Made in Italy: особенности ведения бизнеса с итальянскими партнерами

Согласно опросам, бренд Made in Italy, который занимает третье место в мировом рейтинге по узнаваемости, уступая место лишь Coca-cola и Visa, ассоциируется с такими ценностями, как красота, роскошь, креативность, культура, качество.

Не секрет, что продукты Made in Italy считаются одними из самых востребованных и качественных в мире, а итальянские производители занимают передовые позиции в таких сферах деятельности, как мода, дизайн, машиностроение и пищевая промышленность. Фактически экономика Италии строится на этих отраслях, так называемых четырех «A»: легкая промышленность, мода (Abbigliamento), машиностроение (Automobili), дизайн интерьеров (Arredamento) и пищевая промышленность (Agroalimentare).

Маркировка Made in Italy является гарантом высокого качества продуктов, производство которых контролируется на национальном уровне специализированными ассоциациями, а также посредством патентов и сертификатов происхождения, таких как DOC (марка контролируемого происхождения Denominazione di Origine Controllata) и DOP (марка защищенного происхождения Denominazione di Origine Protetta).

По статистике ISTAT ключевым фактором выбора итальянских производителей из ряда мировых конкурентов является высокое качество и надежность, за которым следует необычный дизайн и креативность, благодаря чему продукты, сделанные в Италии, занимают особое место на международной арене. Интересный факт, но помимо качества и дизайна, одним из факторов, влияющих на позитивное восприятие итальянских продуктов, является «итальянский стиль жизни». Таким образом, приобретая продукт или услугу, покупатель приобщается к культуре и жизнерадостному менталитету этой страны.

Три национальные особенности итальянского бизнеса

Зачастую российские предприниматели сталкиваются с определенными сложностями в сотрудничестве с итальянскими партнерами, поняв национальную основу которых, ведение совместного бизнеса упрощается и становится более комфортным и рациональным.

Сотрудничая с итальянскими партнерами и производителями важно изучать их национальный характер, образ мышления, культурно-исторические и социальные особенности, которые непосредственно влияют на ведение бизнеса в Италии.

1. Основа экономики Италии – малый семейный бизнес

Прежде всего необходимо понимать, что более 95% компаний – это малый семейный бизнес, из которых три четверти – микрокомпании, в штате которых находится до 10 сотрудников. И только оставшиеся менее 5% составляют средний и крупный бизнес. Именно поэтому при сотрудничестве, скорее всего, владелец бизнеса сам же непосредственно участвует в производстве, многие сотрудники выполняют несколько функций одновременно. Не удивляйтесь, если вопросы о поставках, документации, упаковки и продажах будет решать один человек.  Отсюда первая проблема, с которой порой сталкиваются российские предприниматели – долгое ожидание ответа на электронные письма. Понимая эту особенность, предприниматель может легко выйти из ситуации, позвонив по телефону и продублировав уже отправленное письмо. Большинство итальянских компаний было основано в послевоенное время, на сегодняшний день семейным бизнесом руководит второе и третье поколение, которое свободно говорит по-английски, второй по распространенности изучаемый язык – французский.

При первом контакте с компанией лучше всего обратиться за официальным представлением в Торгово-промышленную палату или представительство по экономическому развитию при Посольстве. Итальянцы часто игнорируют стандартные письма с предложением о сотрудничестве от незнакомых компаний и, напротив, охотно идут на контакт по деловым рекомендациям.

2. Важность small talk и формального обращения

Итальянцы очень открытая нация, они ценят личные контакты, в том числе и в бизнесе, что является второй яркой особенностью национального менталитета. Не стоит игнорировать приглашения на мероприятия, совместные обеды и визиты, очень приветствуются такие знаки внимания, как поздравления с профессиональными достижениями, юбилеями и праздниками. Ввиду того, что итальянцы по своей натуре разговорчивы и приветливы, самый простой способ заслужить их расположение – быть в курсе основных политических и социальных тем, интересоваться футболом и проявлять интерес к их личной жизни.

По сравнению с англичанами, которые вопросы о семье сочтут моветоном, итальянцы очень активно вовлекутся в рассказы о личной жизни, семье, детях и домашних питомцах. При обращении итальянцы предпочитают демонстрировать свой социальный статус и с уважением относятся к равным себе по статусу партнерам. Зачастую вместо стандартного обращения «синьор/синьора»  можно услышать обращение, которое раскрывает род деятельности или образование человека: Avv. (адвокат), Dott. (доктор, обращение, в том числе, для обозначения ученой степени), Ing. (инженер).

3. Семейный бизнес и традиции

Италия – католическая традиционная страна, бизнес передается из поколения в поколение, а в управлении компании зачастую участвует вся семья. И хотя большинство предпринимателей работает допоздна и в выходные дни, в Италии очень важно знать и соблюдать временной этикет. Итальянцы трепетно относятся к выходным, обеденному перерыву и семейным праздникам, как к времени, проведенному с семьей, и по достоинству ценят, когда их российские партнеры не звонят во время обеденного перерыва и не беспокоят по мелочам по воскресеньям.

