Бизнес с нуля: Метод «Lean стартап»

biznez_s_nulya.jpgЭрик Рис, «Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели»М.: «Альпина Паблишер», 2012

Эрик Рис открывает тайны предпринимательства и показывает, что
секрет успеха кроется вовсе не в волшебстве или гениальности.
Автор предлагает научный подход, который можно изучить
и использовать на практике. Если вы предприниматель, основатель
стартапа или менеджер крупной корпорации, эта книга
станет вашим руководством на пути к новым открытиям.

— Тим Браун, генеральный директор IDEO

Наверняка вы не раз слышали такие истории: дерзкие вундеркинды, сидя в университетской общаге, изобретают технологии будущего. Не признавая никаких границ, вооруженные новыми технологиями и полные юношеского энтузиазма, они создают бизнес с нуля. Первые успехи позволяют привлечь средства и вывести на рынок потрясающий продукт. Они берут на работу друзей, собирают команду суперзвезд, и уже ничто не может остановить их.

Десять лет и несколько стартапов назад я тоже создал свой первый бизнес. Из того времени особенно ярко мне запомнился один момент: тот, когда я понял, что наша компания идет ко дну. Мы с моим соучредителем не знали, что делать. Мыльный пузырь доткомов лопнул, деньги закончились. Мы отчаянно пытались привлечь дополнительные инвестиции, но не смогли. Это напоминало сцену расставания из голливудского фильма: шел дождь, мы ссорились на улице. Не сумев договориться даже о том, куда пойти, мы в гневе разошлись в разные стороны. Эта картинка — мы вдвоем, под дождем, расходимся в противоположных направлениях — стала для меня метафорой провала.

Она до сих пор будит во мне болезненные воспоминания. Наша компания кое-как просуществовала еще несколько месяцев, но положение было безнадежным. Тогда нам казалось, что мы всё делаем правильно: у нас был прекрасный продукт, блестящая команда, удивительная технология и нужная идея, появившаяся в нужный момент. И мы действительно могли чего-то добиться. Мы хотели разработать технологию, позволяющую студентам колледжей создавать онлайн-профили для совместного использования… с работодателями. Ни больше ни меньше. Это была хорошая идея. Тем не менее с первого дня мы были обречены. Мы не знали, что и как нужно делать, чтобы превратить свои идеи и разработки в успешный бизнес. Если вы никогда не переживали таких неудач, вам не понять, что я тогда чувствовал. Как будто земля уходила из-под ног. Я вдруг обнаружил, что меня обманули. Все эти истории в глянцевых журналах — наглая ложь: тяжелый труд и настойчивость не приводят к успеху! А что еще хуже, все эти обещания, обещания, обещания, которые мы давали сотрудникам, друзьям и членам семьи, так и остались обещаниями. И все те, кто считал, что мы сделали глупость, осмелившись действовать самостоятельно, убедились в своей правоте.

Но так не должно было случиться. Журналы, газеты, кино, телевидение и бесчисленные блоги твердят о все той же «формуле предпринимательского успеха»: настойчивость плюс интеллект, плюс правильно выбранный момент и, наконец, прекрасный продукт — и вас ждут слава и богатство!

Нам изо всех сил пытаются навязать этот миф. Но я пришел к выводу, что все это ложь. Я работаю с сотнями предпринимателей и не раз видел, как стартапы, сулившие грандиозный успех, терпят крах. Реальность сурова: почти все стартапы обречены на провал. Крайне редко новые продукты оказываются успешными и предприятиям-новичкам удается реализовать свой потенциал.

Тем не менее, сказка о настойчивости, творческом гении и тяжком труде невероятно живуча. Почему она так популярна? Я думаю, в этой современной вариации на тему «из нищих в принцы» есть что-то неотразимо притягательное. Этот миф пытается убедить нас в том, что успех неминуем — достаточно лишь иметь в руках подходящий материал. Это значит, что повседневные дела, скучные подробности, простые и незаметные решения не имеют никакого значения. Если у нас есть стоящий продукт, потребители придут сами. А если мы все-таки потерпим неудачу, у нас будет, как и у многих других, готово оправдание: у нас не оказалось подходящего продукта. Или наше видение оказалось далеко от реальности, или просто не повезло, и мы не сумели оказаться в нужном месте в нужное время.

Как человек, посвятивший предпринимательству больше 10 лет, я отвергаю подобные идеи. Я делал выводы из своих собственных успехов и неудач, а также из успехов и неудач многих других. И я понял, что самое важное — как раз те самые скучные подробности. Успех стартапа — не следствие хорошей генетики или счастливой случайности. Этот успех можно спланировать, если следовать правильным процессам. Иначе говоря, успеху можно научиться. А значит, ему можно и научить.

