Профессия лектора уходит на пенсию?

Атлас новых профессий отправляет лекторов на пенсию уже к 2020 году, но добавляет 10 новых профессий, таких как: модератор, разработчик образовательных траекторий, тьютор, организатор проектного образования, игромастер, координатор образовательной онлайн-площадки и др. Потребность в новых профессиях выявлена в процессе исследования «Форсайт компетенций 2030», которое провели Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив в 2014 году при участии свыше 2500 российских и международных экспертов.

На мой взгляд, профессия высококвалифицированного лектора никогда не уйдет на пенсию и всегда будет дорога и востребована, но время меняется, меняются технологии, и если раньше лекцию слушали только в аудитории, то сейчас это доступно из дома при помощи интернет. Поэтому я не исключаю, что новые профессии имеют место быть, кроме того некоторые из них уже востребованы (тьютор, игропедагог и др.). Пора признаться, что сегодня в образовании практически все профессии напрямую связаны с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и некоторые из них мы уже применяем, но представляем ли мы полную картину возможностей ДОТ, какими преимуществами и недостатками они обладают. Зачем это нужно? Именно для того, чтобы проанализировать все виды ДОТ и построить свою оптимальную модель их применения на курсе, кафедре. Поэтому в этой статье постараемся наиболее полно рассмотреть виды ДОТ и их применение в обучении.

Сегодня дистанционные образовательные технологии можно классифицировать по четырем группам следующим образом:

1. Технологии на основе передачи текста;

2. Web-технологии;

3. Новые Web-технологии 2.0;

4. Мобильные технологии.

Каждая укрупненная группа ДОТ включает в себя отдельные виды технологий, изображенные на схеме.

dist_obr_teh.jpg

Далее рассмотрим каждую группу ДОТ и способы их применения в обучении.

Технология на основе передачи текста включает в себя следующие виды ее реализации:

1. Печать, которая представляется в виде:

- Бумажных изданий: книг, учебников, пособий и т.п.;

- Оцифрованных изданий: электронные книги, учебники и т.п.;

- Использование электронной почты для передачи информации.

2. Аудио, которое передает текст в виде:

- Трансляции аудио курса;

- Передаче аудио информации в цифровом виде;

- Использования приемо-передающих устройств;

- Проведение аудио конференции;

- Эфирного радио.

3. Видео, которое в рамках этой технологии представляет текст в форме:

- Учебного телевизионного вещания;

- Учебного видео в интернете;

- Видеоконференции;

- Видео-лекции;

- Использования компьютера, CD-ROM.

Таблица 1. Преимущества и недостатки технологии на основе передачи текста

Преимущества

Недостатки

  • Работает в любое время, в любом месте и не зависит от подключения к интернету, электричества, или доступа к аппаратному и программному обеспечению.
  • Является универсальной и портативной формой обучения.
  • Не связана со сложным программированием и педагогическим проектированием.
  • Чтение на бумаге приводит к лучшему пониманию и запоминанию, чем чтение с компьютера.
  • Источники часто низкого качества или не имеют интерактивного контента.
  • Восприятие текста является особенно трудным для учащихся с ограниченными возможностями, и они бесполезны для людей с ослабленным зрением.
  • Восприятие текста на слух (аудио) также не всем подходит для понимания, особенно для людей с развитой зрительной памятью.

Web-технологии включают в себя: интернет-обучение, онлайн курсы, компьютерно-опосредованные коммуникации, виртуальные школы, интернет занятия и «Открытые школы», Telecollaboration, онлайн-сообщества, веб-трансляции и вебинары, порталы.

Интернет-обучение может использоваться в качестве одного канала для различных моделей дистанционного обучения (например, печать, аудио, мультимедиа и видео), а также онлайн-модели (например, виртуальной реальности и социальных медиа).

Онлайн курсы поддерживают несколько форматов для текста, аудио и видео с одновременной возможностью общения в реальном времени со сверстниками по всему миру, при условии, что учащиеся имеют доступ к интернету.

Компьютерно-опосредованные коммуникации (КОК) включают в себя:

- форумы;

- дискуссионные группы;

- электронные списки;

- электронную почту;

- доски объявлений;

- инструменты, которые способствуют онлайн общению.

