Круговорот талантов в вузе: как его организовать?

Александр Сафонов

На кризис качества приема в вузы влияет крайне неоднородное среднее образование, низкая мотивация к учебе и отсутствие адекватной профориентации перед поступлением. Согласно ФОМ, 20% опрошенных в возрасте 18-30 лет полагают, что «Люди стремятся получить высшее образование, потому что сейчас так принято». Приведем характерный монолог студента-юриста: «Когда наступил момент определяться с будущей профессией… тут уже вопрос встал ребром, что к точным наукам мы не способны, не имеем желания, соответственно, никакие технические специальности нам, во-первых, неинтересны и, собственно, недоступны, а с языками тоже как-то не сложилось. Поэтому оставались гуманитарные предметы вроде опять-таки истории или обществознания» (Ирина Попова, «Невостребованная «востребованная профессия» в карьерах выпускников-юристов»).

высшее образование

Недостаточный исходный уровень первокурсников заставляет вузы тратить средства и время на повторение школьной программы, соответственно, снижается объем получаемых компетенций собственно высшего образования. Борясь с неблагоприятной ситуацией, вузы начали настоящую «охоту» на талантливую молодежь, наращивая рекламно-маркетинговую активность задолго до формального начала приемной кампании.

Привлечение сильных абитуриентов важно не только с целью минимизировать отсев студентов по ходу обучения (в ряде вузов до 50% от поступивших не оканчивают обучение) и тем самым гарантировать стабильность учебного процесса. Лучшие студенты неизбежно усиливают научную школу вуза, формируют благодатную почву для развития и обновления преподавательского состава. Если перспективные выпускники уходят из академической среды, они, зачастую, сохраняют связи со своей alma mater, помогают как в материальном плане, так и обеспечивая производственную практику и трудоустройство следующих за ними поколений студентов. Кроме того, завоевав имидж ведущего образовательного института, вуз, как правило, привлекает студентов-контрактников, устанавливая достойную и востребованную образовательным рынком цену обучения. Благодаря этому обстоятельству рациональные затраты на маркетинг и рекламу способствуют долгосрочной финансовой стабильности.

В университетах-лидерах были созданы специальные маркетинговые отделы, курирующие поиск и отбор абитуриентов – лучших по результатам ЕГЭ и призеров олимпиад. Помимо ставших общепринятыми «дней открытых дверей», наиболее крупные вузы отправляют специальные отборочные комиссии в регионы для информирования и привлечения талантливой местной молодежи. Важную роль играют публичные лекции, посвященные актуальным и интересным темам. Ряд вузов проводит лекции в своих стенах, другие стремятся выйти на концертные и библиотечные площадки крупных городов.

Перспективное направление – университетско-школьные кластеры, устанавливающие связи между вузом и региональными школами и приглашающие на урок к старшеклассникам практикующих вузовских преподавателей. Финансовый университет начинает подготовку потенциальных студентов еще раньше, с пятого класса. Некоторые вузы пошли на эксперимент по интеграции школ и колледжей в собственную структуру, создавая так называемые предуниверситарии (МГУ, ВШЭ, МИФИ, РГГУ и др.).

В то же время вузы уловили общественный запрос на «фактическое общее высшее образование» (Ярослав Кузьминов, Дмитрий Семенов, Исак Фрумин, «Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану») – то есть формирование не профессиональных, а общекультурных компетенций учащихся. Сильные, но профессионально не определившиеся студенты хотят получить базовое междисциплинарное образование, обычно – с гуманитарным или экономическим уклоном. Многие классические и педагогические университеты годами работают в этой нише, но настоящими пионерами стали Факультет свободных наук и искусств СПбГУ и Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. Интересный эксперимент поставил МГУ. В учебном расписании специально выделяется время для межфакультетских учебных курсов. Каждый старшекурсник в обязательном порядке обязан прослушать курсы на другом факультете. Тем самым обеспечивается тесное междисциплинарное взаимодействие студентов и преподавателей.

Известный отечественный педагог-экспериментатор Станислав Шацкий писал еще в 1930-е годы: «Наша задача в том, чтобы не только дать ребенку познание окружающих вещей, но и научить его реорганизовывать, исправлять, сделать лучше, не так, как было раньше». Многие начинания Шацкого (например, он создал настоящий кирпичный завод для проектного обучения школьников) опередили свою эпоху. Однако стоит признать: задача подготовки «инноваторов» за 80 лет далеко не решена.

