Автоматизация кредитного контроля: в чем преимущества

Сергей Кузьминок, специально для Executive.ru

Сергей Кузьминок: Сегодня финансовая сфера тесно граничит с наукой, IT-технологиями, требует быстрых решений с минимальными рисками, и тут не обойтись без оцифровки многих процессов. Насколько применимы автоматизированные системы в финансах?

Магомед Магомедов: Учет и анализ финансовых потоков – очень благодатная тема для автоматизации. Алгоритмы работы с финансами являются одними из важнейших в бизнесе, поэтому предприниматели готовы тратить серьезные ресурсы на создание, проверку, отладку и внедрение бизнес-процессов по контролю денежных потоков и аналитику для повышения эффективности оборотного капитала.

Мне кажется, что именно скоринговые алгоритмы, разработанные еще во времена Второй мировой войны как оценка кредитного риска на основе простых и доступных критериев, заложили основы широкого распространения кредитного менеджмента в небанковском бизнесе. После начала войны многие профессиональные кредитные аналитики ушли на фронт, и потребовались решения, доступные для понимания и применения молодыми неопытными специалистами в области финансового менеджмента.

Благодаря простоте удалось быстро расширить области применения финансового анализа непрофессиональными игроками кредитного рынка. Но именно в важности точного и правильного учета финансовых потоков лежат противоречия между жесткими требованиями к безопасности, авторизации операций и потребностями бизнеса в мгновенной адаптации к быстро меняющимся условиям рынка. Наличие гибкой и эффективной автоматизированной системы анализа финансовых рисков, несомненно, будет являться серьезным конкурентным преимуществом компании. И если небольшие компании могут за счет ручного контроля быстро переключаться на новые бизнес-процессы и процедуры при изменениях на рынке, то крупные компании сейчас сталкиваются с серьезными вызовами в части адаптации налаженных и автоматизированных процессов к быстро меняющимся и нестабильным рыночным условиям. Ручное управление для тысяч и миллионов сделок неприменимо в принципе, поэтому необходимость в автоматизации очевидна.

С.К.: Вы много лет работаете в этой сфере. С какими продуктами вы работали? Насколько их качество удовлетворяет запросы рынка?

М.М.: В России на волне слияний и поглощений в «тучные» 2000-е уже появилось достаточно большое количество средних и крупных компаний, которым необходимы современные и гибкие системы управления базами данных, и которые, самое главное, готовы инвестировать в автоматизацию серьезные ресурсы. Однако решения крупнейших поставщиков СУБД, ERP- и CRM-систем имеют недостаточную гибкость, высокую стоимость. И многие нетипичные бизнес-процессы так и остаются вне рамок автоматизированного контроля. Казалось бы, хороший «кусок пирога» для небольших софтверных компаний, но рынок, мне кажется, все еще в стадии становления.

С.К.: Каковы, на ваш взгляд, причины низкого уровня автоматизации кредитных процессов в небанковской сфере?

М.М.: Неохваченные крупными игроками бизнес-процессы пока потому и не охвачены, что менеджменту неочевидна коммерческая эффективность их автоматизации. Зачастую они и не могут быть автоматизированы без стандартизации основных бизнес-процессов и удешевления базовых автоматизированных модулей, повышения их гибкости для неосновных направлений бизнеса. Мне кажется, в России рынок автоматизированных систем кредитного контроля находится пока на этапе стандартизации основных процедур (самая популярная ранее процедура «нормальные пацаны, можно грузить без денег», становится все менее востребованной).

До укоренения на рынке нескольких эффективность моделей управления кредитными рисками, уже доказавших свою гибкость, программные комплексы останутся слишком дорогими инструментами для большинства потребителей. Но именно в этом я вижу огромный потенциал для участников рынка: софтверные компании могут активно участвовать в создании правил и норм для зарождающегося рынка. Банковские технологии мигрируют в онлайн, облачные сервисы делают все более доступной необходимую информацию о клиентах: кредитная история, платежная дисциплина и пр. Высвобождается все большее количество высокопрофессиональных банковских кредитных менеджеров, которые смогут перенести свои навыки и компетенции на повышение эффективности продаж с отсрочкой платежа.

Таким образом, имеются все предпосылки для ускоренного развития автоматизированных систем кредитного контроля в России и СНГ. Более того, именно сейчас открывается окно для участия в разработке и установлении правил на этом рынке. Рост турбулентности на финансовых рынках, уже сложившийся опыт управления рисками в предыдущие кризисы дают предпосылки для роста спроса на рынке программных продуктов управления кредитными рисками.

С.К.: Назовите основные требования к продуктам.

М.М.: Насколько качественно и точно правила, созданные участниками программных комплексов, будут соответствовать ожиданиям участников рынка, насколько гибкими и настраиваемыми будут инструменты разработчиков – настолько большую долю быстрорастущего рынка они смогут завоевать. На мой взгляд, здесь важнейшую роль будут играть модульность, масштабируемость, гибкость. Или, другими словами, продукт должен прийти на рынок крупного и среднего бизнеса с минимальным пакетом и быстро перенастраиваться и достраиваться в соответствии с потребностями. Ключевой параметр – полная стоимость внедрения и владения лицензией с учетом необходимости частых и быстрых изменений для адаптации к новым вызовам рынка. Не надо конкурировать с «монстрами» автоматизированных решений, надо дополнить новыми возможностями имеющиеся решения и предложить новые ниши.

С.К.: Вы работаете в крупной корпорации .Какие продукты вы используете в своей работе?

М.М.: В ближайшее время в российском подразделении нашего холдинга заканчивается внедрение САМ – современного программного решения для автоматизации кредитного менеджмента. Оно уже показало свою высокую эффективность на европейском рынке, и, думаю, найдет свою нишу на быстрорастущем рынке России и СНГ. Надеемся, что немецкая педантичность и аккуратность в подходе к автоматизации бизнес-процессов дополнят необходимыми элементами кредитные процедуры в нашей компании и позволят повысить эффективность нашего бизнеса на российском рынке.

Узнать больше о решениях по автоматизации кредитного менеджмента, вы можете на сайте «Шуманн-РУС»

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.