Компьютерно-опосредованные коммуникации могут быть полезным инструментом для создания учебной среды, в которой студенты-преподаватели будут общаться не только с преподавателем, но и друг с другом. Учитель и учащиеся могут задавать вопросы; добавлять ссылки или почтовые документы на доске объявлений, дискуссионный форум, либо по электронной рассылке, и преподаватель может сказать, что делать и это будет доступным для каждого. Темы и цели обучения могут быть обсуждены в течение длительного времени, а не за традиционный час, что позволяет сделать дискуссии более углубленными. Тем не менее, на дискуссионные форумы нужно сильное содействие и организация со стороны лектора, чтобы подтолкнуть остальных на обсуждение.

Модели КОК часто используются вместо LMS или СДО, таких как Blackboard и Moodle, из-за цены или сложности подключения. Основной их недостаток заключается в асинхронности, отсутствии немедленной реакции. Однако наибольшим преимуществом КОК является то, что они способствуют групповому обучению и удобны в использовании.

В виртуальных школах можно обучаться, как и в традиционных вузах: лекции, семинары, обратная связь с преподавателями при помощи виртуальных платформ, а аттестация происходит по тестам.

Интернет-занятия и «Открытые школы» могут быть использованы при необходимости проведения индивидуальных занятий со студентом по примеру репетиторства, т.е. «с глазу на глаз».

Telecollaboration – форма учебного проектирования, которая помогает учителям использовать интернет для сбора информации (teleresearch) и решения научных проблем (telecollaboration). Межличностные обмены информацией на специальных (профессиональных) сайтах, форумах являются одной из форм телекоммуникации, сочетающие в себе элементы как teleresearch и telecollaboration.

Интернет-сообщества могут существовать на собственных сайтах преподавателей, позволяющих создавать социальные сети для обучения. Интернет-сообщества отличаются от онлайн курсов тем, что они основаны на практике неформального обучения, где можно обсудить идеи и поделиться опытом.

Web-трансляции являются односторонними видеосигналами, в которых ведущий или инструктор представляет аудиовизуальную информацию через веб-платформу или через записанное видео.

Вебинары, также известные как виртуальные семинары, онлайн-конференции, живые встречи, web-встречи, – это видео-семинары на веб-основе, размещенные на синхронной живой платформе, такой как Elluminate, Adobe Connect и WebEx, а также бесплатные, платформы с открытым исходным кодом, такие как Big Blue Button или Skype. Web-трансляции пользуются огромной популярностью, потому что они являются мультимодальными (используют текст, аудио и видео), их можно архивировать и просматривать в удобное время. Вебинары имеют больше возможностей, так как обеспечивают взаимодействие между преподавателями и студентами, позволяют студентам задавать вопросы (с помощью текста или аудио), обмениваться документами и использовать электронную доску.

Порталы являются хранилищами «Е-ресурсов» и «электронного контента», предназначенного для определенного сайта или сети, например Интранет. Используются для хранения баз данных образовательного учреждения, а также для обмена между подразделениями или филиалами.

Таблица 2. Преимущества и недостатки Web-технологии

Преимущества

Недостатки

  • Web-обучение позволяет получать знания дистанционно для студентов из отдаленных регионов и с ограниченными возможностями.
  • Web-обучение может сочетать в себе такие технологии, как печать, мультимедиа, аудио и видео общение в реальном времени при условии подключения к интернету.
  • Web-обучение можно использовать в традиционных формах образования, как дополнение и обогащение основных программ.
  • Недостаточная скорость интернета ухудшает эффективность использования той или иной технологии.
  • Не все преподаватели имеют достаточные профессиональные навыки в использовании технологий.
  • Технологии требуют больших денежных и временных затрат.
  • Компьютерный текст не способствуют лучшему пониманию и запоминанию информации, чем бумажные учебники.
  • Электронное обучение, несмотря на свою привлекательность, мало развивается и не имеет большого опыта.

Новые Web 2.0. – технологии как инструменты обучения студентов: Web 2.0. и виртуальный мир.

Web 2.0. (второго поколения), относится к World Wide Web в качестве платформы, в которой пользователи могут не только получать доступ к информации, но и создавать и совместно использовать контент. Сердцем Web2.0. – технологий являются «социальные сети».