Потребность в профессиональной гибкости связана с постоянным изменением рынка труда. Сегодня уже нет смысла предоставлять набор знаний и надеяться, что этого хватит на всю профессиональную жизнь в течение 30-50 лет. Встает новая цель – формирование навыка быстрой и самостоятельной адаптации к изменению профессиональных задач. Рост конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, научно-техническая революция и общая экономическая нестабильность диктуют необходимость подготовки и переподготовки специалистов в новых областях.

Для серьезного вуза новая профессия выпускника – не просто строчка в дипломе. Прежде всего, это необходимость перестраивать учебный план в сторону вариативности и большей ориентации на практику, повышение квалификации преподавателей, внедрение экспериментальных методик обучения. Неготовность консервативной системы российского образования к новым задачам уже обсуждается руководством страны. Президент и правительство зимой 2014 года поручили Министерству труда составить список новых и перспективных профессий к сентябрю 2015 года. Позднее в работу включилось и Министерство образования и науки.

Как же обстоит дело сегодня? Недавнее анкетирование семи ведущих авиационных вузов фондом «Сколково» показало, что ни в одном из них не ведется подготовка полного набора компетенций, необходимых Объединенной авиастроительной корпорации. Из этого логично сделать вывод, что даже в традиционно сильных отраслях российской промышленности нарастает потребность в новых квалификациях молодых сотрудников. Еще острее ситуация, например, в IT-секторе: разработчики мобильных приложений, веб-дизайнеры, PR-менеджеры социальных сетей пока не получают необходимых знаний в рамках вузовских программ, им приходится переучиваться уже на рабочем месте. Яндекс и другие передовые компании уже на собеседовании дают задачи на сообразительность, призванные выявить у претендента на вакансию гибкость и готовность к переобучению.

Источник изображения: kent.edu

Executive.ru открыл канал в мессенджере Telegram. Хотите быть в курсе самых главных событий российского менеджмента? Присоединяйтесь!
Комментарии
Профессор, Чебоксары

Статья красивая! Но опять одни слова :-) без упоминания хоть какой-нибудь многофакторной вычислительной модели :-) подтверждающей правильность описанных в статье стремлений (сиюминутных целей) вузов. У каждого из описанных стремлений (частных целей) есть минусы, у каждого ! Я готов их указать, для каждого ! :-) . Но есть вопрос: готов ли их услышать автор статьи? И главное, готов ли он опровергнуть эти минусы или хотя бы сказать что плюсы перевешивают минусы. Интересно, как он будет опровергать минусы, не имея вычислительной модели :-)
В качестве затравки задаю следующий вопрос автору: совпадают ли цели конкретных вузов указанных (хороших, заслуженных!) в статье с целями России (я имею в виду и государства и население :-) ? Может ли автор прямо ответить, для начала, на такой очевидный вопрос :-) ?

Главный технолог, Белгород

Серьезная проблема образования состоит в том, что, по большому счету, оно не нужно самим его потребителям: школьникам и студентам.
Школьники классу к пятому-шестому твердо понимают, что три им поставят в любом случае. Да и студенты догадываются, что оценки в дипломе на уровень зарплаты влияния не окажут. Нужен лишь диплом, желательно с приличными оценками, а вот что касается знаний так это дело десятое.

Особенно это касается ''платников''. В любом магазине, салоне, на базаре за свои деньги человек старается получить максимум, а вот в образовании этот принцип не работает!!! Вместо того, что бы за свои деньги '' вынести преподавателю мозг'' требуя от него максимального объема знаний студент требует ''не выносить мозг ему''. Именно поэтому и развелось дикое количество ВУЗов типа ''фабрика по легальной продаже дипломов'', а также спрос на непонятные специальности, подходящие под определение ''белый воротничок''.

Другая сторона образования: квалификация преподавателей. Лет десять-пятнадцать назад в сфере образования еще работали ''старики'' имеющие стаж работы на производстве (и знавшие технику, на производстве используемую) и способные подготовить себе смену из числа молодых аспирантов. Теперь большинство стариков, прошедших старую советскую школу либо на пенсии, либо в мире ином. Да и самые толковые из аспирантов быстро поняв, что на приличную зарплату рассчитывать не стоит, уходят ''на вольные хлеба''.

