Это модное слово «контроллинг»

Пилот:
- Штурман, приборы!
- 33!
Пилот (ошарашенно):
- Что «33»?
Штурман:
- А что «приборы»?!

Задача для агента 007

Как Джеймс Бонд умудряется управлять различной техникой! То катер, то танк, то подводная лодка, а он так уверенно садится и рулит, как заправский профи! Эх, вот так бы управлять и предприятием!

Но как управляется подавляющее большинство предприятий? За вами гонятся конкуренты, вы быстро вскакиваете в кабину вертолета, и… И ошарашено смотрите на панель управления, на которой нет ни одного прибора! Тут и агент 007 не справился бы. Получить надежный пульт управления помогают технологии контроллинга.

Пример из практики

Есть стереотип, что сельхозпредприятия в России абсолютно бестолковы в области управленческих наук, типа стратегического планирования, управленческого контроллинга, финансового анализа и т.д. Картошку бы вовремя посадить и убрать, да суметь сбыть продукцию, если ее не сожрал проклятый колорадский жук, по не самому плохому тарифу. Какой тут еще контроллинг!

А вот нет, все не столь печально! Отличный пример - липецкая агрофирма «ТРИО», где дело поставлено на широкую ногу.

Что имеем? Животноводческий и растениеводческий комплексы, в составе - 4 ранее независимых хозяйства, склады в Липецке и Ельце, свыше 16 тыс. га посевных площадей, 3 тыс. голов скота, собственный элеватор на 44 тыс. тонн.

Чего хотим? Все серьезно и структурировано..

Карта целей агрофирмы «ТРИО»
(нажмите для увеличения)

Логика железная: от ценностей (любовь к земле) через процессы (качество, техника, технология, повышение отдачи) к максимизации всех отраслевых показателей - соблюдение севооборота, повышение урожайности и эффективное использование племенных коров. На выходе – рост доходов от всех направлений.

Теперь понятно, какие инструменты и показатели закладывать в системы контроллинга и анализа. Не надо каких-то безумных многомерных выкладок по данным давно прошедших периодов, а требуется четко и ежедневно выявлять – какой нужен темп прироста урожайности, поголовья скота, надоев и далее по списку.

Плюс финансовые данные: раз сельское хозяйство – это «длинные оборотные средства», с циклом возврата не менее одного сезона, то здесь ключевые параметры – это структура задолженностей и степень замороженности оборотных средств. Все индикаторы – на рабочий стол председателя колхоза (sorry, президента и CFO агрофирмы).

Чего добились?

Показатель

«ТРИО»

В среднем по России

Обработка и посев земель

100%

не более 80%

Урожайность 2008 года

50-65 центнеров с гектара

30 центнеров с гектара

Урожайность 2007 года

45-50 центнеров с гектара

33 центнеров с гектара

Надой молока

8 тыс. литров в год/ 1 корова

4–7 тыс. литров в год /1 корова

Четыре кита

Так почему же у «ТРИО» получается, а у других – нет?

Для нормального управления предприятием надо иметь несколько вещей. Перваяпостановка цели. Ведь надо же знать, куда держать путь всей этой ораве подчиненных.

Пойди туда, не знаю куда… Оттуда только Иван-дурак умудрился вернуться, остальные и поныне там блуждают. Так что без прокладки маршрута не обойтись. То бишь, без плана, а предприятию – без системы планирования. Это вторая вещь, необходимая для навигации.

Третье – это запись пути (трек): как реально проходили маршрут, с отклонениями или без? Это фактический след хозяйственной жизни, который оставило предприятие в виде первичных документов (всяких там платежек, накладных и т.п.), занесенных в информационную базу и отраженных на плане счетов как минимум в бухучете, а максимум – в управленческом учете. Т.е. это значит, что у вас должна быть организована эта система учета.

Но есть четвертая вещь – это система слежения, контроллинг целевых показателей, позволяющий оперативно реагировать на возникающие отклонения от маршрута. То есть тот самый набор устройств на панели управления, который показывает пилоту параметры текущего состояния.

Что будем учитывать

Нужная руководителю информация черпается из отчетов. Отчетность бывает налоговая, бухгалтерская (на базе бухгалтерского учета), а также управленческая (на базе управленческого учета).

Управленческая отчетность делится на оперативную и стратегическую. Оперативная отчетность ведется на базе оперативного учета. Используются как финансовые показатели, так и натурально-стоимостные. Цель - информирование обо всех существенных сторонах оперативной деятельности предприятия для принятия управленческих решений руководителями среднего звена и исполнителей.

