Отпуск как проект: как принять решение, о котором не пожалеешь

Летом 2016 года у нас с женой возник спор о месте летнего отпуска. К тому времени в копилке «Отпуск-2016» находилось 120 тыс. рублей. На двухнедельное лежание на шезлонгах этого было достаточно, но дело в том, что пассивный туризм нас не привлекает. Карта наших желаний выглядела следующим образом:

  • Продолжительность отпуска более 21 дня.
  • Бюджет на двоих до 120 тыс. рублей.
  • Максимально подвижный отдых.

За эталон мы взяли свой отпуск в 2013-2014 годах, который сочетал авиаперелет в другую страну, аренду автомобиля и маршрут длиной 2000-3000 км. Но тогда нам помогал еще не девальвированный рубль (45 рублей/евро) и покупка авиабилета за мили. В этот раз никаких бонусов не было.

Варианты

На отечественных курортах, где я бывал много раз, цены и уровень сервиса не располагали к повторению. Тем не менее ограниченный бюджет делал этот вариант одним из приоритетных. Маршрут «Кисловодск – Геленджик – Сочи» позволял совместить горы и море.

Было ясно, что расходы на авиаперелет, аренду авто и проживание за границами России более 21 дня превысят допустимый бюджет. Поэтому полететь в Европу не представлялось возможным. Но ключевым словом оказалось «полететь». Что, если его заменить на «поехать»?

При исследовании вопроса я выяснил, что ближайшее теплое море за пределами России – в Хорватии. Изучив природу и достопримечательности, я остановился на городе Задар как основном месте отдыха, проложив маршрут до него и обратно: «Москва – Брест – Кошице (Словакия) – Будапешт (Венгрия) – Загреб, Задар (Хорватия) – Любляна (Словения) – Вена (Австрия) – Брест – Москва».

Общая характеристика вариантов

Параметры

Вариант «Геленджик» (при курсе 75 руб. за евро)

Вариант «Задар» (при курсе 75 руб. за евро)

Расстояние «туда-обратно», км 4200 5500
Маршрут Москва – Кисловодск – Геленджик – Сочи Москва – Брест - Кощице – Будапешт – Загреб – Задар – Любляна – Вена - Москва
Планируемые дорожные расходы 28500 руб. (380 евро) 45000 руб. (600 евро)
Стоимость 10 ночей в гостинце Геленджика или Задара 25000 (333 евро) 35625 рублей (475 евро)
Затраты на визы, медицинскую и автомобильную страховку Нет

17600 рублей (235 евро)

Прямые расходы на транспорт, визы и гостиницу

53500 рублей (713 евро)

98225 рублей (1310 евро)

Чтобы сэкономить на зарубежном варианте, в пути было решено ночевать в автомобиле и в самых дешевых отелях по пути. Под самыми дешевыми понимаются отели с рейтингом на booking выше 8 баллов при сортировке по увеличению цены. В целом это хорошие частные отели, расположенные за пределами центра города. При наличии автомобиля это не является даже дискомфортом... Итак, перейдем к SWOT-анализу вариантов. В каждом из них курсивом выделены особо значимые для меня факторы

Вариант «Геленджик»

Сильные стороны

  • Сравнительно недорогой бензин (цена в два раза ниже среднеевропейской)
  • Недорогое проживание
  • Доступные горные массивы для активного отдыха
  • Богатая природа Северного Кавказа
  • Доступный активный отдых в форме конных прогулок и поездок на квадроциклах
  • Развитая инфраструктура Сочи: посещение Красной поляны, Олимпийских объектов и парков

Слабые стороны

  • Грязное море и грязный пляж (стеклянные бутылки, окурки, косточки от персиков)
  • Отсутствие пляжной инфраструктуры: переодевалок, туалетов, душа
  • Многочасовые пробки на трассе М-4 (возле Воронежа, Краснодара, Ростова-на-Дону, пунктов взимания платы на участках платных дорог)
  • Отсутствие современной дороги от Краснодара до курортного Сочи (большим тормозом для развития курортов России, на мой взгляд)
  • Большое расстояние до моря

Возможности

  • Туристическое посещение города Грозный
  • Туристическое посещение предгорья Эльбруса

Риски

  • Дорогостоящая эвакуация собственного автомобиля в случае ДТП или поломки (на расстояние до 2000 км)
  • Низкое качество медицинских услуг

Вариант «Задар»

Сильные стороны

  • Чистое море и пляжи
  • Необычная природа, сочетающая каменистые берега, песок, сосны (хотя и скудная)
  • Современные дороги с дорожной инфраструктурой (кроме Польши)
  • Посещение многих зарубежных городов и стран, общение с местными жителями
  • Изучение других культур
  • Высокое качество услуг

Слабые стороны

  • Высокие цены на развлекательные мероприятия, активный отдых, рестораны
  • Длительные переезды на участке «Москва - Польша» (по 1300 км в первый и последний день путешествия)
  • Сложности с вождением (ориентация в зарубежных городах, расшифровка дорожных знаков)
  • Высокие цены на бензин
  • Проживание в недорогих отелях (чтобы уложиться в бюджет)
  • Переживания родных («это так далеко», «это чужая страна»)