И еще:
Молодежь не понимает одной вещи: профессионализм - это не понятие, это процесс. Процесс сложный и непрерывный. Можно пояснить на простом примере:
• Выложил ролик на Youtube - хорошо.
• Миллион просмотров - неплохо (но в принципе и не сложно).
• Ролик заметили и перепостили на новостных порталах или показали на телевидении - уже показатель, как минимум, эксклюзивности или качества материала.
• Позвонили из крупного медиахолдинга предложили контракт - вот и показатель профессионализма
А теперь вопрос? Чем отличается ролик, снятый мобильником и выложенный для просмотра, от ролика выложенного на том же Youtube, за который Вам предложат контракт. Осознание этой истины и станет первым шагом к профессионализму.

P.S. За прошедший год уволил как не прошедших испытательный срок двух аспирантов за отсутствие стремления к активному восприятию новых знаний и опыта. А так же принял на работу студента-практиканта (4-й курс), с соответствующим уровнем образования, зато с ярко выраженным стремлением вникнуть в суть дела. Самое смешное - уговариваю пойти в аспирантуру, благо материала для диссертации можно набрать прямо на рабочем месте.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Сафонов пишет: Недостаточный исходный уровень первокурсников заставляет вузы тратить средства и время на повторение школьной программы, соответственно, снижается объем получаемых компетенций собственно высшего образования.
Для меня это новая информация. Однако. Если это вуз, в который рвутся - то вряд ли проблема есть. Если это другой вуз - то это проблема не школьного образования - а вуза - так как в него не рвутся.
Руководитель проекта, Москва

Не согласен: конкурс есть всегда, если вы учите чему-то путному и востребованному. Другон дело, что качество школьного образование упало ниже плинтуса, ухудшилась мотивация к знаниям, поэтому и выбор талантливой молодежи не велик.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Михаил Плетнев пишет: Не согласен: конкурс есть всегда, если вы учите чему-то путному и востребованному. Другон дело, что качество школьного образование упало ниже плинтуса, ухудшилась мотивация к знаниям, поэтому и выбор талантливой молодежи не велик.
Со мной трудно не согласиться - приятно познакомиться, Михаил. 1. Конкурс есть всегда - ну или почти всегда - я не спорю (у меня возражений в тексте нет). 2. Что школьное образование стало в среднем хуже - допускаю - то есть опять нет противоречий. 3. По выбору талантливой молодежи Вы, полагаю, пошутили - не была же вода раньше мокрее. Уточняю свои тезисы (судя по комменту, они поняты не верно): если вуз желает добиться лучших, кого не нужно доучивать за школу - он сам должен хорошо учить. А вот если учит слабо - то придут слабые и их-то и будут доучивать То есть виновата не школа - а вуз.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Сафонов пишет:вуз, как правило, привлекает студентов-контрактников, ...Благодаря этому обстоятельству рациональные затраты на маркетинг и рекламу способствуют долгосрочной финансовой стабильности.
Спору нет. Но если мы говорим о проблеме, что в названии статьи, то нужна полноценная стратегия любому вузу. Поскольку ''подсистема контрактников'' - это обычный бизнес и им нужно грамотно управлять с учетом реалий рынка. И мне кажется с этим (с разработкой грамотных стратегий у вузов) - большая беда.
Адм. директор, Санкт-Петербург

