«МВА — это способ изменить мировоззрение слушателя»

Когда что-то не так в самой основе

Начну с собственной гипотезы причин экономических кризисов. Причины всех прошедших и всех будущих экономических кризисов кроются в МВА (Master of Business Administration). Вы спросите, почему? Потому что MBA — это не образование, как вы могли бы подумать. Это способ изменения приоритетов человека (слушателя МВА).

Представьте МВА в виде черного ящика, у которого есть вход и выход. Слушатели входят в этот черный ящик и выходят другими. Ничего удивительного. В конце концов, из кабинета стоматолога некоторые тоже выходят другими. Вопрос в том, какими?

Посмотрим. Не важно, каким был человек на входе MBA, но я знаю, каков он будет на выходе. На выходе настоящего MBA выпускник превыше всего будет ценить одно — свой материальный успех. Не важно, что было приоритетами человека до МВА, после обучения эти приоритеты будут исключительно персонально-меркантильными.

МВА — это способ изменить мировоззрение слушателя. Если МВА не меняет мировоззрение, то оно всего лишь экономическое образование и не должно дорого стоить. Настоящее МВА — меняет приоритеты человека, человек начинает думать, что материальное благополучие достойно многих жертв (уж идеологических и эмоциональных — точно). Выпускник МВА считает, что цель бизнеса — получение прибыли, и эту мысль выпускники МВА протаскивают даже в умы тех, кто не может себе позволить (или не хочет) получить степень МВА.

Вера в то, что цель бизнеса — получение прибыли, становится доминирующим мнением. История цивилизаций знает примеры, когда ложное убеждение доминирует и кажется всем само собой разумеющимся. Однако все больше людей задаются вопросами:

— Хорошо ли, что доктор сначала думает о своем материальном благополучии, а потом о способах лечения больного?

— Хорошо ли, что производитель колбасы озабочен получением прибыли больше, чем здоровьем своих клиентов?

— Хорошо ли, что для авиакомпании экономия горючего важнее безопасности полетов?

— Хорошо ли, что инвесторов на рынке капитала интересует только прибыль, и поэтому они забирают свои деньги у одних и отдают их другим по десять раз в день?

Приведенные примеры — малая толика последствий ложного, но доминирующего представления: «Цель бизнеса — получение прибыли». Вот вам конкретный пример: РЖД не продает билеты до Петербурга на поезд №15 «Мурманск — Москва», хотя поезд идет через Петербург. Причина: нет мест. Зато продает до следующей за Петербургом станции, до Окуловки. Почему? Вы легко найдете ответ на этот вопрос, если вспомните, что бизнес руководствуется ложным, но доминирующим приоритетом «Прибыль — цель бизнеса, и она превыше всего». Не догадались? Билет до Окуловки стоит дороже билета до Питера.

МВА — кузница меркантильно настроенных и обладающих властью людей. Они правят бал и устанавливают правила игры. Частью этих правил являются экономические кризисы, во время которых перетряхиваются состояния и власть.

Но мы знаем, о чем говорят кризисы. Экономические кризисы с полной определенностью показывают, что прежние приоритеты ведения бизнеса исчерпали себя. Требуются новые. Повторяющиеся экономические кризисы могут свидетельствовать о приближении развязки. Хотя меркантильные выпускники МВА очень изобретательны. Когда золота стало не хватать на всех, они придумали бумажные, электронные и даже виртуальные деньги. Могут и наверняка придумают и еще что-нибудь. А представьте на секундочку, что MBA внушало бы не меркантильные идеалы, а идеалы клиентоориентированности. В каком мире мы бы жили?

Но мы живем в совсем другом мире. Нравится ли он нам?

Боги не вынуждали нас жить в мире наживы и руководствоваться в первую очередь меркантильными приоритетами. Мы сами выбрали такой мир и согласились с выбором, который сделали для нас выпускники МВА.

Как говорится, критикуешь — предлагай!

Вот что я думаю о более правильных целях и приоритетах бизнеса. У нас был шанс прийти к этим (или иным) приоритетам в кризис. Но кризис закончился и обещал вернуться. Возможно, некоторые компании захотят измениться не через кризис, а путем самовоспитания, саморазвития.

