Елена Семенихина: Адаптация кандидата на испытательном сроке

Елена Семенихина

Большинство увольнений в период испытательного срока происходит в первый месяц работы нового сотрудника. Результаты проводимых исследований показывают, что наибольший процент увольняющихся – люди, не сумевшие адаптироваться к микроклимату нового работодателя, вне зависимости от степени их профессионального соответствия новой должности.

Возможно, не все руководители задумываются о потерях на персонале, не прошедшем испытательный срок. Но они довольно серьезны. Для разных сфер бизнеса величина потерь различна, но схема ее расчета такова:

Затраты на поиск сотрудника на замену + Время и ресурсы, потраченные на обучение новичка, не прошедшего испытательный срок + Информация, утерянная в процессе передачи дел новичку, затем от при его уходе + Потери от раздражения клиентов из-за общения с разными людьми на одной должности.

Компания теряет на непрохождении новичком испытательного срока вне зависимости от инициатора расставания. Инициатором может быть компания, и тогда причины нужно искать в процессе подбора сотрудника. Если же инициатор – сотрудник, то с большой вероятностью причина ухода кроется в его неправильной адаптации. Есть несколько несложных правил, соблюдая которые можно добиться а) сокращения расходов на персонал; б) улучшения репутации компании как работодателя; в) большего процента лояльных сотрудников в штате.

Смысл адаптации – помочь новому сотруднику плавно войти в коллектив и раскрыть свой профессиональный потенциал. В большей степени адаптация носит социально-психологический характер, нежели профессиональный.

  • Продумайте (детально) первый рабочий день и (схематично) первую рабочую неделю сотрудника. Это позволит сотруднику чувствовать доброжелательное внимание со стороны нового работодателя. Он ответит взаимностью
  • Организуйте и оформите рабочее место сотрудника до его прихода. Это избавит от неловкости и новичка, и его куратора. Для новичка это также снизит стресс от первого рабочего дня.
  • Назначьте новичку лояльного и позитивного куратора-профессионала как минимум на первый месяц работы. Пусть куратор поможет новичку привыкнуть к новым методам работы и эффективно использовать уже имеющиеся профессиональные качества и навыки. Куратор должен сам хотеть помогать новичку, иначе система кураторства будет фикцией и может только осложнить адаптацию.
  • Познакомьте вновь прибывшего со всеми сотрудниками/отделами, с которыми ему придется общаться по долгу службы, в первые несколько дней его работы. Пусть каждый отдел/сотрудник подготовит короткую презентацию своих задач. Позитивное знакомство поможет новичку без стеснения обращаться к коллегам со своими вопросами и предложениями.
  • Запланируйте обязательные ежедневные пятнадцатиминутные встречи новичка с руководителем в течение первой рабочей недели. Так можно будет ускорить профессиональную адаптацию и правильное понимание задач, которые ставит руководитель.
  • В конце первой рабочей недели организуйте мини-праздник для неформального приветствия новичка в коллективе.
  • Будьте внимательны к обратной связи от вашего нового сотрудника – это поможет вам отследить его сомнения и недовольство, когда еще можно будет изменить ситуацию.
  • Открыто делитесь информацией! Вся информация, которая не является строгой коммерческой тайной, должна быть легко доступна новому сотруднику. Все контактирующие с ним работники вашей компании должны быть информационно открыты. Несоблюдение этого правила может привести к тому, что новичок будет чувствовать себя как гражданское лицо среди коллектива агентов 007.

Правильно адаптированный сотрудник надолго останется в компании и принесет ей бОльшую пользу, нежели сотрудник, в чьей адаптации были допущены ошибки. А хорошо продуманная процедура адаптации может стать хорошим началом для целой хорошо продуманной системы работы с персоналом.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.