Моисей Харитонов: Из чего вырастают нужные работодателю функциональные компетентности работника?

Моисей Харитонов

С опозданием посмотрел статью Романа Зайцева: Личностные качества настоящего профессионала от 20.06.2011. Весьма содержательное представление практика, пытающегося осмыслить элемент деятельности менеджера. Выражаю несогласие с теми определениями, которые получились у Романа. Мое представление: функциональные компетентности вырабатываются личностными компетентностями и выражают их.

Если абстрагироваться от физического тела, то самая исходная компетентность существа, введенного в жизнь, это его жизнеспособность, системно состоящая из двух компонент: 1. желание жить (категорический императив словами Э. Канта) и 2. способность ориентироваться в подсистеме «Я – среда проживания – возможности для меня». Для человека дела, бизнеса я развиваю эту пару в набор из 4-х компонент: 1. субъектность – переживание/ощущение желания жить = актуализироваться и переживание собственной ответственности за актуализацию; 2. системное ощущение/видение объекта «Я – среда проживания – возможности для меня»; 3. различение в этом системном объекте сущности и форм, за которыми сущность скрывается и через которые проявляется, и фокусирование именно на сущности; 4. имея в виду деятельность не в материальной среде, а в социальной (менеджмент коллективного труда), то системная и по сущности рефлексия себя и других участников отношений. Выражаются эти личностные компетентности через инструменты выражения – функциональные компетентности (осведомленности, умения, навыки), общие и конкретные.

С этих позиций комплекс определений Романа мне представляется поверхностным. И, с другой стороны, эта поверхностность, видимо, преходяща: на уровне доосознания Роман вычувствовал существенные детали и отношения в выявлении компетентности работников, но недоосознал и потому явил относительно «слабые» определения. Но, движение сделано верное и содержательное, положительные и благодарственные отзывы вполне оправданы.

Хочу обсудить, что же такое личностные качества возможного работника с позиции нанимающего менеджера – работодателя или представителя работодателя.

Сначала две терминологические оговорки:

1.компетентность – способность нечто сделать и сделать хорошо с точки зрения заинтересованного наблюдателя. Там, где речь идет о менеджменте,- с точки зрения работодателя или менеджера-представителя работодателя.

2. в Европе («закат Европы»?) принято выявлять и оценивать функциональную компетентность менеджеров (стандарты MCI, потом NVQ и пр.), в США – практикуют и личностную. Второе сложнее, но и умение работать с личностными компетентностями дает существенно бОльшую отдачу. США были и пока остаются сильнее Европы.

Фоновый вывод по статье и дискуссии по ней. В эпоху массового бизнес-образования и почти поголовной МВАзации, наши даже продвинутые менеджеры судят с упрощенной позиции здравого смысла о глубинном ресурсе компетентности исполнителей – о личностной компетентности.

Функциональные проявления, нужные работодателю, рождаются в сфере личностных компетентностей – личностных переживаний. Там, где работают ценности, воля, ориентированность. Проживание личностных компетентностей проявляется вовне и предстает перед работодателем функциональной компетентностью.

Понятие личностной компетентности применимо только к личности, а личность это – целеполагающий субъект.

Работодателю нужны функциональные проявления работника под его, работодателя, задачу. Поскольку функциональные проявления есть проявления внутренних, личностных переживаний-проживаний, то дальновидный работодатель пытается заглянуть в личностный мир кандидата на использование. Более «умные» образовательные среды работают над раскрепощением и развитием личностных компетентностей; менее «умные» - оснащают обучаемых функциональным инструментом: осведомленностью, умением, навыком (ЗУН).

Есть два варианта работодательской потребности:

а) иметь исполнителя – того, кто будет работать не на себя вместе с тобой, а будет работать на тебя; типа – «поимей меня, только хорошо заплати»;
б) иметь партнера, который будет работать на себя и тем самым на нужный тебе результат.

Моя версия критического осмысления части позиций из списка Романа.

1. Любознательность и пытливый ум

Самоактуализация системно включает в себя три компоненты: познание среды проживания, познание себя и актуализация своих внутренних проживаний в среду.

