«Я стараюсь тратить меньше, чем зарабатываю»

Мераб Елашвили, владелец и президент компании «Бразерс и Компания», эксклюзивным франчайзи корпорации Sbarro в России.

Мераб Елашвили родился в 1974 году в Грузии. Окончил экономический факультет промышленного колледжа в Тбилиси, затем экономический факультет Института менеджеров, где получил красный диплом и квалификацию экономиста-менеджера. В 1992 году Мераб Елашвили переехал в Москву и открыл собственный бизнес, связанный с импортом продовольственных продуктов и товаров народного потребления крупных европейских производителей. В 1997 году основал компанию «Бразерс и Компания», ставшую эксклюзивным франчайзи корпорации Sbarro Inc. в России. В 2002 году создал бренды «Восточный Базар» и «Баш-на-Баш».

Executive.ru: Мераб, в бизнес вы пришли в начале 90-х, когда российский рынок только делал первые шаги. Помните ли вы ваши ощущения в начале своего карьерного пути?

М.Е.: Мне было 18 лет, когда я приехал в Москву - такой энергичный, решительный, с горящими глазами. В принципе с тех пор я почти не изменился. Просто теперь с горячим кавказским темпераментом прекрасно уживается холодный расчет, без которого в бизнесе – никуда.

Executive: Насколько сложно было получить франшизу такого бренда как Sbarro? Каковы требования компании к потенциальным франчайзи?

М.Е.: Перед тем, как прийти в ресторанный бизнес, пришлось много и тщательно исследовать и анализировать особенности мирового рынка на том этапе развития. Конечно, мы не ошиблись, начав работать под флагом бренда Sbarro, но получить право на лицензию было совсем непросто, поскольку требования такого франчайзера, как компания Sbarro с годовым оборотом свыше $500 млн, очень высоки. Потенциальный франчайзи должен был иметь успешный опыт коммерческой деятельности, сетевого бизнеса в России, конечно же, стартовый капитал, должен был быть готовым к длительным и стабильным отношениям с правообладателем, уважать его интеллектуальную собственность, включая технологию производства и операционные системы, соблюдать принципы деловой корпоративной этики. Все эти правила игры «Бразерс и Компания» с самого начала четко усвоила и соблюдает по сей день.

Executive: Получить франшизу известного бренда – сегодня мечта многих российских предпринимателей. Но далеко не всем это удается. На ваш взгляд, каковы причины неудач российского франчайзинга? Существует ли недоверие со стороны западных компаний к российскому бизнесу?

М.Е.: Причины неудач российского франчайзинга – в недостаточно подготовленной и осмысленной законодательной базе, действующей в этом направлении, отсюда и отсутствие четкого понимания, что такое франчайзинг как таковой. Сторона франчайзера – владельца бизнеса – в настоящее время недостаточно защищена, а интересы двух сторон - франчайзера и франчайзи – часто оказываются несогласованными. Предприниматель, решив идти по пути франчайзинга, должен реально оценивать свои возможности, быть уверенным в экономической эффективности франчайзинговой системы. Иначе не избежать серьезных трещин в деловых отношениях между партнерами. К тому же западные компании склоны не доверять российской экономике в целом, привычная характеристика которой – «нестабильная». К сожалению, это так. И пока ситуация кардинально не изменится, франчайзинг в России будет «прихрамывать на одну ногу», хотя перспективы его огромны.

Executive: Что вы считаете главным в работе сети демократичных ресторанов?

М.Е.: На сегодняшний день основное конкурентное преимущество в работе демократичного ресторана – это оптимальное соотношение «цена-качество». Оно определяет успех заведения. И, конечно, оригинальность идеи.

Executive: Известно, что в ресторанном бизнесе достаточно остро стоит проблема персонала. Как вы ее решаете в своей сети?

М.Е.: Персонал – это особая тема. Рынок испытывает настоящий дефицит в высокопрофессиональных специалистах и знатоках своего дела. Я, как управляющий крупной компанией и большой командой людей, должен в первую очередь подавать пример того, как необходимо выстраивать взаимоотношения с людьми. Коллектив людей – это оркестр: он может состоять из гиперталантливых музыкантов, но без дирижера, способного чувствовать каждую ноту, он ничего выдающегося не сыграет. Поэтому менеджеру, стоящему во главе компании, чрезвычайно важно уметь не только видеть, но и предвидеть; слушать не меньше, чем говорить; мотивировать сотрудников к достижению высочайших результатов, предвосхищая их собственные ожидания и оценки.

В «Бразерс и Компании» эффективно работают программы в области управления персоналом. Организованы программы адаптации для вновь принятого персонала, проводятся обучающие тренинги, охватывающие все основные группы сотрудников, командообразующие мероприятия и программы по трансформации корпоративной культуры. В настоящее время мы проводим реорганизацию системы обучения в ресторанах. У нас создан институт внутренних тренеров. Также существует свой корпоративный стандарт сервиса, разработаны учебные материалы. В приоритетных планах компании - открытие полнофункционального учебного центра. Мы стараемся создать такие условия, чтобы сотрудники стремились проявлять инициативу и могли профессионально расти. Более половины генеральных директоров и региональных менеджеров компании начинали свой путь с рядовых позиций и достигли, в конечном итоге, потрясающих результатов.

Executive: Ваша компания заявляла о планах выхода в регионы. В какой стадии реализации сейчас находятся эти планы? Какие сложности связаны с выходом сетевой компании в регионы? Насколько подготовлены региональные предприниматели к покупке франшизы такого бренда, как «Сбарро»?

