предпринимателями в других странах?

Когда сегодня «встал» рынок недвижимости, почему многие наши соотечественники активно инвестируют в жилую и коммерческую недвижимость за рубежом?

Ответ очень прост – когда у нас спад, где-то обязательно подъем. И намного выгоднее продавать свои услуги и продукты аудитории размером 6,5 млрд человек, а не ограничиваться рамками одной страны. Тем более что сегодня эти возможности доступны всем – будь вы управляющим огромной корпорации или владельцем небольшого бизнеса.

Если вы сегодня всерьез озабочены дальнейшим развитием своего бизнеса, то самое время подумать, какие из этих возможностей вы можете применить для себя:

  • мобильный офис
  • привлечение фрилансеров для выполнения работ
  • аутсорсинг производства, логистики, дистрибуции
  • инвестиции в недвижимость и готовый бизнес за рубежом
  • экспансия вашего бизнеса в другие страны, поиск западных клиентов и партнеров
  • использование технологий, опыта и ноу-хау западных компаний
  • поиск новых деловых возможностей в других странах

В древности кочевые племена и народы, когда наступал неблагоприятный год, снимались со своих мест и отправлялись искать плодородные земли. Сегодня успех вашего бизнеса напрямую зависит от вашей мобильности. Будьте гибкими, перестраивайтесь и открывайте для себя новые благоприятные возможности, тем более что все ресурсы этого мира в вашем распоряжении!

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Украина

И ведь точно! ПРиехал недавно один наш бывший коллега, ноне гражданин Австралии (это где кенугуру вроде бы больше, чем в Бразилии диких обезьян, и те и другие 'как прыгнут').Работает в компании по автоматизации... И рассказал. что их босс уволил почти всех программистов и написание бОльшей части софта отдал индусам. Оставил только тех, кто способен в этом софте разбираться и при этом уметь держать в руках паяльник и гайки крутить. Тут уж 'наши бывшие' фору любому выпускнику технологического ин-та дадут...

Генеральный директор, Москва

Очень правильная статья. Всё верно. Браво Автор! :D И насчет рынка недвижимости верно - у нас застой, а в это время наши соотечественники, просто скупают [URL=http://www.real-estate-market.ru/real_estate_foreign.htm]зарубежную недвижимость[/URL].Долой издержки на офис, лишнюю зарплату...А чем сайт - не офис? Как говорится найдите 10 отличий. Боле того мы уже так делаем. Мои сайты дают отдачу, не меньшую, чем офис в кризис, и это только начало :D А ведь аренда (хостинг) копейки, по сравнению даже с офисом класса С.Мобильный офис, фрилансеры, удалённые сотрудники. А реальный офис скажите Вы? Нет я не предлагаю отказаться совсем от офиса, как мне показалось, автор тоже, офис нужен. Мы свой офис просто сократили в размерах, до реально необходимого.Но и здесь есть варианты - офис можно снимать на время, которые реально нужно. [URL=http://www.real-estate-market.ru/ofis_na_chas.htm]ОФИС НА ЧАС[/URL] - чем не выход из положения.Интересно, а что делаете Вы, как сокращаете затраты в кризис?

Руководитель проекта, Украина

Интересная статья где-то полгода назад была, кстати, в HBR, на тему мобильного и дистанционного офисов. Директор компании делилась историей о том, что переведя обычных сотрудников на дистанционную работу без всякой подготовки, она их через полгода просто не смогла собрать даже в приказном порядке. Думаю, что перед тем, как уходить от традиционной модели (а мы к этом придем, уверен)нужно выработать некоторые моменты в сотрудниках, такие как лояльность компании (желание принадлежать ей, даже не находясь в ней физически), бизнес-дисциплину (т.е. указания руководителя продолжают выполняться вне зависимости от местонахождения сотрудника), методику контроля и развития удаленных сотрудников (ну как вы будете знать, чем они занимаются, когда они не в офисе?). А как говорил один из известных бизнес-тренеров: 'Результаты - это уже слишком поздно для того, чтобы принимать меры. Если матч закончен, его нельзя переиграть'. Если вы узнаете, что ваш сотрудник один раз, два раза не выполнил ваше задание, то в офисе у вас как минимум больше инструментов влияния, чем дистанционно. Подумайте, как вы будете вести себя в такой ситуации? Будет ли увольнение вашим единственным выходом?Как и любой продвинутый инструмент организации работы компании (например, матричная организационная структура), фрилансеры и дистанционная работа требует отличных навыков управления и определенного уровня работы сотрудников. Пока этого нет, результаты могут не порадовать. А вот для сотрудников, которые чувствуют от компании и руководителя постоянную поддержку и помощь в развитии подобный подход будет интересным, станет вызовом, с которым интересно справиться.

