7 советов, как управлять своей речью на собеседовании

— Моему мужу… требуется много выступать публично.
— Наверно, ему стоит сменить работу.
— Он не может.
— Рабский договор?
— Что-то вроде этого, да.

Это диалог супруги короля Георга VI с логопедом Лайонелом Логом из фильма «Король говорит». Герцогиня просит его помочь в подготовке выступления перед народом, что будет являться своеобразной проверкой перед подданными на профпригодность.

Мы, в отличие от британских монархов, можем и должны менять работу. От того, что и как мы скажем, зависит наша профессиональная судьба.

Речь – важнейший способ коммуникации, а анализ психологии голоса подчеркивает его важную роль в воздействии на эмоции людей, внимание и восприятие. Большинству хочется влиять на других и получать желаемое, но начинать все равно придется с себя.

Привет из детства

В Высшей школы экономики выяснили, что чем чаще с ребенком говорят в семье и способствуют развитию его речи, тем больше у него шансов стать успешным и состоятельным человеком. К такому выводу пришел научный сотрудник лаборатории «Социология образования и науки» учебного заведения в Санкт-Петербурге Кирилл Маслинский. Он утверждает, что развитие речи в семье – это своеобразный социальный лифт. Интеллект и язык ребенка развиваются лучше, если мама и папа внимательны к вопросам ребенка и говорят с ним. Но даже если вам не очень повезло в детстве и взрослые играли в молчанку, все можно исправить.

Да, история запомнила тех, кто хорошо говорил: Уинстон Черчилль, Анатолий Кони, Стив Джобс – прекрасные спикеры. Есть даже не очень успешный австрийский художник из неблагополучной семьи, который своими речами перевернул все в мире с ног на голову в начале 40-х годов прошлого века, увы – пылкие ораторы не всегда хорошие люди. Но речь – это не врожденный навык, как и умение зарабатывать. Семья может что-то не дать в этой сфере, но взрослый человек все может изменить.

Речь, голос и даже публичные выступления – это мышца, которую необходимо качать, как и все группы мышц в нашем теле. Результат и эффект зависит от регулярности и усилий. Да, он не приходит сразу, как и в любом другом начинании, для этого необходимо время и терпение. Но практикой, желанием и личной мотивацией этот навык внедрится в повседневную и рабочую жизнь.

Беречь речь

Даже первые лица государств грешат речевыми ошибками и ставят ударение не на нужный слог. Помните слова-паразиты в речи Бориса Ельцина: «понимаешь», а «нАчать» Михаила Горбачева? Политики эпохи перестройки и 90-х были очень косноязычными.

Речь должна быть грамотной. Особенно устная, ведь для нее, как для письменной, нет проверки орфографии. В этом направлении тоже придется потрудиться, произвести дважды первое впечатление на будущих работодателей не получится.

Голос и речь – это прежде всего инструменты для того, чтобы люди могли «считывать» нас в нужном нам направлении. И если с близкими людьми все понятно, то как быть с другими людьми, чье расположение надо завоевывать? Один из самых показательных примеров собеседование.

Как говорить с работодателями: 7 рекомендаций

  1. Собеседование начинается с того момента, как вы вошли в здание офиса. Помимо потрфолио и резюме с вами должны быть: ровная осанка, прямые плечи, свободное тело, жесты, прямой зрительный контакт.
  2. Говорите на равных. Очень часто на собеседованиях люди ставят себя в зависимую позицию и берут на себя роль «ведомого» и в прямом смысле смотрят «снизу вверх», голос становится выше. Это отталкивает и смущает. Очень важно помнить, что вы специалист, который знает свое дело и тоже выбирает работодателя.
  3. Говорите со средней скоростью. Именно на ней вы будете успевать контролировать волнение, говорить вдумчиво, ясно и понятно, удерживая внимание слушателя.
  4. Держите спину ровно, а голос – в одном тембровом диапазоне, чтобы он не «скакал». Очень часто внутреннее волнение выдает именно неконтролируемый скачущий голос.
  5. Искренне верьте в то, о чем говорите. Зачастую на собеседованиях задают вопросы о профессиональных ошибках, и очень многие теряются. Самое правильно на этом вопросе – ответить максимально честно, отметив уроки, что вы извлекли.
  6. Не отвечайте на вопросы сухо, добавьте в свою речь эмоций, а ответы сделайте объемными и развернутыми. Истории и ответы, подкрепленные примерами из личного опыта, создают эмоциональную вовлеченность и близость с собеседником.
  7. Бывает стресс-интервью, когда вас специально провоцируют. Здесь важно как раз не переборщить с эмоциями, отзеркаливая «атаку» корректно.

* * *

Наша речь – это один из ключей к новой жизни, к развитию, а значит и росту доходов. Мы учимся говорить в детстве, но уровень владения голосом и речью в целом можно и нужно совершенствовать. Успешное публичное выступление ждет любого представителя несценических профессий, если к нему правильно подготовиться. Речевой этикет позволит воспринимать вашу речь более серьезно, а прокаченный голос позволит закрепить успех.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Михаил Боднарук, Сергей Корчанов
Руководитель проекта, Москва

Статья вроде не об этом, но второй совет по общению на собеседовании; уважать себя и чувствовать наравных, очень важный момент.

Не нас выбирают, а мы выбираем. Это важно помнить и не быть рабом. Рабам мало платят и не уважают, спросите у любого бюджетника.

Консультант, Новосибирск

Рабам мало платят и не уважают, спросите у любого бюджетника.

У меня много знакомых бюджетников. Если ты хороший специалист - проблем с уважением нет. Если, конечно уважаешь сам себя.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.