Рано или поздно общество придет к новой парадигме бизнеса. Какой эта парадигма будет, никто не знает, можно строить только свои предположения. Вот мое:

Цель бизнеса — формирование среды, в которой:

  • сотрудники хотят продолжить работу в этой компании;
  • клиенты хотят продолжить покупать товары и услуги этой компании;
  • владельцы хотят продолжить владение этой компанией;
  • партнеры хотят продолжить сотрудничать с этой компанией;
  • общество хочет, чтобы таких компаний было больше.

Зачем нужна цивилизация, если большая часть наемных сотрудников как работала за еду, так и работает. Ну, хорошо, еду заменили деньги (зарплата), на которую человек покупает еду. Большой прогресс! А прошла всего-то пара тысячелетий!

Компании, в которых сотрудники работают за еду (извините, за зарплату) я называю «цирками». Не потому что там смешно, а потому что если ты хочешь, чтобы тигр прыгнул на другую тумбу, у тебя должен быть кусочек мяса. Я хотел сказать, если менеджер хочет, чтобы работа была сделана, то он должен дать сотруднику немного денег. Нельзя давать много — сытый тигр откажется прыгать, потому что единственное, что заставляет его двигаться, это страх и голод. Мы ведь в XXI веке живем, может быть, хватит с нас рабовладельческого строя? Может, хватит работать за еду?

Я считаю, что бизнес обязан пересмотреть свои приоритеты и понять свою роль в развитии цивилизации. Каждый бизнесмен должен формировать среду. Целью бизнеса должно стать формирование определенной среды, признаки которой перечислены выше.

Если компания правильная, если она делает полезные вещи для платежеспособного клиента и работает не на конкурентном рынке, то что случится с ее прибылью? Компания неизбежно получит свою часть прибыли. Ведь она делает действительно полезные вещи, а не кажущиеся таковыми? Ведь она не раздает их, а продает платежеспособным клиентам, которые рады приобрести товары компании по справедливой цене. По справедливой, а не той, за который маячит приоритет: «Сегодняшняя прибыль превыше всего». Если компания работает на рынке свободном от ценовой конкуренции, то прибыльность сделок будет не нулевой. Это при ценовой конкуренции (худшей из всех возможных) конкуренты изматывают друг друга до победного конца. Кстати, сам победный конец потом мало кому по душе.

Бизнес (в результате следующих кризисов или по каким-то другим причинам) должен выбрать такие приоритеты деятельности, чтобы в результате работы компании возникала среда, отличающаяся от рабовладельческого строя. Сотрудники должны получать не только еду, но и позитивные впечатления, позитивный смысл. То же самое должны получать другие заинтересованные стороны: клиенты, партнеры, владельцы, общество в целом.

Почему нынешнее общество отвергает мысль, что цель бизнеса — это не получение прибыли, а формирование достойной XXI века среды? Разве вы отказались бы жить в таком обществе? Я не верю в отрицательный ответ. Хотя, возможно, выпускникам MBA не понравится мир, в котором успехи измеряются чем-то, кроме личного благосостояния. Так их научили.

Надеюсь, что один из следующих экономических кризисов проявит свою Божественную природу и мир бизнеса преобразится. Не отрицайте такой возможности только потому, что она кажется вам малореальной. В мире вокруг нас всегда происходит что-то чудесное, невероятное, необъяснимое. Не говорите мне, что лучший мир невозможен!

Узнайте больше о бизнес-школах и программах MBA:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Вот хороший пример зрелой статьи. Другое дело, что как только начинаются рассуждения о новых принципах бизнесопостроения, - как и многие другие достойные определения ''утопические'', - то всё впечатление как обычно сразу сходит на ''нет''. Бизнес сам вырабатывает свои приоритеты, кадры, людей и т.д., формируя их в зависимости от логики своего развития на каждый конкретный период экономической истории. И навязать ему что-то, что ему не свойственно, - всегда пустая утопия.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Константин, спасибо - статья добротная. Правда, посыл о том, что корень всех проблем - МВА - простоват. Пример с билетами в Питер показывает обратное - этой совковой уловке гораздо больше лет, чем МВА в нашей жизни. И как раз этот пример показывает, что МВА тут как раз ни при чем.
Как раз на толковых программах МВА учат, что прибыль не может быть целью бизнеса. А вот личной успешности через грамотный бизнес учат. Если Вы имели в виду слабую социальную ответственность выпускников программ МВА - так это вопрос не к программам, а к обществу, в которое эти выпускники выходят.
ИМХО.

