Дмитрий Пархоменко: Тендерная работа, менеджмент, контроль

Дмитрий Пархоменко

Надеюсь, что со мной многие согласятся в том, что тема проведения и/или участия коммерческих организаций в тендерах (конкурсах, аукционах) достаточно злободневная. Цель Заказчика при проведении подобных процедур - определение поставщика/подрядчика с наиболее оптимальными соотношениями: цена/качество, сроки. Цель Поставщика/Подрядчика...выиграть тендер, обеспечить свое предприятие максимально-возможными объемами заказов. Вернемся к Заказчику, - успех в достижении вышеупомянутой цели достигается исключительно путем грамотной организации соответствующих процедур, отсутствие системного контроля и централизованного управления в таких случаях неизбежно приводит к финансовым и производственным потерям:

А) по причине коррупционного поведения менеджмента, при отсутствии должного контроля
Б) по причине привлечения недобросовестного Поставщика/Подрядчика, или организации неимеющей достаточного опыта (квалификации персонала, достаточных ОС и т.д.) при отсутствии должного контроля
В) по причине различного сочетания пунктов А и Б :-) при отсутствии должного контроля...
Еще более сужаю тему - менеджмент организации-Заказчика. Установленные процедуры проведения тендеров (конкурсов, аукционов), в отношении менеджмента организации, должны выполнять следующие функции:
1). По-возможности быть простыми, прозрачными, однозначними в понимании и действии, подвергаться заблаговременному планированию
2). Обязательная возможность контроля менеджмента, как при непосредственном осуществлении тендерных процедур, так и после таковых.

Концептуальный вариант организации тендеров в компании с территориально-разнесенными активами: Инициаторы в каждой из группы компаний работают самостоятельно и не взаимодействуют. Одна среда - имеется ввиду то, что все компании одинаковые по роду деятельности, соответствеено и нуждаются в одинаковой сервисной среде, только разнесены друг от друга территориально. Контроллинг организован в УК (СБ) Работа в 3 этапа:
1). Подбор участников тендера (до их уведомления). Инициаторы подбирают участников по определенным в Политке критериям (равная конкурентная среда). После проверки методами КР, СБ дает заключение о возможности привлечения (Отсеивается явное го...но, а также частные случаи вскрытых конфликтов интересов - официально не признавшихся заранее заинтересованных «на карандаш». Периодически добавляем подсадные компании с обязательным условием, что на последнем этапе тендера она соскочит (так иногда интересно узнать какими методами на победителей давят). Кроме этого, по предлагаемым компаниям начинаем копить статистику в разрезе каждого Исполнителя. Поверьте, что в условиях персональной ответственности за каждую привлекаемую компанию, через некоторое время, даже на этом этапе уже формируется некоторая картина, выявляются «передовики»...эту статистику можно публиковать). Форммирование ТТЗ, и основных условий тендера.
2) Подготовка тендера: Смена Исполнителя. Рассылка приглашений, уточнение условий, запрос предложений и различных документов. Все коммуникации с приглашенными строго через Исполнителя. Следим за отсутствием давления на Исполнителей со стороны менеджмента компании, вскрываем несанкционированные коммуникации - все в статистику.
3) Собственно сам тендер - выбор оптимального подрядчика, может проводиться в несколько циклов (так называемое Уторговывание, т.е. предложение Участникам «упасть») Здесь в работу Тендерных комитетов не вмешиваемся, кроме контроля несанкционированных коммуникаций с Участниками. После определения победителя - контролируем соблюдение процедур, возможную фальсификацию предложений. Запрашиваем у проигравших их условия для сверки.
Ну и далее; договорная работа под контроль, ход выполнения обязательств под контроль, ФХД поставщика/подрядчика под контроль, коммуникации под контроль.

Естественно, что за выявлением заинтересованности менеджеров в привлечении определнных компаний (содействие тем или иным образом в победе на тендерах/конкурсах/аукционах) следует доведение подобной информации Собственнику, а в некоторых (продвинутых) компаниях еще следует и бнародование таковых «подвигов». В дальнейшем, Собственником принимается решение, как правило об увольнении «заинтересованных лиц», а в некоторых (продвинутых) компаниях - материалы служебных расследований передаются в компетентные органы (случаев привлечения сотрудников коммерческих структур к судебной ответственности единицы!). Бывают случаи, когда менеджеров прощают...