''Круговорот талантов в вузе: как его организовать?''
Начну с названия статьи - оно не соответствует её содержанию....О каком круговороте ТАЛАНТОВ может идти речь, когда и поток-то способных и мотивированных к обучению сложно организовать?
О взаимодействии и взаимообогащении преподавателя с обучаемым -примеры ещё есть, но СИСТЕМА образования как раз настроена против этого- учебные материалы одобрены, отступление от рекомендованного - карается...
Выловленные во время обучения из общей массы особи, случается, даже успевают набрать нужные компетенции, что-то сотворить и даже написать диплом по ''живому'' материалу, создать перспективный макет, действующий образец или реально работающую систему, уходит - и уже готовый продукт некому передать - даже при наличии полного комплекта документации и защищённым дипломам предшественников!
Далее из статьи: ''ни в одном из них(ВУЗов) не ведется подготовка полного набора компетенций, необходимых в...'' А вот тут заступлюсь и за ВУЗы в нынешней реальности - а что, много ли потребителей ''готовых кадров'' способны чётко сформулировать, специалист с какими знаниями и навыками может ''хоть завтра'' приступить у них к работе? Для большинства - ответ очевиден.
Так что впору не о ''круговороте талантов'' беспокоиться, а о том, чтобы образовательную технологию полного цикла возродить - от детского дошкольного учреждения до ВУЗа, с работающими взаимосвязями, информативностью и ориентированностью!

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Виктор Абруков пишет: совпадают ли цели конкретных вузов указанных (хороших, заслуженных!) в статье с целями России (я имею в виду и государства и население ? Может ли автор прямо ответить, для начала, на такой очевидный вопрос ?
Вопрос совсем не очевидный. Вузы государственные, поэтому любая их деятельность проводится в интересах государства (как это государство эти интересы понимает). Например, последние отставки ректоров МИИГАиК и РХТУ тому свидетельство - в случае необходимости государство активно проводит свою линию. Что касается населения, тут сложнее - это общеполитический вопрос: насколько действия правительства в целом и в образовании в частности исходят из интересов населения. Есть версия ''все для народа'', есть версия ''антинародного режима'' - тут уже вопрос политической оценки. Кроме того, интересы государства и потребителя образовательных услуг зачастую противоречат: например, человек стремится к ''корочке'', а государство ему навязывает систему контроля знаний.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Владимир Токарев пишет: Уточняю свои тезисы (судя по комменту, они поняты не верно): если вуз желает добиться лучших, кого не нужно доучивать за школу - он сам должен хорошо учить. А вот если учит слабо - то придут слабые и их-то и будут доучивать То есть виновата не школа - а вуз.
Вмешаюсь в дискуссию. Сейчас в вузах (даже ведущих, например, МГУ) - это общая проблема. Приведу пример: есть замечательный абитуриент-химик или физик, по олимпиаде поступил. И тут оказывается, что его знание английского языка нулевое. А вся литература - на английском, все конференции, все оборудование и т.д. Соответственно вуз должен доучивать за среднюю школу.
Профессор, Чебоксары
Александр Сафонов пишет: как это государство эти интересы понимает
Александр Сафонов пишет: интересы государства и потребителя образовательных услуг зачастую противоречат
Вот Вы и сами ответили на этот вопрос! Ответ, я так понимаю, нет, не совпадают! Итого вычислительная модель должна быть не только многофакторная, но и многоцелевая. Теперь следующий вопрос: отличаются ли целевые функции МГУ и других вошедших в 5-ку, национальных (исследовательских) вузов, региональных вузов ? Тот же вопрос относительно населения (столичного, регионального, городского - сельского) ? Можно еще кластеры (сегменты) добавить! :-)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Новости образования
WU Executive Academy приглашает на программу ускорения карьерного роста

Новая программа Career Accelerator Program объединяет все виды услуг по развитию карьеры и основана на результатах последних научных исследований.

ИБДА РАНХиГС объявил о юбилейных скидках на программы

В связи с 30-летием ИБДА РАНХиГС на программы дополнительного образования действуют юбилейные временные скидки до 30%.

ИМИСП открывает новый набор на курс МВА Финансовый директор

Программа разработана для тех, кто ищет баланс между управленческими и специальными компетенциями в работе финансового директора.

Бизнес-школа СКОЛКОВО подарит гранты до 30 000 евро на программу MBA

Подать заявку на конкурс грантов можно до 1 декабря.

Цифры и факты
На Москву идет снежная буря

Анонс дня: МЧС предупреждает о неблагоприятных погодных явлениях.

Мессенджер Veon показал рост

Сервис дня: Veon вошел в топ-10 популярных в России мессенджеров,

Сбер интересуется мессенджером

Тренд дня: Сбербанк ведет переговоры о покупке разработчика мессенджера для корпоративных коммуникаций.

Биткоин вышел на биржу

Валюта дня: Чикагская товарная биржа начала торги фьючерсами на биткоин.