Деловая игра – дело серьезное!

О цикле

Очень часто от руководителей компаний и HR-менеджеров мы слышим следующее: «На интервью человек показал себя отлично, рекомендации с прошлых мест работы отменные. Однако стоило ему выйти на работу – и человека словно подменили!». Примерно то же приходится слушать, когда речь заходит о работающих годами людях: «Уже много лет человек работает в компании, и что только не делали: и новый фронт работы дали, и зарплату повысили – а у него «глаз не горит!» Или еще один комментарий: «Конкуренция усиливается. Компании нужны новые идеи и новый темп работы. А наши менеджеры ничего не хотят менять!» Мы не будем останавливаться на причинах и способах устранения данных проблем на уровне HR-менеджмента: они разноплановы и зависят от конкретного контекста функционирования компании. Наша задача – показать, чем в подобных ситуациях может помочь набирающий популярность формат обучения. Речь пойдет о деловых играх!


Часть первая

Начнем с определения. Деловая игра – это … Почему многоточие? Все просто: четкого определения мы с вами не найдем. Более того – в представлении многих HR-специалистов под этим термином могут пониматься совершенно противоположные понятия. Вот некоторые из них: «Деловая игра, она же бизнес симуляция, она же ролевая игра, она же тренинг и т.п.». Короче, остается только приписать «Разыскивается» и, увы, отложить поисковые работы до лучших времен!

Причина, на наш взгляд в том, что этот формат все еще остается для большинства «новинкой». А литературы и методической базы в России практически нет! Под «базой» мы имеем ввиду именно методику проведения деловых игр для менеджеров. Публикации по обучению студентов и школьников, на наш взгляд, не очень подходят. Кстати, вы можете и сами проверить наш тезис. Наберите в любой поисковой системе словосочетание «Деловые игры» - увидите все сами!

Тем не менее, нам нужно единое мнение по этому вопросу. Мы не настаиваем на своем определении как единственно верном. Просто в нашей практике и в цикле данных публикаций мы предлагаем именно его. Итак, деловая игра – это азартная реальность. Цель: приобрести лучший опыт, то есть развить необходимые навыки и компетенции участников до такой степени, чтобы в своей привычной деятельности они использовали их наиболее эффективно.

Теперь у читателя статьи возникнет резонный вопрос к авторам: «Ну и чем же этот метод отличается от традиционного тренинга»? Вот здесь нам необходимо влезть в специфику не столько самого определения, столько того, что по сути представляет собой деловая игра.

Начнем с нашего понимания деловой игры. Выделим отдельно «азарт» и «реальность». Начнем с первого. Итак, что такое «азарт»? Если «копнуть» этимологию слова – мы отметим ряд интересных особенностей. Например, для французов hasard, это, прежде всего, случай. Взять хотя бы их выражение «jeu de hasard». Оно означает буквально «игра случая». То ли дело русское «понимание» этого слова. Здесь азарт – это, прежде всего игра эмоций. Отсюда и определения азарта как задора, горячности, запальчивости по Толковому словарю Даля. Получается, что «азарт» – это не способ испытать судьбу, это состояние горячей увлеченности какой-либо деятельностью.

Теперь возникает уже вопрос совершенно иного рода: ну и что мол это дает и зачем вообще вводить участников в это состояние? Делимся своими наблюдениями. За восемь лет работы мы отметили интересные изменения в отношении самих участников к обучению. Если быть точнее, то особенно четко «азартная» тенденция проявилась года два-три назад. Когда мы включаем деловую игру в тренинг или семинар, гарантированно получаем совершенно иную динамику. Взрослых, успешных менеджеров словно подменяют, стоит им начать торговлю алмазами в Индии и соревноваться с другой командой: кто быстрее всех попадет в порт Мадрас!

Что именно меняется? Появляется та самая «горячая увлеченность», которая может продлиться несколько (!) дней! А если прибавить к этому всем известную формулу: «10-30-90»? То есть участник запоминает 10%из услышанного, 30% из увиденного и 90% из того, что сделает сам! А если то, что менеджер делает, еще и увлекательно и дает чувство драйва? Представляете, сколько гарантированно будет усвоено материала при таком энтузиазме участников? Но даже и это не самое главное.

Как-то один из наших клиентов поделился любопытной информацией. Его компания, крупный продавец офисной техники, проводила исследование клиентов. Цель: выведать, чего же они, любимые, хотят. За этой «амбициозной» формулировкой стояла одна простая задача: понять, что может «зацепить» сегодняшнего работающего менеджера. В частности, как наилучшим образом донести свое предложение до клиентов. Отдельно стоит сказать о целевой аудитории – свыше 500 менеджеров в возрасте от 25 до 50 лет. Время проведения исследования – ноябрь 2007 года. Результат … в интервью каждого (!) человека сквозила одна и та же фраза «Я устал!».

Это стало тем самым толчком, который заставило нас по-другому взглянуть на сам процесс обучения. «Развлекай и властвуй» - быть может, именно это сейчас гарантирует успех любой обучающей программы? Быть может, «устал» наш менеджер от преобладания «Дней Сурка» над «Фирмой»? И вовлеченность менеджеров в обучение – это не только способ «запоминания» материала, но и «плацдарм» для раскрытия его способностей?!