Отчетность по стратегическим показателям необходима для контроля за реализацией стратегии со стороны руководителей и собственников, ибо стратегические показатели в ежедневной отчетности не присутствуют. Набор показателей индивидуален для каждого предприятия. Строится на базе управленческого учета. Используются как финансовые, так и нефинансовые показатели. На практике для разработки очень удобно использовать методологию ССП (система сбалансированных показателей).

Смотрим в будущее

Имея отчетность по стратегическим показателям, вы можете отслеживать опережающие показатели, которые нам сейчас показывают, идем ли мы согласно проложенному маршруту или уходим в кювет.

Таким образом, контроллинг – это инструмент управления, когда через контроль опережающих показателей действий исполнителей в процессе становится видно, как достигается/не достигается цель подразделения (по отклонениям от плановых значений показателей), а затем и предприятия в целом. И у каждого управленца (на всех уровнях оргструктуры) есть возможность, не дожидаясь окончания периода, т.е. до получения окончательного результата, успеть принять меры и изменить ход деятельности так, чтобы цель была достигнута.

Неплохо, правда?

Пример из практики

Холдинг «Термекс» - крупнейший оператор на российском рынке водонагревательной техники: собственное производство, торговый дом, экспортно-импортные операции. На момент проекта с «ИНТАЛЕВ»: 7 региональных дивизионов, 5 зон поставок, сеть сервисных центров, 87 филиалов по России и СНГ. Структура собственности: собственные филиалы, дилеры, франшиза.

Грамотный финансовый директор определяет задачу: есть объем продаж – за него отвечают филиалы. Есть их рентабельность – это дело производства и торгового дома. Но! Бизнес – это не только производство и торговля. Это и необоротные активы, и запасы, и задолженности, и денежные остатки. Целое хозяйство. И раз мы говорим «бизнес», то каждый (именно – каждый) такой элемент должен быть доходен и рентабелен. И за него в целом отвечает уже управляющая компания.

Вот это задача… Как решить? В ходе проекта вырабатывается набор инструментов. Для имущества и оборотных средств (будь то денежные остатки, или запасы, или долги) филиалов и всех других ЦФО устанавливается норма доходности и в течение года должна быть получена прибыль в размере, не менее установленной нормы. Как считает финдир: «Подразделения должны научиться управлять структурой своих оборотных средств с целью максимизации финансового результата».

Определен годовой алгоритм движения активов и накопления связанных с ними затрат. В результате – повышение оборачиваемости активов Холдинга, оптимизация себестоимости, повышение нормы доходности с каждого вида активов. И анализ ведется в разрезе достижения нормативов доходности по каждому виду имущества и оборотных средств, и это не какие-то отвязанные от реальности коэффициенты.

Пульт управления полетом

Мечта любого руководителя – одна большая красная кнопка с показом состояния дел и указанием ответственных за отклонения. С помощью современных технологий управления и программных продуктов эта мечта может стать реальностью.

Задача модуля контроллинга – предоставить оперативные данные из отчетов в наглядном виде в любую точку мира любому имеющему доступ пользователю.

Индикаторы очень удобно позволяют контролировать выполнение ключевых показателей, причем не только финансовых, а любых количественно измеримых. Индекс удовлетворенности сотрудников, среднее время погрузки фуры на складе, количество звонков клиентов, количество просроченных счетов покупателей или курсы валют – все эти и любые другие показатели руководитель может легко контролировать.

Продвинутые программные продукты позволяют на рабочем столе руководителя отражать индикаторы, которые «смотрят» на реальную рабочую базу с оперативными данными, а не просто показывать красивые картинки по каким-то устаревшим и переработанным данным. Система не заставляет ждать часами результатов расчета. Она умная, в ней можно сделать настройки: как часто рассчитывать тот или иной индикатор. Поэтому индикаторы у пользователей отображаются практически моментально.

Для каждого индикатора может быть установлен ответственный, чтобы знать с кого спрашивать. Все это настраивается индивидуально в каждой организации.

Джеймс Бонд отдыхает, а вы – на коне!

