Как оценить эффективность коучинга

Тема коучинга стала модной и востребованной. Всегда, когда тема становится популярной, вокруг нее формируется огромное количество разного рода слухов. Давайте попытаемся отделить правду от вымысла и понять, что действительно важного и полезного есть в коучинге, а что забудется в скором времени. По теме коучинга написано много статей и книг, но вопрос в том, что из того, что там написано, чистая декларация, а что реально работает?

Тема повышения эффективности заинтересовала меня, когда я стал работать консультантом по подбору персонала. За десять лет работы, в течение которых я провел много интервью и переговоров с разными людьми, я обращал внимание на то, что делает человека успешным в том деле, которое он выбрал. И я увидел, что всех людей достаточно точно можно поделить на два типа: одного человека мотивирует то, что он делает, работа дает ему силы, у другого человека работа отбирает силы, он зарабатывает деньги, чтобы потом восстановить силы, чтобы потом снова работать. И так по кругу. Следующий вопрос, который я себе задал: а можно ли научить человека быть успешным? И если да, то как это сделать? Я также увидел, что для руководителей и владельцев бизнеса зачастую остро стоят такие вопросы: как избежать эмоционального выгорания, как найти источник энергии для достижения весьма амбициозных целей?

В отличие от психотерапии, коучинг не ставит перед собой такую задачу как улучшение психологического состояния человека. Если использовать аналогию с медициной, то коучинг работает не с «больными», а со «здоровыми». Коучинг можно сравнить с физкультурой, которая не лечит болезни, но дает возможность сохранить и улучшить здоровье. Думаю, вы согласитесь, что психотерапия – это другой вид помощи человеку.

Задачей коучинга является повышение эффективности деятельности человека

Эффективность деятельности определяется адекватностью картины мира и тем, что достигаются поставленные человеком цели. Если сказать кратко: коуч – это специалист, который помогает человеку в анализе его целей и способах их достижения. Коуч – это тренер, в переводе с английского. Цели могут быть разными для разных видов деятельности, но принципы целеполагания и технологии достижения цели имеют общие закономерности.

Философия коучинга исходит из того, что человек свободен и отвечает за любое принятое им решение. Поэтому нужно отметить, что коуч, как и любой тренер, лишь учит достигать поставленные самим человеком цели. Ответственность – это необходимое условие созидательной и продуктивной деятельности. Коуч не дает советы, не «подводит» к «правильному» решению, все решения вырабатывает и принимает сам человек.

Что же такое цель? Цель – это образ желаемого результата

Для достижения цели нужна энергия. Эту энергию по-другому называют мотивацией. Мотивация – это то, что побуждает человека к действию. Существует множество теорий мотиваций, но в контексте коучинга главная функция мотивации – побуждать к действию. Например: человек чувствует голод (это мотивация, то, что побуждает), он покупает продукты (достигает цели). Другой пример: хочу меньше времени проводить в дороге (мотивация), поэтому хочу купить машину (цель), а не пользоваться общественным транспортом. Обратите внимание на одно важное замечание: понятия потребность и мотивация не совпадают – не всякая потребность становится мотивом, то есть, приводит к поступкам. Потребности могут существовать в неактуальной форме. Например, человек хочет похудеть, но то, что он этого хочет, может и не приводить к реальным поступкам. Только в том случае, если потребность приводит к поступку, она становится мотивом.

Что еще важно знать о мотивации?

То, что мотивация может меняться в процессе деятельности. Достижение цели приводит к формированию новых потребностей. Например, студент может учиться лишь для того, чтобы сдать экзамен, но в какой-то момент у него может возникнуть желание узнать новое, и это может стать новой целью. Потребности не существуют в статичном состоянии, они могут меняться. Человек, в отличие от животного, может осознанно «работать над собой», то есть активно менять себя, а не только менять под себя окружающую среду. Как сказал Блаженный Августин еще в IV веке нашей эры: «Я работаю над этим и работаю над самим собой: я стал сам для себя землей, требующей тяжкого труда и обильного пота». В процессе коучинга человек может выявить направление своего личностного развития, то есть сформировать видение того, каким человеком он хочет стать. Это уже не миф, а реальность успешного коучинга.

Люди довольно сложные и противоречивые существа, и очень часто можно обнаружить несоответствие между поставленной целью и потребностью человека. Например, девушка хочет выйти замуж и ставит перед собой цель – похудеть. Но достижение этой цели не гарантирует достижение того, что она хочет. Или, например, молодой человек хочет продвижения по карьере и для этого задерживается допоздна на работе, тем самым демонстрируя лояльность своему начальнику, но далеко не факт, что такое поведение приведет к желаемой цели. Вместо повышения он может просто переутомиться, что в свою очередь скажется на эффективности его работы, цель же, которую он поставил, достигнута не будет. Мы видим, что достижение поставленной цели может и не приводить к удовлетворению насущной потребности. С другой стороны, достижение некоторых целей требует коренной перестройки мотивации. Так политик, который движим стремлением к власти, может не достичь своей цели – люди будут чувствовать неискренность и фальшь в его словах. Чтобы быть эффективным, человеку нужно уметь не только трудится над достижением цели, но четко понимать, что им движет на самом деле. Коуч разбирает мотивы и цели поведения человека. Соответствуют ли намеченные цели мотивам человека, и приведет ли достижение намеченной цели удовлетворению его потребности.

