Сайидахмед Сайидахмедов: Где найти хорошего агента по продажам, и как научить его продавать?

Сайидахмед Сайидахмедов

Начну сразу с наболевшего. Практически во всех российских бизнесах остро стоит вопрос продаж – как салонных, так и на активных звонках и встречах. Рост и развитие наблюдается в сторону качества обслуживания – верного признака роста конкуренции. Но тем не менее! Для многих владельцев бизнесов не то, что неприемлемо – а даже кажется диким - спросить у клиента – «Простите, а откуда Вы о нас узнали?» Но вернемся к нашим…. Так и напрашивается это слово – извините за прямоту – касается самого слова – «менеджер» в Махачкале.

За последние полгода (зима-весна 2008-2009) я, для переговоров на тему сотрудничества по рекламе и вообще по вопросам развития бизнеса клиента, посетил не менее 200 компаний Махачкалы. Встречи проходили, конечно, с собственниками или ключевыми лицами компаний. Полтора-два часа конкретной беседы. При выявлении потребностей клиента – подавляющее большинство жалуется на отсутствие квалифицированного, целеустремленного, трудолюбивого менеджера, а если говорить строго – агента по продажам.

Теперь парадокс! Все газеты и сайты по трудоустройству пестрят как раз теми самыми пресловутыми менеджерами – с высшим образованием, молодых, амбициозных. А ведь именно в них нуждаются компании. В чем причина?

В том, что, получив даже порой блестящие академические знания – а это наличие красного диплома – выпускник ведь не приспособлен к реалиям дагестанского бизнеса. Его учили теоретически, и на примерах крупных компаний и бизнесов. А в Дагестане ведь 90% - это малый бизнес, где сам хозяин и продавец, и бухгалтер и т. д. А остальные 10% - средний, а достаточно крупных компаний – ну не более ста на весь Дагестан. Многие мои агенты мне признавались – что их пытаются переманить наши клиенты, а в личных беседах и сами же клиенты расспрашивали, нет ли возможности совместить работу моих агентов – чтобы они продавали и их товар. Это всегда мне говорило о том, насколько рынок нуждается в специалистах по прямым продажам. А ведь дело еще и в том – что сильные спецы не нуждаются в работе на кого-то. У них вполне самостоятельные собственные бизнесы. А менеджеров с дипломами – увы, редко сможешь пристроить к делу. На примере моей компании: на 100 соискателей – только один подходит для испытательного срока.

Случай из недавней практики. Из недавно проходившего у нас конкурса мы выбрали двоих из 16 соискателей. Парня и девушку. Вернее – только они и выжили из всех. Прошли двухдневную адаптацию. Начали звонить, назначать встречи. Девушка назначила встречу. Опытный мой менеджер поехал с ней. Он совершил сделку – бартером, пластиковые окна. Она, естественно молчала на встрече, ибо знать не знает как вести диалог – по инструкции должна наблюдать, учиться. Девушка после этой встречи исчезла. На следующий день приходит на работу к обеду. Ниже описан наш диалог.

- «Вы знаете – я решила уйти. Я поняла, что мне не подходит эта работа! Вы не могли бы посчитать мой заказ – который я вчера взяла?»
- ???
- «Ну…это ведь мой заказ? Я ведь назначила встречу?!
- Девочка, а кто должен показывать клиенту эскиз рекламного модуля? Кто должен следить за исполнением заказа? Кто…кто…кто…
- «Я так и думала, что вы так мне ответите!»

Я многое перевидал за шесть лет работы в моем не самом легком бизнесе, но подобную наглость видел впервые… А парень оказался терпеливым и живучим, хотя менее приспособленным к данной работе, чем та девушка.

Вот так и берутся на работу люди – уважаемые наши предприниматели! А вы что думали? Думали – взяли человека и он побежал работать на вас – благодетеля? Не тут то было! Большинство смотрят на ваш бизнес – просто как на инструмент для времяпровождения. И желательно, чтобы были максимально комфортные условия – ну там компьютер с одноклассниками и «Асей», «мобила» за счет заведения, режим работы – чтобы и на очередную сессию отпустили и на свадьбу и приболеть чтоб можно было – если настроения работать не будет. В общем: чтобы поменьше работать – побольше и постабильней зарабатывать. Большинство где-то слышали – что там, где стабильный оклад и стаж – это солидно. А где – большую часть зарплаты – сдельно надо получать, а для этого еще достаточно серьезно поработать? Ну…это уже несолидно! Я давно уже безжалостно отсеиваю желающих работу «сидячую, в офисе.» Хотя, не скрою – на роль секретаря или помощника многие из них спокойно потянули бы! Впрочем, они и хотят подобную работу. Но…иметь секретаршу, видимо, еще я сам как-то не дорос. Эту функцию – чайку налить шефу, могут себе позволить любая моя сотрудница – кто окажется поблизости с моим кабинетом. Да и в кабинете я обычно сижу пару часов в день – всё «на полях», в офисах наших клиентов.


