Семь трендов на рынке российского бизнес-образования

Существует расхожее мнение, что кризис – лучшее время, чтобы пойти учиться. На практике это не совсем так – согласно отчетам GMAC, число поступающих в мировые бизнес-школы в целом снижалось, начиная с кризисного 2008 года, и лишь последние три года относительно стабилизировалось.

При этом бизнес-школы – лидеры рейтингов – проблем с набором новых студентов не испытывают до сих пор, а количество компаний, которые собираются нанимать выпускников программ МВА, согласно опросам, парадоксально растет. Масла в огонь подливают публикации о том, что бизнес-образование сегодня находится в глубоком кризисе, стремительно теряет адекватность потребностям реального бизнеса, а стандарт МВА уходит в небытие. Кому верить и что на самом деле происходит на рынке?

Российский рынок бизнес-образования исторически оторван от мирового и движется по своей особенной траектории. Например, в стране нет ни одной полноценной full-time программы МВА, а сама степень МВА не является «знаком качества» управленца, как, например, в США. Образовательная экосистема не предлагает широкого спектра продуктов в достаточном количестве – таких, например, как короткие открытые программы, а количество дипломных программ, проводимых совместно с международными школами, просто ничтожно. Такая логика развития характерна для страны с быстрорастущей экономикой, в которой локальный опыт и связи ценятся больше, чем глобальное образование. Однако сейчас страна вошла в рецессию, прежние шаблоны больше не работают, и бизнес вынужден искать новые точки роста.

Как это отразится на специфике российского бизнес-образования и какие тренды можно заметить на этом рынке сегодня?

1. Резко обостряется конкуренция бизнес-школ

Конкуренция идет за время и деньги управленцев и собственников бизнеса. Если и раньше для многих менеджеров программы в бизнес-школах конкурировали с инвестициями в бизнес, покупкой недвижимости или даже премиального автомобиля, то завтра эта тенденция только усилится. Действительно, непростая дилемма: куда потратить заработанные $100 тыс. – на обучение или на небольшую квартиру в менее рискованной точке земного шара?

С одной стороны, топ-менеджеры понимают: чтобы двигаться дальше, им требуется перезагрузка и свежий взгляд. С другой – вопрос выживания бизнеса ставит их в подвешенное состояние, при котором очень сложно принять решение о вложениях в собственное развитие на фоне риска быть уволенным или потерять бизнес завтра.

2. Существенно растет уровень требований к образовательным программам

Если раньше степень МВА или Executive MBA рассматривалась как приятный штрих в резюме, то сегодня эта формальность волнует слушателей бизнес-программ все меньше. Куда больше их интересуют практические знания, которые можно применить сразу же, выйдя из дверей бизнес-школы. Мы наблюдаем падение интереса к программам общей направленности и рост спроса на более специфические – например, по специфике ведения бизнеса в Китае, повышению операционной эффективности и построению устойчивых бизнес-моделей.

3. В периоды кризиса растет спрос на короткие образовательные программы

Продолжительностью от четырех до восьми месяцев, и даже короче. Выпадать из бизнеса на длительный срок для занятого топ-менеджера сложно и даже чревато потерей контроля над ситуацией. Бизнес-образование сегодня – это короткая, хорошо продуманная, интенсивная и глубокая встряска, которая расширяет представление о бизнесе, дает новые концепции, позволяет взглянуть на проблемы иначе и дает конкретный инструментарий для их решения. Два года стандартной МВА-программы, так называемый «американский стандарт» – слишком долгий срок, за который мир может катастрофически измениться.

4. Управленцы и собственники бизнеса устали от тренингов

Количество разных тренингов в последние годы росло в геометрической прогрессии, а по факту что-то новое на них получить сложно. Сегодня людям жизненно не хватает продуманной стратегии обучения и ментора, который проведет их сквозь персональную образовательную траекторию. Несомненно, тренинги никуда не уйдут и, возможно, даже смогут получить выгоду от кризисных ситуаций, но аудитория, которая хочет чего-то большего, постепенно приходит в бизнес-школы в поисках более комплексной и глубокой картины. Вообще вопрос о том, кто будет проводником человека в образовательной системе завтрашнего дня, пока что открыт, и у бизнес-школ есть прекрасная возможность занять эту выгодную позицию.