Контроль менеджеров в таких случаях сопровождается действиями Службы Внутреннего Контроля (Безопасности и проч. уполномоченными субьектами), не всегда отвечающими требованиями Законов РФ (об ОРД, о частной охранной и детективной деятельности, ФЗ 272, и т.п.), зачастую существуют риски и самим попасть под судебную или административную ответственность. Чтобы этого избежать появляются всевозможные дополнительные условия: порядок узаконивания систем мониторинга, контроля служебной связи, переписки и проч...

Чтобы избежать (или хотябы свести к минимуму) необходимости контроля за персоналиями необходимо тендерные процедуры регламентировать таким образом, чтобы их скурпулезное выполнение исключало конфликты интересов. Таким образом, деятельность контролирующих субъектов сводится к контролю выполнения самих процедур, а решения о поощрении или наказании непосредственных исполнителей, в таком случае принимаются на основании качества выполнения процедур. Все это требует введения внутриорганизационных дополнительных правовых норм, на которые необходимо ссылаться в трудовых соглашениях с работниками, привлекаемыми к тендерам/конкурсам/аукционам.

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по производству, Украина

В Е-хе утвердился странный стиль публикаций – полное отсутствие ссылок на предшественников.
Или, иначе:
- - - Как можно было суметь написать статью по такой теме и не сослаться на книжки ФИДИК-а.

Аналитик, Москва
Владимир Зонзов пишет: Как можно было суметь написать статью по такой теме и не сослаться на книжки ФИДИК-а.
А Вы знаете... я с ними не особо знаком :oops: В свое время учился совсем по другим ''книжкам''. И, спешу заметить успешно пишу подобные статьи на других, специализированных под эту тему блогах, излагая исключительно собственное видение и опыт. И еще успешнее реализую вышеописанную деятельность на практике, чего и всем желаю :D
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Дмитрий, у меня такой комментарий. Как правило тендеры проводятся на достаточно серьезные суммы по поставкам материально-технических ресурсов по техническому заданию. Механизм подсадных ''компаний'' в общем случае малоэффективен. Например, на рынке существует, например, 6 производителей. Они обще известны, прошли необходимые процедуры допуска к тендеру.
1) Есть подсадная компания (не из этой 6-ки, очевидно не производитель).
2) Переторжки (в Вашей терминологии - Уторговывание) осуществляются без обяъвления цены.

Наличие такой подсадной компании сомнительно - участники тендера знают, кто в этом тендере участвует и понимают, что ''подсадная'' компания им не конкурент. По причине не объявления цен переторжек действия не подсадных компаний по снижению цен не согласованы друг с другом. В случае утечки информации (в тендерном комитете есть коррумпированные менеджеры) все участники знают, что есть подсадная компания, и не принимают ее в расчет.

Аналитик, Москва

Вы привели частный пример ''рынка продавца/подрядчика''. Да, действительно в этом случае подставная компания не применима. Но и сама ситуация подразумевает ценовой сговор между поставщиками/подрядчиками, где тендер как таковой и нужен лишь с целью ''комиссионного'' признания предложенной цены. Откаты в таких случаях не встречал, подскажите пример, как инсайдер может повлиять на монополиста. И об уторговывании речи также быть не может.
Описывался типичный случай рынка с множеством поставщиков/подрядчиков. И, кстати ''завод'' подставной компании осуществляется путем самостоятельного выхода ее с интересными (заранее определенными) предложениями на тендерный комитет. Тактим образом, про то что компания подставная на тендерном комитете никто не знает и отказ от привлечения компании с интересными условиями сам по себе является признаком коррумпированности ;)

Аналитик, Москва

А ''уторговывание'' осуществляется примерно так: ''Здравствуйте! Мы вскрыли Ваши предложения и установили, что одна из компаний (не говорим какая, но это реальный лидер по предложению) имеет более выгодные условия. Вы готовы уступить?...''

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии