Как выбрать МФО для инвестирования

Прошедший 2017 год и начало нынешнего запомнились снижением ставок по банковским вкладам и падающей доходностью облигаций. На этом фоне микрофинансовый рынок становится все более привлекательным как для краткосрочных, так и долгосрочных вложений ввиду высокой доходности. Как не ошибиться с выбором микрофинансовой компании для инвестиций?

Отчетность – главный друг инвестора

В первую очередь, необходимо научиться разбираться в отчетности микрофинансовых организаций. С вступлением в силу 1 июля 2018 года нового «Базового стандарта совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке», повышаются требования к раскрытию информации компаниями, привлекающими инвестиции физических лиц.

Инвесторам будет доступна информация за пять лет существования организации. Напомним, что МФО должна состоять в государственном реестре микрофинансовых организаций, публикуемом на сайте Банка России, а также, что привлекать средства физических лиц могут только МФК (микрофинансовые компании). МКК (микрокредитные компании) такого права не имеют. Статус МФО, также, можно узнать из реестра.

До 2018 года МФО использовали стандартную форму бухгалтерской отчетности для коммерческих организаций, поэтому в «Отчете о финансовых результатах» (ОФР) используются такие понятия, как «выручка» (ОФР, строка 2110) и «себестоимость продаж» (ОФР, строка 2120). К «выручке» относятся начисленные проценты по договорам займа (как срочные, так и просроченные), а также комиссии по дополнительным услугам к договору займа. К «прочим доходам» (ОФР, строка 2340), в основном, относятся начисленные штрафы, пени, и неустойки, а также уменьшение резервов на возможные потери по займам, если просроченный долг все же был выплачен или списан. Эти две строки отражают главные источники доходов микрофинансовой организации.

Основные расходы микрофинансовых организаций на оплату труда работников отражены в строках «себестоимость продаж» (ОФР, строка 2120) и «управленческие расходы» (ОФР, строка 2220). Но большее значение обычно имеет строка «прочие расходы» (ОФР, строка 2350), т. к. основной компонент здесь – это резервы на возможные потери по займам, которые МФО обязаны формировать в соответствии с Указанием ЦБ. Разность этих строк доходов и расходов, в основном, и определяет размер прибыли до налогообложения.

Показатель рентабельности по чистой прибыли рассчитывается как отношение чистой прибыли (ОФР, строка 2400) к выручке и умноженное на 100, и показывает сколько копеек прибыли было получено на каждый рубль выручки (или же – долю чистой прибыли в выручке). Чем больше данный показатель, тем лучше. Но стоит понимать, что показатель чистой прибыли не является наиболее надежным показателем и имеет преобладающее значение для собственников компании, но, тем не менее, анализ показателя рентабельности по чистой прибыли в динамике является хорошим способом определения эффективности, конкурентоспособности и здоровья бизнеса.

Для частного инвестора, предоставляющего деньги в долг микрофинансовой компании, больший интерес в бухгалтерской отчетности представляют не столько показатели прибыли, сколько понимание возможностей компании в обслуживании своего долга. Поэтому необходимо тщательно анализировать годовой «Отчет о движении денежных средств» (ОДДС), с целью понять, достаточно ли поступающих средств от основной деятельности для обслуживания долга.

Для этого рассчитываются коэффициенты денежного покрытия, которые представляют собой отношение поступлений от текущих операций (ОДДС, строка 4110) к обязательствам, долгосрочным или краткосрочным (бухгалтерский баланс, строки 1400 и 1500). В структуре задолженности МФО зачастую преобладает краткосрочная задолженность, т. к. многие МФО привлекают инвестиции физических лиц на срок начиная от 3-6 месяцев. Развитие долгосрочных инвестиций связано, в первую очередь, с формированием рынка облигаций микрофинансовых компаний, но пока этот канал фондирования только зарождается.