Шаги к совершенству. Система управленческого контроллинга

1. Организационные шаги

  • Сформулируйте цели развития своего бизнеса. Для этого можно применять разные техники: дерево целей, карта ССП и т.д.
  • Произведите декомпозицию целей по уровням компании с учетом задач каждого департамента, отдела и сотрудника.
  • Назначьте конкретного ответственного в каждом подразделении за достижение спущенной до его уровня цели.
  • Разработайте бизнес-процесс планирования.
  • Опишите систему сбора фактических данных по показателям.

2. Методические подходы

  • Для сформулированных целей разработайте систему показателей, достижение которых и будет характеризовать скорость движения к поставленным целям.
  • Среди показателей выделите «результирующие», то есть те, достижение которых собственно и определяет успех бизнеса (большая часть из них – финансовые), и «опережающие» – которые необходимо контролировать в повседневной деятельности сотрудников (и тут уже практически все – не финансовые, а клиентские, процессные, технологические и т.д.).
  • Оцифруйте каждый показатель: установите его целевое значение, диапазон допустимых, желательных и негативных отклонений.

3. Техническое обеспечение

  • Расширьте свое сознание в области автоматизации. Если раньше под словом «учет» подразумевался, прежде всего, учет бухгалтерский, а под «отчетностью» – финансовая отчетность, то теперь Ваша АСУ должна с огромной скоростью выдавать фактические данные по достижению нефинансовых показателей из всех областей деятельности: продажи, маркетинг, обслуживание, персонал и т.д., и т.п.
  • Автоматизируйте бизнес-процессы планирования и учета показателей.
  • Результаты измерений в виде наглядных показателей – на стол руководителю. Любители авиации придумали для этой системы слово «кокпит» (кабина пилота). Если вы автомобилист – «спидометры», яхтсмен – «барометры», футбольный фанат – «желтые и красные карточки». Не так уж важно. Важно, что бизнес, как никогда, – под контролем и идет к поставленным целям!

В статье использованы материалы из книги Алексея Федосеева, Бориса Карабанова, Евгения Добровольского, Павла Боровкова «Бизнес в шоколаде. Как делать долги, тратить деньги, ни за что не отвечать и иметь успешный бизнес».


Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Коммерческий директор, Воронеж

Ну, от вас господа, не ожидал. Экономика должна быть экономный. Управленческий контроллинг.Менджмент управления....

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Меня тоже, с ходу, возмутила статья.
Это же реферат студента.
Нет ни одной собственной мысли.

При повторном просмотре статьи, понял: это – неожиданная и откровенная РЕКЛАМА!

Генеральный директор, Москва

Увадажемый Алексей Федосеев.
Я пытался уже три раза пробиться к Вам с идеей контроллинга человеческих ресурсов, когда можно мониторить психоэмоциональное состояние, понятийный аппарат и бессознательные неосознаваемые процессы сотрудников в режиме он-лайн. Например, проходит планерка, и руководитель на мониторе видит, кто из участников планерки понимает поставленную задачу, а кто нет; кто ''тихонько'' против; кто будет саботировать неосознанно; кто скрывает высказывание по теме; кто ... и т.п.
Может быть через это письмо наконец-то получится получить доступ к Вам...
----
С уважением,
Балыкин Александр.

Диагностика одаренности.
Психология управления.
Раскрытие скрытого ресурса.

http://www.osoznanie.biz

Академия Развития Способностей ''Гармония''
Россия, г. Москва,
ул. 11-я Парковая, д. 49, офис 14 (7 этаж)
(Спорткомплекс ''Трудовые резервы'')

Тел/факс: 8 (495) 347-16-47
моб.: 8-916-801-1732
e-mail:b2000s@yandex.ru
Skype:tamara94802
ICQ:448239016

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Ну, я бы понял такой ''контроллинг'' в аэропорту. :o

Но, превратить кабинет директора в полигон массового и индивидуального тотального применения ''детектора лжи''? :evil:
Такого ''новатора'' не грех и прибить. В процессе внедрения его одоробла. В порядке необходимой самозащиты. ;)
:-!

Генеральный директор, Москва

Не интересно. Очень много высокопарных слов о том же старом. Да проблема не в ''кнопке'', а в людях. Их воспитании, менталитете и нравственности, вот здесь надо работать. Ответственность, исполнительность, организованность, продуктивность и т.д. - качества личности, которые оттачиваются не контоллингом, а личным вниманием и примером руководителя. А у нас руководители подают другой пример, вот ни кто и не хочет ни чего делать.

Генеральный директор, Москва

Юрий, полностью с Вами согласен, как говорится ''Рыба гниет с головы'' ...