Человеку по п. 1 Списка – ему не свойственно побуждение самоактуализироваться – он не сфокусирован на том, чтобы с/а, а ищет подмены – использования себя, как познающего. Это его личностная слабость и на ней можно играть, побуждая и направляя использование его продуктивных способностей.

Тут две составляющие:

- всеядность, как бегство от сфокусированности на самоактуализацию,
- сфокусированность на частных сущностях. Частные сущности в «истории древних шумеров, резьбе по дереву, научной фантастике, мелодиях губной гармошки и гитары, дрессировке собак и танцевании джиги» не подчинены чему-то определенному главному, что делает человека личностью. Он себя не живет, а тратит красиво, интенсивно. Можно подстроиться к нему и пользовать его.

Сфокусированность на познании среды, на одной из системных компонент самоактуализации, – это инвалидность личности, бегство от познания себя и от труда по самоакутализации. В попытке пользовать (проживать его в своих интересах) такого человека (не личность) можно «подбрасывать» ему проблемный материал и он будет вкалывать.

«разбирается в истории древних шумеров (осведомленность), умеет резать по дереву (умение, может быть доведенное до уровня навыка), увлекается чтением научной фантастики (наращивание осведомленности), играет на губной гармошке и гитаре (умение, навык), умеет дрессировать собак (умение, навык) и танцевать джигу (умение, навык)» - набор знаний-умений-навыков, ЗУН. Это – не «личностные качества», а личные неотторжимые компетентности. В отличие от личных отторжимых, например должностной компетентности, которую могут отобрать.

2. Уверенность в себе

Самоуверенность – порог; приближение к нему уже настораживает. Самоуверенность – это неадекватное ощущение системы «Я-среда проживания-возможности будущего проживания».

Врожденная самоуверенность – органичный дефект личности, дезориентированность в системе «Я-среда проживания-возможности будущего проживания».

Воспитанная самоуверенность – дефект опыта проживания. Устойчивая самоуверенность – сочетание обеих дефектов; опыт ограничивает сферу переживания самоуверенности. В обоих случаях это – бегство от себя, от своей субъектности.

Уверенность в себе, далекая от самоуверенности – это адекватное ощущение/осознание системы «Я-среда проживания-возможности будущего проживания». Признак для работодателя: в ответ на описание сложностей предстоящей работы – заявление, что «справлюсь» и обрисовка – почему и как справлюсь. Могут прямо не называться, но обозначиться ресурсы для «справлюсь»: воля (субъектность, как органичное побуждение самоакутализоваться), ориентироспособность (видение системы «Я-среда проживания-возможности будущего проживания»; видение ее в сути, а не только в формах; рефлексия себя и других участников проблемных отношений); инструменты (личные неотторжимые, личные отторжимые, неличные доступные).

3. Стремление к переменам «легко скользят по волнам изменений»

Представлен неглубокий, поверхностный человек. Не личность!

Перемены для личности – это мужественное приспособление к изменяющейся среде с сохранением своей цели (императив самоактуализации). Личность – там, где работает комплекс «собственные ценности – собственная ориентированность – собственная воля» и проявляется в позициях и действиях. Податливость переменам во внешней среде могут быть бегством от себя, как от личности. Такого работника можно использовать, но не пытаться иметь партнером, разделяющим общую с тобой цель, - он не может полагать цель. И делать ставку на такого человека надо в определенных пределах – понимая, что он «ускользнет» под влиянием новых внешних условий, благоприятствующих или угрожающих.

Если «смена сфер деятельности в карьере» имеет глубинную стратегическую линию самоактуализации или, по крайней мере, самореализацию, а не является проявлением «скользучести, летунства», тогда – да, при совместимости целей такого работника можно иметь партнером, приверженцем компании.

4. Наивность

Когда есть цель, то под эту цель субъект всматривается в систему «Я-среда проживания-возможности будущего проживания», высматривает, что способствует достижению цели, что – препятствует. Высматривает возможные варианты в будущем – для выбора, сообразного цели. Конечно, если цель сопрягается с волей полагать и продвигаться к цели. И сопрягается со способностью ориентироваться. Предпочитаемые ориентиры, подкрепленные волей, это – актуализация ценностей, свойственных субъекту.

