Поколение X: тонкости и хитрости процесса обучения

Представители поколения Х не любят обучаться в группах. В тренинговой «подкове» они садятся ближе к дверям, чтобы уменьшить свой стресс, в командных упражнениях стоят и наблюдают за действиями лидера. Не мешают, но и не помогают. Думаешь, ай молодцы! Ан нет… в этот момент у иксеров включены семь камер наблюдения за: процессом, тренером, лидером, группой, сложными участниками, внутренними ощущениями и т.д. Бебибумер, глядя на блокнот записей иксера после тренинга, думает, что был на другом тренинге. Так ведь от компании нас двоих послали на тренинг! Как такое может быть?

Но представители поколения Х любят обучаться. И пусть в «Теории большого взрыва» смешной на смешном и смешным погоняет, это правда. Жизнь иксера – это постоянное обучение. Если ты называешь обучение словом «тренинг», то жизнь − это постоянный тренинг. Ветви «дерева навыков» (skill tree) опоясывают все живое. Каждый день дает пойнты к тому или к другому навыку. Точки роста каждый день!

Апгрейд каждый день, но личный. Результаты апгрейда касаются только хозяина навыка. Ревностно оберегаются и… если кому-то придет в голову а) найти записи, б) критично о них отозваться – все, враг на всю жизнь. Более продвинутые иксеры, которые себя по Белбину, MBTI, Кельтскому колесу, знакам зодиака, времени рождения, перинатальным матрицам и прочим типологиям уже отыскали – еще скрытнее и хитрее. Хитрее тем, что при обучении в группе результат, выданный на презентации иксером «для всех», это не тот инсайт и грандиозное «ноу хау», которые занесены в блокнот. Группа и не знает, что обладает этими знаниями. Как их достать из иксера? Это вопрос вопросов.

В какой-то момент, может быть, это были 80-е годы, а может уже и 90-е, тренеры нашли такую интересную «открывашку» для иксеров − техники открытой фасилитации. В разных источниках эти методики приводятся под разными названиями, но суть у них одна – это тренинг, где все участники являются тренерами. Только в такой ситуации представитель поколения Х готов взять обязанность (и благодарность) за вклад в общий результат. Вы, наверное, слышали о Future Search, Open Space технологиях фасилитации. Я уважаю и люблю их за ту свободу, которую они дают обучающимся иксерам. И иксеры делают хороший вклад в развитие других участников тренинга.

Отталкиваясь от известных техник открытой фасилитации, расскажу о менее известной. Serendipity. Стимульный визуальный материал для тренинга – художественный фильм. Количество участников – от 4 до 67 (можно и больше, но нужны технические условия для организации просмотра фильма). Тема тренинга на выбор заказчика: продажи, партизанский маркетинг, тайм-менеджмент, мотивация и т.д.

Методика серендипити включает в себя пять правил и два вопроса. Как вы помните изпредыдущей статьи, серендипити – это обучение по ходу дела. Для иксеров просмотр фильма и есть то «дело», в котором они легко обучаются. Эти правила и вопросы необходимо до начала просмотра озвучить и на листах флипчарта разместить в тренинговом зале. Они организуют пространство обучения. Итак:

Первое правило Серендипити: «Каждый фильм имеет начало и конец». Это правило обозначает, что участники обсуждают только тот фильм, который посмотрели. Мозг человека устроен интересным образом. Если во время обсуждения, кто-нибудь из участников сравнит текущий фильм с другим, скажет, например, «это фильм похож на «Матрицу». Серендипити исчезнет у того, кто сказал, и у тех, кто услышал. Оценка и сравнение «убивают» серендипити.

Второе правило Серендипити: «В фильме должно что-то произойти». Для просмотра отбирается фильм, в котором есть: герой (команда героев) и проблема, с которой он (они) столкнулся. Мультфильмы, документальные фильмы менее подходят, также как и триллеры, фильмы ужасов.