. . . . Директор по развитию, Москва

Однако, автор и сам не знает к чему клонит...
''Бизнес обязан формировать позитивную среду вокруг себя...'' Это же очевидно, но и прибыль при этом не нужно отрицать.
Бизнес - это всего лишь предложение на спрос, который зреет в обществе. И это не только материальное предложение, это еще и социальное предложение. Именно в такой атмосфере активной конкуренции многие россияне мечтают оказаться вновь, оставшись на некоторое время без работы... Мало кто из них желает бросив все уйти работать социальным работником... Конкуренция гарантирует качество, ценовая конкуренция заставляет искать новые формы...

Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Цель бизнеса — формирование среды, в которой: * сотрудники хотят продолжить работу в этой компании; * клиенты хотят продолжить покупать товары и услуги этой компании; * владельцы хотят продолжить владение этой компанией; * партнеры хотят продолжить сотрудничать с этой компанией; * общество хочет, чтобы таких компаний было больше.
Под этот список уже приходит на ум более 50-ти компаний (не буду перечислять, так как они известные и нет). Вопрос в том, что все и так стремятся быть похожими на них и это очень трудная работа которой люди бизнеса занимаются, в том числе и выпускники МБА... Что еще хочет автор, что бы делали, кроме того что уже делаем? И ищем новые подходы, инструменты, способы и методы...??? У автора предложения нет.
Генеральный директор, Москва
Константин Харский
МВА — это способ изменить мировоззрение слушателя. Если МВА не меняет мировоззрение, то оно всего лишь экономическое образование и не должно дорого стоить. Настоящее МВА — меняет приоритеты человека, человек начинает думать, что материальное благополучие достойно многих жертв (уж идеологических и эмоциональных — точно). Выпускник МВА считает, что цель бизнеса — получение прибыли, и эту мысль выпускники МВА протаскивают даже в умы тех, кто не может себе позволить (или не хочет) получить степень МВА.
Мне очень любопытно о выпускниках каких бизнес школ вы говорите? И, опять же, МВА каких школ Вы рассматриваете исключительно как место получения всего лишь экономического образования? И, пожалуйста, приведите пример курса по менеджменту (либо иной специализации, связанной с управлением предприятием) где основная идея формирования бизнеса определена как ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ... Мне просто очень любопытно...
Консультант, Москва
Зачем нужна цивилизация, если большая часть наемных сотрудников как работала за еду, так и работает. Ну, хорошо, еду заменили деньги (зарплата), на которую человек покупает еду. Большой прогресс! А прошла всего-то пара тысячелетий!
Константин, проблема в том, что постоянно подходят новые наемные сотрудники, которые не наелись :) Не всем удается прожить пару тысячелетий. МВА тут ни при чем. И со многими собственниками все в порядке. А вот что делать с вечно голодными наемниками, - вот это вопрос вопросов. А если серьезно, то я думаю, что в обществе, в котором есть такая дикая пропасть между бедными и богатыми, говорить о ценностном подходе в управлении, конечно, можно и нужно. Но слышимость очень слабая. К сожалению..
Менеджер, Украина

1)Цель бизнеса — формирование среды, в которой:
* сотрудники хотят продолжить работу в этой компании;
* клиенты хотят продолжить покупать товары и услуги этой компании;
* владельцы хотят продолжить владение этой компанией;
* партнеры хотят продолжить сотрудничать с этой компанией;
* общество хочет, чтобы таких компаний было больше.

Это не конструктивный пересказ Библии.

2) Боги не вынуждали нас жить в мире наживы и руководствоваться...
Вот в этом и вся беда - Боги не вынуждали нас ни к чему, и вы не знаете целей, и кто знает - это тоже пока большая тайна.