Однако не стоит впадать в крайности. Сейчас мы выскажем самое некрасивое мнение по поводу наших менеджеров. Принято считать, что «наши» есть синоним риска, задора и вовлеченности. Им бы только азартную ситуацию создать – более ничего и не нужно! С одной стороны, это действительно так. Но, как мы отметили, азарт – это не самоцель и уж тем более – не игра с судьбой. Это лишь определенное «состояние» для более эффективного действия. Поэтому, если дать нашему менеджеру образовательный продукт, состоящий только из «зрелищ», всегда можно получить такой отзыв: «Ну, я вспотел и посмеялся! А делать-то что?» Мало нашему менеджеру только «зрелищности», захватывающего сценария да аутентичной атрибутики игры. Нужен еще и «хлеб», то есть пошаговый анализ того, что он здесь прошел! Например, что подразумевалось под тем или иным действием? Какой алгоритм был заложен? Будет ли эффективна эта стратегия для его отрасли? Согласуется ли предложенное поведение с корпоративной культурой его компании и так далее и тому подобное. Т.е. по большому счету нужно, чтобы знания, навыки, алгоритмы, опробованные в ходе азартной деловой игры, начали применяться на практике, в ежедневной рабочей обстановке. Чтобы игра стала реальностью!

Наш менеджер скорее «пытлив», чем «фатален». И игнорировать это просто нельзя! Поэтому азарт – это, прежде всего, создание «нужного» настроения для раскрытия способностей и освоения нужных навыков. А как этого достичь, уже дело конкретных игротехников.

По нашему же опыту последовательность «зрелища и хлеб» самая эффективная. И мы не очень-то верим в успех продукта, в котором одна из этих частей или не интересна участникам, или отсутствует вовсе. Именно по этой причине мы отказались от покупки лицензионных «развлекательных» деловых игр. Мы хорошо изучили особенность нашего менеджера и четко понимаем, что и в какой последовательности сейчас наиболее необходимо. Поэтому и разрабатываем деловые игры сами. Хотя, стоит сказать, что среди зарубежных игр существуют не просто выдающиеся, но и «эталонные» образцы! Просто, как и любого качественного продукта, их на рынке меньше, чем требуется.

Например, в пакет деловой игры нашей компании входит:

  • «Входная» диагностика (интервью с представителями компании заказчика и сотрудниками - потенциальными участниками программы обучения, тестирование); подбор деловой игры;
  • Детально разработанные фабула и план деловой игры с описанием заданий;
  • Адаптация сценария деловой игры с учетом результатов интервью и тестирования участников;
  • Атрибуты игры (карты, карточки и другой раздаточный материал);
  • Проведение деловой игры от 3 до 8 часов: вводная часть, игры по командам, обобщающая итоговая сессия;
  • Обратная связь по итогам деловой игры (отчет тренера о группе, индивидуальная характеристика участников).
  • Сопровождение в виде оn-line консультаций тренера либо встреча с группой в виде 2-3 часовой сессии;
  • Тестирование участников по пройденному материалу, результаты в баллах передаются Заказчику.

Однако сейчас нам нужно разобраться с сутью второго определения. Позвольте напомнить, речь пойдет о «реальности».

Вот здесь самое время познакомиться с еще одной разновидностью деловой игры – бизнес-симуляцией. Ее главное отличие – это максимальное приближение участников к реальности. Делается это для того, чтобы менеджер выработал результативную модель действий, учитывая возможности конкурентного рынка. По нашему опыту, это особенно эффективно, когда команда участников состоит из новичков. Это поможет им в сжатые сроки «внедриться» в конкретную рыночную ситуацию. Также это может быть полезно в случае, когда нужно отыграть определенную ситуацию и выработать конкретный алгоритм действий, который сразу же будет воплощен в жизни!

Что касается деловых игр, то чаще всего здесь можно наблюдать нереальный сценарий. Никаких офисных столов, производственных станков и телефонных трубок! Вместо этого – путешествие на луну, ЧП на подводной лодке или золото в пустыне. Такая абстракция способствует тому, чтобы менеджер мог оторваться от действительности, от рутины. И смог принять единственно верное решение, не опираясь на опыт прошлых лет и собственных ошибок.

Как видим – хоть цель деловые игры и бизнес-симуляции преследуют одну, степень погружения в «реальность» может быть совершенно разной. Главное чтобы это реальность была «азартной», т.е. создавала «нужное» настроение для раскрытия способностей.

Теперь, когда мы раскрыли суть деловой игры, при этом не погружались в теоретические изыски, пора сосредоточить внимание на том, какие возможности этот формат обучения открывает. Но об этом – в следующей статье!


Авторы статьи:

Марина Белова – тренер-консультант, автор более 20 семинаров, бизнес-тренингов и деловых игр.
Наталья Скуднова – разработчик семинаров, деловых игр, автор книги «Управление конкурентами: шах и мат на бизнес поле»


Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.