Возможности

  • Туристическое посещение Плитвицких озер

Риски

  • Дорогостоящая эвакуация собственного автомобиля в случае ДТП или поломки (на расстояние до 2500 км)
  • Трудности в общении с автомастером в случае поломки автомобиля, и, как следствие, развод на ненужный ремонт
  • Неравномерная трата бюджета из-за разнице в курсах валют (форинтов, кун, злотых, крон, евро). В первые дни едим в ресторанах, а потом возможен хлеб с йогуртом
  • Дорогостоящее лечение или отказ страховщика платить по страховому случаю
  • Юридический риск в случае ДТП (будет сложно доказывать свою невиновность на иностранном языке)
  • Дорожные штрафы

После SWOT-анализа я пришел к выводу, что вариант путешествия «Задар» мне более привлекателен, но содержит больше рисков. Однако подобное описание рисков и поиск путей, которые позволяют их снизить, помогли успокоить себя и близких. Наиболее существенные риски – это серьезная поломка автомобиля и необходимость врачебной помощи. Я предоположил, что обе этих беды могут случиться как в России, так и за рубежом с одинаковой вероятностью и затратами. Но если нельзя выбрать вариант «невоспаление аппендицита», в случае воспаления аппендицита, мне кажется, я бы выбрал европейскую клинику. Порассуждав таким образом, я составил карту рисков и проанализировал ее, чтобы выбрать окончательное решение.

Карта рисков

Риск

Вероятность риска

Влияние риска (по времени и затратам)

Способ минимизации риска

Дорогостоящая эвакуация собственного автомобиля в случае ДТП или поломки (до 2500 км) Низкая Высокое, Высокое Снять с автомобиля номер и продать обломки в случае превышения затрат по эвакуации стоимости ремонта. Законсервировать автомобиль и приехать повторно из России или Белоруссии со своим тягачем (другим легковым авто или эвакуатором) Заразервировать неприкосновенный запас денег на два авиабилета до Москвы.
Трудности в общения с автомастером в случае поломки автомобиля Низкая Среднее, Среднее Изучать русскоязычные автосервисы в интернете перед и во время поездки.
Неравномерная трата бюджета из-за разницы в курсах валют Высокая Низкое, Среднее Разложить исходную сумму в евро по отдельным конвертам: на бензин, на платные дороги, на отель Hanna, на второй и третий отели.
Дорогостоящее лечение или отказ страховщика платить по страховому случаю Низкая Низкое, Высокое Выбрать страховую компанию с высокой репутацией с максимальным покрытием услуг.
Юридический риск в случае ДТП (трудно будет доказать невиновность) Низкая Среднее, Среднее Выдержка и максимальное изучение деталей, в том числе иностранных слов, которые понадобятся в разговоре с автоинспектором.
Дорожные штрафы Средняя Низкое, Среднее Наличие конверта с резервом на дополнительные расходы.

Снизить риски до минимума позволила покупка дорогих медицинских страховок (4800 рублей за двоих, хотя были доступны и за 2000 рублей), создание неприкосновенного денежного запаса и детальный техосмотра перед поездкой. Но, к нашему счастью, риски не сработали.

Принятие решений

Я принимал решение в течение недели, ежедневно делая отметку по поводу каждого пункта, чтобы исключить влияние настроения:

Почему я выбрал такой усложненный подход? Можно было бы сразу выбрать место для отдыха. Но поспешность, когда выбор делается, например, под впечатлением от фотографий красивых пейзажей, повышает вероятность ошибки. Инфантильность в решениях губительна. Особенно важно не допустить преждевременных действий, управляя компанией. Сложные решения требуют детальной проработки, в том числе с группой лиц (советом директоров). Запускать новую систему 1С:ERP или закупать новое оборудование? Проводить реинжиниринг или оптимизацию бизнес-процессов в организации? Запускать новый сайт организации или продолжить работать на старом? Все эти вопросы требует тщательной проработки.

Вывод

Мой пример не столь масштабный, но на нем я демонстрирую рабочий подход к принятию решения. В целом он выглядит следующим образом:

  • Получить технические требования.
  • Изучить доступные варианты.
  • Описать риски и возможности на них повлиять.
  • Принять решение без учета сезонных колебаний и настроений.

Действуйте! Отдыхайте!

P.S.: Однозначно во время отпуска были трудности и внештатные ситуации, но именно выход из зоны комфорта дает самые яркие эмоции, которые запоминаются на всю жизнь. Встречаясь друзьям, я рассказываю им о польских спасателях, чешских гаишниках, стоимости посещения Плитвицких озер и том, как должна выглядеть настоящая ветчина.

Фото автора


Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

"- Господи, как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам… Мы перестали делать большие хорошие глупости…"

Нет Сергей, этот подход не для меня))). Но он имеет право на существование.

Аналитик, Москва

Интересно! Но вот карта рисков совершенно беззубая: низкая/высокая вероятность . Сейчас рекомендуют по другому оценивать риски: на них можно влиять и, соответственно, лучше выражать в цифровом виде.

Аналитик, Москва
я пришел к выводу, что вариант путешествия «Задар» мне более привлекателен, но содержит больше рисков

Не очень, правда, понятно, а как вы приняли решение? Нос, палец, потолок?


Директор по маркетингу, Москва

А это правда, что по-хорватски "Здравствуйте!"

And it is true that in Croatian "hello" - will sound like "ДБРЫйДень!" ?

А "доСвиданья" - "Дбрывечер"?

Директор по развитию, Москва

Даааа...столько времени на рассуждения о том, чтобы потратить 120 т.р....складывается впечатление о том, что сообщество испортилось!

Руководитель, Беларусь

"Что немцу хорошо, то русскому смерть" пробурчал белорус...

Автор показал наше будущее, и как бы нам это "прекрасное далёко" не нравилось, "неонемчаем" - кепска будзе усiм....


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.