Я научился поиску подходящих менеджеров и агентов по продажам за годы моей работы в прямых продажах и управлении компанией, 99, 9% клиентов которой – являются клиентами, которые получили предложение от нас, а не как обычно – увидел рекламу, заинтересовался, позвонил, посмотрел, заказал. И готов поделиться несколькими несложными правилами и советами. Все советы касаются исключительно прямых продаж.

1. Лучше всего для прямых продаж в Махачкале, думаю и всем Дагестане приспособлены девушки, на 10 великолепных продавцов-девушек редко найдешь 1 парня. Итак – вывод, на подобную работу легче искать девушку.

2. Брать агентов, читай – менеджеров в массовом порядке легче в момент выпуска студентов из ВУЗов. Так как тогда много хорошего, «человеческого материала» - всегда легче выбирать из большего количества народу. Это, обычно - начало лета.

3. Старайтесь не вкладывать душу в новобранца – поверьте – из 10 человек, которых вы возьмете на самом крутом конкурсе – через месяц останется максимум трое. И если вы целый месяц возились с новичком – то кроме сожаления о потерянном времени, он вам ничего не оставит. Но оставлять новобранца без внимания – еще хуже! Лучше всего – быть с ним максимально жестким и требовательным, но прощать ошибки – по одному разу. Любая ошибка – прощается один раз в течении месяца – это мой принцип. Опасно, если человек повторяет ошибки. Это или он необучаем, или ему слишком тяжело в себе это ломать. Здесь самое важное – лояльность человека компании. Это самое главное – за что можно прощать человека и ждать пока он окрепнет, а окрепнет он обязательно – если к лояльности добавит и трудолюбие. Хотя и медведя на велосипеде можно научить ездить – но у нас как правило ведь нет времени. И если на рынке труда есть более подходящие кандидаты на ту или иную должность в вашей компании – вы должны делать выбор в сторону последних. Только, пожалуйста – не меняйте «шило на мыло». Лучше оставить проверенного работника – чем брать неизвестно кого. И никогда и никому не прощайте измены! Имеющиеся сотрудники и новобранцы должны знать – стоит им посмотреть «налево», с ними скорее всего – распрощаются. Это бизнес, ничего личного!

4. Конечно же – как себя поставишь, так и пойдет дело. Если нет субординации или если вы дали понять – как нуждаетесь в конкретном работнике – в ответственный для тебя период он может себя повести непредсказуемо и никакими угрозами, никакими калачами вы не заставите его все делать, как нужно. Будет проще от него избавиться, чем пытаться менять…

5. Идеологическая подготовка агента по продажам должна быть на высшем уровне. Дело в том, что это люди – которые несут деньги в компанию и тут только на основе их желания заработать далеко не уйдешь – надо обязательно использовать стимулы психологического характера – у них должен быть азарт, стремление быть лучшим, командные или личные достижения в продажах и т. д.

Чтобы обучать продавца продавать – у него должен быть живой пример для подражания. Почти невозможно добиться от ваших штатных «активников» мощных продаж – если у вас нет «полевого командира», способного показать все на личном примере. В моей компании эту роль выполняют 4 человека: коммерческий директор, исполнительный директор, один агент с 3-хлетним стажем, к сожалению не желающий расти выше и я сам. А в большинстве компаний как раз проблема с этим. Прежде, чем вводить в свой бизнес новую модель работы с клиентами – обязательно надо вникнуть в эту работу самому. Попробовать себя в активных продажах. Управлять своими «активниками» будет на порядок легче. На эту тему есть неплохая литература. Но лучше всего, конечно, как везде и во всем – практика.

Удачи Вам и успехов на этом нелегком пути!

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

Думаю, что продажнику не обязательно иметь'' высшее образование, умение работать в команде и лидерские качества'', гораздо важнее быть со своими клиентами как говориться ''на одной волне'', быть ''одного поля ягодами'', тогда всё получается, в таком случае продажник и закупщик находятся в полном взаимопонимании, оба довольны собой и их сотрудничество работает с особой эффективностью.

Исполнительный директор, Челябинск

в наше время - высшее образование это что-то сродни устранения неграмотности.
Многие студенты определяются с работой в течении учёбы.
Я к примеру уже на 2м курсе ВУЗа был трудоустроен и заканчивая ВУЗ (очное отделение)
у меня было предложение возглавить отдел в госструктуре где работал.
Но много балбесов которые после окончания ВУЗа думают ''а не пойти ли поработать?''
Вот и получается что из 30 балбесов вы выбираете 3х, выжимаете себя желая что-то получить,
а остаётся один...
Вообщем я беру из техникумов... Хочешь учиться - валяй заочно. Менпопродажам получаются
хорошие. Но работа такая, что люди работают максимум по 5-7 лет.. У нас держатся так долго
потому что мы учим более специфике бизнеса, а не как продавать... т.е. готовим профессионалов
под продажу конкретного товара или услуги...
С А. Захаровым сложно не согласиться... Вместе с тем продажи это искусство, особенно на Востоке..