Предпринимательство — это особый вид менеджмента. Да-да, вы не ошиблись. С этими двумя словами — предпринимательство и менеджмент — у нас связаны совершенно разные ассоциации. Сейчас почему-то принято считать, что первое — это «круто» и увлекательно, а второе — скучно и слишком серьезно. Пришло время избавиться от предубеждений.

Что такое «экономичный стартап»

Эта книга адресована в первую очередь предпринимателям, а также тем, кто инвестирует их проекты. В трех ее частях описаны пять принципов «экономичного стартапа». Вот эти принципы.

1. Предприниматели есть повсюду. Чтобы создать стартап, необязательно трудиться в каком-нибудь гараже. Предпринимателем можно назвать любого, у кого есть стартап: созданное людьми предприятие, цель которого — разработка новых товаров и услуг в условиях чрезвычайной неопределенности. Это значит, что подход «экономичный стартап» можно применять в компаниях любого размера, даже на очень крупных предприятиях, в любом секторе и в любой отрасли.

2. Предпринимательство — это менеджмент. Стартап — это предприятие, а не только продукт. Поэтому ему нужен менеджмент нового типа, специально адаптированный к условиям чрезвычайной неопределенности. Я верю в то, что любой современной компании, развитие которой зависит от инноваций, нужна должность «предприниматель».

3. Подтверждение фактами. Стартапы существуют не только для того, чтобы производить товары, зарабатывать деньги или обслуживать клиентов. Они существуют для того, чтобы учиться строить жизнеспособный бизнес. Чтобы приобретать такие знания, можно использовать научный подход, постоянно проводя эксперименты, которые позволят предпринимателю проверить на практике каждый элемент своего видения.

4. Цикл «создать–оценить–научиться». Главная задача стартапа — превращать идеи в продукты, оценивать реакцию потребителей, а потом принимать решения о том, следует ли совершить вираж или лучше двигаться прежним курсом. Все процессы стартапа должны быть направлены на то, чтобы как можно быстрее получить обратную связь от потребителя.

5. Учет инноваций. Чтобы улучшить результаты стартапа и поддерживать ответственность разработчиков инноваций, нужно сосредоточиться на скучных подробностях: по каким показателям оценивать успех, как установить контрольные точки и как расставлять приоритеты. Для этого нужен новый вид отчетности, предназначенный специально для стартапов — и тех, перед кем они должны отчитываться.

Почему стартапы терпят крах

Почему начинания в бизнесе так часто оканчиваются провалом?

Одна из причин — в «сокрушительном обаянии» хорошего плана, основательной стратегии и всесторонних исследований рынка. Прежде они служили надежными индикаторами вероятности успеха, и потому очень соблазнительно применять их к стартапам. Но это не срабатывает, потому что стартапы действуют в условиях почти что полной неопределенности. Еще не известно, кто их клиенты или каким должен быть их продукт. К тому же в мире в целом все меньше стабильности и все больше неопределенности, и предсказывать будущее становится все труднее. Традиционные методы менеджмента теряют эффективность. Планирование и прогнозирование точны только тогда, когда они основаны на долгой, стабильной истории деятельности и только в относительно стабильной окружающей среде. А у стартапов нет ни того, ни другого.

Вторая причина кроется в том, что предприниматели и инвесторы видят: традиционные методы менеджмента не в состоянии решить эту проблему. И зачастую они пускают все на самотек и действуют по принципу «просто сделай это». Согласно этому принципу, если управлять процессом сложно, то лучшая стратегия — хаос. К сожалению, мой личный опыт свидетельствует о том, что это тоже не работает.

Это может показаться парадоксальным, но столь революционным, новаторским и хаотичным явлением, как стартап, можно, а точнее, даже нужно управлять. Обычно мы считаем, что процессы и менеджмент — это что-то скучное и унылое, а стартапы — динамичное и увлекательное. Но вот что действительно увлекательно — так это видеть, как стартап добивается успеха и изменяет мир. Люди вкладывают в новые предприятия свою страсть, энергию и мечты. Это бесценные ресурсы, и их не стоит тратить впустую. Мы можем — и должны — сделать так, чтобы стартапы чаще добивались успеха. И в этой книге мы будем говорить о том, как достичь этого.

Источник фото: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по правовым вопросам, Санкт-Петербург

водянисто как-то

Директор по развитию, Москва

Цитата из статьи: ''Крайне редко новые продукты оказываются успешными и предприятиям-новичкам удается реализовать свой потенциал''.
Рекомендация автора: ''Стартапами можно и нужно управлять''.

_____________________________________________________

Вывод... Надо управлять развитием продукта и раскрытием потенциала новичков. Точка. Как именно надо всем этим управлять в статье не сказано.

