Второй бизнес: обуза или выгодное приобретение? Лучшая статья недели (28.06-04.07)

Алексей Москвич

История предпринимательства в новой России насчитывает немногим более 15 лет. За этот сравнительно короткий срок в нашей стране сложилась и окрепла прослойка успешных предпринимателей, и не только в крупном бизнесе. Закаленные в борьбе за выживание в условиях несовершенного законодательства, административных барьеров, недобросовестной конкуренции, многие представители малого и среднего бизнеса в настоящее время владеют успешными предприятиями, приносящими стабильный доход.

Стратегически мыслящий предприниматель, не имеющий доступа к «длинным» деньгам, всегда стремится инвестировать большую часть прибыли в расширение бизнеса: закупку нового оборудования, выведение на рынок новых продуктов, пополнение оборотных средств. Однако в жизненном цикле любого предприятия наступает момент, когда дальнейшие инвестиции не способствуют росту продаж. Это может быть, когда спрос на вашу продукцию (услугу) удовлетворен, а бизнес исчерпал резервы снижения издержек и уменьшения себестоимости продукции. Перед предпринимателем встает вопрос об эффективном использовании денежного потока, генерируемого бизнесом.

Первый совет, который может дать простой обыватель такому предпринимателю, – вложить свободные средства в улучшение жилищных условий, вложиться в паевой фонд или в акции, драгоценности, антиквариат. Однако, когда речь идет об успешных и стратегически мыслящих людях, уже удовлетворивших свои потребности, касающиеся образа жизни, и не собирающихся становиться пассивными инвесторами, такие советы кажутся дилетантскими. Для таких предпринимателей существует несколько возможностей вложения средств для реализации амбициозных планов.

1. Поглощение конкурента. Такой способ укрупнения подходит только лидерам в своем сегменте, пусть и на региональном уровне. Варианты недружественных, рейдерских способов захвата чужого бизнеса не рассматриваются и, тем более, не рекомендуются. Если вести речь о справедливой, добровольной сделке, то здесь существуют определенные ограничения. С одной стороны, круг конкурентов обычно ограничен, и лишь случайно может оказаться, что подходящий объект выставлен на продажу и может быть найден по объявлениям о продаже бизнесов во всех доступных источниках. С другой стороны, если действовать более настойчиво и просто обратиться к владельцам приглянувшегося объекта, до этого и не думавших о его продаже, можно получить в ответ неадекватную реакцию в виде «глухой» обороны» или завышенной в разы цены. Даже купив конкурента и встроив его в свои бизнес-процессы, предприниматель рискует через какое-то время оказаться перед проблемой достижения «потолка».

2. Покупка компании из смежной отрасли. Довольно распространенный способ вдохнуть в свой бизнес новую жизнь. Например, торговые сети покупают логистические компании. Для крупного производителя актуальна покупка отдельных магазинов для организации фирменной торговли, а для крупных оптовиков – розничной сети. В настоящее время издательства скупают региональные книжные сети или типографии.

3. Создание нового бизнеса с «0». Такой вариант вполне возможен, но только в том случае, если предприниматель планирует выход в новый сегмент рынка с уникальным продуктом, не имеющим аналогов. При грамотном маркетинговом подходе, оценке всех рисков, наличии команды профессионалов и бизнес-плана можно рассчитывать на успех в среднесрочной перспективе. Но нужно учесть, что до 75% таких проектов обычно оказываются либо неудачными из-за маркетинговых просчетов, неумелых действий команды, изменений рыночной среды, нехватки финансирования, либо выходят на прибыльность гораздо позже запланированного срока.

4. Диверсификация вложений. Покупка бизнеса, абсолютно отличного от уже имеющегося, может оказаться самым удачным вариантом для представителей малого и среднего бизнеса. В данном случае предприниматель имеет возможность выбирать из множества имеющихся на рынке купли-продажи бизнеса предложений и воспользоваться услугами профессионального консультанта (бизнес-брокера) для минимизации рисков, связанных с покупкой действующего предприятия. За последние 6 лет в России начали складываться цивилизованные отношения на рынке купли-продажи действующих предприятий. У покупателей появилась возможность застраховаться от покупки «кота в мешке», а опытный консультант поможет обеспечить чистоту сделки. Поскольку бизнес-брокеры, предлагающие готовые объекты, получают комиссию от продавца, то в серьезных бизнес-брокерских компаниях с покупателей денег не берут.

