Виктория Юровская: Репутация руководителя как товар премиум-класса

Виктория Юровская

Посвящается П. С. В. как человеку, вдохновившему на размышления
и признание ценностей, которые не стыдно защищать с оружием в руках.

Неизвестно, подлинная это история или нет, но однажды влиятельная/известная организация объявила открытый конкурс на совместное участие в исследовательском проекте и отправила запросы по фирмам, которые были желательными в виде партнеров, рассчитывая получить от них коммерческие предложения. А в ответ получили, наверное, самый короткий в истории документ такого рода, оказавшийся успешным: «Мы это сделаем» и подпись директора.

Достойный пример работающей и зарабатывающей репутации. А если это такой действенный механизм, то интересен процесс его обретения. Конечно, в истории и литературе масса примеров того, как целые поколения обеспечивали и поддерживали свою репутацию, честь семьи, титула, фамилии, не признавая возможности обретения такого капитала в режиме рождественского подарка. Как в свое время сказал О. Уайльд: «хорошие манеры и большие деньги уживаются в одном поколении только тогда, когда получены в виде наследства». В современном бизнесе деньги на образование внуков при отсутствии детей, заработанные на одной сделке, уже не являются моветоном, хотя власть династий еще никто не отменял.

Репутация продается. И покупается. На уровне государства, предприятия, отдельной личности. Покупка г-ном Абрамовичем футбольного клуба «Челси» спасает репутацию государства (но не отечественного футбола) в мировом бизнес сообществе после «печальной повести на свете» о Ходорковском, Юкосе и нефти… Американская компания «Бунге» приобретает право собственности на товарную марку «Идеал» у Бразилии, а вместе с ней и усиление своей репутации как крупнейшей компании по производству масла, а также расширение ассортимента в сторону premium–класса. Компания «Евросеть» не останавливается на обретении статуса самой обширной сети по продаже телефонов и сопутствующих товаров и «поглощает» компанию «СССР» переводя бизнес и репутацию на новый акульно-зубастый уровень. Воронежская организация «Группа компаний Графская слобода» получает права на производство водки «Довгань» и культивирует амбиции выхода на национальный рынок уже собственной продукции.

Покупка специалистов также является репутационным менеджментом. Желание организации завоевать новые вершины в кратчайшие сроки или в острой конкурентной борьбе часто приводит к необходимости приглашения (покупки) профессионала экстра-класса, стоящего бюджета маленькой страны. Конечно, деловая репутация это всегда эквивалент авторитета и денег. И поэтому за приглашением конкретного человека всегда стоит желание реализовать планы, которые могут быть описаны финансовыми показателями.

Хорошим приобретением для формирования определенной репутации является образование либо полученное в виде знаний и временных затрат, либо в виде диплома/сертификата и материальных вложений. Понятно, что когда человек сообщает о своем образовании (научной степени, предыдущих местах работы, проведенных проектов и т. д., он управляет процессом становления своего образа в глазах окружающих: у работодателя при устройстве на работу; у финансиста при обсуждении вопросов инвестирования; у народа в борьбе за голоса на выборах; у любимого человека в попытке отстоять свое право распоряжаться семейным бюджетом.

Похожим образом человек воздействует на окружающих, демонстрируя уровень своей жизни через материальные атрибуты. Это, кстати, самая понятная и отработанная схема личного PR. Здесь, самое главное, оперировать привычными для окружения категориями. Большинство, с завидным постоянством, описанным академиком Павловым, реагируют на простые и дорогостоящие сигналы в виде машины, дома/квартиры, колоды пластиковых и клубных карт, часов-неделька и гардероба размером с малосемейку. Сервис менее заметен. Почти никто не знает и мало кого интересует, услугами, каких фирм вы пользуетесь, за исключением некоторых видов «престижного сервиса», такого как загородные и спортивные клубы, модные курорты и дорогие рестораны. Ваш выбор бухгалтерской фирмы, дантиста, страховой компании или косметолога незаметен для окружающих, неизвестен им и редко их интересует, если, конечно, они не находятся в активном поиске, а вы не получаете проценты за рекламу. Трудно выставить эти взаимоотношения на обозрение, как дорогой престижный автомобиль припаркованный около дома, или суперсовременное оснащение в офисе. Однако, хорошо известно, что влияние на репутацию незаметных глазу мелочей может быть огромным, а мнение решающим.

