Константин Гришанов: Кризис и рынок фитнеса глазами стороннего наблюдателя

Константин Гришанов

Конец здорового оптимизма?

Последние несколько лет публикации о рынке фитнеса пестрели словами «рост опережающими темпами», «здоровый потенциал». Исследовательские компании подливали масла в огонь своими отчетами, заражая новых участников принять участие в гонке за прибылью в этой перспективной отрасли: «годовой прирост рынка 30% - 50%», «рынок далек от насыщения по сравнению со странами Западной Европы и США». Однако, все почему-то умалчивали об уровне благосостояния населения в этих странах и об основных причинах роста Российского рынка – высоком уровне цен на нефть и дешевого кредитования проектов из-за границы. Количество вовлеченных в фитнес потребителей увеличивалось куда более скромными темпами, чем объем расходов населения на фитнес, который возрастал за счет увеличения цен и впаривания не нужных, по большому счету, разнообразных дополнительных услуг, позволяя выделиться из общей массы отдельным категориям VIP-клиентов. Надо отдать должное владельцам фитнес-клубов, цены росли не только из-за их желания быстрее отбить инвестиции, но и из-за аппетитов арендодателей, раздувающих арендные ставки. Но, полные оптимизма, владельцы клубов шли на грабительские условия. А что еще им оставалось делать? В конце концов вся расходная часть все равно ложится на плечи клиентов. А доходы клиентов растут, деньги нужно куда-то тратить, заплатить за клубную карту 50 – 70 тыс. рублей в год не вызывает затруднений. До поры, до времени. И похоже это время пришло…

По некоторым признакам, рынок фитнеса уже начинает лихорадить. К ним можно отнести появившиеся успокоительно-оптимистичные заявления крупных игроков. Они напоминают больного, охваченного ознобом, который пытается убедить себя в том, что ему просто холодно, что он придет домой, выпьет горячего чая, согреется, и все пройдет. Так, в «Секрете фирмы» (№40 от 13.10.08) руководитель отдела маркетинга и рекламы World Class и 'Физкульт' Марина Васильцова утверждала, что никаких негативных последствий пока нет, аргументируя это превышением августовского плана продаж на 26%. По данным газеты Коммерсант (№193 от 23.10.08), Анастасия Юсина разослала пресс-релиз, в котором говорится: «Биржевой кризис – это долгожданная возможность для фитнес-индустрии расставить многие аспекты по своим местам… В кризис еще меньше, чем обычно, нужны больные и неуспешные сотрудники. В кризис необходимо и быть, и казаться. Быть здоровым, а казаться красивым... И если от походов в ресторан можно отказаться, то от фитнес-тренировок — никогда». На сайте infit.ru, днем позже (24.10.08), появилась статья с заголовком «Фитнес пока держится стойко», в которой рассказывается о прошлых успехах фитнес-индустрии и, с оптимизмом заглядывая в будущее, утверждается, что до 2010 года темп роста рынка не снизится ниже 20%. Все эти статьи объединяет оперирование докризисными данными, на основании которых делается прогноз дальнейшего развития событий.

Реалии же таковы, что сокращение штата сотрудников во многих компаниях и падение доходов тех, кого не уволили, очень плохо отразятся на фитнес-индустрии. А тот факт, что большая часть оборота приходится на клубы бизнес- и премиального сегментов только усугубляет ситуацию. Действительно, если верить тому, что на клубы этих сегментов приходится до 65%-70% объема рынка, а структура выручки такова, что 50%-60% приходится на продажу клубных карт и 40%-50% на дополнительные услуги, то падение может оказаться очень глубоким. Оно будет складываться из следующих основных факторов:

  • Снижение общего количества занимающихся фитнесом (10% - 15%)
  • Перетекание клиентуры в клубы с более дешевыми услугами, и, как следствие, изменение структуры рынка по ценовым сегментами и падение средней цены на услуги (10% - 15%)
  • Падение продаж дополнительных услуг (20% - 30%)

Таким образом, глубина падения рынка может составить до 40%. Конкуренция за клиентов, если ее и не было(как утверждалось), то возникнет; если была – усилится. Положительным моментом во всех этих мрачных прогнозах может быть, пожалуй, перспектива снижения арендных ставок, которая в какой-то степени сгладит последствия кризиса для операторов.