5. Мы видим спрос на бизнес-образование от компаний малого и среднего бизнеса

Несмотря ни на что, этот сегмент жив, развивается, но парадоксально не охвачен бизнес-образованием, в том числе в силу устойчивых стереотипов («бизнес-образование – это для корпораций»). В России очень мало качественных программ для предпринимателей, а термин «стартап» вообще стал ассоциироваться исключительно с онлайн-индустрией. При этом предпринимательская культура в России есть, как и успешные примеры выстраивания реальных бизнесов с нуля. Малому и среднему бизнесу хочется учиться на этих примерах и получать предельно практические решения для проблем, которые встают перед ними в российских условиях. Они хотят выстроить эффективную команду, построить финансовую или организационную модель бизнеса, найти модель роста, новую нишу, новых партнеров, понять роль лидера в бизнесе. Последнее, кстати, особенно важно – ведь большинство подобных компаний живет по «чуйке» собственника или генерального директора, хотя те и не до конца понимают, как могут использовать этот мощный инструмент во влиянии на компанию и сотрудников.

6. Развивается дистанционное образование и онлайн-модели

Не избежит Россия и этого глобального тренда. Именно здесь может наступить переломный момент прямой конкуренции российских бизнес-школ с мировыми – зачем идти учиться теории у малоизвестных российских профессоров, когда можно пройти курс стратегии или маркетинга от международной суперзвезды? Российские потребители уже начали входить во вкус этого нового инструмента профессионального развития, а школы пытаются подхватить тренд и все активнее встраивают онлайн-модули в свои программы.

При этом надо сказать, что существует огромная дыра на рынке с точки зрения качественного российского онлайн-контента. Менеджер, даже знающий английский язык, банально не может пройти онлайн-курс, посвященный запуску и развитию бизнеса в России или специфике управления в отечественной бизнес-культуре. При этом стоит отметить, что в настоящий момент не существует дистанционных технологий развития, так называемых soft skills, и большинство онлайн-курсов являются, по сути, лишь каналом передачи знаний, эффективность которого ставится под сомнение. Значит, школы будут пересматривать соотношение различных компонентов в своих программах и, скорее всего, будут уделять особое внимание развитию навыков, которые можно приобрести только очно и в обсуждении – лидерских, социальных, командных.

7. Слушатели программ все чаще приходят в бизнес-школы в поисках смыслов

Именно смыслов сегодня не хватает в российском обществе. Предприниматель или топ-менеджер – как правило, очень сложная личность, живущая в постоянной борьбе и поиске точек опоры. В периоды кризиса земля буквально уходит у него из-под ног, он остаются один на один с новыми вызовами и проблемами, ему не хватает тех, кто может дать совет или просто поддержать. Поэтому он приходят в бизнес-школу, чтобы найти единомышленников, получить эмоциональную и интеллектуальную поддержку, разобраться в себе, своих мотивациях и в устройстве этого мира.

В нашей бизнес-школе мы наблюдаем интересное проявление этой тенденции – многие предприниматели пытаются искать новые смыслы в совершенно далеких от бизнеса областях. Подтверждение тому – растущая популярность бега и триатлона в среде бизнесменов, у которых, казалось бы, не должно быть на это времени.

Набор дисциплин, преподаваемых в мировых и российских бизнес-школах, довольно стандартный: стратегия, лидерство, финансы, маркетинг, управление. То есть примерно такой же, как был десять и двадцать лет назад. Консервативность существующих моделей мировых университетов и бизнес-школ, равно как и ограничения рейтингов и стандартов, не позволяют им оперативно адаптировать программы под запросы рынка, и с этой точки зрения российские школы находятся в более предпочтительной ситуации. Им надо лишь понять, что хочет рынок и предложить продукт, который принесет бизнесу реальную пользу.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Для кого эта публикация? Слушателям программ это не нужно. Для тех, кто в отечественном бизнес-образовании, - эти месиджи банальная повседневность. Наверное, для галочки или писать больше не о чем ?

Консультант, Красноярск

Очень интересный вывод: «Такая логика развития характерна для страны с быстрорастущей экономикой, в которой локальный опыт и связи ценятся больше, чем глобальное образование» Но проблема не в быстрорастущей экономики, а сырьевом секторе, где важно сесть на трубу, а квалификация не столь важна. Лояльность- основа такого бизнеса.
А дальше еще веселее:
1. Резко обостряется конкуренция бизнес-школ
Цитата:» Действительно, непростая дилемма: куда потратить заработанные $100 тыс. – на обучение или на небольшую квартиру в менее рискованной точке земного шара?» Такие мысли могут прийти в голову только тем, кто не верит, что знания нужны и принесут дополнительный доход. Это психология России.
2. Существенно растет уровень требований к образовательным программам
Цитата:» Мы наблюдаем падение интереса к программам общей направленности и рост спроса на более специфические – например, по специфике ведения бизнеса в Китае, повышению операционной эффективности и построению устойчивых бизнес-моделей.» То есть, раньше организатору обучения можно было просто халявить, так как общие программы – это просто путь к диплому как бумажке.
Ну, и шедевр – это последние фразы статьи: «Консервативность существующих моделей мировых университетов и бизнес-школ, равно как и ограничения рейтингов и стандартов, не позволяют им оперативно адаптировать программы под запросы рынка, и с этой точки зрения российские школы находятся в более предпочтительной ситуации. Им надо лишь понять, что хочет рынок и предложить продукт, который принесет бизнесу реальную пользу»
Какой пустяк нужно сделать .Разве это не основная задача бизнесмена и конечный результат его деятельности?

