Асхат Ускембаев: Учимся выражать мысли понятно

Асхат Ускембаев

Вы когда либо задумывались, что даже в совершенстве зная какой либо язык, вы понятия не имеете, что же вам на нем пытался только что сказать собеседник? После проведенного совещания у вас появилось ощущение, что вы только что бессмысленно потратили пару часов своего времени. После разговора с продавцов в магазине техники вы так и не поняли, в чем преимущество этого пылесоса за $500. Получив задание от шефа, вы не можете понять, какой результат вашей работы ему нужен.

Живя и работая в маркетинговых коммуникациях уже 13 лет, у меня создалось очень четкое ощущение, что все проблемы в коммуникациях между людьми, между производителями товаров, услуг и их потребителями, между клиентами и рекламными агентствами происходят от того, что люди не хотят или не могут думать и понятно выражать свои мысли. Что значит понятно? Это значит, что ваш собеседник поймет вашу мысль именно таким образом, каким вы ее задумали. И тогда будет меньше разочарованных людей, потребителей, специалистов. Будет меньше бессмысленной рекламы, ненужных продуктов и услуг. Ведь «думать – это очень и очень прикольно»!

Я знаю, у нас в стране есть много талантов и будущих гениев маркетинга, рекламы. Вполне возможно, если бы они четко понимали, в чем заключается их продукт, какие у них есть полномочия, и каковы критерии оценки их работы, то количество успешных бизнес кейсов в Казахстане уверенно бы начало расти. И количество успешных владельцев бизнеса также бы увеличилось. Но действительность такова, что мы идем по одному и тому же кругу, набивая одни и те же шишки на одних и тех же местах. Мы нанимаем на работу тех, кто подешевле. Мы даем задания, в которых мы сами не уверены. Мы называемся директорами, но по факту мы не руководим, а выполняем работу вместе, а порой и вместо своих подчиненных. Мы оцениваем такой интеллектуальный продукт, как реклама с точки зрения «нравится / не нравится». При увеличении продаж мы хвалим отдел продаж, а при падении продаж мы ругаем отдел маркетинга. Мы делаем много того, через что, казалось бы, мы должны были пройти уже давным-давно.

Но ведь можно не совершать повторные ошибки. Давайте начнем думать, анализировать, сопоставлять информацию и делать правильные выводы! Быть компетентным не сложно. Достаточно:

1) Наблюдать;

2) Обучаться;

3) Практиковаться.

Это факт, что на нашем рынке многие маркетинговые проблемы пытаются решить с помощью рекламы, не совсем понимая ее роль в общем коммуникационном миксе. Да что там реклама! Задайте себе или своим специалистам вопросы о сути и разнице между маркетинговыми задачами, целями, стратегиями и тактиками… Нет, не машите рукой, мол, я всё это знаю. Попробуйте дать определения этим понятиям и увидеть разницу между ними.

Во время одного из занятий с руководителями маркетинговых отделов крупной транснациональной компании все увидели, что если идти по последовательному процессу определения бизнес задач, маркетинговых задач, коммуникационных задач, то можно решить много проблем, даже не прибегая к помощи рекламы. Просто до нее дело не доходит. Решения возникают на уровне продукта, цены, мест продаж.

А вот если дело дойдет до продвижения, куда и попадает реклама и остальные элементы коммуникационного микса, вот тогда у нас возникают задачи по определению эффектов коммуникации, стратегии коммуникаций, задач коммуникаций и многое многое другое. И везде надо думать.

Не так давно мы с моими друзьями – издателями журналов прошли через очень интересный процесс решения проблемы. Ситуация: молодой и очень успешный казахстанский журнал распродал до конца года все свои рекламные площади. Полученные деньги направлены на развитие этого журнала + еще одного нового. И вот тут возникает фантастическая возможность распространять этот журнал в одной из крупнейших казахстанских торгово-развлекательных сетей. Денег на дополнительный тираж нет. Но тираж надо увеличивать, иначе, что вы будете распространять в этой сети? Взять кредит? Но ведь кредит – это зло, от которого надо избавляться. Найти инвестора? Речь не идет об огромном проекте с инвестиционной привлекательностью. Поднимать цену на рекламу? Но ведь и так недавно было повышение цен на рекламу, более того, всё рекламное место продано до конца года. Увеличивать количество страниц? Журнал и так уже раздут максимально. Делать бесплатный журнал платным? Логично, но владельцы не хотят его делать платным.

Решение было найдено очень простое. Я о нем расскажу в следующей статье. Но, мне очень интересно было бы узнать, какие решения этой задачи могут появиться у вас. Если вам тоже интересно, давайте обсудим и их в следующем материале.

Что интересно, в вышеприведенном примере речь идет совсем не о рекламе. Как я уже говорил ранее, если начать думать последовательно и логично, то решения бизнес или маркетинговых проблем могут прийти задолго до того, как речь пойдет о рекламе. Я говорю это не к тому, что реклама не нужна. Просто к рекламе надо подходить тогда, когда у вас домашняя работа по продукту, цене, местам продаж уже сделана.