Как действовать в условиях кризиса владельцам фитнес-клубов? Ответ на этот вопрос лучше всего, знают те, кто уже был в этом бизнесе в 1998 году. Повторение книжных истин вроде «снижения издержек», «повышения эффективности бизнеса» вряд ли кому-то сильно помогут. Хочется отметить, что операторам фитнес-клубов сейчас важно объединиться в глобальной борьбе за кошельки потребителей. Для того, чтобы потребитель «отказался от ресторанов» в пользу фитнеса, нужно приложить некоторые усилия, и делать это нужно сообща. В этом смысле пресс-релиз Анастасии Юсиной является хорошим заделом и ориентацией, куда следует направить совместные усилия всех участников рынка. Фитнес спасет мощная пропаганда здорового образа жизни. Появление слоганов вроде «Ударим по кризису новыми рекордами», «Я выбираю здоровье» и т.п. могут оказать превентивно-оздоравливающий эффект для всей отрасли. От согласованных действий в выигрыше окажется каждый.

Тем не менее, при жестком сценарии развития событий возможен серьезный перераздел рынка. Выжить смогут только крупные игроки, не зависящие от кредитов и профессионалы своего дела, которые вовремя и правильно среагируют на происходящие перемены. Прокатится огромная волна слияний, поглощений, банкротств, смен собственников. И если будущее «старых добрых» крупных сетевых операторов, таких как World Class, Планета фитнес, клубы под управлением Страта Партнерс не вызывает сомнений, то очень интересной будет судьба новоиспеченных сетей фитнес-клубов от девелоперов.

Действительно, на волне строительного бума многие крупные девелоперы стали создавать каждый свою сеть фитнес-клубов: «Миан» - «ТерраСпорт», «Крост» - «Else-Club», «Mirax» - «Sky-club», «Донстрой» - «Донспорт»,– размещая клубы как часть инфраструктурных объектов в возводимых жилых комплексах. Их инвестиции в фитнес-клубы отбивались, по сути, уже на этапе продажи квартир, являясь дополнительной ценностью для будущих покупателей и существенной добавленной стоимостью для продавцов. Не станут ли теперь эти непрофильные активы компаний тем балластом, который поспешат сбросить, чтобы остаться на плаву в бушующем океане кризиса? Кто сможет поглотить эти активы? Решатся ли Alfa Capital Partners и RFG на эти инвестиции в сложившейся ситуации? Или это будут Страта Партнерс и ее бельгийский партнер GIMV? А может быть это будет еще неизвестная никому компания, владельцы которой благополучно зафиксировали прибыль до кризиса и, имея деньги, ждут благоприятного момента для инвестиций?

Еще один большой вопрос – судьба не запущенных до кризиса проектов и планов экспансии фитнес-клубов в регионы. Вероятно, большая часть их, в зависимости от стадии реализации, будет заморожена и отложена до лучших времен. Возможно, на рынке недвижимости в скором времени появится множество предложений о продаже недостроенных объектов спортивного назначения, и цены на них заметно упадут.

Словом, нас всех ждет еще очень много интересного, из-за темных туч угроз всегда пробивается лучик возможностей.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes опубликовал рейтинг лучших работодателей России

Forbes учитывал не только соцпакет, средние зарплаты и условия труда, но и экологический след компаний и их влияние на общество.

Опубликован рейтинг самых переоцененных профессий

Футболисты не на первом месте.

В Петербурге перенесли введение QR-кодов для кафе и отелей с 1 декабря на 27 декабря

Также власти планируют ввести дополнительные ограничения с 27 декабря до 9 января.

Россияне рассказали, что хотели бы получить в качестве корпоративного подарка

Какие подарки получают россияне от своих работодателей на Новый год и что они хотели бы на самом деле?