Виктор Пашула: «Белый шум» в медийном поле

Виктор Пашула

Новости экономики всегда были и остаются ведущими разделами mass-media, формирующими основной пул инфоповодов. Представители высшей, национальной, лиги, с их многотысячными тиражами и тяжеловесами-рекламодателями, или районная малотиражка, влачащая плачевное существование в глубокой периферии, – не важно.

Конечно, «медийщиков» понять можно. Любой журналист знает, что продающий заголовок = продающий текст. А в условиях жесткой конкуренции продающий текст – не просто залог популярности, но и роста тиража, почитай, инвестиций посредством расширения клуба лояльных рекламодателей, а значит … и материального благополучия журналиста редакции со товарищами. Ведь потребитель, он же читатель или зритель, покупая газету, оплачивает, в том числе, и его, журналиста, труд. Как не крути, Его Величество Читатель – основа рентабельности. Иначе – «волчий билет» и полная перепрофилизация.

Выходит, форма определят содержание? Форма – заложница в чем-то навязчивой идеи? Иначе, почему медийные заголовки, словно следуя готической моде, рисуют преимущественно апокалипсические картины дня грядущего? Такое себе блюдо для новоявленных гурманов – псевдо-сюрреализм под соусом «сыворотки правды».

А какая она – правда? Не та, из прошлого – с коммунистическим лицом и сносками-подсказками в скобках в стенограмме речи с отчетно-выборного партийного собрания – (бурные аплодисменты), а базирующаяся на принципах транспарентности. Ведь ни для кого не секрет, что мир журналистики и PR сегодня настолько переплетен, что, где истина, где вымысел – рядовому обывателю разобрать трудно. Читаешь, например, экономический обзор и вдруг – что это? – откуда ни возьмись – комментарий некоего, доселе никому не известного, финансового аналитика, у которого за плечами и опыта-то работ без году неделя, и даже не менеджер уровня Middle management, а уже жонглирует терминологией, словно поигрывая мускулами, сыплет налево, направо макроэкономическими прогнозами. Или схожий пример: когда отдельные игроки рынка с упорством, достойным лучшего применения, комментируют именно те сегменты, в которых их доля почему-то равна нулю; они просто не оперируют в этой области, но всегда имеют «особое» мнение. И ведь такое печатают!.. А Его Величество Читатель все это потом впитывает, как губка, и волей-неволей заражается пессимизмом, хотя подобным настроениям подвержен минуту назад вовсе не был… Что и говорить: если журналистика не проложит путь к сердцу потребителя, дорогу протопчет PR. Не удивлюсь, если современная медицина вслед за профессором Преображенским из «Собачьего сердца» М. Булгакова начнет вскоре настоятельно рекомендовать и вовсе отказаться от прочтения до обеда газет – вредит пищеварению, знаете ли, да-с…

Жаль, искренне жаль, что так безоглядно следуя конъюнктуре рынка, как-то совсем позабылось, затерлось в памяти, что журналисты – прежде всего, представители особой лингвокультурной общности, по определению, являющейся экстравертным субъектом коммуникации. PR вряд ли когда-либо займет место журналистики, так как базируется скорее на принципах иерархической модели потребительской реакции на те или иные раздражители. Журналистика же, сбросив оковы огульной коммерциализации, и отказавшись от лобби сателлитов на своих страницах и экранах, способна выполнить для конечного потребителя свою миссию – роль третейского судьи. Идиллия? Может быть. Но, памятуя о том кредите доверия, которое читательская/зрительская аудитория, несмотря ни на что, испытывает к mass-media, почему бы не начать бережнее относиться к вербальным/печатным формам и содержанию коммуникаций уже сегодня? Достаточно помнить: «пирожки должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник» – иначе получится как в анекдоте: «мама, этот суп испек я сам!». 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

Цитата: ''журналисты – прежде всего, представители особой лингвокультурной общности, по определению, являющейся экстравертным субъектом коммуникации''...

М-да... Похоже оперирование наукообразными терминами не только болезнь ''аналитиков с опытом работы без году неделя'' и менеджеров ''компаний с нулевой долей рынка''...:)
Как тут не вспомнить философа ''Кто ясно мыслит - ясно излагает''...

Илья Сафонов Илья Сафонов Директор по маркетингу, Москва

Для Автора заметки.
Очень жаль, что Вы не из Москвы. С удовольствием выпил бы с Вами. Мне очень понравился ход Ваших мыслей.
''Ведь потребитель, он же читатель или зритель, покупая газету, оплачивает, в том числе, и его, журналиста, труд. Как не крути, Его Величество Читатель – основа рентабельности. Иначе – «волчий билет» и полная перепрофилизация.''
Из этой реплики возможны исключения? ;)

