Маркетинг с нулевым бюджетом: пять бесплатных каналов

Вы участвуете в открытии кафе, парикмахерской (барбершопа, простите), пивного бара, продовольственного ларька близ многоэтажки или сервиса шиномонтажа. Денег на интернет нет или почти нет, но клиенты нужны. Этот текст – небольшая инструкция для малого бизнеса о том, что – кровь из носу – нужно сделать в интернете в первую очередь. Составлено в согласии с концепцией победившего смартфона, но не ограничено ею. Все, о чем я расскажу, вы легко проделаете за несколько часов. Без денег, специальных навыков или чьей-то помощи. Очереди из клиентов ждать не нужно, но поступательный эффект точно будет.

1. Маркетинг карт

Клиенты моего знакомого владеют большим и старомодным рестораном в центре города. Ищут специалиста по веб-продвижению. Показывают текущий сайт. Что скажете? Чего не хватает? Внешних ссылок и ключевых слов в описании?

Попробуйте вбить в Google «ресторан». А лучше голосом: «Ok, Google – ресторан». Первые строки выдачи никак не зависят от авторитетности сайта, количества внешних ссылок, ключевиков... Больше того – они вообще не привязаны ни к какому сайту. Это точки на карте. Основных фактора ранжирования три: удаленность, «открыто сейчас», оценки. Выберите понравившийся объект, и увидите карточку в Google Картах. С рейтингом, описаниями пользователей, интерьерами и фотографиями блюд.

Дальше – предложение построить маршрут. Сайта в этой цепочке нет. Это то, от чего запросто можно отказаться на первом этапе. Да и не только на первом... Такая же история с шиномонтажем, парикмахерской, нотариусом и магазином детских игрушек.

Большинству клиентов нужно получить услугу поблизости, а не читать на сайте про «опытных консультантов» и «качественный сервис». И что уж там, отзывам пользователей доверяешь сильнее, чем фантазиям копирайтера. В Mobile First маркетинге карты – один из ключевых медиумов, влияющих на трафик торговой точки.

Как попасть на карту? Найдите в Google сервис «Мой бизнес», зарегистрируйте компанию и отправьте запрос на подтверждение. В ответ Google вышлет бумажное письмо на тот адрес, который вы указали. Там будет код, который нужно ввести в личном кабинете. Процедура занимает от недели до месяца. Если хотите добавить объект быстрее, отыщите среди знакомых человека, который регулярно оставляет отзывы в Google. Информация от пользователей со статусом «местный эксперт» редко модерируется больше 10 минут.

Как стать заметнее на карте? Во-первых, предоставить как можно больше информации. Особенно важны фото, разбитые по группам: интерьер, рабочий процесс, фасад и т.д.

Во-вторых, люди должны оставлять отзывы. Желательно неплохие. Поощряйте этот процесс. На старте можно схитрить и попросить знакомых. Постарайтесь, чтобы ваша компания не была единственной, отзыв на которую они оставили. Впрочем, рано или поздно все равно придется работать с настоящими людьми, так что результат будет зависеть не от уловок, а от привлекательности самого продукта, внимательности к гостям и всего того, что написано в каждой книжке о маркетинге.

Что улучшить? Посетителей, которые оставляют отзывы, Google просит заполнить небольшую анкету. Спрашивает, к примеру, оборудован ли вход пандусом (один из универсальных вопросов). Ответьте на эти вопросы сами и, возможно, увидите, что стоит улучшить.

Какие другие сервисы использовать? Также компанию нужно как можно скорее разместить в «Яндекс.Справочнике» и сервисе 2ГИС. В последнем случае бесплатного аккаунта с лихвой достаточно. Все данные легко заполнить интуитивно, так что описывать процесс не будем.

