Поколение X: тонкости и хитрости процесса обучения

Представители поколения Х не любят обучаться в группах. В тренинговой «подкове» они садятся ближе к дверям, чтобы уменьшить свой стресс, в командных упражнениях стоят и наблюдают за действиями лидера. Не мешают, но и не помогают. Думаешь, ай молодцы! Ан нет… в этот момент у иксеров включены семь камер наблюдения за: процессом, тренером, лидером, группой, сложными участниками, внутренними ощущениями и т.д. Бебибумер, глядя на блокнот записей иксера после тренинга, думает, что был на другом тренинге. Так ведь от компании нас двоих послали на тренинг! Как такое может быть?

Но представители поколения Х любят обучаться. И пусть в «Теории большого взрыва» смешной на смешном и смешным погоняет, это правда. Жизнь иксера – это постоянное обучение. Если ты называешь обучение словом «тренинг», то жизнь − это постоянный тренинг. Ветви «дерева навыков» (skill tree) опоясывают все живое. Каждый день дает пойнты к тому или к другому навыку. Точки роста каждый день!

Апгрейд каждый день, но личный. Результаты апгрейда касаются только хозяина навыка. Ревностно оберегаются и… если кому-то придет в голову а) найти записи, б) критично о них отозваться – все, враг на всю жизнь. Более продвинутые иксеры, которые себя по Белбину, MBTI, Кельтскому колесу, знакам зодиака, времени рождения, перинатальным матрицам и прочим типологиям уже отыскали – еще скрытнее и хитрее. Хитрее тем, что при обучении в группе результат, выданный на презентации иксером «для всех», это не тот инсайт и грандиозное «ноу хау», которые занесены в блокнот. Группа и не знает, что обладает этими знаниями. Как их достать из иксера? Это вопрос вопросов.

В какой-то момент, может быть, это были 80-е годы, а может уже и 90-е, тренеры нашли такую интересную «открывашку» для иксеров − техники открытой фасилитации. В разных источниках эти методики приводятся под разными названиями, но суть у них одна – это тренинг, где все участники являются тренерами. Только в такой ситуации представитель поколения Х готов взять обязанность (и благодарность) за вклад в общий результат. Вы, наверное, слышали о Future Search, Open Space технологиях фасилитации. Я уважаю и люблю их за ту свободу, которую они дают обучающимся иксерам. И иксеры делают хороший вклад в развитие других участников тренинга.

Отталкиваясь от известных техник открытой фасилитации, расскажу о менее известной. Serendipity. Стимульный визуальный материал для тренинга – художественный фильм. Количество участников – от 4 до 67 (можно и больше, но нужны технические условия для организации просмотра фильма). Тема тренинга на выбор заказчика: продажи, партизанский маркетинг, тайм-менеджмент, мотивация и т.д.

Методика серендипити включает в себя пять правил и два вопроса. Как вы помните изпредыдущей статьи, серендипити – это обучение по ходу дела. Для иксеров просмотр фильма и есть то «дело», в котором они легко обучаются. Эти правила и вопросы необходимо до начала просмотра озвучить и на листах флипчарта разместить в тренинговом зале. Они организуют пространство обучения. Итак:

Первое правило Серендипити: «Каждый фильм имеет начало и конец». Это правило обозначает, что участники обсуждают только тот фильм, который посмотрели. Мозг человека устроен интересным образом. Если во время обсуждения, кто-нибудь из участников сравнит текущий фильм с другим, скажет, например, «это фильм похож на «Матрицу». Серендипити исчезнет у того, кто сказал, и у тех, кто услышал. Оценка и сравнение «убивают» серендипити.

Второе правило Серендипити: «В фильме должно что-то произойти». Для просмотра отбирается фильм, в котором есть: герой (команда героев) и проблема, с которой он (они) столкнулся. Мультфильмы, документальные фильмы менее подходят, также как и триллеры, фильмы ужасов.