Итак, если вы решили инвестировать средства в покупку нового для вас бизнеса, то приступайте к поиску объекта только после того, как оцените свои финансовые и управленческие ресурсы, а также наметите, что именно вам подходит: производство, торговля, общепит, услуги, строительство, связь или что-нибудь другое. Постарайтесь избежать распространенных ошибок, о которых будет сказано ниже.

Последовательность действий по поиску объекта инвестирования можно представить следующим образом.

1. Тщательно оцените свои финансовые возможности. Покупка второй компании никоим образом не должна сказаться на эффективности работы первого бизнеса. Имейте в виду, что для сохранения жизнеспособности купленного объекта в большинстве случаев необходимы дополнительные вложения сверх суммы, уплаченной продавцу. Для укрепления лояльности персонала неплохо бы хоть немного повысить зарплату, а также пополнить склад и оборотные средства, «оптимизированные» бывшим владельцем перед продажей. Особенно осторожно стоит относиться к покупке бизнеса на заемные средства и не рисковать чужими деньгами. Бывают случаи, когда прибыльный бизнес покупается на заемные средства для того, чтобы изымать доход для покрытия убытков первого бизнеса. Такие действия – прямой путь к банкротству обеих компаний!

2. Определитесь с желаемой отраслью (сферой деятельности). Подход, выраженный словами «любой, лишь бы прибыльный», вполне оправдан в том случае, если у вас есть управленец или команда, способная «потянуть» любой бизнес. В противном случае выбирайте то, в чем сами разбираетесь, или объекты, не требующие специальных знаний и навыков (хотя таких почти не бывает). Существует распространенное мнение, что для диверсификации вложений очень выгодно купить ресторан для себя или салон красоты для жены. Это мнение глубоко ошибочно, потому что ресторанный бизнес очень тяжелый и специфический и добиться успеха, управляя им как вторым бизнесом, практически невозможно. Салон красоты редко когда бывает прибыльным, и экономического смысла в такой покупке мало. Предпочтительнее вкладываться в компании, работающие на растущих рынках, выпускающие новую продукцию, обладающие явными конкурентными преимуществами и нематериальными активами в виде доброго имени, патентов, ноу-хау и т. п. Опыт показывает, что даже в высококонкурентных и не отличающихся приличными темпами роста отраслях имеются свои лидеры, интересные для покупки.

3. Решите вопрос о том, как новый объект будет управляться, заранее, а не по ходу дела. Оставить вновь приобретенный бизнес на откуп старому менеджменту - не самый лучший вариант. Вы можете обязать (а консультант поможет в этом) старого владельца в течение 3-4 месяцев после покупки помогать вам в ведении дел, а затем как минимум полгода занимайтесь объектом лично, вникайте во все, прежде чем передать объект в управление наемному менеджеру. Если у вас имеется специалист, которому вы доверите управление бизнесом, то пусть он активно участвует вместе с вами в осмотре приглянувшегося объекта, принятии решения о покупке, а в процессе передачи бизнеса разработает вместе со старой командой среднесрочный план развития.

Напоследок совет тем, кто устал от рутинной работы и хочет чего-нибудь «для души». Покупка второго бизнеса – прекрасная возможность наконец-то реализовать свои способности и таланты. Если вы по профессии и по призванию художник или дизайнер, а вынуждены заниматься рутинным торговым бизнесом, купите себе архитектурное бюро, салон свадебной моды или компанию по строительству выставочных стендов. Для непризнанных гениев конструкторского дела отлично подойдет мебельный цех, производящий оборудование для дорогих магазинов одежды.

О том, как оценить покупаемый бизнес, что нужно сделать для минимизации рисков, как сохранить жизнеспособность бизнеса после его покупки, – в следующих публикациях.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие. 

Владелец «Л’Этуаль» полностью выкупил сеть магазинов косметики «Подружка»

В России работает 287 магазинов сети «Подружка».

Стать предпринимателем пробовал каждый третий в мире

Доля заинтересованных в развитии своего бизнеса выше в странах Латинской Америки и в Индии, ниже — в Японии, Нидерландах, Бельгии, Швеции.