Наивность – это когда у человека расстроена триада «цель – воля - ориентиры». Тогда у него нет цели, как отправной точки для ориентирования; нет воли заставить себя к чему-то стремиться и под это стремление ориентировать себя. В расфокусированное зрение попадает множество деталей и отношений и случайным образом такой работник может что-то отметить и указать своему пользователю. Но, уж очень случайно. Это – не проявление личностной и даже не личной компетентности, это – случайная функциональная компетентность. Нужна она Вам?

5. Честность

В определениях Романа речь не идет о честности Субъекта – о честности в метасистеме, объемлющей систему «Я-среда проживания-возможности будущего проживания» и систему «цель – воля - ориентиры», где честность есть ориентирование себя под цель, подкрепленную волей, а не сама по себе. Честность сама по себе, как ее определил Роман, в значительной степени совпадает с наивностью.

5. Критический образ мышления

Отношение ко всему с сомнением - это определенная функциональная компетентность, являющаяся проявлением совокупности некоторых личностных компетентностей, которые Роман не указал. Заточенность на скептицизм не есть критическое мышление.

Под critical thinking представляют, иногда не зная об этом, два предмета:

- критическое мышление как таковое, и
- технику критического мышления

Критическому мышлению, прежде всего, свойственна самостоятельность, субъектность отношения ко всему; материалом, подвергаемым осмыслению, является высмотренная с позиции субъектной цели система значимых деталей и отношений (текущее состояние – целевое состояние – переходные состояния). Обязательным продуктом процесса мышления является оформленность представления в социально воспринимаемых формах. То есть, сомнения в критическом мышлении существует не само по себе, а является производной от субъективного интереса, с которым личность относится ко всему для нее существенному. Чем богаче личность, ее интересы, тем больше объектов соотносятся с интересом и проверяются им. То, что не связано с интересом, не проверяется и не подвергается сомнение. Показательное (для других и для себя самого) сомнение во всем это – имитация личностности. Если разгадать такого имитатора, можно его пользовать, можно играть на имитаторстве, но не держать такого работника за партнера по целям.

Как техника это - «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценка информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия» (Википедия)

Выводы. 1. личностные компетентности граждан это существенный национальный ресурс, который предопределяет экономические, политические и культурные перспективы национального общества; 2. сообщество продвинутых и ангажированных менеджеров страны пытается приблизиться к осмыслению этого ресурса. Удачи нам!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Адм. директор, Москва

''...Хочу обсудить, что же такое личностные качества возможного работника с позиции нанимающего менеджера – работодателя или представителя работодателя....''

Выполнять рассмотрение в таком подходе - все равно, что заливать в бензиновый бак автомобиля соломенные корма для лошадей.

Аксиология и ценности личностного (субличностного) порядка, в пространстве которых автор статьи обнаруживает и располагает компетентности лишают возможности подходить к ним с экономических оснований.

И потому речь о самоактуализации можно вести из постэкономического устройства или постэкономической формации.