Редактор, Москва
Валериан Макацария пишет: Для кого эта публикация? Слушателям программ это не нужно. Для тех, кто в отечественном бизнес-образовании, - эти месиджи банальная повседневность. Наверное, для галочки или писать больше не о чем ?
1. Не уверен в том, что выбранный Вами тон подходит для обсуждения темы. 2. Бизнес-образование (анализ отрасли, состояние спроса и предложения, тренды...) - профильная тема для Exe. Эти публикации адресованы и тем, кто генерирует спрос (абитуриенты, слушатели, выпускники), и тем, кто генерирует предложение (деканы, преподаватели), и тем, кто ''находится рядом'' со школами (тренеры, журналисты, маркетологи...).
Редактор, Москва
Николай Перов пишет: Ну, и шедевр – это последние фразы статьи: «Консервативность существующих моделей мировых университетов и бизнес-школ, равно как и ограничения рейтингов и стандартов, не позволяют им оперативно адаптировать программы под запросы рынка, и с этой точки зрения российские школы находятся в более предпочтительной ситуации. Им надо лишь понять, что хочет рынок и предложить продукт, который принесет бизнесу реальную пользу» Какой пустяк нужно сделать .Разве это не основная задача бизнесмена и конечный результат его деятельности?
Университет и бизнесмен в моем понимании - не одно и то же. ))
Консультант, Красноярск

Алесей, но ведь я цитировал моменты, связанные с бизнес-образованием. Выбор потребителя как потратить деньги, адаптация программы(читай продукта)под запросы рынка. Это же не просто процесс передачи знаний, этот процесс получения дохода за счет обучения.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Андрей Семеркин пишет: Университет и бизнесмен в моем понимании - не одно и то же. ))
Хорошо, Андрей, в этом Вы, безусловно, правы - человек не может быть тем же, что и учебное заведение (в Британии, например, все учебные заведения, включая бизнес-школы(sic!), зарегистрированы как благотворительные организации, т.е. не платят налог на прибыль и могут получать любые пожертвования, а вот бизнес-школа является бизнесом? PS. Судя по должности автора статьи, в России бизнес-школа является чем-то вроде войсковой части :)
Руководитель проекта, Швейцария

Пожалуйста, подскажите, как я могу отписаться от получения новых сообщений этого форума? Поставлена галочка, но отменить ее я не могу... Спасибо заранее.

Редактор, Москва

Да, бизнес-школа является бизнесом. но... В РФ есть бизнес-школы двух типов:

1. Частные: МИРБИС, ''Синергия''...
2. Действующие в качестве подразделений гос.университетов - подавляющее большинство.

Школы первого типа могут сами определять характеристики учебного продукта, организацию учебного процесса, ценообразование..., что они и делают.

Школы второго типа связаны по рукам и ногам: каждое действие они вынуждены согласовывать с аппаратом университетов (с советами и комиссиями, к которых собраны люди, не имеющие никакого отношения к бизнесу), доказывая очевидное и ежедневно отстаивая перед материнской организацией свое право на существование :) Школы отдают университетам от 30 до 40% дохода (не прибыли). Таким образом, ИМХО, аффилированность с материнской организацией - страшнее конкуренции. :)) Рассуждения о гибкости российских бизнес-школ или о их бизнесОвости в моем понимании надо вести с учетом этих обстоятельств.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Андрей Семеркин пишет: Таким образом, ИМХО, аффилированность с материнской организацией - страшнее конкуренции. :))
Вообще-то под ''материнской организацией'' Вы здесь понимаете институционального владельца и/или франчайзера. Если Вам не нравится корпоративное управление, то ... как я Вас понимаю :)
Редактор, Москва

Если школа является подразделением/ факультетом гос. университета, то кем является университет по отношению к школе? Наверное, да - институциональным владельцем. Возможно, существуют более точные юр. термины, но я никогда об этом не задумывался.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.