Имиджмейкеры и коучи понимают, о чем идет речь. Здесь и знание элементарного этикета, чистота речи, легкость в обсуждении тем, далеких от непосредственной деятельности, умение поддерживать баланс компетентности и немногословности и многие другие таланты, создающие из простого человека героя глянцевого журнала.

Когда покупается и продается репутация – обе стороны выигрывают. Покупающая сторона реально увеличивают свою репутацию на сумму покупаемого бренда, продающая сторона получает подтверждение как в материальном эквиваленте (увеличение рыночной стоимости), так и в нематериальном (власть, значимость).

Когда речь заходит о большом бизнесе и о больших деньгах, тема репутации становится еще более актуальной. А для политика и руководителя – это вообще товар первой необходимости. Репутация – товар недешевый! Вечная слава консультантам–специалистам, работающим в сфере товаров ежедневного потребления премиум-класса – задача непростая, часто интересная, иногда хорошо оплачиваемая.

Давайте проведем аналогии между «репутацией руководителя» и  «товаром premium – класса ».

Необходимые составляющие товара premium – класса Необходимые составляющие репутации руководителя
Высокое качество Образование и результаты деятельности
(стоимость диплома на стене, сколько
строчек я занимаю в справочнике «Кто есть
кто в современном бизнесе»)
Высокая цена Стоимость компании или должности
(деньги, власть, привилегии)
Упаковка и место продажи Уровень жизни (быт, отдых, здоровье,
хобби, внешний вид).
Процесс продажи Коммуникации и связи (как, с кем и для
чего общаюсь, сколько людей между мной
и президентом).
Сильный мотив Легенда (то, что обо мне знают,
придумывают и почему хотят
сфотографироваться).

Так как репутация – слово респектабельное, то и ее покупку давайте, заменим на социально более привлекательное – «приобретение», «зарабатывание».

Несколько слов о процессе приобретения репутации руководителя. Рассмотрим ситуацию в контексте, когда был просто человек-специалист, решил стать специалист-руководитель. Притом, что репутация обладает характеристикой каменной устойчивости, не в смысле надгробья с эпитафией, а в смысле постоянства и сложности в изменении форм, самой удачной аллегорией приобретения репутации является надувание воздушного шарика. И да простят меня потомки великих фамилий.

Этап 1. Точка отсчета. Не бывает репутации младенца. Любой руководитель, даже авторской компании в начале своей деятельности обладает набором из предыдущего опыта, начального образования, и социальных контактов. (Шарик пуст, но обладает формой, ведь не на пустом месте возникла та или иная идея).

Этап 2. Репутация хорошего старта. Первые результаты деятельности. Узнаваемость в узких кругах (чаще всего родственников, друзей, коллег), новые знания и навыки, появление команды (не бывает руководителя без подчиненных, хотя есть примеры, когда в организациях работают только руководители). (Первый выдох, если бизнес новый, пойдет тяжело, оставляя тревожное ощущение и неприятный привкус во рту. Самому радоваться еще рано, другим нечему, только тому, что шарик не дырявый).

Этап 3. Репутация стабильности. Расширение деятельности. Реклама, социальные акции, контакты с влиятельными людьми в различных сферах, увеличение числа сотрудников, получение образования в других формах (дистанционное, специализированное). (Второй выдох, результат становится заметен, а группа желающих поддержать словом, советом, что давно надо было бросить курить (набрать другую команду, поменять офис, взять кредит…) больше).

Этап 4. Репутация престижа. Получение обратной связи извне на атрибуты нового положения, уровня развития. Новый офис, техника, элементы личного материального благополучия. (Третий выдох и поиск достойной ниточки-бантика, чтобы ни у кого не возникало сомнений в достойном результате (спонсорская поддержка, фирменный стиль…).

Этап 5. Репутация руководителя-полководца. Переход на новый качественный уровень развития организации. Борьба с конкурентами (атмосферным давлением), работа на стратегию (куда деть, чтобы не лопнул), привлечение инвесторов, создание корпоративной концепции. (Четвертый выдох, тонкие/уязвимые стенки).

Этап 6. Репутация имени. Можно привлекать руководителей пятого этапа, и искать новые направления деятельности.

Определить затраты времени по каждому этапу довольно сложно, т.к. многое зависит от индивидуальных особенностей руководителя, стартового капитала и уровня развития среды. С полной уверенностью можно говорить о последовательности движения, нарушая которую, руководитель возвращается на один шаг назад. Наверное, для многих этот материал стал более интересным, если бы изучал такое явление как власть. А может быть, бизнес, в самом деле, меняется…

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.