Константин Гришанов: Кризис и рынок фитнеса глазами стороннего наблюдателя

Константин Гришанов

Конец здорового оптимизма?

Последние несколько лет публикации о рынке фитнеса пестрели словами «рост опережающими темпами», «здоровый потенциал». Исследовательские компании подливали масла в огонь своими отчетами, заражая новых участников принять участие в гонке за прибылью в этой перспективной отрасли: «годовой прирост рынка 30% - 50%», «рынок далек от насыщения по сравнению со странами Западной Европы и США». Однако, все почему-то умалчивали об уровне благосостояния населения в этих странах и об основных причинах роста Российского рынка – высоком уровне цен на нефть и дешевого кредитования проектов из-за границы. Количество вовлеченных в фитнес потребителей увеличивалось куда более скромными темпами, чем объем расходов населения на фитнес, который возрастал за счет увеличения цен и впаривания не нужных, по большому счету, разнообразных дополнительных услуг, позволяя выделиться из общей массы отдельным категориям VIP-клиентов. Надо отдать должное владельцам фитнес-клубов, цены росли не только из-за их желания быстрее отбить инвестиции, но и из-за аппетитов арендодателей, раздувающих арендные ставки. Но, полные оптимизма, владельцы клубов шли на грабительские условия. А что еще им оставалось делать? В конце концов вся расходная часть все равно ложится на плечи клиентов. А доходы клиентов растут, деньги нужно куда-то тратить, заплатить за клубную карту 50 – 70 тыс. рублей в год не вызывает затруднений. До поры, до времени. И похоже это время пришло…

По некоторым признакам, рынок фитнеса уже начинает лихорадить. К ним можно отнести появившиеся успокоительно-оптимистичные заявления крупных игроков. Они напоминают больного, охваченного ознобом, который пытается убедить себя в том, что ему просто холодно, что он придет домой, выпьет горячего чая, согреется, и все пройдет. Так, в «Секрете фирмы» (№40 от 13.10.08) руководитель отдела маркетинга и рекламы World Class и 'Физкульт' Марина Васильцова утверждала, что никаких негативных последствий пока нет, аргументируя это превышением августовского плана продаж на 26%. По данным газеты Коммерсант (№193 от 23.10.08), Анастасия Юсина разослала пресс-релиз, в котором говорится: «Биржевой кризис – это долгожданная возможность для фитнес-индустрии расставить многие аспекты по своим местам… В кризис еще меньше, чем обычно, нужны больные и неуспешные сотрудники. В кризис необходимо и быть, и казаться. Быть здоровым, а казаться красивым... И если от походов в ресторан можно отказаться, то от фитнес-тренировок — никогда». На сайте infit.ru, днем позже (24.10.08), появилась статья с заголовком «Фитнес пока держится стойко», в которой рассказывается о прошлых успехах фитнес-индустрии и, с оптимизмом заглядывая в будущее, утверждается, что до 2010 года темп роста рынка не снизится ниже 20%. Все эти статьи объединяет оперирование докризисными данными, на основании которых делается прогноз дальнейшего развития событий.

Реалии же таковы, что сокращение штата сотрудников во многих компаниях и падение доходов тех, кого не уволили, очень плохо отразятся на фитнес-индустрии. А тот факт, что большая часть оборота приходится на клубы бизнес- и премиального сегментов только усугубляет ситуацию. Действительно, если верить тому, что на клубы этих сегментов приходится до 65%-70% объема рынка, а структура выручки такова, что 50%-60% приходится на продажу клубных карт и 40%-50% на дополнительные услуги, то падение может оказаться очень глубоким. Оно будет складываться из следующих основных факторов:

  • Снижение общего количества занимающихся фитнесом (10% - 15%)
  • Перетекание клиентуры в клубы с более дешевыми услугами, и, как следствие, изменение структуры рынка по ценовым сегментами и падение средней цены на услуги (10% - 15%)
  • Падение продаж дополнительных услуг (20% - 30%)

Таким образом, глубина падения рынка может составить до 40%. Конкуренция за клиентов, если ее и не было(как утверждалось), то возникнет; если была – усилится. Положительным моментом во всех этих мрачных прогнозах может быть, пожалуй, перспектива снижения арендных ставок, которая в какой-то степени сгладит последствия кризиса для операторов.

Как действовать в условиях кризиса владельцам фитнес-клубов? Ответ на этот вопрос лучше всего, знают те, кто уже был в этом бизнесе в 1998 году. Повторение книжных истин вроде «снижения издержек», «повышения эффективности бизнеса» вряд ли кому-то сильно помогут. Хочется отметить, что операторам фитнес-клубов сейчас важно объединиться в глобальной борьбе за кошельки потребителей. Для того, чтобы потребитель «отказался от ресторанов» в пользу фитнеса, нужно приложить некоторые усилия, и делать это нужно сообща. В этом смысле пресс-релиз Анастасии Юсиной является хорошим заделом и ориентацией, куда следует направить совместные усилия всех участников рынка. Фитнес спасет мощная пропаганда здорового образа жизни. Появление слоганов вроде «Ударим по кризису новыми рекордами», «Я выбираю здоровье» и т.п. могут оказать превентивно-оздоравливающий эффект для всей отрасли. От согласованных действий в выигрыше окажется каждый.

Тем не менее, при жестком сценарии развития событий возможен серьезный перераздел рынка. Выжить смогут только крупные игроки, не зависящие от кредитов и профессионалы своего дела, которые вовремя и правильно среагируют на происходящие перемены. Прокатится огромная волна слияний, поглощений, банкротств, смен собственников. И если будущее «старых добрых» крупных сетевых операторов, таких как World Class, Планета фитнес, клубы под управлением Страта Партнерс не вызывает сомнений, то очень интересной будет судьба новоиспеченных сетей фитнес-клубов от девелоперов.

Действительно, на волне строительного бума многие крупные девелоперы стали создавать каждый свою сеть фитнес-клубов: «Миан» - «ТерраСпорт», «Крост» - «Else-Club», «Mirax» - «Sky-club», «Донстрой» - «Донспорт»,– размещая клубы как часть инфраструктурных объектов в возводимых жилых комплексах. Их инвестиции в фитнес-клубы отбивались, по сути, уже на этапе продажи квартир, являясь дополнительной ценностью для будущих покупателей и существенной добавленной стоимостью для продавцов. Не станут ли теперь эти непрофильные активы компаний тем балластом, который поспешат сбросить, чтобы остаться на плаву в бушующем океане кризиса? Кто сможет поглотить эти активы? Решатся ли Alfa Capital Partners и RFG на эти инвестиции в сложившейся ситуации? Или это будут Страта Партнерс и ее бельгийский партнер GIMV? А может быть это будет еще неизвестная никому компания, владельцы которой благополучно зафиксировали прибыль до кризиса и, имея деньги, ждут благоприятного момента для инвестиций?

Еще один большой вопрос – судьба не запущенных до кризиса проектов и планов экспансии фитнес-клубов в регионы. Вероятно, большая часть их, в зависимости от стадии реализации, будет заморожена и отложена до лучших времен. Возможно, на рынке недвижимости в скором времени появится множество предложений о продаже недостроенных объектов спортивного назначения, и цены на них заметно упадут.

Словом, нас всех ждет еще очень много интересного, из-за темных туч угроз всегда пробивается лучик возможностей.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.