Третье правило Серендипити: «В фильме должно быть решение». Решений может быть два: герой решил проблему – ура, хэппиенд. И проблема решила героя – печаль, катастрофа, умерли все. Оба варианта концовки идеально подходят для серендипити. В первом случае в фокусе внимания «что помогало герою», во втором «какие ошибки допустил герой».

Четвертое правило Серендипити: «Герой фильма должен измениться». Изменения могут быть четырех видов: а) герой меняется, и это нам нравится; б) герой меняется, и это нам не нравится, в) герой не меняется, и это нам нравится, г) герой не меняется, и это нам не нравится. Эмоции, возникающие во время просмотра – это очень важная часть. Вспомните, как в последний раз вы ушли из кинотеатра в середине фильма, потому что «не нра». Именно в этот момент серендипити очень работала.

Пятое правило Серендипити: «Внимание к мелочам». Это дословный перевод термина с английского. Во время просмотра необходимо обращать внимание на любые мелочи. Что говорит герой, чего не говорит, во что одет, что на первом плане, что на втором и т.д. Обсуждая эти детали, участники делают выводы, то есть обучаются благодаря им.

Первый вопрос Серендипити: «А чем решение проблемы для меня?». Я согласен с решением героя, или я знаю, как решить проблему лучше. В какой именно момент герою необходимо было сделать по-другому? Ни-ни-ни-Дэвид Блейн.

Второй вопрос Серендипити: «А в чем я получил развитие во время этого фильма?». Часто во время просмотра вспоминаются недоделанные дела или ситуации, которые завершены не лучшим образом. И вдруг… приходит осознание лучшего решения, лучшего завершения. Обычно это короткий призыв «надо позвонить…», «я был не прав, извинюсь завтра», «меняю поставщика». Серендипити – мастерица поиска лучших решений для незавершенных ситуаций в любых отношениях. Участник тренинга фиксирует в блокноте эти решения.

Непосредственно перед просмотром фильма формируется «Стена Весны». Три картинки на стене: лист, цветок и яблоко. Это метафора их логической последовательности появления на дереве. Участникам предлагается взять один маркер, один лист А4 и за одну минуту написать один ответ на вопрос «Что я хочу узнать?/Чему я хочу научиться сегодня на тренинге по теме «…»?». Для большой группы, более 30 участников, эту часть тренинга лучше провести в малых группах. Пусть появятся несколько «Стен Весны». Тренер распределяет ожидания участников по последовательности их рассмотрения под картинками. В результате появляется программа тренинга, вуаля! Иксеры сами составили свою программу!!! Еееееее!

Как использовать серендипити во время фильма? Необходимо разделить лист А4 на две части – проводим ручкой линию вертикально, делим лист пополам. Левая колонка называется «Действия героя». Правая − «Эмоции». Во время просмотра участник записывает в левую колонку, что делал герой в фильме, а в правую – свои эмоции, возникшие в результате действий героя.

После просмотра – обсуждение эмоций. Ищем точки роста – это негативные эмоции. А после завершения рефлексии берем сгруппированные ожидания со «Стены весны» и раздаем в малые группы как вопросы для составления списков ответов. Десять минут на работу достаточно. Новички, узнавшие о серендипити впервые, за это время дают пять-семь ответов. Более опытные участники выдают до 30.

Презентации малых групп, после которых каждой группы участники других групп добавляют то, что они еще заметили в фильме. Тренер обобщает список ответов и, отталкиваясь от него, формирует модель, схему, график, таблицу и т.д.

В завершение презентации один из участников берет на себя задачу набрать полученные списки ответов и модели в текстовом редакторе и разослать остальным. В финале тренинга участники по очереди делятся инсайтами и практическими находками, которые они применят в жизни. Можно также узнать их отношение к серендипити: «легко и понятно, или сложно и непонятно».

Очень насыщенный информационный обмен в малых группах за короткое время провоцирует иксеров на максимальную включенность. Часто после тренинга представители поколения Х хотят продолжать общение с другими участниками группы. И этот прилив любви к команде можно объяснить. Это люди, которые также страстно любят обучаться через фильмы!

Также смотрите:

Поколение Х: нюансы обучения

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.