Если же партнеры или клиенты посещают лично компанию, скорее всего все переговоры будут вестись за совместным обедом. Италия по праву может гордиться своей национальной кухней, известной во всем мире, итальянцы, будучи гостеприимным народом, не упустят шанс продемонстрировать все величие и разнообразие местных блюд. 

В Италии есть особая традиция проводить бизнес переговоры за обедом или ужином, как говорят сами итальянцы, «самые важные сделки заключаются за обеденным столом с бокалом вина». Если партнеров приглашают на ужин домой, это является знаком особого почтения и уважения.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

Ну еще надо знать всякие тонкости.

*Например в сфере легкой промышленности итальянцы в случае когда ты покупаешь минимальное количество материала, например 500 м., обязательно отгрузят 590 м. Хотя тебе и так только нужно 100 м. Обычно 90 м. может быть как отдельный рулон. И ты спрашиваешь, а что машину нельзя было остановить на 495 м. А когда метр материала стоит по 50 Евро то можешь заморозить кругленькие суммы на складе.

**Также получая подтверждение об отгрузке надо еще уточнить в какой день недели. Так как обычно грузовики с терминала уезжают в пятницу и если они отправили груз на терминал в четверг или пятницу (формально выполнили обязательство), но вам груз отправят только на следующую пятницу. А вы надеялись что получите его после выходных. 

***доверяя всегда проверяйте. 

Директор по развитию, Италия
Марат Бисенгалиев пишет:

Примерно так и есть насколько я знаю

 

Спасибо за Ваш комментарий, Марат!

Директор по развитию, Италия
Ярослав Дворак пишет:

Ну еще надо знать всякие тонкости.

*Например в сфере легкой промышленности итальянцы в случае когда ты покупаешь минимальное количество материала, например 500 м., обязательно отгрузят 590 м. Хотя тебе и так только нужно 100 м. Обычно 90 м. может быть как отдельный рулон. И ты спрашиваешь, а что машину нельзя было остановить на 495 м. А когда метр материала стоит по 50 Евро то можешь заморозить кругленькие суммы на складе.

**Также получая подтверждение об отгрузке надо еще уточнить в какой день недели. Так как обычно грузовики с терминала уезжают в пятницу и если они отправили груз на терминал в четверг или пятницу (формально выполнили обязательство), но вам груз отправят только на следующую пятницу. А вы надеялись что получите его после выходных. 

***доверяя всегда проверяйте. 

Здравствуйте, Ярослав. На самом деле причины могут быть две:

1. Вы заказали (я так понимаю, ткань) материал, который уже находился в стоке на фабрике. Обычно, если остается небольшая метратура материала, просят забирать весь "остаток".

2. Разница в 1-3 метра зачастую обысловлена тем, что у каждого материала разное натяжение нитей, машины программируются автоматически, поэтому в итоге небольшая погрешность в производстве всегда есть. 

Советую заранее прояснять все моменты с итальянцами, они всегда готовы пойти навстречу, но важно оговорить мометны.

И да, Вы все верно подметили, по готовности то же самое. 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Интересная и правильная статья. С итальянцами дело не имел, а вот с испанцами имел. По опыту могу сказать,  что всё о чём написано, смело можно и к испанцам применить.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Вообще наличие семнйного менталитета даже и в достаточно больших итальянских фирмах - мне конктретно нравится. Живые люди это во многом лучше роботов

Директор по развитию, Италия
Валерий Андреев пишет:

Интересная и правильная статья. С итальянцами дело не имел, а вот с испанцами имел. По опыту могу сказать,  что всё о чём написано, смело можно и к испанцам применить.

Валерий, Вы правы, южный менталитет в ведении бизнеса характерен и для испанцев! 

Директор по развитию, Италия
Марат Бисенгалиев пишет:

Вообще наличие семнйного менталитета даже и в достаточно больших итальянских фирмах - мне конктретно нравится. Живые люди это во многом лучше роботов

Марат, абсолютно с Вами согласна! Традиции и персональный подход зачастую как раз облегчают сотрудничество. Всегда можно договориться!

Преподаватель, Украина

Согласно опросам, бренд Made in Italy... ассоциируется с такими ценностями, как красота, роскошь, креативность, культура, качество".

Штришек: В Польше распространен стереотип 3Ф: не покупать автомобили Форд - "тяжелые", "Французы" - "сложные", ФИАТ - "легкомысленные".

Генеральный директор, Санкт-Петербург

итальянцы все разные (как и представители других наций).

старайтесь понимать окружающих вас, а не использовать клише...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.