3) Бизнес сам вырабатывает свои приоритеты, кадры, людей и т.д., формируя их в зависимости от логики своего развития на каждый конкретный период экономической истории. И навязать ему что-то, что ему не свойственно, - всегда пустая утопия.

Вот - человек взял и придумал себе бога и назвал его бизнес и живет припеваючи!
Это ваш пример - МВА и ничего личного!

4) А кризисы - это, как беременность, вышла замуж и будь готова! И не надо ничего себе выдумывать в какое то оправдание.

5) И последнее - Альтернатива и единственная - Это Диктатура Свободы! А все иное похоже на переживания собаки - будка тесная, цепь короткая, хозяин злой, как собака, еда с ГМО, но куда денешься, жучка, та вообще без работы и без жилья!... :idea: ;)

Директор по маркетингу, Астрахань

Интересно, а чем автору так насолил MBA?

И почему целью бизнеса не должна быть прибыль? Целью бизнеса всегда была и будет прибыль, а иначе это благотворительный фонд. Далее, только на краткосрочную прибыль ориентируется только тупой или очень алчный. А на МВА как разу дают знания и навыки как обеспечить долгосрочную прибыль. И без тех целей, которые вы описали, получение долгосрочной прибыли крайне затруднено.

Непонятно только зачем нужно было изобретать велосипед, ещё Котлер описывал социально-ориентированный маркетинг. Можно было бы описать как хорошо было бы чтобы он заработал. Зачем азбучные истины выдавать за своё изобретение и пропагандировать как панацею, да ещё с религией смешивать :(

Исполнительный директор, Челябинск

Я бы хотел выделить ключевой тезис -

Цель бизнеса — формирование среды, в которой:

1 сотрудники хотят продолжить работу в этой компании;
2 клиенты хотят продолжить покупать товары и услуги этой компании;
3 владельцы хотят продолжить владение этой компанией;
4 партнеры хотят продолжить сотрудничать с этой компанией;
5 общество хочет, чтобы таких компаний было больше.

и комментарий Елены Агафоновой '' в обществе, в котором есть такая дикая пропасть между бедными и богатыми, говорить о ценностном подходе в управлении, конечно, можно и нужно. Но слышимость очень слабая.''

Елена показала одно из противоречий из Маркса конфликт труда и капитала
конфликт 3 и 1.
, вместе с тем каждое из пяти высказываний может вступать в противоречие с любым из других высказываний.
Исскуство находить компромисс между данными противоречиями и есть исскуство ведения бизнеса.

владелец-партнёр-клиент-сотрудник- общество-руководитель?

Я бы добавил сюда руководителя как самостоятельную силу, кроме того общество лучше также
обозначить более конкретно
общество = федеральная власть+ региональная власть ?
или потенциальные потребители услуг и товаров?, но тогда лучше заменить клиент на потребитель товаров и услуг...

Нужны более точные понятия по крайней мере п.2 и п. 5 + введение менеджмента как самостоятельную
силу.

6. руководители хотят ....

Старший консультант, Латвия
Дмитрий Столыпин пишет: Непонятно только зачем нужно было изобретать велосипед, ещё Котлер описывал социально-ориентированный маркетинг. Можно было бы описать как хорошо было бы чтобы он заработал. Зачем азбучные истины выдавать за своё изобретение и пропагандировать как панацею, да ещё с религией смешивать
Вы правы. Все же руководителям стоит задуматься (и даже очень) о ценностях, проще - основных принципах, на которых они вместе с владельцами строят свой бизнес. ''Цирк'', о котором говорит автор, к сожалению еще ''не уехал'', хоть и надоел. И об этом, по-моему, автор старается напомнить. Социально ответственный бизнес не должен быть утопией. И не является. Пример тому хотя- бы экологическое сельское хозяйство - прибыльный, социально ответственный бизнес, который становится все популярней в Европе и соответствует практически всем принципам, которых назвал автор. Что еще интересно- вы пишите ''да ещё с религией смешивать''- но принципы социально ответственного бизнеса, как странным это и не казалось, очень в большой мере соответствуют принципам и ценностям по Библии. Недаром существует даже курс ''Менеджмент по Библии''
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.