Российский кинорынок: что происходит в 2023 году, и чего ждать в ближайшем будущем

Последние три года российская киноиндустрия переживает не лучшие времена. Первые звоночки кризиса прозвучали после введения ковидных ограничений. В 2022 году с уходом зарубежных компаний спад увеличился еще больше.

Многих эта ситуация застала врасплох, несмотря на профессиональную готовность к форс-мажорам: на протяжении последних 10 лет иностранные медиакомпании постоянно сталкивались как с западными санкциями, так и с некоторыми ограничениями российского законодательства. Уход с рынка стал неожиданностью для менеджмента, процедура ухода сопровождалась длительными юридическими переговорами и согласованиями условий разделения бизнеса.

Многие российские предприниматели смогли найти точки роста, выкупив бизнес у западных партнеров. А менеджеры среднего звена согласились на релокацию, нашли свое место в российских медиакорпорациях или, наоборот, делают длительную передышку перед новым стартом. Определенно можно сказать, что западные корпорации досконально соблюли все нормы российского законодательства при закрытии бизнеса.

Разница между российской и западной корпоративной культурой

1. Сильная международная корпоративная культура

Западная корпоративная культура является не сколько «западной» в геополитическом смысле слова, сколько международной. Многие успешные европейские, американские и азиатские компании вышли на мировые рынки более ста лет назад и за это время приучили себя очень внимательно относиться к требованиям стран, в которых нанимают сотрудников.

И даже если компания относительно недавно существует на рынке, как, например, Netflix или TikTok, все они работают в среде, наполненной экспертами с обширным опытом работы на разных континентах и в разных культурных средах, что, разумеется, усиливает их корпоративную культуру.

2. Профсоюзы и отстаивание прав работников

Международные компании формировались в условиях активно действующих американских и европейских профсоюзов, которые ни на минуту не переставали отстаивать права работников, равноправие мужчин и женщин, людей разного цвета кожи и вероисповедания. Сегодня судебные иски за домогательства являются обычным делом в США. Массовые забастовки время от времени вспыхивают в Великобритании, Франции, Италии.

В России такие активности воспринимается как экзотика. Сильные социальные институты зарубежных стран определили максимально законопослушное отношение корпораций к правам своих сотрудников в каждой стране, будь то Россия, Германия, Австралия или Польша.

Российские компании молоды – у них есть потенциал для развития. В противовес вышесказанному, в историческом контексте российские компании весьма молоды. Они развиваются в другом социально-историческом ландшафте, что, конечно, обуславливает их корпоративное культурное своеобразие. 

За последние тридцать лет российская и западные корпоративные культуры ассимилировались и создали некий симбиоз. Российские компании декларируют те же ценности, что и международные корпорации, но с поправкой на российское законодательство. 

Отправная точка для российской киноотрасли в новых условиях

Благодаря многолетнему взаимодействию с западным бизнесом российские компании приобрели передовой опыт и узнали секреты дела. Осталось только найти руки и головы для реализация собственных идей: кадры по-прежнему решают все. Уверена, что новые кинопроекты дадут возможность проявить и реализовать себя малоизвестным, но талантливым участникам отрасли: и композиторам, и актерам, и художникам, и сценаристам.

Российская «Фабрика грез»

Если сравнивать российскую киноотрасль с «Фабрикой грез» (образная характеристика киностудий Голливуда), то она находится в стадии роста: многое еще предстоит сделать, и отсутствие западных конкурентов – хороший шанс наверстать упущенное.

Очевидно, что российская киноотрасль – это зеркало всей системы образования, чем больше профессионалов приходит в отрасль, тем больше талантливых и запоминающихся фильмов выходит на наши экраны.