Примеры некоторых распространенных Web-инструментов, связанных с образованием 2.0 включают в себя следующее:

Блоги – являются сетевыми журналами, как правило, поддерживаются одним человеком, хотя и несколько человек могут вести блог. Они бесплатны и позволяют подписанным пользователям читать, комментировать темы и делиться новыми идеями. Top 100 Education Blogs является веб-сборником из наиболее часто читаемых образовательных блогов.

Вики – это как группа журналов, которая позволяет нескольким пользователям совместно создавать и редактировать веб-страницы с помощью веб-браузера. Самый известный пример вики – Википедия.

Медиа обмен/обмен файлами. Это сайты, которые позволяют пользователям размещать средства массовой информации (например, изображения и видео), теги СМИ. Примерами являются Flickr и YouTube.

Социальные медиа являются Web-приложениями, использующими простые варианты и издательские методики, позволяющие пользователям взаимодействовать и общаться. Примеры включают Twitter и Facebook .

Социальные закладки используют для комментирования сайтов и Web-ресурсов, например Digg.

Веб-конференции, такие как Vyew, позволяют пользователям встречаться и сотрудничать в реальном времени.

Виртуальный мир является трехмерным пространством, населенным виртуальными пользователями. Виртуальная реальность позволяет полностью погрузиться в искусственную или моделируемую среду, помогает оттачивать свои технические и творческие навыки.

Есть множество зарубежных MUVEs образовательной направленности, которые позволяют учащимся исследовать виртуальные коралловые рифы, заново создать Galapagos или исследовать космическое пространство. Например, в одной из самых известных в Европе MUVEs, созданной Итальянским государственно-частным партнерством Politecnico di Milano and Accenture’s Corporate Citizenship и фондом Italiana Accenture, студенты могут воссоздавать ключевые события в истории Европы в 3D мирах с использованием аватаров.

Таблица 3. Преимущества и недостатки Web 2.0. - технологии

Преимущества

Недостатки

  • Web 2.0 технологии требуют минимального технического обучения, и большинство из них являются бесплатными.
  • Учителя в виртуальных мирах могут использовать аватары или реальные личности.
  • Web 2.0 приложения и виртуальная реальность позволяет взаимодействовать с другими участниками.
  • Пользователь зачастую нуждается в технической поддержке.
  • Многие сайты Web 2.0 со временем становятся платными.
  • Мало разработанных виртуальных сред, особенно русскоязычных.
  • Виртуальный мир и социальные сети в целом не способствуют возникновению душевно-интеллектуальной энергии, которой люди обмениваются, когда находятся в одном помещении.

Мобильные технологии для обучения: мобильные телефоны, смартфоны, портативные медиа-плееры, планшеты, электронные книги, другие портативные устройства.

Мобильные телефоны - Кодовое разделение каналов (CDMA) и Глобальная система мобильной связи (GSM) предлагают голосовые и SMS- возможности, а также запись аудио, видео и фото.

Смартфоны - Позволяют пользователям работать в Интернете, скачивать музыку, использовать онлайн-услуги по передаче данных, звонить и отправлять текстовые сообщения. Их часто называют карманными компьютерами.

Портативные медиа-плееры - MP3 и MP4 плееры позволяют прослушивать аудио-курсы

Планшеты поддерживают все виды технологий компьютеров, имеют выход в интернет, отличаются портативностью и мобильностью.

Электронные книги позволяют создавать собственные библиотеки, делать заметки в книгах, закладки. Современные электронные книги имеют выход в интернет.

Таблица 3. Преимущества и недостатки мобильных технологий

Преимущества

Недостатки

  • Обучение происходит в любом месте, в любое время и доступен удаленный доступ.
  • Мобильные технологии, как мобильный телефон, требует мало времени на освоение.
  • Смартфоны, планшеты и электронные книги могут содержать множество книг и учебников.
  • Мобильные технологии зависят от регулярного доступа к интернету.
  • Срок службы батареи ограничен.
  • В России мало оцифрованных книг и учебников.

