Семь советов начинающему руководителю

Вас назначили начальником пусть небольшого, но все-таки отдела. С чего начать? Со смены галстука и костюма или все-таки есть другие, более необходимые вещи? Я проработал на позиции CEO 15 лет. За эти годы сформировал некий минимум шагов для ввода руководителей среднего звена в эффективную работу по управлению рабочей группой. Надеюсь, этот минимум будет интересен коллегам.

1. Вечерняя трехминутка

Ежедневное подведение итогов, устная благодарность лучшим «по итогам сегодня». Важно, чтобы ваши коллеги ушли домой с удовольствием от выполненной работы. Вы обязаны научиться хвалить особо отличившихся по итогам дня коллег. Постарайтесь научиться говорить так, чтобы лица у людей светились. Нельзя ругать! Пусть даже провинность была серьезная.… Есть общее правило – хвалить прилюдно и регулярно, ругать с глазу на глаз и за серьезные промахи. Добавьте позитива в жизнь сотрудников – они ответят вам взаимностью! Важно приучить коллег к данному мероприятию как к ежедневной норме.

2. Самоорганизация

Как правило, руководителями «в повышение» назначают тех, у кого высокая личная самоорганизация, зачастую выше, чем у остальных. Важно начать системную работу над личной самоорганизацией. Только тот, кто смог укротить себя, сможет помочь в этом и своим коллегам. Россияне, в отличие от немцев, довольно своенравный народ, и вам, как лидеру, необходимо научиться заставлять себя достигать результата…

В свое время я нашел тонюсенькую книжечку Лотара Зайверта с одиннадцатью практикумами по вопросам самоорганизации. Со временем мы с другими руководителями на базе этого материала подготовили обязательный курс практикумов для развития самоорганизации сотрудника. Лучше начинать с себя, а затем, используя опыт и ощущения, вовлекать в процесс свою команду.

3. Организация коллег

Как правило, от вас ожидают квалифицированной работы по организации коллег. Важно! Двигаться «шаг за шагом», закрепляя ваше личное видение в документах – приказах, инструкциях, методиках и так далее.

У Зайверта все выстроено правильно. Целеполагание стоит на первом месте, и вам, как руководителю, нужно научиться испрашивать у вышестоящего руководства конкретику на календарный период для своей рабочей группы. Отлично, если ваше руководство ставит явные задачи и прорисовывает явные цели. Плохо, если такового не происходит. Но работать можно эффективно в любой ситуации. Нужно научиться строить свою работу с прямым руководителем конструктивно и документировано. Любая беседа – совещание, с протоколом совещания. В протоколе вы, как секретарь совещания, должны прописать, как вы поняли цели и задачи, и утвердить протокол у прямого руководителя. Протоколы нужно хранить и делать пометки о выполнении или отмене задач. Подобная конструктивная работа вызовет уважение к вам как профи у вашего руководителя.

Планирование стоит на втором месте. Планы «на каждого» должны быть! И вы должны понять, готовы ваши сотрудники к самостоятельному планированию, или это вы будете делать за них сами, какое время это будет продолжаться.

Принятие решений – на третьем месте. Многие не умеют говорить «нет». Надо научиться это делать. Руководитель обязан быть устойчивым к психологическому давлению коллег и уметь говорить «нет» чаще, чем «да». Говоря «да», вы должны исходить из своего взгляда на проблему, а не из того, как это видится коллеге. Если у вас ясные цели, то никакого труда сказать «нет» или «да» для вас не составит. Если у вас мутные цели, то возникает «я подумаю» или «мне надо посоветоваться». Это плохой звонок для вас как руководителя.

4. Регулирование трудовой активности

После того, как вы составили по Зайверту портрет своей трудовой активности (утро-день-вечер, начало недели – середина недели – конец недели), вы обязаны помочь коллегам распределить задачи, исходя из их трудовой активности.

5. Контроль

После того, как вы разобрались с самоконтролем, важно ввести эту функцию и в рабочую группу. Отчет по проваленному месячному плану – это фото сгоревшего дома. Вы, как руководитель, обязаны увидеть возгорание в доме и ликвидировать его своими силами. Для этого вы должны вести ежедневную статистику, понимая, каков процент выполнения каждый рабочий день.

6. Работа с информацией

После того, как вы улучшили для себя этот параметр, вы просто обязаны помочь в этом своей рабочей группе, введя перечень источников информации:

  • обязательных к запоминанию;
  • обязательных к ежедневному просмотру;
  • обязательных к еженедельному просмотру;
  • запрещенных к просмотру в рабочее время.

7. Имидж руководителя, профессионала с большой буквы

Вот теперь можно заняться и имиджем! Новый костюм, деловой стиль в переписке, аксессуары – ведь вы решили основные проблемы в организации группы и с личной самоорганизацией. Добейтесь того, чтобы вас, как руководителя, было сразу видно по внешнему виду.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 1 июля 2010 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Источник изображений: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Оценка 5 баллов. Статью считаю очень полезной.

Хотелось бы только «смягчить» процедуру контроля.
Я предпочитаю её осуществлять, в порядке обычного общения-интереса к работе подчинённых. Если тактично задавать вопросы, то подчинённый не только изложит все «как есть», но и «сам» догадается, что ему надо подкорректировать в ходе своей работы.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Зонзов Владимир пишет: Хотелось бы только «смягчить» процедуру контроля.
Нормально - у нас в одной организации описанный метод контроля назывался ''гибкий план'' - это когда план продаж разбивался на рабочие дни и по заполнении ежедневного отчета о продажах было видно отставание/перевыполнение по каждой позиции из номенклатуры. Если же речь идет о процентном выполнении поставленных на день задач, то тут вопрос с методикой определения этого процента. В целом - мне статья понравилась. Без воды и по делу.
Исполнительный директор, Москва

На мой взгляд просто конспект.
Примерно с аналогичным подходом приходилось сталкиваться постоянно, но чаще всего всё выливается в череду постоянных формальных совещаний, которые скорее наносят вред, нежели могут принести пользу.

Директор по развитию, Кемерово

Статья очень понравилась. Приятно что на всех этапах сохраняется главный совет о том, что начинать нужно всегда с себя.

Исполнительный директор, Москва
Ирина Силкина пишет: Статья очень понравилась. Приятно что на всех этапах сохраняется главный совет о том, что начинать нужно всегда с себя.
Это единственная ценность? Вообще то это азы, без которых не только не добиться успеха вработе, но и просто в жизни :D
Андрей Покора Андрей Покора Коммерческий директор, Украина

Хорошая, грамотная статья.

Менеджер, Санкт-Петербург
Ирина Силкина пишет: Статья очень понравилась. Приятно что на всех этапах сохраняется главный совет о том, что начинать нужно всегда с себя.
Солидарна с Ириной! Нормальный деловой подход к управлению командой, а не с точки зрения детских повизгиваний по поводу получения долгожданной должности. 8) Возьму на заметку:)
Генеральный директор, Калининград

Коротко и по существу. Повод перечитать Зайверта, если только не подарила кому-то. Автору - респект.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Прописные истины, но изложены кратко и со вкусом. Оценка 4. Особенно понравилась фраза ''Месячный отчет по проваленному месячному плану – это фото сгоревшего дома''.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.