Третье правило Серендипити: «В фильме должно быть решение». Решений может быть два: герой решил проблему – ура, хэппиенд. И проблема решила героя – печаль, катастрофа, умерли все. Оба варианта концовки идеально подходят для серендипити. В первом случае в фокусе внимания «что помогало герою», во втором «какие ошибки допустил герой».

Четвертое правило Серендипити: «Герой фильма должен измениться». Изменения могут быть четырех видов: а) герой меняется, и это нам нравится; б) герой меняется, и это нам не нравится, в) герой не меняется, и это нам нравится, г) герой не меняется, и это нам не нравится. Эмоции, возникающие во время просмотра – это очень важная часть. Вспомните, как в последний раз вы ушли из кинотеатра в середине фильма, потому что «не нра». Именно в этот момент серендипити очень работала.

Пятое правило Серендипити: «Внимание к мелочам». Это дословный перевод термина с английского. Во время просмотра необходимо обращать внимание на любые мелочи. Что говорит герой, чего не говорит, во что одет, что на первом плане, что на втором и т.д. Обсуждая эти детали, участники делают выводы, то есть обучаются благодаря им.

Первый вопрос Серендипити: «А чем решение проблемы для меня?». Я согласен с решением героя, или я знаю, как решить проблему лучше. В какой именно момент герою необходимо было сделать по-другому? Ни-ни-ни-Дэвид Блейн.

Второй вопрос Серендипити: «А в чем я получил развитие во время этого фильма?». Часто во время просмотра вспоминаются недоделанные дела или ситуации, которые завершены не лучшим образом. И вдруг… приходит осознание лучшего решения, лучшего завершения. Обычно это короткий призыв «надо позвонить…», «я был не прав, извинюсь завтра», «меняю поставщика». Серендипити – мастерица поиска лучших решений для незавершенных ситуаций в любых отношениях. Участник тренинга фиксирует в блокноте эти решения.

Непосредственно перед просмотром фильма формируется «Стена Весны». Три картинки на стене: лист, цветок и яблоко. Это метафора их логической последовательности появления на дереве. Участникам предлагается взять один маркер, один лист А4 и за одну минуту написать один ответ на вопрос «Что я хочу узнать?/Чему я хочу научиться сегодня на тренинге по теме «…»?». Для большой группы, более 30 участников, эту часть тренинга лучше провести в малых группах. Пусть появятся несколько «Стен Весны». Тренер распределяет ожидания участников по последовательности их рассмотрения под картинками. В результате появляется программа тренинга, вуаля! Иксеры сами составили свою программу!!! Еееееее!

Как использовать серендипити во время фильма? Необходимо разделить лист А4 на две части – проводим ручкой линию вертикально, делим лист пополам. Левая колонка называется «Действия героя». Правая − «Эмоции». Во время просмотра участник записывает в левую колонку, что делал герой в фильме, а в правую – свои эмоции, возникшие в результате действий героя.

После просмотра – обсуждение эмоций. Ищем точки роста – это негативные эмоции. А после завершения рефлексии берем сгруппированные ожидания со «Стены весны» и раздаем в малые группы как вопросы для составления списков ответов. Десять минут на работу достаточно. Новички, узнавшие о серендипити впервые, за это время дают пять-семь ответов. Более опытные участники выдают до 30.

Презентации малых групп, после которых каждой группы участники других групп добавляют то, что они еще заметили в фильме. Тренер обобщает список ответов и, отталкиваясь от него, формирует модель, схему, график, таблицу и т.д.

В завершение презентации один из участников берет на себя задачу набрать полученные списки ответов и модели в текстовом редакторе и разослать остальным. В финале тренинга участники по очереди делятся инсайтами и практическими находками, которые они применят в жизни. Можно также узнать их отношение к серендипити: «легко и понятно, или сложно и непонятно».

Очень насыщенный информационный обмен в малых группах за короткое время провоцирует иксеров на максимальную включенность. Часто после тренинга представители поколения Х хотят продолжать общение с другими участниками группы. И этот прилив любви к команде можно объяснить. Это люди, которые также страстно любят обучаться через фильмы!

Также смотрите:

Поколение Х: нюансы обучения

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.