Генеральный директор, Москва
Владимир Зонзов пишет: превратить кабинет директора в полигон массового и индивидуального тотального применения ''детектора лжи''? Такого ''новатора'' не грех и прибить. В процессе внедрения его одоробла. В порядке необходимой самозащиты.
Уважаемый Владимир. К счатью, от Вас ничего не зависит в плане внедрения новых технологий в HR-службы. Хотите Вы или нет - но это уже есть и будет еще больше. Сопротивление же - только усиливает боль, так что расслабтесь и научитесь получить от этого удовольствие :-)
Председатель совета директоров, Москва

Стоп-стоп господа!
Не выплесните ребенка. Давайте по существу.
Существуют т.н. панели индикаторов, как инструмент управления, которые определяют и осуществляют:
-ключевые показатели эффективности;
-мониторинг деятельности;
-оценку результатов.
Данные панели индикаторов, представляют собой многослойные приложения на базе инфраструктуры бизнес-анализа и интеграции данных, которые позволяют осуществлять измерение, мониторинг и управление более эффективно. Они делятся на три типа:
-операционные, которые позволяют сотрудникам, работающим непосредственно с клиентами, и их супервайзерам отслеживать основные рабочие и бизнес-процессы;
-тактические, которые помогают менеджерам и аналитикам проводить мониторинг и анализ результатов работы, самых разных процессов и осуществления проектов на уровне подразделений компаний;
-стратегические, которые помогают руководителям (топ-менеджерам) и ответственным сотрудникам отслеживать продвижение к стратегическим целям.
Например, для того же контроллинга на операционном уровне используется озвученная авторами панель индикаторов, на тактическом бизнес-аналитический портал, а на стратегическом ССП.
А, например, для анализа, соответственно, по уровням:
-О.Статистические модели. Механизмы принятия решений;
-Т.Онлайновая аналитическая обработка (OLAP). Интерактивная отчетность. Новейшие методы визуализации. Моделирование сценариев.
-С.Анализ врЕменных рядов. Стандартная отчетность.
Для управления:
-О.Предупредительные сигналы. Агенты.
-Т.Потоки работ и документооборота (workflow). Отслеживание использования информации. Аудит.
-С. Совещания. Аннотации. Стратегические карты.
Все это сводится в единый комплекс, стоит естественно не дешево, но неплохо работает в крупных территориально распределенных компаниях.
Понятно, что здесь используются системы с «тяжелыми» решениями, биллингом различного уровня и прочими ИТ-примочками.
Индикаторы у каждого уровня специалистов и руководителей, естественно персонофицированные, они не подменяет и не отменяет, а дополняют правильный менеджмент, в основе которого лежат взаимоотношения с людьми во всей их совокупности.
Другое дело автор не раскрыл тему, а серьезный материал серьезным людям подан, по принципам изложенным в выпущенной недавно книге (где А.Федосеев один из авторов) «Бизнес в шоколаде.
Р.S.Данные системы требуют определенной и довольно высокой бизнес-культуры, без чего они порождают такой хаос, который ускоренно разрушает и уничтожает бизнес. :( :( :D

Knowledge manager, Москва
Евгений Корнев пишет: Все это сводится в единый комплекс, стоит естественно не дешево, но неплохо работает в крупных территориально распределенных компаниях. Понятно, что здесь используются системы с «тяжелыми» решениями, биллингом различного уровня и прочими ИТ-примочками. Индикаторы у каждого уровня специалистов и руководителей, естественно персонофицированные, они не подменяет и не отменяет, а дополняют правильный менеджмент, в основе которого лежат взаимоотношения с людьми во всей их совокупности. Другое дело автор не раскрыл тему, а серьезный материал серьезным людям подан, по принципам изложенным в выпущенной недавно книге (где А.Федосеев один из авторов) «Бизнес в шоколаде. Р.S.Данные системы требуют определенной и довольно высокой бизнес-культуры, без чего они порождают такой хаос, который ускоренно разрушает и уничтожает бизнес.
А еще они не дают моментальную прибыль и сильно мешают воровать на откатах.
Председатель совета директоров, Москва
[quote]Олег Гунченко пишет: А еще они не дают моментальную прибыль... [COLOR=red=red]и сильно мешают воровать на откатах..[/COLOR].[/QUOTE]-поэтому я и подчеркнул значение бизнес-культуры
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.