Дмитрий Македонский: Вред или польза — тайм-менеджмент или организация времени?

Дмитрий Македонский

Еще совсем недавно мы бездумно прививали западные социальные технологии на российскую действительность — демократию американского образца, жизненные установки и приоритеты («Улыбнись шире, и Бог не забудет тебя»). Однако, как и следовало ожидать, ничего хорошего из такой прививки не получилось. Разные социальные и культурно-исторические условия, другой менталитет…

Не избежал такого неправильного начала и тайм-менеджмент.

В западной традиции основой эффективного управления своим временем является жесткий хронометраж и столь же жесткая схема планирования. Не выполнил — провалился, не вписался — проиграл… короче, неудачник.

Нетрудно представить себе самочувствие российского молодого менеджера, решившего построить свою жизнь «правильно» — по западной схеме. Дел миллион, деловой ежедневник заполнен таблицами с выверенными по минутам списками, но… тут не подвезли, там опоздали, здесь начальство весь план поломало — подкинули дел со сроком исполнения «вчера»… А ночью — составление нового выверенного списка, который ждет та же судьба. И нет времени ни на что — ни на семью, ни на самообразование, ни на поиск решений. И никакая улыбка не поможет, все кончается приступом депрессии («я неспособен») и новой гонкой на следующий день. Планирование из эффективного инструмента превращается в лишний источник головной боли и потери драгоценного времени. Реальная производительность труда не выросла, а вот забот прибавилось.

Ситуация часто усугубляется еще и тем, что западный «административный гений» поставляет программы и устройства для планирования и учета времени — MS Project, MS Outlook, MS Exel и прочие. В результате требуется немалое время (а то и курсы) только для овладения этими программами, эффективность которых — при бездумном использовании — остается под вопросом.

Сегодня, к счастью, ситуация в корне поменялась. Новое поколение прогрессивных российских тайм-менеджеров использует решения либо рожденные «на родной почве», либо адаптированные, либо оправдавшие себя в наших условиях. Однако самое главное — это то, что эти решения используются на совсем другой основе, чем западные.

Корень изменений — принципиально другое понимание планируемых процессов. Традиционный инструментарий тайм-менеджмента прекрасно приспособлен для управления прогнозируемыми нагрузками и рисками. Но ведь у нас более часты ситуации, когда нагрузки непрогнозируемы в принципе. Аврал, неожиданное срочное дело, служебная командировка, ушел ключевой сотрудник — да мало ли дестабилизирующих факторов на голову управленца-менеджера?

Именно на решении таких задач и специализируется школа отечественного тайм-менеджмента, взявшая лучшее из делового западного опыта и прочно срастившая его с российскими условиями.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Коммерческий директор, Беларусь

От управления временем вижу только пользу. Правда великое множество программ и учителей в этом вопросе совсем, на мой взгляд, запутывает. Нет разницы, западный подход здесь или наш, восточно-славянский. Есть просто время, которое скоротечно слишком и слишком дорого.

Виктор Шишкин Виктор Шишкин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Я думал, что такая примитивная реклама уже не используется((((А вот это позабавило - 'Новое поколение прогрессивных российских тайм-менеджеров использует решения либо рожденные «на родной почве», либо адаптированные, либо оправдавшие себя в наших условиях. Однако самое главное — это то, что эти решения используются на совсем другой основе, чем западные.' - адаптированные Outlook - это что? Переведенный на русский язык?

Нач. отдела, зам. руководителя, Тула

Лично мне хронометраж помогает, это довольно эффективный инструмент.Не поделится ли автор статьи теми самыми 'решениями, рожденными на родной почве»?

Глава филиала, регион. директор, Омск

Хронометраж — штука хорошая, но не всем она подходит. Правда с автором статьи я все же не соглашусь и вот почему:Современный тайм-менеджмент давно уже не ограничивается хронометражом и списками дел с приоритетами. И даже в этом, классическом тайм-менеджменте никогда не рекомендовалось планировать более 60% своего времени (видимо на западе тоже бывают задания от руководства со сроком исполнения 'вчера').И уж совсем некорректно говорить, про то что мы 'иные', у нас другая ситуация и т.д. Мы — такие же как и все остальные люди, и мы можем вполне эффективно применять те же инструменты для повышения эффективности, которые применяют во всем мире. Только инструменты нужно применять современные и с умом.И да, под инструментом я сейчас имею ввиду даже не компьютерную программу или специальный ежедневник, я имею ввиду систему организации своего времени.В качестве примера рекомендую почитать Аллена 'Как привести дела в порядок' (Getting things done) или Стивена Кови '7 навыков высокоэффективных людей'. И тогда Вы поймете, что никакого специального восточнославянского тайм-менеджмента нам не нужно. Достаточно адаптировать под себя существующие системы.