Современная жизнь постоянно ускоряется, а это значит, что если мы не будем ускоряться во всем, что мы делаем, мы можем не успеть за ним и остаться в состоянии «банановой республики». На днях я прочитал новость о том, что за последние несколько лет около 90% от всех запусков новых продуктов и услуг в Индии закончились провалом… 90 процентов!!!

Есть статистика и по другим странам. Как вы думаете, есть среди этих стран Казахстан? Правильно! Нет! Нам же не нужна статистика. Мы не привыкли измерять успех или неудачу и делать выводы на будущее. Хотя, уже пора бы. Услышал недавно от одного из руководителя рекламного агентства «нет, ну мы хотим замерять результаты нашей работы, но клиент не хочет». Ну да, клиент всегда дурак. Очень простая формула, которая вроде как оправдывает неспособность агентства довести задуманное дело до конца.

Наверняка, и вы сталкиваетесь с людьми, которые проводят свою жизнь в нытье и бурчании: 'какие вокруг все непрофессиональные, нетворческие, банальные и т.д.'. Они могут написать миллион постов на форумах и блогах о том, что у них другая точка зрения в отношении окружающей вас рекламы, услуг и продуктов. Они могут презрительно фыркать на все аргументы, которые им приведут в ответ… Но ведь можно начать самому изменять ситуацию вокруг вас. Создать яркую, эффективную рекламу, создать и вывести на рынок новую торговую марку и превратить ее в бренд, реализовать то, что, по вашему мнению, не могли сделать другие. Самое главное – не говорить, а сделать. Я готов поделиться своими практическими знаниями эффективных маркетинговых коммуникаций именно с такими людьми. Если вы один из них, то нам есть о чем поговорить.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Тюмень

Важная тема. Сначало стремимся понять , потом стремимся быть понятыми.

Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

смахивает на статью-резюме про самого себя :)

Партнер, Москва

Статья слабая и есть ''вредные вещи''. Асхат Ускембаев:''Взять кредит? Но ведь кредит – это зло, от которого надо избавляться'' - быстрое, интенсивное развитие без заемного капитала невозможно.

Будем надеятся, что Асхат раскажет интересную историю про журнал.

Генеральный директор, Уфа
Александр Лазарев пишет: смахивает на статью-резюме про самого себя
А что здесь не реклама самого себя? Важно, чтобы это было интересно другим. Вот я почитал Асхата и подумал - ну ладно, я не маркетолог. Но как человек я его очень хорошо понимаю и принимаю. Хватит ныть. Давайте менять мир вокруг себя ровно настолько, насколько мы можем. Дайте уже сделаем что-нибудь, а не скажем :-)
Генеральный директор, Уфа
Юрий Родионов пишет: Статья слабая и есть ''вредные вещи''. Асхат Ускембаев:''Взять кредит? Но ведь кредит – это зло, от которого надо избавляться'' - быстрое, интенсивное развитие без заемного капитала невозможно.
А я вот тоже считаю, что кредит и инвестиции - ЗЛО !!! Иногда неизбежное. Но зло. Почему я так думаю? Кредиты страшно опасны в кризис. В кризис спроса. Долги есть, а выплачивать их нечем. Риск потери собственности и бизнеса. Бр-р-р... А инвестиции? Как приятно переложить риск на инвестора. Получить деньги, потратить их... А получится или нет - не важно, деньги-то не свои... Инвестиции снижают мотивацию к результату - тратишь не свое, да и с заработанного инвестор заберет большую часть...
Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

вот я зато что меняю мир вокруг себя постоянно страдаю :)
даже времени до Уфы добраться нет :)

в Хаусе идея неплохая заложена..
но черты излишне подчеркнуты специально для киношности...
потому учитывать их жизненность нужно на 50%

Генеральный директор, Уфа
Александр Лазарев пишет: в Хаусе идея неплохая заложена.. но черты излишне подчеркнуты специально для киношности... потому учитывать их жизненность нужно на 50%
Хауса не могу критиковать.. Нравится ужасно... Такое яркое воплощение в одном человеке мудрости мира... И его противоречий... Жду когда весь седьмой сезон выйдет, чтобы смотреть каждый день... :-)
Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

смотрел интервью с их командой
люди профессиональные
и как маркетинга и как психологии
так и сценаристики...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes опубликовал рейтинг лучших работодателей России

Forbes учитывал не только соцпакет, средние зарплаты и условия труда, но и экологический след компаний и их влияние на общество.

Опубликован рейтинг самых переоцененных профессий

Футболисты не на первом месте.

В Петербурге перенесли введение QR-кодов для кафе и отелей с 1 декабря на 27 декабря

Также власти планируют ввести дополнительные ограничения с 27 декабря до 9 января.

Россияне рассказали, что хотели бы получить в качестве корпоративного подарка

Какие подарки получают россияне от своих работодателей на Новый год и что они хотели бы на самом деле?