Коммерческий директор, Узбекистан

Интересная статья, но в одной точке сложно согласиться. Наша компания, в частности, набирает сейлов ТОЛЬКО мужчин. Согласен что найти хорошего сейла-парня мегасложная задача, но приходится учитывать специфику в том числе и страны. Имея B2B бизнес , и необходимость общаться с достаточно узким кругом клиентов все отношения строятся как правило за столом и как водится с продолжением ... В этой роли девушку в качестве сейла сложно представить :( Возможно, да, девушки более исполнительны, более лояльны, более подготовлены, но личные отношения ... и весь бизнес стоит именно на этом слове, потому приходится набирать сейлов подходящие под все критерии описанные в статье кроме пола.

Директор по маркетингу, Красноярск
Сайидахмед - спасибо за интересную статью! Лично мне всегда приятно читать изложение практического опыта, а не попытки теоретиков дать совет, что и как надо делать
Захаров Алексей пишет: продажнику не обязательно иметь'' высшее образование, умение работать в команде и лидерские качества'', гораздо важнее быть со своими клиентами как говориться ''на одной волне'', быть ''одного поля ягодами'', тогда всё получается, в таком случае продажник и закупщик находятся в полном взаимопонимании, оба довольны собой и их сотрудничество работает с особой эффективностью.
Согласна полностью! хороший продажник не зависит от высшего образования:)
Ринат Насыров пишет: Возможно, да, девушки более исполнительны, более лояльны, более подготовлены, но личные отношения ... и весь бизнес стоит именно на этом слове, потому приходится набирать сейлов подходящие под все критерии описанные в статье кроме пола.
Ринат, простите, а под личными отношениями Вы что именно понимаете? сходить с клиентом в ресторан или в сауну?:) Если да, то почему считаете, что девушки справляются хуже с налаживанием личных отношений?:)
Руководитель проекта, Екатеринбург
Статья интересная и интересна она тем, что она от практика. Я для себя кое-кто почерпнула.
Олеся Сухомлин пишет: Ринат, простите, а под личными отношениями Вы что именно понимаете? сходить с клиентом в ресторан или в сауну? Если да, то почему считаете, что девушки справляются хуже с налаживанием личных отношени
Ответ на этот вопрос вы найдете заглянув в профиль. В Узбекистане свой минталитет и от этого никуда не дется.
Руководитель проекта, Краснодар
Вопрос, конечно хороший и интересный! :D
Олеся Сухомлин пишет: Цитата Ринат Насыров пишет: Возможно, да, девушки более исполнительны, более лояльны, более подготовлены, но личные отношения ... и весь бизнес стоит именно на этом слове, потому приходится набирать сейлов подходящие под все критерии описанные в статье кроме пола. Ринат, простите, а под личными отношениями Вы что именно понимаете? сходить с клиентом в ресторан или в сауну?smile:) Если да, то почему считаете, что девушки справляются хуже с налаживанием личных отношений?smile:)
На вопрос, кто лучше девушка или парень для работы на активных продажах есть такие нюансы и ответы на мой, конечно-же, взгляд! 1) Когда мы берем на работу девушку, агентом по продажам - сразу в диалоге выясняем такие личные моменты: замужество или наличие ревнивого парня, брата, отца. Если таковые люди в ее окружении имеются, сразу ставится вопрос ребром - девушка должна немедленно поставить свою родню в курс о методах и принципах нашей работы - что работа на выездах, в офисах клиентов - деловые переговоры, которые чаще всего происходят совместно с партнером-напарником от нашей компании... Проще решить вопрос сразу так, чем потом через неделю ее потерять навсегда, уже повозившись с ней, иногда с негативом со стороны ее родственников... (мы называем эту проблему - ''фактор ревнивых мужей'')... 2) Извините, но ''моральный облик'' помимо деловых качеств, также проверяется сразу и жестко - оценивается внешность, серьезность, уверенность в себе соискательницы. Так как - женственной, очаровательной, сексуальной девушке-переговорщику наши клиенты будут рады намного больше, чем парню, но.... Не дай Бог она даст слабинку, потеряет контроль, инициативу, даст повод к флирту, излишним комплиментам со стороны клиента - он конечно-же будет с ней общаться, но никогда не получится уже серьезного разговора...мысли клиента ушли в другое...а компании не нужны контракты, которые заключены такими методами - речь идет уже об имидже компании.. В работе никогда не держим девушек, которые не могут держать клиента на дистанции и в ''ежовых рукавицах'' при проведении переговоров - при этом сохраняя личное обаяние и женственность...
Руководитель проекта, Краснодар
Благодарен всем коллегам , которые участвуют в данном обсуждении...Ваше мнение мне очень важно и интересно...
Главный технолог, Волгоград

Спасибо за статью. Практический опыт всегда интересен.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
«Улыбка радуги» запустила сервис гибкой занятости для персонала

На создание нового сервиса компанию вдохновила логика заказа такси.

90% россиян признались, что работают сверхурочно

Каждый пятый трудится сверхурочно более 10 часов в неделю.

У российского среднего класса выросли зарплаты

Больше всего заработки подскочили в электронной торговле — более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Каждый третий россиянин готов дополнительно учиться ради повышения зарплаты

А 12% работающих россиян полагают, что самый надежный вариант повысить уровень своего ежемесячного дохода – вести с начальством переговоры о зарплате.