Ольга Бортняева: «Всегда стараюсь подкрепить интуицию расчетами»

В рамках совместного проекта Executive, журнала «Финансовый директор» и портала FD.ru на вопросы участников Сообщества и журналистов о своих ноу-хау в сфере служебного роста отвечает Ольга Бортняева, финансовый директор News Outdoor Russia.

Ольга Бортняева закончила факультет «Международные экономические отношения» МГИМО. В 2000 году прошла курс обучения руководителей в London Business School, квалификация FCCA (Fellow Chartered Certified Accountant). Диплом и первое место работы (Deloitte&Touche Москва) были связаны с аудитом. Затем Ольга была финансовым менеджером в компаниях Американский Медицинский Центр, МАРС Россия и Effem Foods Singapore (подразделения компании Mars Inc.). C 1996 по 2004 год работала в российском подразделении компании PepsiCo Inc. (с 1999 года – подразделение компании Pepsi Bottling Group Inc.) в качестве менеджера по налоговым и казначейским вопросам, финансового директора Московского отделения, финансового контролера Pepsi Bottling Group Russia. С ноября 2004 года – финансовый директор News Outdoor Russia.

«ФД»: Вы начинали как аудитор. Чем объясняется такой выбор?

Ольга Бортняева: На пятом курсе МГИМО я проходила практику в российской аудиторской компании «Инаудит». В этот момент создавалось совместное с Deloitte&Touche предприятие, которое назвали «ДРТ Инаудит», оно и стало началом нынешнего бизнеса Deloitte&Touche в России. Руководитель моей практики был назначен генеральным директором этого СП, и меня приняли туда на должность младшего аудитора. Аудит в стране только зарождался. Нашими первыми клиентами были совместные предприятия, для которых мы трансформировали российскую отчетность в отчетность по западным стандартам, в основном US GAAP, а иногда, наоборот, помогали с российской. Проверяли правильность отражения операций, переводили отчетность на английский язык, меняли классификацию статей. Работать было очень интересно – это был первый опыт сравнительного анализа двух разных систем учета, работа с компаниями, которые прислушивались к нашим советам и искренне благодарили за помощь. Мне повезло и с наставниками, для меня, совсем молодого тогда специалиста, была очень важна та поддержка, которую я получала. Благодаря ей я поняла, что не надо бояться спрашивать или советоваться и что, имея профессиональные знания, никогда не нужно сбрасывать со счетов здравый смысл.

«ФД»: А какую компанию вы считаете своей профессиональной школой?

О.Б.: Я называю себя выпускницей «Марса». Некоторые считают существующий там уровень дисциплины очень жестким, но мне работа в «Марсе» импонировала наличием четкой структуры взаимоотношений. Кроме того, в компании быстрая и эффективная процедура принятия решений, что очень важно для больших организаций. В разных компаниях мне приходилось наблюдать, какие разрушительные последствия может иметь недостаточная скорость принятия решений, как это демотивирует персонал. «Марс» в этом смысле был суперэффективным. В компании очень чувствовалось стремление быть лидерами, первопроходцами, постоянное желание попробовать что-то новое: а почему бы и нет, в Австралии же это работает. И еще в компании удивительным образом взращивалось чувство гордости за то, что ты часть такой большой и успешной корпорации.

«ФД»: Вам удалось поработать в экзотической стране – как это получилось, и какой опыт вы там приобрели?

О.Б.: Я пришла в «Марс» на позицию General Accounting Manager, то есть менеджера бухгалтерии по общим вопросам. Участки работы были самые разные: я занималась расчетами с внутренними и внешними поставщиками, контролем затрат, в зоне моей ответственности было все, что не попадало в разряд расчетов с покупателями, основных средств, налогового планирования и казначейства. Мне нравились моя работа и компания, и эти чувства были взаимными. Так что, когда моего мужа отправили на год на стажировку в Сингапур, мне тоже предложили поработать в сингапурском офисе «Марса». Это было одним из моих самых интересных профессиональных приключений.

Я приехала, когда в сингапурском подразделении не было финансового контролера, и меня назначили на эту должность. Сложилась в какой-то мере уникальная ситуация – из сотрудника российского офиса, в котором на тот момент основные руководящие позиции занимали иностранные специалисты, экспаты, я оказалась в роли экспата с командой, состоящей из китайских девушек. Кроме того, в профессиональном плане я занималась совсем новыми вещами. Офис был небольшой, и, как часто бывает в таких случаях, приходилось делать практически все. В частности, мне предстояло заставить работать новый программный продукт – MFG Pro, который фактически уже был установлен, но ни одной бухгалтерской записи в нем не было. Об этой программе я ни разу раньше не слышала, а в итоге оказалась автором инструкции для бухгалтерского персонала по ее применению. Во время работы в сингапурском офисе я чувствовала постоянный заряд энергии от того, что смогла сделать нечто, чего до этого в компании не было, от маленьких профессиональных побед. Но время пролетело быстро, я вернулась в Россию, где мне предложили новую должность, менеджера по налоговым и казначейским вопросам, которая открыла для меня еще одну грань финансовой профессии.

«ФД»: Что дала вам работа в компании PepsiCo?

О.Б.: PepsiCo на сегодня – самая большая часть моей профессиональной биографии. Я выбрала PepsiCo во многом потому, что это американская компания. Как мне казалось, все, что мне нравилось в «Марсе», было связано именно с американской корпоративной культурой. Однако я была удивлена и несколько обескуражена тем, насколько эти две компании отличались друг от друга. В PepsiCo на тот момент не было такой отлаженной системы, как в «Марсе», идеи и решения зачастую приходилось «пробивать».