Приведу пример сферы музыки для кино. В советские времена создание музыки для кино считалось «халтурой», то есть легким, быстрым заработком сверх основной работы. Дело не считалось престижным, некоторые отказывались, боясь «снижать» планку, отдавая предпочтение авангардным симфониям, балетам и операм. Несмотря на это, советский кинематограф приобрел богатое музыкальное наследие Исаака Шварца, Эдуарда Артемьева, Исаака и Максима Дунаевского и многих других.

В Голливуде создание музыки для кино никогда не считалось второсортным, киномузыка активно использовалась в пиаре фильмов, выпускалась на аудио носителях и более того, в 1970-х превратилась в отдельное направление музыкального образования.

Именно Голливуд в конце 70-х годов подарил новую жизнь симфонической музыке: легендарные хиты «Звездных войн», «Индианы Джонса», «Джеймса Бонда» и других фильмов впоследствии обрели отдельную жизнь. Произведения Джона Вильямса, Ханса Циммера, Джеймса Ховарда, Эннио Морриконе, Джеймса Хорнера с большим успехом исполняются симфоническими оркестрами на мировых концертных площадках, а также разучиваются в детских музыкальных школах. Педагогам не приходится прививать детям любовь к «старомодной» классике – есть новая классика из любимых фильмов!

Западное образование давно идет нога в ногу с потребностями киноиндустрии. Специальность «композитор кино и телевидения» уже десятки лет преподается в ведущих музыкальных вузах США, Великобритании и Европы, в частности в американском музыкальном колледже Беркли – с 1979 года. В России программа подготовки профессиональных композиторов кино появилась лишь в 2017 году в Московской школе кино, и пока остается единственной в стране.

Что готовят отечественные кинопроизводители в ближайшие три года

Спустя почти год после ухода голливудских мейджоров ситуация для кинопроизводителей выглядит обнадеживающей и перспективной, чего пока нельзя сказать о кинопрокатчиках. Триумфом закончились новогодние праздники – семейная комедия «Чебурашка» собрала в прокате свыше шести миллиардов рублей, задав высокую планку на многие годы вперед.

Для 2024 и 2025 года кинопроизводители при поддержке Фонда кино готовят богатый репертуар: ремейк «Бременских музыкантов», где роли животных исполнят реальные актеры, и ремейк «Волшебника изумрудного города». Зрители увидят и биографический проект про Александра Пушкина «Пророк» и многое другое.

Одним словом, российской киноиндустрии нужно очень постараться, чтобы не оттолкнуть зрителей картинами среднего качества, а представить в ближайшей перспективе классные и достойные фильмы.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Все успехи нашего "кино" сравнива.т с Голливудом, и мы проигрываем, там и популярные актеры - все сплошь  миллиардеры,  и музыку для кино  оплачивают ... в обшем  все здорово и красиво.

Прав  автор, когда пишет :" Очевидно, что российская киноотрасль – это зеркало всей системы образования, чем больше профессионалов приходит в отрасль, тем больше талантливых и запоминающихся фильмов выходит на наши экраны" Стоит заметить и не только образования, а всей системы "капитализации" нашей  киноидустрии, которая предполагает получение прибыли верхушкой этого бизнеса, за счет сокрашения расходов на сотрудников, участвующих в создании фильиов и сериалов.  В частности стоит сказать о сценаристах, о таких которые ищут  возможность безвозмездно получить хорошие сюжеты для  своих сценариев.

К примеру компания "Ридеро" прислала мне приглашение на участие в конкурсе на лучший сюжет для своих сценаристов, премию за первое место обещала 100000 рублей.Предложили мне кратко изложить сюжет моего романа "Старый Кёнигсберг".  Не могут выходит сами сценаристы придумывать увлекательные сюжеты. Ищут себе литературных рабов а премия - это скорее всего "морковка" перед носом осла.Дело в том, что роман опубликован на Лит Рес  не полностью, а только 3 части из 5, потому и интересует окончание сюжета.