Виктор Пашула Виктор Пашула Директор по PR, Абхазия
Руденко Владимир пишет: Цитата: ... М-да... Похоже оперирование наукообразными терминами не только болезнь ''аналитиков с опытом работы без году неделя'' и менеджеров ''компаний с нулевой долей рынка''...:) Как тут не вспомнить философа ''Кто ясно мыслит - ясно излагает''...
Уважаемый Владимир! Спасибо, за Вашу живую реакцию. Признаю, Вы продемонстрировали глубокую эрудицию и мастерство в использовании метафор. Ваш короткий, но емкий месседж изобилует яркими реминисценциями и аллюзиями, отсылающими читателя к наследию столь уважаемых в истории развития философской мысли мужей, как древнегреческий философ Протагор, критик и теоретик классицизма Никола Буало. Весьма польщен. Полагаю, движущей силой, подвигшей Вас к написанию месседжа, было отнюдь не стремление поупражняться в искусстве использования специальных художественных приемов, и не внезапно нахлынувшие воспоминания юности о «красноречии» известного мультипликационного персонажа из «Бюро находок», которого отличал лаконичный и весьма своеобразный ход мысли: «Даю справку – я справок не даю»? Я уверен, декларируя принципы, Вы, без сомнения, помните миниатюру М. Жванецкого: «… аргументируйте!.. аргументом!..». Или я ошибаюсь? ;) Заранее благодарю за ответ.
Виктор Пашула Виктор Пашула Директор по PR, Абхазия
Илья Сафонов пишет: ''Ведь потребитель, он же читатель или зритель, покупая газету, оплачивает, в том числе, и его, журналиста, труд. Как не крути, Его Величество Читатель – основа рентабельности. Иначе – «волчий билет» и полная перепрофилизация.'' Из этой реплики возможны исключения? ;)
Без малейшей претензии на оригинальность: «При всем богатстве выбора другой альтернативы нет». Не читают - не покупают. А если читатель не голосует рублем - писатель (журналист) теряет право быть автором. А что делают с балластом в условиях конкуренции?.. ;)
Илья Сафонов Илья Сафонов Директор по маркетингу, Москва
Виктор Пашула, Маневрируйте? Хорошо...:) А как же условно бесплатные газеты, которые раздают на переходах/перекрестках, в метро, разносят по почтовым ящикам? Ведь за них УЖЕ ОПЛАЧЕНО. ;) Оплачено НЕ читателем. ;) Читатель лишь оплачивает их своим временем на просмотр. (Что в принципе и есть в этом мире самое важное - ВРЕМЯ) ;) Как в эту ситуацию укладывается балласт/конкуренция?
Виктор Пашула Виктор Пашула Директор по PR, Абхазия
Илья Сафонов, Браво! Используете излюбленный прием софистов - представить наихудший аргумент как наилучший? ;) Тогда попробуем «от яйца» (ab ovo), если не возражаете... Полагаю, Вы не станете отрицать, что «бесплатки» можно разделить по контенту условно на рекламно-информационные и сугубо рекламные (политико-пропагандистские площадки отложим до лучших времен, равно как и корпоративные початки)? Ну, с рекламными – все более-менее и так понятно: какая же журналистика в подаче бесплатных (или даже платных) объявлений в издании, где объем рекламы - 100%? Остаются - рекламно-информационные… Здесь уже смело можно говорить о качестве контента, т.к. появляется мысль: соотношение «редакционных материалов VS рекламы» в такого рода продукте составляет, как правило, где-то 70/30. Уверен, что не открою Вам Америку, Вы и сами, наверняка, обращали внимание на тот факт, что из 70 оставшихся процентов львиную долю составляют републикации – материалы, которые кто-то где-то уже ране публиковал (если редакция, конечно, деликатно не утаивает сие обстоятельство, забыв, по рассеянности, наверно, привести ссылку), или их – саммари. И вот такая «каша» из надерганной отовсюду и вперемешку информационной челухи может достигать 2/3, минимум. Что у нас остается?.. Согласитесь, какой-то клочок, скорее для декларирования собственного самоутверждения – «я мыслю, следовательно, существую» (вот он Я, «читабельный» продукт, на вашем медиарынке!), чем осмысленная журналистика. Потому-то подпитываемая исключительно инъекциями дядь- и теть-рекламодателей «бесплатка» априори, в большей степени, манипулятивна, чем направлена на просветительство. К тому бесплатный сыр бывает, сами знаете где… :) А вот пришел кризис, рекламные инъекции стали все реже – и как-то «бесплатки» вдруг подпропали, рассосался ежедневный формат. Не находите?..
Илья Сафонов Илья Сафонов Директор по маркетингу, Москва
Виктор Пашула, Нет, не нахожу. Просто мы географически разделены с Вами. Если в столице что и пропало, то достаточно мало. Просто их вытеснили более масштабные проекты. Как сетевики вытесняют обычную розницу. Согласен, что чисто рекламные издания можно не рассматривать. Что до метисов... Рекламно-информационных, так это и есть наглядный представитель белого шума. В этом я с Вами полностью согласен. Но признаюсь, я время от времени просматриваю подобные издания. Там бывают оригинальные методы подачи материалов, или интересная структура... Вы поняли, что я хотел сказать. :) Согласен и с тем, что бесплатка манипулятивна. Так в чем софизм?
Виктор Пашула Виктор Пашула Директор по PR, Абхазия
Илья Сафонов, В том, в чем, собственно, Вы уже согласились: ''бесплатки'' в чистом виде не могут относится к содержательной журналистике. И приводить их в качестве заведомого и ,увы, мнимого доказательства, в котором обоснованность заключения построена скорее на субъективном впечатлении, а не на логике первоначального тезиса, и есть софизм... Хотя Вы правы: отслеживать рынок - полезно и весьма увлекательно. Спасибо за конструктивизм и комментарий!
Виктор Пашула Виктор Пашула Директор по PR, Абхазия
Илья Сафонов,
...Но признаюсь, я время от времени просматриваю подобные издания. Там бывают оригинальные методы подачи материалов, или интересная структура... Вы поняли, что я хотел сказать. :) ...
Кстати, Илья, при желании можно ознакомиться с некоторыми вариациями на тему ''инноваций в подаче''? Здесь же на Форуме Е-xecutive: Дискусcии > Отрасли > Медиа-бизнес > Газеты-перевертыши или право выбора... ;)
Илья Сафонов Илья Сафонов Директор по маркетингу, Москва
Виктор Пашула, Спасибо, обязательно посмотрю. Приятно встретить тут и Константина Комшукова. Очевидно, что он озаботился пробелами в своем познании информационного общества.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.