Коммерческий директор, Москва

Я управляла командой дистанцонно более 2-х лет, и скажу Вам очень эффективно. По крайней мере, ряд проекто региональных отработали фрилансеры. Вопрос того, что сотрудники могут разбежаться - это вопрос хорошего менеджмента и лояльности, в чем Александр Сударкин прав. Новые способы развития бизнеса в кризис наглядно:1. Нужно просмостреть еще раз вашу сегментацию рынков и оценить потенцал сементов к развитию. Возможно вы сможете найти для себя много нового. Пример: недавно была в одной компании, которая продает на 12 млн. в месяц, при том что количество сегментов продаж - более 6, как - супермаркеты-аптеки-госпитали-центры здоровья и спорта-региональные рынки (вообще не охвачены)- федеральные дистрибуторские компании (основные продажи), и др.2. Ударить по самым сильным сегментам, возможно нетрадиционным, но имеющим возможнось быстрого прогрессивного развития. PS: К сожалению, у этой описываемой мною компании не оказалось даже отлаженной системы аналитики, а отчеты с клиентов для мониторинга рынка вообще никто никогда не собирал

Нач. отдела, зам. руководителя, Украина

И ведь точно! ПРиехал недавно один наш бывший коллега, ноне гражданин Австралии (это где кенугуру вроде бы больше, чем в Бразилии диких обезьян, и те и другие ''как прыгнут'').
Работает в компании по автоматизации... И рассказал. что их босс уволил почти всех программистов и написание бОльшей части софта отдал индусам. Оставил только тех, кто способен в этом софте разбираться и при этом уметь держать в руках паяльник и гайки крутить. Тут уж ''наши бывшие'' фору любому выпускнику технологического ин-та дадут...

Генеральный директор, Москва
Очень правильная статья. Всё верно. Браво Автор! :D И насчет рынка недвижимости верно - у нас застой, а в это время наши соотечественники, просто скупают зарубежную недвижимость. Долой издержки на офис, лишнюю зарплату... А чем сайт - не офис? Как говорится найдите 10 отличий. Боле того мы уже так делаем. Мои сайты дают отдачу, не меньшую, чем офис в кризис, и это только начало :D А ведь аренда (хостинг) копейки, по сравнению даже с офисом класса С. Мобильный офис, фрилансеры, удалённые сотрудники. А реальный офис скажите Вы? Нет я не предлагаю отказаться совсем от офиса, как мне показалось, автор тоже, офис нужен. Мы свой офис просто сократили в размерах, до реально необходимого. Но и здесь есть варианты - офис можно снимать на время, которые реально нужно. ОФИС НА ЧАС - чем не выход из положения. Интересно, а что делаете Вы, как сокращаете затраты в кризис?
Руководитель проекта, Украина

Интересная статья где-то полгода назад была, кстати, в HBR, на тему мобильного и дистанционного офисов. Директор компании делилась историей о том, что переведя обычных сотрудников на дистанционную работу без всякой подготовки, она их через полгода просто не смогла собрать даже в приказном порядке.
Думаю, что перед тем, как уходить от традиционной модели (а мы к этом придем, уверен)
нужно выработать некоторые моменты в сотрудниках, такие как лояльность компании (желание принадлежать ей, даже не находясь в ней физически), бизнес-дисциплину (т.е. указания руководителя продолжают выполняться вне зависимости от местонахождения сотрудника), методику контроля и развития удаленных сотрудников (ну как вы будете знать, чем они занимаются, когда они не в офисе?). А как говорил один из известных бизнес-тренеров: ''Результаты - это уже слишком поздно для того, чтобы принимать меры. Если матч закончен, его нельзя переиграть''. Если вы узнаете, что ваш сотрудник один раз, два раза не выполнил ваше задание, то в офисе у вас как минимум больше инструментов влияния, чем дистанционно. Подумайте, как вы будете вести себя в такой ситуации? Будет ли увольнение вашим единственным выходом?

Как и любой продвинутый инструмент организации работы компании (например, матричная организационная структура), фрилансеры и дистанционная работа требует отличных навыков управления и определенного уровня работы сотрудников. Пока этого нет, результаты могут не порадовать. А вот для сотрудников, которые чувствуют от компании и руководителя постоянную поддержку и помощь в развитии подобный подход будет интересным, станет вызовом, с которым интересно справиться.

Коммерческий директор, Москва

Я управляла командой дистанцонно более 2-х лет, и скажу Вам очень эффективно. По крайней мере, ряд проекто региональных отработали фрилансеры.
Вопрос того, что сотрудники могут разбежаться - это вопрос хорошего менеджмента и лояльности, в чем Александр Сударкин прав.
Новые способы развития бизнеса в кризис наглядно:
1. Нужно просмостреть еще раз вашу сегментацию рынков и оценить потенцал сементов к развитию. Возможно вы сможете найти для себя много нового.
Пример: недавно была в одной компании, которая продает на 12 млн. в месяц, при том что количество сегментов продаж - более 6, как
- супермаркеты
-аптеки
-госпитали
-центры здоровья и спорта
-региональные рынки (вообще не охвачены)
- федеральные дистрибуторские компании (основные продажи), и др.
2. Ударить по самым сильным сегментам, возможно нетрадиционным, но имеющим возможнось быстрого прогрессивного развития.

PS: К сожалению, у этой описываемой мною компании не оказалось даже отлаженной системы аналитики, а отчеты с клиентов для мониторинга рынка вообще никто никогда не собирал

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Владелец «Л’Этуаль» полностью выкупил сеть магазинов косметики «Подружка»

В России работает 287 магазинов сети «Подружка».

Стать предпринимателем пробовал каждый третий в мире

Доля заинтересованных в развитии своего бизнеса выше в странах Латинской Америки и в Индии, ниже — в Японии, Нидерландах, Бельгии, Швеции.

Названы самые дефицитные профессии в промышленности

Спрос на представителей некоторых специальностей за полгода вырос на 58%.

Пожар на складе Ozon: ущерб в 10 млрд рублей, компания выплатит компенсации продавцам

Основная версия пожара – поджог. Склад в Подмосковье уже не спасти.