Я много раз предлагала  свой роман, по которому можно сднлать отличный сериал разным издательствам  за единовременный гонорар с передачей авторских прав, но платить не хотят, хотят прость взять чужое творчество без вознаграждения. Думаю в Голливуде в первую очередь  оценили  бы возможность коммерческого использоваия  романа и заплатили бы автору, не смотря на то, что он не профессиональный сценарист, а любитель придумывать увлекательные сюжеты.

Генеральный директор, Москва
Валентина Путилина пишет:

Все успехи нашего "кино" сравнива.т с Голливудом, и мы проигрываем, там и популярные актеры - все сплошь  миллиардеры,  и музыку для кино  оплачивают ... в обшем  все здорово и красиво.

Прав  автор, когда пишет :" Очевидно, что российская киноотрасль – это зеркало всей системы образования, чем больше профессионалов приходит в отрасль, тем больше талантливых и запоминающихся фильмов выходит на наши экраны" Стоит заметить и не только образования, а всей системы "капитализации" нашей  киноидустрии, которая предполагает получение прибыли верхушкой этого бизнеса, за счет сокрашения расходов на сотрудников, участвующих в создании фильиов и сериалов.  В частности стоит сказать о сценаристах, о таких которые ищут  возможность безвозмездно получить хорошие сюжеты для  своих сценариев.

К примеру компания "Ридеро" прислала мне приглашение на участие в конкурсе на лучший сюжет для своих сценаристов, премию за первое место обещала 100000 рублей.Предложили мне кратко изложить сюжет моего романа "Старый Кёнигсберг".  Не могут выходит сами сценаристы придумывать увлекательные сюжеты. Ищут себе литературных рабов а премия - это скорее всего "морковка" перед носом осла.Дело в том, что роман опубликован на Лит Рес  не полностью, а только 3 части из 5, потому и интересует окончание сюжета.

Я много раз предлагала  свой роман, по которому можно сднлать отличный сериал разным издательствам  за единовременный гонорар с передачей авторских прав, но платить не хотят, хотят прость взять чужое творчество без вознаграждения. Думаю в Голливуде в первую очередь  оценили  бы возможность коммерческого использоваия  романа и заплатили бы автору, не смотря на то, что он не профессиональный сценарист, а любитель придумывать увлекательные сюжеты.

Много фильмов снимается на основе книг и готовых сюжетов, сценарии пишут специальные люди. Часто это многошаговый процесс. Что-то зависит от исполнителей и их точки зрения.

Но кино - достаточно сложный бизнес, если пытаться заранее оценить будущий коммерческий успех.

Консультант, Москва
Евгений Равич пишет:
Много фильмов снимается на основе книг и готовых сюжетов, сценарии пишут специальные люди. Часто это многошаговый процесс. Что-то зависит от исполнителей и их точки зрения. Но кино - достаточно сложный бизнес, если пытаться заранее оценить будущий коммерческий успех.

Конечно  вы правы. Много. И сценаристы это не писвтели. На счет оценки фильмы вы правы,  но  сюжег можно оценить сразу.

Генеральный директор, Москва

Каковы перспективы кинорынка после ухода голливудских мейджоров?

Так была заявлена тема публикации.

Вроде бы и напрашивается конкретный и доказательный ответ по этой теме, как и положено в менеджменте, если взять за основу схему: Было - Есть - Будет и раскрыть в числах основные показатели кинорынка на этих этапах. Например, количество выпущенных картин, зрительская аудитория, затраты, доходы, рентабельность, достижения и награды внутри страны и на международном уровне, в т.ч., продажа картин за рубеж.

Вместо этого ничем не обоснованные, противоречивые и бессвязанные утверждения и эмоции, например:
- Последние три года российская киноиндустрия переживает не лучшие времена
- Многие российские предприниматели смогли найти точки роста, выкупив бизнес у западных партнеров
- Если сравнивать российскую киноотрасль с «Фабрикой грез» (образная характеристика киностудий Голливуда), то она находится в стадии роста
- Сегодня судебные иски за домогательства являются обычным делом в США
- Российская киноотрасль – это зеркало всей системы образования
- В советские времена создание музыки для кино считалось «халтурой»
- ит.д.