Преподаватель, Московская область
Да, я согласный... :oops: Уже много лет встречаю в переводных (с ''западного'') учебниках про постмодернистский контроль в менеджменте. Без пояснений - почему ''постмодернистский''. Я усвоил различение такое (подсказка от Александра Дугина, хотя его многие и не принимают и, по-моему, есть за что): . архаика - человеки полностью безсубъектны, неличностны, всецело отдаются вождю/шаману, потому что ему дано за них все знать и ко всему определять их отношение; . модернизм - человеки стали изображать из себя личности: принимать горделивые позы, говорить заумные слова ... По пирамиде А. Маслоу, в прямолинейном её истолковании, уровень тщеславия - казаться, хоть и не быть; . постмодернизм - человек стал личностью, стал руководствоваться личностными мотивами, которые могут включать в себя присвоенные моральные ориентиры, подчиненные экономические ориентиры. По А. Маслоу: уровень честолюбия - быть, а не казаться.
Сергей Норкин пишет: речь о самоактуализации можно вести из постэкономического устройства или постэкономической формации.
Я так понимаю, что ''постэкономического устройства или постэкономической формации'' - зона в многоукладном обществе, характерная тем, что в среде её участников преобладают морально-нравственные установки над экономическими. Причем нравственные являются ведущими перед моральными. В теме ''Психологические ...'' в соотнесении с темой ''Онтология 7-го ...'' надо будет обсудить средиукладную локацию и динамику границ такой зоны.
Адм. директор, Москва
моисей харитонов пишет: Я так понимаю, что ''постэкономического устройства или постэкономической формации'' - зона в многоукладном обществе, характерная тем, что в среде её участников преобладают морально-нравственные установки над экономическими. Причем нравственные являются ведущими перед моральными. В теме ''Психологические ...'' в соотнесении с темой ''Онтология 7-го ...'' надо будет обсудить средиукладную локацию и динамику границ такой зоны.
1. C одной стороны, деятельность не имеет нравственных или моральных установок и параметров. Она или есть или ее нет. И в этом предельно откровеном взгляде на деятельность, пусть он и считается циничным есть своя голая истина. С этим надо считаться. 2. Обсуждение кооперативных ''интерфейсов'' ''трилогии/тетралогии'' и ''онтологии 7-го'' имеет смысл вести в обособленном пространстве темы ''Компетенции и компетентности 7-го уклада'', о коем оговорено и который еще не получил затравочного текста. 3. Возникшее дополнение трилогии ''уводит'' внимание в пространство, адекватность подходов автора статей в котором вызывает сомнение в связи с ''неэкономичностью'' предмета. 4. Разнобой в 1-2-3-4 и видимость ''отказа'' от таблицы координат матералов сообщений отнести на разноплановость в отношениях кооперантов к общему.
Преподаватель, Московская область
Сергей Норкин пишет: 1. C одной стороны, деятельность не имеет нравственных или моральных установок и параметров. Она или есть или ее нет. И в этом предельно откровеном взгляде на деятельность, пусть он и считается циничным есть своя голая истина. С этим надо считаться.
Надо, так надо … :D 1. Деятельность — Википедия [COLOR=blue=blue]Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). [/COLOR]ru.wikipedia.org›Деятельность копия ещё 2. Деятельность - Психологический словарь [COLOR=blue=blue]Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности[/COLOR]. psi.webzone.ru›st/028200.htm копия ещё Деятельность включает в себя, в неизбежной частности, акторов и наблюдателей (последние наблюдаемой деятельностью впечатляются и потому тоже «соучастники», элементы деятельности). Участники деятельности проявляют себя в деятельности. Проявления суть выражения переживаний. А переживания имеют морально-нравственную компоненту. Переживания могут носить индивидуальный и коллективный масштаб. И т. д. Социоэкологотехнологический уклад это внутренняя организация отношений в социуме, взаимообусловленная содержанием этих трех компонент системы «уклад». Подподсистема «нравственных и моральных установок» суть производная и взаимно влияет на систему в целом; меняется в зависимости от остальных компонент и может влиять на них, вплоть до смещения или темпа смещения уклада в целом из одного состояния в другое. Рядом с этой подподсистемой присутствует подподсистема когнитивной навигации – познания, представлений об универсуме, об укладе и о месте уклада в универсуме. И попытка самоуправления в форсировании развития уклада вплоть до смены его содержания зависит от того, что происходит в этой паре подподсистем. В подсистеме когнитивной навигации могут появиться представления о возможности направления и темпов развития уклада. Эти представления получают оценочную проработку в подподсистеме «нравственных и моральных