Упомянутые коэффициенты определяют значимость того, насколько поступления от основной деятельности (т. е. деньги, поступающие от заемщиков в счет погашения долга) способны покрывать обязательства. Предположим, за 2017 год в компанию поступило платежей от заемщиков на 5 млрд. руб. При этом краткосрочные обязательства равняются 4,5 млрд. рублей. Это означает, что в 2018 году организация должна выплатить 4,5 млрд. рублей – сумму, которая практически равняется поступлениям за прошлый год.

Коэффициент денежного покрытия краткосрочных обязательств будет равняться 1,1 (5 млрд./4,5 млрд.). Следовательно, без привлечения дополнительного внешнего финансирования (приток которого отражается в поступлениях от финансовых операций, ОДДС, строка 4310) такой компании просто не на что будет выдавать новые займы. Значит в будущем кризис ликвидности, скорее всего, будет только нарастать.

Что касается нормативного значения коэффициента денежного покрытия краткосрочных обязательств, то касательно МФО нет общепринятого мнения. Лучше, если он составляет не менее 2-3, иначе компания может столкнуться с трудностями, связанными с финансированием обязательств и одновременным поддержанием выдач новых займов. Общие требования к коэффициенту денежного покрытия долгосрочных обязательств ниже – нормативное значение не должно быть меньше единицы. Это связано с тем, что выплаты по долгосрочным долгам растянуты во времени на несколько лет.

Кроме перечисленных моментов, необходимо анализировать потоки от текущих операций в динамике. Желательно, чтобы поступления от них возрастали из года в год. Если это не так, то, возможно, что компания столкнулась со стагнацией в своем развитии.

С 2018 года МФО, согласно Положению Банка России № 614-П, будут публиковать отчетность в новой форме, однако основной принцип здесь не изменится: поступления от операционной деятельности сравниваются с обязательствами компании.

Специализация и перспективы

Кроме того, необходимо смотреть на сферу деятельности компании. Существуют МФО, работающие в традиционном офлайн-секторе, и онлайн-компании, выдающие микрозаймы через автоматизированные сервисы, без посещения офиса и личного общения с представителем компании. На сегодняшний день микрофинансовые организации ориентированные на онлайн-сегмент имеют наибольшие перспективы развития.

Опережающие среднерыночные темпы роста таких игроков объясняются пониженными издержками, которые позволяют им генерировать высокую прибыль и безболезненно приспосабливаться к ужесточению нормативного регулирования отрасли. За счет стремительной цифровизации экономики более перспективно выглядит и будущее таких компаний. Кроме того, представители онлайн-микрофинансирования сегодня активно расширяют спектр направлений бизнеса.

На данный момент наиболее рентабелен сегмент онлайн-займов «до зарплаты» за счет низких издержек и их высокой оборачиваемости. Но большинство таких компаний при этом внедряют более «длинные» и крупные микрозаймы. Есть даже организации, развивающие в онлайне POS-микрозаймы. Кроме того, необходимо помнить, что привлекать средства физических лиц имеют право только МФК (микрофинансовые компании), МКК (микрокредитные компании) такого права не имеют.

Также, нужно оценивать планы по развитию компании. Российской рынок уже во многом сложился, однако сектор микрофинансирования пока еще слабо развит на постсоветском пространстве и странах Азии. Поэтому успешные российские МФК постепенно осваивают и эти территории. Ярким примером является соседний Казахстан, который сегодня демонстрирует бурное развитие сектора онлайн-микрофинансирования, основу которого заложили дочерние компании крупнейших российских МФК. Такая страновая диверсификация является несомненным плюсом.

Рынок микрофинансирования на сегодняшний день быстро развивается и предлагает хорошую доходность по сравнению с риском. Привлекать средства физических лиц могут только микрофинансовые компании, имеющие повышенные требования к нормативам и капиталу, а также находятся под постоянным надзором Центрального банка. Если прибавить к этому самостоятельную оценку инвестора, то можно выбрать по-настоящему надежные компании с хорошей доходностью и отличными перспективами развития.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.