Но неожиданно, откуда ни возьмись, формулируетсят вывод:
- Спустя почти год после ухода голливудских мейджоров ситуация для кинопроизводителей выглядит обнадеживающей и перспективной

На этом позитиве и заканчиваются перспективы российского кинорынка, которые, очевидно, будут включать судебные иски за домогательства, что уже интересно ...

 

 

Консультант, Москва
Александр Кудряшов пишет:
На этом позитиве и заканчиваются перспективы российского кинорынка, которые, очевидно, будут включать судебные иски за домогательства, что уже интересно ...

Интересно за домогательства? Судебные иски?

Как -то так получмлось, что эта тема - защита от домогательств  привлекает меня, потму что сталкивалась в своей практике со многими подобными случаями.И я считаю, что самое лучшее воспитание как женщины, так и мужчины  - это хорошие сериалы. Не судебные иски и не  эмоциональные призывы - давайте жить дружно! , а возможность учиться на живых примерах.

Может очень  жестко, но в своем романе "Старый Кёнигсберг" именно эта тема и раскрыта - расплата за сексуальное  домоггательство. 

Генеральный директор, Москва
Валентина Путилина пишет:
Может очень  жестко, но в своем романе "Старый Кёнигсберг" именно эта тема и раскрыта - расплата за сексуальное  домоггательство. 

Да, но эта тема очень тонкая, не простая, не однозначная и нелинейная...

Консультант, Москва
Александр Кудряшов пишет:
Валентина Путилина пишет:Может очень  жестко, но в своем романе "Старый Кёнигсберг" именно эта тема и раскрыта - расплата за сексуальное  домоггательство. 
Да, но эта тема очень тонкая, не простая, не однозначная и нелинейная...

Согласна - тема не простая. Но чтобы оценить произведение надо его прочитать. Сырой и неполный варивнт опубликован на ЛитРес самиздат. Вообще у меня пять романов.  Решилась издать книгу по первому, стала корректировать текст и многое изменила, некоторые главы остввила как есть, другие дополнила, расширив сюжет. В общем мне самой мой роман очень нравится!! Очень надеюсь, что читатели  его воспримут  хорошо.

Спасибо за отклик.

Генеральный директор, Москва
Валентина Путилина пишет:
В общем мне самой мой роман очень нравится!!

Это главное, а потом и до читателей дойдет!

Консультант, Москва
Александр Кудряшов пишет:
Валентина Путилина пишет:В общем мне самой мой роман очень нравится!!
Это главное, а потом и до читателей дойдет!

Спасибо вам  за поддержку, для меня это очень важно.

Аналитик, Москва

К сожалению, наша киноиндустрия страдает рядом болезней и с этим очень сложно что-то сделать. Среди них укажу на парочку:

- растаскивание и разворование денег на этапе кинопроизводства. Проконтролировать это очень сложно, "налево" уходят большие суммы. И это является даже одним из стимулов увеличения количества совершенно дурацких сериалов. Однотипность и неоргинальность сюжета, шаблонность, использование типажных актёров и пр и др. Стоял с краю киноиндустрии, малость уловил её тревожные детали. Док. фильм, который мы с ребятами снимали получил гран-при на международном кинофестивале.

- самая некрасивая, нехорошая спайка телевидения и авторов сериалов. За получение авторского вознаграждения по основным каналам крутят одни и те же сериалы и фильмы по много много раз. Получаешь поддержку минкульта и вперёд! И всё законно! Тем более, что размер авторского гонорара никаким законом не определён. А суды определяют справедливость вознаграждения на глазок, по пролетарскому чутью.

Как-то нужно выбираться из этой ямы. Надеюсь, что выберемся.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.