Бизнес: держать или продавать? Бесплатный вебинар

Стоимость бизнеса, как и любого другого товара, зависит от факторов внешней среды, в первую очередь, от соотношения спроса и предложения. Поскольку в кризисное время капитализация большинства малых и средних компаний снижается, растет спрос на покупку distressed assets (активы, подвергшиеся рыночному стрессу). Однако если это и ведет к росту числа сделок купли-продажи, то совсем незначительному. Потенциальных инвесторов становится значительно больше, вместе с этим ужесточаются требования к качеству покупаемого бизнеса. Цена в большинстве случаев формируется исходя из рыночной или даже ликвидационной стоимости чистых активов, а стоимость будущих доходов обнуляется в связи с возросшими рисками их получения. Максимум, на что готовы покупатели – стоимость чистых активов с премией в 25% «как бы за действующий бизнес».

Кто же в такое непростое время отваживается на инвестирование в бизнес? Я бы выделил основные группы предпринимателей, вполне осознанно рискующих, но имеющих большие шансы на успех:

1. Крупные и средние компании, скупающие конкурентов. Хороший способ для очередного передела рынка, увеличения своей доли и избавления от путающегося под ногами и вечно демпингующего аутсайдера. Надо понимать, что шанс «слиться» с крупным игроком имеют далеко не все желающие, а только те, которые смогли сохранить клиентскую базу и деловую репутацию. И самое главное – адекватно оценивают ситуацию и не упорствуют в отстаивании заоблачной цены. Время играет против них, и «дозревание» до сделки может плавно перейти в банкротство.

2. Инвесторы, принявшие решение о диверсификации вложений и выходе на другие рынки. Имея большой опыт предпринимательской деятельности и управленческую команду, они легко адаптируются к условиям малознакомой ранее рыночной среды.

3. Инвесторы, которые решили вложить в отечественную экономику средства, которые до этого приносили лишь пассивный доход в российских или зарубежных банках. Такие покупатели в свою очередь делятся на «стратегов», готовых лично участвовать управлении и финансовых инвесторов, не желающих вникать в проблемы развития бизнеса. Среди таких финансовых инвесторов, как всегда, много чиновников и топ-менеджеров крупных компаний, покупающих бизнес через доверенных лиц. Девальвация рубля позволяет прикупить за те же деньги в два раза больше активов. Отдельно выделяются и те, кто действует в обратном направлении, покупая бизнес за рубежом.

4. Банки и инвестиционные фонды. Как ни странно, но банки значительно повысили активность на рынке купли-продажи бизнеса. И если раньше многие банки скупали непрофильные активы для себя или своего руководства, то сейчас они готовы кредитовать покупку бизнеса своими клиентами. Правда, суммы инвестиций значительно уменьшились. Если еще полтора года назад фигурировали десятки миллионов долларов западных денег под шесть процентов, то теперь – редко больше ста миллионов отечественных рублей, а процентные ставки не разглашаются. Инвестиционные фонды переживают не самые лучшие времена, и их активность заметна скорее на венчурном рынке, чем на более привычном private equity (прямые инвестиции в бизнес путем покупки доли).

5. Частные лица, покупающие доли в компаниях на стадии посевных инвестиций или первого дохода. Количество бизнес-ангелов растет, качество инвестиционных проектов падает. Зачастую бизнес-ангелами вынужденно становятся предприниматели, которые вышли из неудачного бизнеса и вкладываются в чужие идеи. Их преимущество перед основателями стартапов состоит в том, что они способны кроме денег привнести в бизнес свой опыт и знания, что уже немаловажно.

Какую же стратегию следует выбрать в период кризиса? Если ваш бизнес вполне жизнеспособен, а вы имеете свободные средства или возможность привлечения стороннего финансирования, приглядитесь к конкурентам или к другим отраслям. При отсутствии свободных средств или накоплений можно выбрать стратегию выживания. «Все умрут, а я останусь» – тоже неплохой вариант. Если уверенности в будущем бизнеса нет, а есть недвижимость в собственности, можно распродать активы, деньги положить в банк, а помещения сдать в аренду. Один из моих клиентов, владелец косметического производства, так и поступил в 2008 году, сдав помещения по магазин «Пятерочка». Теперь рентные платежи хоть и немного меньше прежнего предпринимательского дохода, но появилось свободное время и проценты по вкладу.

К оценщикам в последнее время все чаще стали обращаться старые клиенты, не решившиеся в свое время выйти из бизнеса или отложившие решение до лучших времен в надежде на рост бизнеса. Многих из них так и не удалось убедить, что запрашиваемая цена завышена в разы, а «дураков с деньгами» не существует. Теперь наступил так называемый момент истины, но поезд ушел… С моей стороны ужесточились требования как к объектам, так и к их владельцам в плане гибкости и готовности принимать рекомендации по стартовой цене.

Таким образом, выбор стратегии «держать или продавать», схожий с тем, который делают владельцы акций, зависит от многих факторов. Кто правильно оценит ситуацию и примет взвешенное решение, тот и будет в выигрыше. И если фондовый рынок «в долгую» обыграть практически невозможно, то в секторе, о котором идет речь, возможно все.

Из моего выступления на веб-конференции «Успешный бизнес в период кризиса», которая пройдет 28-29 апреля 2016 года, вы узнаете:

1. Что происходит на рынке слияний и поглощений?

2. Почему повышенный спрос на покупку бизнеса упирается в отсутствие достойных предложений?

3. Как понять, сколько стоит компания в условиях кризиса?

Если вы хотите еще до выступления задать вопрос, сформулируйте его в форуме под этой публикацией.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Андрей Семёркин
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.