установок», где происходит навигационный выбор и формируется энергия для развития или даже смены уклада. Если я верно предполагаю идею «Онтологии 7-го», в географическлй локации под названием Россия определяющим является уклад 5-й, а у важных для неё соседей по земшару определяющим является более эффективный для проживания уклад 6-й и идея в том, чтобы управляемым образом форсировано перейти в 7-й и обогнать нехороших соседей. Тогда в этом маневре, безусловно, должны играть определяющую роль эти две подподсистемы. Раскрепощение, развитие и инструментальное оснащение субъектности с её деятельностнымо, компетентностным потенциалом необходимое и, во многом центральное звено механизма форсированной смены уклада.
Адм. директор, Москва
моисей харитонов пишет: Если я верно предполагаю идею «Онтологии 7-го», в географическлй локации под названием Россия определяющим является уклад 5-й, а у важных для неё соседей по земшару определяющим является более эффективный для проживания уклад 6-й и идея в том, чтобы управляемым образом форсировано перейти в 7-й и обогнать нехороших соседей. Тогда в этом маневре, безусловно, должны играть определяющую роль эти две подподсистемы. Раскрепощение, развитие и инструментальное оснащение субъектности с её деятельностнымо, компетентностным потенциалом необходимое и, во многом центральное звено механизма форсированной смены уклада.
Вы полагаете идею ''Онтологии 7-го уклада'' верно... из онтоса и пространства проектирвоания компетентности и контроля реализации программ развития этого потенциала. По сути же работы конструирования онтологии 7-го - НЕВЕРНО. Что же касается отношений с деятельностью, то мои основания начинаются с такой онтологической схемы деятельности, в разных вариантах начертания известной каждому, кто знаком с работами ММК. Табло (экран, оболочка) сознания, Исходный Материал, Действия, продукт, результаты, Средства и Способы, Организованность и Знания... Фигурку ''человечка'' однозначно понимается как ''позиция'' , или ''позиционер''.
Преподаватель, Московская область
Сергей Норкин пишет: 2. Обсуждение кооперативных ''интерфейсов'' ''трилогии/тетралогии'' и ''онтологии 7-го'' имеет смысл вести в обособленном пространстве темы ''Компетенции и компетентности 7-го уклада'', о коем оговорено и который еще не получил затравочного текста.
Имею в виду и это обсуждение для ''тетралогии'':
Адм. директор, Москва
моисей харитонов пишет: Имею в виду и это обсуждение для ''тетралогии'':
Эту связность заметил, оценил. Тексты ''лежат'' в пространстве тетралогии/''Местоположение ресурса''+''Психологические модели''+''Опыт''+''Контроль развития'' А мое внимание - к области коммуникации тематических дискуссий ''Тетралогия'' + ''Онтология 7-го'' , и эта область еще не материализована.
Преподаватель, Московская область
Сергей Норкин пишет: известной каждому, кто знаком с работами ММК
Схемы от ММК догматизировать не надо :D , они рождены в творческом поиске выражения онтоса и предназначены для творческого применения и ... развития. Ваши «основания» мне видятся как пред-основания (набор подходящих и уже с некоторым смыслом разбросаанных паззлов) к построению более адекватной /по полноте и системности/ схемы-основания. Поскольку речь идет о Субъекте деятельности, то должна быт, как минимум (!), отражена имманентная онтосу целосвязная триада: А дальше триада повторяется с наращиванием степени детализации, пока не появится функциональная схема, способная быть использованной как инструкция к практическим шагам. ([COLOR=blue=blue]примечание для неопытных гостей: если кликнуть по схеме, то она проявится крупнее и яснее[/COLOR])
Адм. директор, Москва
моисей харитонов пишет: Ваши «основания» мне видятся как пред-основания
Сергей Норкин пишет: Что же касается отношений с деятельностью, то мои основания начинаются
и, учитывая наше сообщение о переходе на динамичную модель, эти основания также обрели ''динамику''. Что касается предложенной триады: субъект - операции - объект , то в одном из подходов мы рассматривали такое упрощение. Однако при этом упрощении мы потряем компетентности... :)
Преподаватель, Московская область
При моделировании. визуализации видения деятельности в ее динамике, сложном контексте, вариантах - одной картинкой не обойтись. Нужен атлас моделей. Я выстраиваю атлас, исходя из обобщенной концептуальной модели: Я выложил файл с попыткой визуализировать системно-целостное представление деятельности: http://hotfile.com/dl/128057991/0c10d23/baz_mod__-.doc.html
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.

Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Cпрос на специалистов в сфере производства вырос почти в 2 раза

Средние предлагаемые зарплаты в производстве выросли на 16% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.