Итак, перечислены основные виды ДОТ, но с течением времени этот список будет подвергаться изменению. К сожалению, формат не позволяет более полно описать все возможности, но, в любом случае, на мой взгляд, эта статья может помочь преподавателям построить собственную модель курса, выбрав оптимальные ДОТ. Так, портрет современного преподавателя должен представлять собой не только высокий уровень знания курса, но и мастерство использовать ДОТ по оптимально выбранной модели.

Литература:

1. Mary Burns. Distance Education for Teacher Training: Modes, Models, and Methods. 2011

2. List of web applications 2.0

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по развитию, Санкт-Петербург

Знаем ли мы такой риторический приём: задать вопрос и убедительно ответить на него? Да, знаем.

Если в названии (висит ружье)-зчркн- содержится вопрос, а в подзаголовке — анонс 10 новых специальностей, связанных с дистанционными образовательными технологиями, то мы вправе надеяться и на риторический ответ, и на перечисление специальностей — как минимум.

Ни аргументации, обусловливающей выпинывание на пенсию бумажных лекторов, ни описания профессий мы здесь не найдём. Увы, нам предлагается лишь унылый перевод унылой статьи, устаревшей к моменту написания.

Начнём предложенной с классификации.
Технологии на основе передачи текста: так это печать или электронная почта? И что делать с картинками в тексте? С интерактивным видео? Может быть речь идёт о доминирующей доле текста в этих технологиях? Значит, если распечатать каталог картин художника, переданный по электронной почте — то этот материал нужно отнести к какой-либо другой, не текстовой, категории.

Кому и после чего являются бумажные источники, как доминирующая форма передачи информации? Они дёшевы? Неужели скопировать файл дороже, чем распечатать учебник?

И почему электронная почта не является КОК — компьютерно-опосредованной коммуникацией? Электронные голуби?
К какому типу отнести электронные мультимедийные презентации?
Они могут быть текстовыми, включать видео и аудио, опросы, и т.п. Но они не упоминаются нигде, кроме как в абзаце о Slideshare. Может они КОК?

Тогда всё, что не голуби и не почта России — КОК. Потому, что нет сейчас любителей тиражировать учебные материалы от руки или печатать на механическом Ундервуде под копирку.
Причисление Blackboard к СДО возможно только от полного непонимания функционала этой системы. Если хочется уложиться в три буквы — LMS learning management system. Дистанционное обучение — лишь одна из функций, как, например, отжим в стиральной машине. Не первоочередная и не ключевая.

Пассаж «мобильные технологии … легко можно повредить, или украсть, срок службы батареи ограничен, мало оцифрованных книг и учебников» вызывает лёгкое редакторское раздражение, а утверждение «бумажные пособия способствуют лучшему пониманию и запоминанию информации, чем компьютерный текст» требует указания на хотя бы одно исследование.

Элементом скрытого реакционного мракобесия и вредительства назвали бы такое включение в описание новых технологий яростные советские пропагандисты.

Бренд-менеджер, Санкт-Петербург

Спасибо за статью.
Почерпнула для себя ряд полезных инструментов, которые можно и нужно использовать для интернет-поддержки очного обучения.

Аспирант, Москва

Спасибо, Наталия, за отзыв. Эта статья и была задумана, чтобы огромную массу технологий разложить по полочкам и пояснить возможности их использования. А про лекторов, уходящих на пенсию, конечно это ''хлестко'', но пора всем нам понимать нельзя удерживать традиции в прежнем виде, когда весь мир использует технологии.
Я недавно была в городе Коньяк во Франции и посещала экскурсию на заводе ''Remy Martin'', этот завод основан в 18 веке и они очень чтут традиции, которые не нарушались никогда, но даже там со временем заменялся ручной труд сбора урожая на машинный, ручной труд переливания коньяка из одной бочки в другую на использование специальных шлангов и т.п. То есть люди используют новые технологии, которые имеются в их сфере. Но самое главное в том, что качество коньяка остается прежним, не меняется в худшую сторону в связи с применением технологий. А почему в образовании это может быть по другому? Почему многие считают, что ДОТ ухудшит качество обучения? На мой взгляд, не может ДОТ ухудшить преподавание предмета если их грамотно применять и распределять во времени.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.