2. Каталоги услуг и справочники

Лет пять назад в среде SEO-специалистов была модной услуга «прогон по каталогам и справочникам». «Прогонять» ничего не нужно, а вот рассказать о своих услугах на наиболее популярных площадках будет не лишним. Что значит «наиболее популярных»? Зависит от региона и тематики. Узнать это очень легко. Достаточно вбить название услуги в поисковик, пролистнуть рекламную выдачу и увидеть ссылки на наиболее популярные ресурсы. Инженерные, строительные и технические услуги получают неплохой охват на площадках, вроде «Пульс цен» и Tiu, более широкие потребительские услуги стоит попробовать опубликовать на «Авито». Это лишь общие предположения. Правильный путь – искать нужные ресурсы вручную. Чтобы иметь более точное представление о выдаче, открывайте браузер в режиме «инкогнито», так вы избежите вредной вашим целям персонализации выдачи.

3. Маркетинг в соцсетях

Как использовать личный профиль в соцсетях. Не все бизнесы в социальных сетях можно «прокачать» легко и без бюджета. Общепит, салоны красоты, арт-пространства – да. Инженерно-технические услуги и медицину – нет. Простая публикация новостей почти ничего не даст, ручное приглашение друзей в группу – тоже. Лучший способ привлечь внимание к бизнесу – использовать личный профиль. О создании личного бренда на Executive.ru написано много. Приведу здесь несколько простых приемов, которые помогут работать с тем, что есть:

  • Создайте бизнес-страницу и дайте ссылку на нее в личном профиле (в разделе «работа»).
  • Делайте экспертные комментарии в профильных сообществах, время от времени отвечайте на вопросы пользователей, связанные с вашим бизнесом.
  • Репостите публикации бизнес-страницы с личной, не забывайте про живые комментарии.
  • Рассказывайте о своем бизнесе с личной страницы. Наверняка есть истории, ситуации, наблюдения, пару поводов для гордости. Повествование должно выглядеть человечно. Так, чтобы не было скучно тем, кого сама услуга или продукт не интересуют вовсе.
  • Попросите о том же сотрудников и партнеров.

Как применять хэштеги в Instagram. Единственная соцсеть, где хэштеги работают эффективно. Повесьте заметную физическую табличку с хэштегом заведения и поощряйте посетителей постить фото в Instagram. Делайте скидки и подарки авторам наиболее удачных снимков, особенно если на них подписано много людей. Пожалуй, это не очень уместно в автомастерской (хотя, как знать), но для всего, что связано с едой, красотой и образом жизни, подходит на 100%.

Как использовать каталоги «ВКонтакте» и Facebook. Если у вас есть небольшой товарный ассортимент и нужно выложить его в интернете, можно начать с функции «товары» в популярных соцсетях. По умолчанию эта вкладка не включена. Чтобы ее найти, нужно попасть в настройки страницы. Далее жмем «редактировать страницу»:

маркетинг без бюджета

В открывшемся меню ищем кнопку «добавить вкладку»:

маркетинг без бюджета

Выбираем «Магазин»:

маркетинг без бюджета

После этого на странице с публикациями у вас должен появиться еще один тип записей «продукт»:

маркетинг без бюджета

Примерно так же вся эта история работает во «ВКонтакте». Этот инструмент не заменяет сайт (покупать контекстную рекламу на такую страницу бессмысленно, да и в поиске ваши товары, конечно, не участвуют), но рассказать вашим клиентам о каталоге это поможет. Кроме того, можно взять немного рекламы в самих соцсетях и продвигать товарный каталог внутри них. Протестировать малыми силами, так сказать.

4. Маркетинг в мессенджерах

Мессенджеры – основной тип коммуникации в смартфонах. Люди охотнее переписываются, чем звонят. Вот диаграмма, показывающая, на что уходит время пользователей мобильных устройств в США. Телефонные звонки занимают всего 2%. Различные формы обмена сообщениями – 53%.

маркетинг без бюджета

Принимайте заявки и отвечайте на вопросы. Самый очевидный способ начать использовать мессенджеры – просто сообщить об этом клиентам. Разместите рядом с мобильным телефоном организации значки Whats App и Viber: клиенты поймут, что общаться с вами удобно с помощью сервисов обмена сообщениями. Забронировать столик, зарезервировать время у мастера, справиться о стоимости, сбросить фотографию предмета, нуждающегося в ремонте, – клиент должен знать, что все это можно сделать за две минуты и без лишних звонков.