Российский кризис 1998 года пришелся на период структурных изменений в бизнесе PepsiCo Inc. – производство напитков было выделено в новую компанию Pepsi Bottling Group Inc., в которую вошло и наше российское подразделение. В апреле 1999 года новая компания провела IPO на Нью-Йоркской бирже. Все это отражалось и на работе финансовой службы – появилось много новых проектов. Например, в рамках повышения эффективности мы оптимизировали юридическую структуру компании, сократив количество юридических лиц, унифицировали политики, процедуры и учетные системы во всех территориальных подразделениях, вместе с нашими банками-партнерами внедряли новаторские по тем временам решения по управлению денежными потоками, были также и серьезные проекты в области налогового планирования.

После кризиса в компании принимались жесткие меры по снижению затрат, в том числе проводилось сокращение персонала – как российского, так и иностранного. В то же время у российских сотрудников появились возможности для более быстрого профессионального роста, в том числе и у меня – я стала финансовым директором московского отделения компании, сменив на этой должности иностранного специалиста.

Юлия Иванова: Во время работы в PepsiCo вы проходили курс обучения в Лондонской школе бизнеса. Как это повлияло на вашу дальнейшую карьеру?

О.Б.: К тому времени я проработала в компании более четырех лет, и мне казалось очень важным сравнить себя с руководителями из других компаний, окунуться в многонациональную среду: на моем курсе училось более 50 человек со всего мира, самых разных должностей и профессий. Это и было моим самым существенным приобретением от учебы в Лондоне – так называемый бенчмаркинг, который позволил мне убедиться в собственном профессионализме. В школе меня также ждало приятное открытие – многое из того, что нам там преподавали, я уже знала. Однако интенсивное обучение в течение четырех недель было очень полезно тем, что позволило упорядочить мои знания.

Если говорить о карьере, то вскоре после моего возвращения из Лондона я перешла на должность финансового контролера центрального офиса Pepsi Bottling Group. Не думаю, что это было напрямую связано с моей учебой, однако уверенно могу сказать, что месяц, проведенный в Лондонской школе бизнеса, способствовал моей внутренней готовности к дальнейшему карьерному росту.

«ФД»: Почему вы перешли в компанию News Outdoor и какие проекты в этой компании считаете наиболее значимыми?

О.Б.: News Outdoor привлекла меня своим динамизмом, к тому же работают здесь очень интересные и талантливые люди. С постоянным стремлением к росту и развитию связаны все проекты финансового департамента последних двух лет – это и привлечение крупнейшего в истории российской наружной рекламы синдицированного кредита, и изменения в процессе бюджетирования, интеграция в общую систему учета и отчетности приобретенных за эти годы компаний. Рост – это и здорово, и сложно – объем информации увеличивается в разы, и очень важно сохранить управляемость. Чтобы добиться этого, компания постоянно работает над оптимизацией бизнес-процессов, в том числе и в финансовой службе. Сейчас идея оптимизации вылилась в проект по внедрению интегрированной системы управления предприятием на базе SAP ERP 6.0. Эта система затрагивает все аспекты деятельности компании, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов. Финансовому департаменту она позволит предоставлять более качественную информацию в более короткие сроки. Объединение информации в единой базе, максимальная стандартизация процедур дадут сотрудникам возможность заниматься более квалифицированным трудом, расширить аналитическую составляющую.

Кирилл Сорокин: Чем вы прежде всего руководствуетесь при принятии решений – полагаетесь на расчеты или допускаете интуитивные предположения?

О.Б.: Я всегда стараюсь подкрепить интуицию расчетами. И доверяю опыту – своему или других компаний, мой первый вопрос всегда: неужели никто до нас с этим не сталкивался? Затем просчитываются решения, которые кажутся оптимальными. Иногда нужны сложные вычисления, а иногда – элементарные два столбца «за» и «против». Некоторые считают финансистов занудами за любовь к конкретике, но я убеждена, что привлекательность любой новой идеи можно оценить, что называется, в денежном выражении, равно как и вовремя благодаря расчетам выявить несостоятельность проекта, кажущегося на первый взгляд очень интересным. Это касается и моих профессиональных проектов – бывает, первоначальные идеи не выдерживают проверки расчетом, и тогда я готова рассматривать другие варианты.

Кирилл Сорокин: Насколько я представляю, для успешной карьеры очень важно обладать неким эксклюзивным качеством, которое становится конкурентным преимуществом. Каким качеством обладаете вы?

О.Б.: Наверное, в первую очередь это работа с полной отдачей. И, конечно же, упорство и терпение.

«ФД»: Какие свои профессиональные достижения вы считаете наиболее значимыми?

О.Б.: В каждой из компаний были свои успехи и достижения, но самое главное – когда удается сплотить команду, организовать ее работу. Думаю, у меня это получается: одна, без надежной команды, я бы ничего не добилась.

«ФД»: Готовы ли вы назвать неудачи, которые расцениваете сегодня как профессиональные промахи? Что с позиции нынешнего опыта вы бы сделали по-другому?

О.Б.: Как известно, история не знает сослагательного наклонения. Речь скорее не о промахах, а о том, хотела бы я что-то изменить в себе. Наверное, мне иногда не хватает холодной головы, потому что для меня работа – это часть жизни, и у меня не получается воспринимать рабочие вопросы без эмоций. Иногда эмоции зашкаливают, а потом я расстраиваюсь, что не хватило выдержки, чтобы четко и спокойно аргументировать свою профессиональную позицию. А конкретные промахи бывают у каждого. Я свои всегда стараюсь проанализировать и не допускать их повторения.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.