Основной инструмент работы коуча – это вопросы. Его задача в том, чтобы задавать такие вопросы, которые выведут человека к осознанию его картины мира, расширят горизонт восприятия, позволят ему расширить контекст ситуации. Думать – значит уметь задавать правильные вопросы и находить на них ответы. Эта способность осознавать себя называется рефлексией. Проводя интервью, я часто вижу, как даже очень умных людей легко ставят в тупик казалось бы простые вопросы: «Зачем и почему Вы это делаете?», «Как то, что Вы делаете, позволит Вам достичь того, что Вы хотите?».

Рефлексия возможна не только в сфере мышления. То, что человек чувствует, зачастую важнее того, о чем он думает, ведь эмоции – это прекрасный индикатор уровня удовлетворенности наших потребностей. При определенной практике можно сформировать навык эмоциональной рефлексии. Рефлексия – это тренируемый навык. Ей нельзя научиться, не практикуясь. Выработать в себе этот навык может помочь коуч. Создав в своей душе баланс между чувствами, желаниями и убеждениями, человек попадает в состояние, которое в коучинге называется ресурсным. Это состояние, в котором появляется возможность достигать выдающихся результатов в любом виде деятельности. Ресурсного состояния нельзя достичь один раз и навсегда. Это состояние, которое нужно в себе поддерживать.

Задача коучинга состоит в том, чтобы вывести человека на саморефлексию – помочь ему в прояснении его же потребностей, мотивов поведения, поставленных целей. Важно, чтобы это была позитивная рефлексия, а позитивной она является тогда, когда у человека появляются силы и желание жить по-другому. Только изменение поведения говорит об эффективности коучинга. Коучинг можно считать успешным тогда, когда человек начинает делать что-то по-другому или начинает делать то, чего раньше никогда не делал.

Очевидно, что коучинг – не панацея от всех бед, он не дает ответы на все вопросы. Точнее, коучинг дает возможность задать себе такие вопросы, которые раньше упускались из виду.

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-консультант, Москва

Статья интересная, спасибо. Есть, правда, один комментарий.
Привожу две цитаты из статьи:
1. "Коучинг можно сравнить с физкультурой, которая не лечит болезни, но дает возможность сохранить и улучшить здоровье. Думаю, вы согласитесь, что психотерапия – это другой вид помощи человеку".
2. "Коучинг можно считать успешным тогда, когда человек начинает делать что-то по-другому или начинает делать то, чего раньше никогда не делал."

Привожу определение из медицинской литературы:
"Психотерапия в широком широком смысле включает в себя организацию труда и быта, профилактику психотравмирующих факторов и т. п."
Мои выводы:
1. Если коучинг помогает "улучшить здоровье", то зачем это нужно здоровому человеку?
2. Не думаю, что сейчас есть "здоровые" люди, особенно в среде тех, кто пользуется услугами "коучинга". Там и стресс, и перенапряжение и много чего еще.
Поэтому уверена, что в коучинге в любом случае, явно или не явно, используются приемы психотерапии, иначе ощутимый эффект достигнут не будет. Во-первых, это все - об определениях (см. выше), во-вторых не согласна с тем, что "психотерапия - другой вид помощи": одно тесно пересекается с другим, как и в любой другой деятельности, связанной с прямым контактом людей, т.е. с воздействием на психику: руководство, управление, любое другое взаимодействие и т.п.

Генеральный директор, Москва

Согласен, что коучинг и психотерапия имеют общие черты. Но все же это разные виды помощи человеку. Есть психотерапия, а есть психиатрия. Они тоже в чем-то пересекаются. Но акценты в работе психолога, психиатра и коуча разные. Это разные виды деятельности, которые требуют от человека разный уровень подготовки.

Слушатель MBA, EMBA, Москва

Перемудрил: "Для достижения цели нужна энергия. Эту энергию по-другому называют мотивацией."
Мотивация это желание сделать что-то. Энергия это способность (возможность) сделать что-то.
Так выпьем же за то, что бы наши желания совпадали с нашими возможностями!
Многие сейчас вспомнили эту прописную истину, ставшую нам известной задолго до буржуйского коучинга....

Генеральный директор, Москва

Выпьем, конечно)))
Сергей, думаю Вы согласитесь, что не все желания приводят к поступкам. Можно желать, но не делать. Мотивация подразумевает такое желание, которое приводит к действию.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.