Ну, кто же спорит? Конечно надо. Узнать бы еще, что именное об этом думает автор (желательно до покупки книги).

Управляющий директор, Ростов-на-Дону
Николай Непорада пишет: Ну, кто же спорит? Конечно надо. Узнать бы еще, что именное об этом думает автор (желательно до покупки книги).
если принимать за стартап - данную книгу,автор сайчас обеспокоин купите Вы ее или нет :) Если оценивать данную статью как рекламу, то честно: купить книгу не готов, нет уверенности в ее качестве :(
Директор по развитию, Москва
Денис Милованов пишет: ...если принимать за стартап - данную книгу
То желание читать отпадет в принципе. ;))
Руководитель проекта, Екатеринбург

''Предпринимательство — это особый вид менеджмента. Да-да, вы не ошиблись. С этими двумя словами — предпринимательство и менеджмент — у нас связаны совершенно разные ассоциации. Сейчас почему-то принято считать, что первое — это «круто» и увлекательно, а второе — скучно и слишком серьезно. Пришло время избавиться от предубеждений.''
Ведение какой либо экономической деятельности предполагает наличие управления (менеджмента). Это управление может быть интуитивным, административным или регулярным (на основе бюджетирования). Это уже Вам выбирать. Предпринимательство - это самостоятельная экономическая деятельность, а менеджмент - это технология, с помощью которой эту деятельность можно осуществить.

Директор по правовым вопросам, Санкт-Петербург

Стандартно в инфобизнесе для затравки пишут ЧТО нужно сделать, чтобы решить проблему, а вот КАК это сделать - это уже потом, в платном семинаре или (как в нашем случае) - в самой книге. Здесь этого нет. Просто обещание, что автор знает, что и как делать, и потом и нам расскажет об этом.

Директор по развитию, Москва
Елена Картуз пишет: управление может быть интуитивным, административным или регулярным (на основе бюджетирования)
Елена, добрый день. Хотел спросить... Зачем мы ''разводим'' административное и регулярное управление? В строгом смысле слова, административное управление уже выполняется на регулярной основе. Что до бюджетирования, то его можно считать частью административных технологий. Деньги это один из ресурсов, которыми может управлять администратор.
Руководитель проекта, Екатеринбург

''Планирование и прогнозирование точны только тогда, когда они основаны на долгой, стабильной истории деятельности и только в относительно стабильной окружающей среде. А у стартапов нет ни того, ни другого. ''

Планирование и прогнозирование нам необходимо не только для точности , а в первую очередь как технология управления в полном управленческом цикле, где на каждом витке цикла - принятие управленческого решения, т.е контроль, анализ процессов и результатов и их совершенствование. А если у вас появляется точность планирования - значит вы хороший менеджер, у вас актуальный бизнес-план и вы адекватно его выполняете.

''Вторая причина кроется в том, что предприниматели и инвесторы видят: традиционные методы менеджмента не в состоянии решить эту проблему. И зачастую они пускают все на самотек и действуют по принципу «просто сделай это». Согласно этому принципу, если управлять процессом сложно, то лучшая стратегия — хаос. К сожалению, мой личный опыт свидетельствует о том, что это тоже не работает. ''

Регулярный менеджмент!!! и не морочте голову себе и окружающим. Хоть стартап, хоть регулярная деятельность, хоть проект. Не выдумывайте велосипед, кругом полно велосипедистов на велосипедах.

''Это может показаться парадоксальным, но столь революционным, новаторским и хаотичным явлением, как стартап, можно, а точнее, даже нужно управлять. Обычно мы считаем, что процессы и менеджмент — это что-то скучное и унылое, а стартапы — динамичное и увлекательное.''

Управлять нужно любым процессом, делая его результативным на основе определенных целей, инструмент - регулярный менеджмент. И что такого хаотичного в стартапе? Заинтригована.

Руководитель проекта, Екатеринбург

''

Добрый день, Николай. Я однозначно развожу эти понятия по следующей логике:
Административное управление осуществляется на основе организационной структуры и общий оценочный критерий - хорошо - плохо. Решение принимаем глядя в небо.
Регулярное или экономическое - на основе финансовой структуры и бюджетирования, общие оценочные критерии - эффективно- неэффективно, выгодно- невыгодно. Решение принимаем в режиме полного управленческого цикла на основе экономической информации.
Еще давно, в середине 90-х Кондратьев (7 нот менеджмента) говорил, что экономический менеджмент - это символ веры, и вам решать как работать. При этом бизнесменов от бога не более 5-7%. И я была с ним тогда согласна.
В 2008 году я пересмотрела точку зрения и назвала это так: Или ты эффективный (регулярный менеджер) или мертвый менеджер. И это не преувеличение. А как вы назовете управленца - менеджер, администратор или директор земного шара, это неважно!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.