Информируйте клиентов. Второй способ привлечения клиентов – рассылка. Для этого больше подходит Whats App. Люди будут получать ее только в том случае, если телефон, с которого будут отправлены сообщения, занесен в их адресную книгу. Попробуйте поговорить с ними об этом лично. Скажите прямо, что не чаще одного раза в неделю вы отправляете любимым клиентам скидки, делаете это только через Whats App, и если интересно их получать, нужно добавить номер в адресную книгу. Намекните на эксклюзивность предложения: только клиентам, и то не всем.

К слову, наличие телефона клиента в адресной книге здорово поможет при продвижении в соцсетях и других мобильно ориентированных платформах.

5. Поисковый маркетинг

Иногда на старте не обойтись без сайта. Как правило, это происходит в двух случаях: нужны эффективные посадочные страницы или подробный каталог продукции.

В обоих случаях я рекомендую Wordpress. Для манипуляции с посадочными страницами удобно брать готовую тему с Visual Composer – переставлять элементы, менять цены и предложения сможете без помощи стороннего специалиста. Самой быстрой и комфортной платформой для запуска интернет-магазина я склонен считать Woocommerce (платформа на базе Wordpress). Более подробно о сайте для малого бизнеса я уже писал.

Выводы

Современные платформы идут к тому, чтобы предоставить бизнесу возможность эффективно продвигаться без посредников в лице разработчиков, интернет-маркетологов и SEO-специалистов. Хороший продукт, запоминающийся сервис, добрые отношения с клиентами при понимании работы базовых онлайн-платформ сами по себе обеспечат приличную видимость в интернете. Когда нужен серьезный сайт, есть солидный бюджет на контекстную рекламу или требуется большой охват в соцсетях – нужно обращаться к специалисту.

Фото в анонсе: Pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Тольятти

Годная, качественная статья. Редкий по нынешним временам материал на сайте.

Респект автору!

Директор по маркетингу, Москва

Хорошая статья без мусора, спасибо.

Нач. отдела, зам. руководителя, Белгород

Спасибо. Подчерпнул много интересных идей.

Руководитель, Грузия

Юрий, Ариэль, Владислав, спасибо за комментарии. Рад, что нашли что-то полезное

Директор по рекламе, Москва

Не совсем бесплатно, но тоже хорошо. Снимите обзор на ваш товар и разместите в Youtube. Вот, например, как в нашей статье. Удивительно, но очень многие авторы готовы сотрудничать с производителями, но им трудно просто до них достучаться. А ведь здесь огромное поле для нестандартных способов продвижения.

Рекламная ссылка удалена модератором.

Менеджер по маркетингу, Санкт-Петербург

Большое спасибо за статью! Достойная практическая статья. Сейчас начинаю продвигать свой проект, отсматриваю множество мнений, публикаций, очень много "воды" и никаких конкретных рекомендаций, а у Вас четко и по делу, да еще и с примерами. Автор - молодец!

Руководитель, Грузия

Татьяна, спасибо! Я старался писать кратко, так что если на практике какой-то из пунктов нужно детализировать или прояснить техническую сторону - пишите сюда, постараюсь помочь.

Менеджер, Южно-Сахалинск

Александр, спасибо, отличная статья - подробная и полезная!

Но один вопрос хочу уточнить - "кровь из пальца" - это в смысле "кровь из носу"? То есть - "крайне необходимо"? Или что-то другое?

Руководитель, Грузия

Да, Валентина, все верно. Что-то меня дернуло исказить фразеологизм. Спасибо, что поправили

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Средняя зарплата в Москве превысит 200 тыс. руб. в 2027 году, по мнению властей Москвы

Власти Москвы также ожидают умеренный рост потребительского сектора.

Руководители российских компаний не доверяют нейросетям

Больше половины опрошенных считают, что ИИ – не лучший помощник для решения задач.

«Ашан» начал трудоустраивать людей с ментальными особенностями

Компания продолжает делать шаги в сторону поддержки инклюзивности и взяла на работу людей с аутизмом и другими нарушениями.

Каждый пятый россиянин не получал повышение уже более 5 лет

Для 20% опрошенных толчком для карьерного роста стало увольнение с прежнего места работы.