Профессор, Москва
Поддерживаю Виталия.Про себя могу сказать, что тайм-менеджмент на достаточно высоком уровне. И во многом успех (последние 1-2 месяца это слово запретно-кризис:)) в бизнесе происходит благодаря тайм-менеджметну, дисциплине. Виталий точно подметил
korolevomsk@me.com пишет:систему организации своего времени
. Именно система и именно дисциплина. И всегда найдется время для развития и творчества.Кстати, также некомфортно наблюдать, что под тайм-менеджметом имеют ввиду ведение ежедневников, OUTLOOK - пусть даже и с синхронизацией с КПК. И это 'провозглашается' на различных тренингах, посвященных этой теме.Образу жизни невозможно научить ни на каких тренингах. Вот дать инструменты тайм-менеджмента, да, возможно.
Финансовый директор, Беларусь

а тайм-менеджмент Архангельского?вообще до 'тайм менеджмента' себя :-) пришлось дойти когда задач было часов на 24 в обычный рабочий день, когда не хватало не просто листика в ежедневники, а еще не хватало и пару листиков формата А4 и заклеенного экрана монитора бумажками и периодически звонящего Outlookа напоминаниями...а еще календаря в телефоне. Поняла так:1. выгнать всех, отключить все телефоны, аси, скайпы и т.п., закрыть дверь 2. собрать все что есть в ежедневнике, outlooke, телефоне, листиках...занести в екселевский файл с колонками приоритетов, сроков (если строгие) и примечаний3. делегировать все что можно делигировать (пишем фамилию кому радость)4. все что ждет по срокам, переносим в конец со сроком например через 2-3 недели и это время не вспоминаем5. остальное расписываем на на ближайшие дни, учитывая сроки и приоритеты.только после уже сформированного плана, можно начать мерять себя что бы найти поглотителей времени (если они есть), иногда достаточно болтливого начальника соседнего отдела лишить уощением кофе или занять чем другим и выйграть час времени :-)установить может время и дни приема (обсуждений) какие то вопросовне срочную почту и прочие сообщения читать например с 17 до 18установить час тишины для 'умственно сосредоточенных' дели т.п.Архангельский настоятельно советует не бросаться в бой за переделку своего дня сразу, а рекомендует в первую очередь замерить себя как можно подробнее, что то вроде блокнота и туда писать от 10 минут занятия (комп может быть не всегда под рукой)

Профессор, Москва

[b]Наталья Агеенко,[/b] При всем уважении лично к Глебу, тайм-менеджмент - инструменты. Книги 'Тайм-драйв', 'Формула времени' (прочитаны с удовольствем!) - отличные вещи, но для большинства людей они будут, при прочих равных или нет, всего лишь книгами, о которых забывают и что-то остается в сухом остатке. А каждый день надо заниматься делами, планировать вперед. Инструменты тайм-менеджмента, будь они трижды эффективны, работают 'свой срок', а потом наступают будни. Инструменты забываются, появляются новые книги, новые течения учения тренинги. И весь вопрос - не как применять тайм-менеджмент, а как жить 'в этом'.Как с изучением иностранного языка:'Вам учить или говорить'?Наталья, спасибо, что напомнили о весьма конкретных вещах в тайм-менеджменте! Освежили в памяти.

Консультант, Московская область

На мой взгяд - тайм-менеджмент это действительно инструменты по организации себя и других, до тех пор пока не начнешь заниматься постановкой целей. А вот когда начнешь ставить Цели жизни, то тогда тайм-менеджмент из набора инструментов превращается во что-то б[I]о[/I]льшее. А для некоторых ( в том числе и упомянутых выше :) ) и Смыслом жизни.А если конкретно по статье, то для разных людей походят разные инструменты. Так для рационалов (классификация из Соционики) больше подходит жесткое планирование , а для иррационалов - планирование окнами, или вообще вопрос Лакейна, который рекомендовал регулярно, особенно после завершения очередного действия, задавать себе вопрос: 'Как сейчас можно потратить время с наибольшей пользой?'И мне смешно, когда я читаю о том, как иррационалы пытаются привить свои способы организации времени рационалам.

Виктор Шишкин Виктор Шишкин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Я думал, что такая примитивная реклама уже не используется((((
А вот это позабавило - ''Новое поколение прогрессивных российских тайм-менеджеров использует решения либо рожденные «на родной почве», либо адаптированные, либо оправдавшие себя в наших условиях. Однако самое главное — это то, что эти решения используются на совсем другой основе, чем западные.'' - адаптированные Outlook - это что? Переведенный на русский язык?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.