М.Е.: Выход в регионы состоится в 2005 году. Правда, в Петербурге мы уже открыли на сегодняшний день 2 ресторана «Сбарро», которые успешно работают. Мы планируем активно расширяться и, в первую очередь, осваивать рынки крупных российских городов, таких как Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург и другие. Региональные предприниматели выражают активное желание развивать бизнес под флагом «Сбарро» и «Восточный Базар», что подтвердилось во время нашего участия в выставке «Купи бренд», а также бизнес-форумах и конференциях, посвященных франчайзинговой теме. Однако не все предприниматели осознают, насколько серьезен и ответственен бизнес по системе франшизы. Да, это экономия времени и минимальный риск вложенных инвестиций. Но есть и оборотная сторона. Чтобы стать франчайзи, нужно иметь четкое представление об этой схеме ведения бизнеса. Она не так проста, как кажется на первый взгляд. Нужно понимать, что процветающий бизнес требует постоянной отдачи от франчайзи. В нашу компанию ежедневно поступают предложения о сотрудничестве, мы все рассматриваем, но реально нас могут заинтересовать только потенциальные партнеры, готовые к профессиональному деловому диалогу и долгосрочному сотрудничеству.

Executive: Создание дорогого премиального ресторана авторской кухни – насколько вам был бы сейчас интересен такой проект?

М.Е.: Проект авторской кухни, конечно, мне интересен. Мы уже заняли несколько ниш на рынке, однако еще остается обширное поле для деятельности. У меня есть определенные соображения относительно кухни, формата и даже интерьера ресторана премиум-класса. Думаю, в скором времени нам удастся занять свое место и в этой нише, а, возможно, даже совершить революцию в ресторанном бизнесе, перевернув представление потребителей о дорогом ресторане…

Executive: Какие концепции и форматы ресторанов сейчас, на ваш взгляд, наиболее востребованы на московском рынке?

М.Е.: Наиболее востребованы сетевые ресторанные концепции со средним чеком $10-20, то есть демократичные заведения. Конечно, будет развиваться сфера ресторанов быстрого обслуживания. Сохраняют популярность русская, итальянская, кавказская кухни. Причем, что любопытно, сегодня рестораны появляются не только в центре Москвы, но и в спальных районах, где не хватает хороших ресторанчиков и кафе. Уже сегодня многие рестораторы стремятся создавать сети, что весьма выгодно и удобно с точки зрения использования единой технологии ведения бизнеса. Тенденция сохранится в ближайшее время, и на рынке уже скоро будут преобладать не рестораны, принадлежащие отдельным владельцам, а сетевые ресторанные группы. Так называемые «народные рестораны», которых планируется открыть в столице до 2010 года не менее 19, применив технологию «фри-фло» (полное самообслуживание по типу столовой), возможно, в скором времени потеснят мобильные фаст-фуды, уже закрепившиеся на рынке. И я уверен, что здоровая конкуренция, в результате которой будет найдено лучшее соотношение «цена-качество», совсем не помешает цивилизованному развитию рынка в России.

Executive: Вы попали в рейтинг самых успешных карьеристов страны. Как вы относитесь к подобным рейтингам? Они вообще что-то значат для предпринимателя?

М.Е.: Это далеко не первый рейтинг, в котором меня признают победителем. Лукавить не стану – конечно, это приятно. Оценка профессиональных заслуг и достоинств очень важна для любого бизнесмена. Я безо всякого скепсиса отношусь к подобным мероприятиям, потому что доподлинно знаю, что «Бразерс и Компания» в 2003 году, например, действительно сделала серьезный рывок вперед, и было бы странно, если бы это осталось незамеченным.

Executive: Что вы считаете главными качествами, личными и профессиональными, которые позволяют современному менеджеру построить успешную карьеру?

М.Е.: Качества самые простые, но требующие постоянной работы над собой. Во-первых, трудолюбие. Ничто не дается без труда и усилий – это простая жизненная истина, о которой надо помнить. Есть цель, есть человеческий потенциал, есть идея, а дальше нужно очень много и упорно работать, чтобы достичь успеха. И другого пути нет. Менеджер, настроенный сделать достойную карьеру, должен на все вещи иметь собственный взгляд и не бояться отстаивать собственную позицию. Если мой подчиненный всегда соглашается со мной, он перестает быть мне интересен, так как я понимаю, что он бесполезен для бизнеса. Бизнес любит людей с пытливым умом, неординарными способностями и обязательно самодостаточных. Конечно же, важны также интуиция, ответственность и здоровая амбициозность.

Executive: Не возникает ли у вас желания попробовать себя в каком-либо ином бизнесе, не ресторанном?

М.Е.: Я работаю не только в ресторанном бизнесе - вот уже семь лет я осуществляю проекты и сфере недвижимости и дистрибуции. В чем еще мог бы себя проявить? Да пожалуй, во всем. Я говорю совершенно серьезно. В любой сфере, если потребуется, я смогу найти для себя что-то познавательное и интересное с точки зрения бизнеса. Конечно, тесно соседствует с ресторанной сферой гостиничная, и индустрия гостеприимства мне очень интересна. Думаю, у меня бы неплохо получилось…

Executive: Согласитесь ли вы с утверждением, что основная цель любого бизнеса – заработать как можно больше?

М.Е.: Основная цель любого бизнеса – увеличение уровня капитализации, а не бессмысленное зарабатывание денег. В бизнесе играют по своим правилам. И, если, управляя компанией, ты так и не научился правильно распоряжаться деньгами, вкладывать их в перспективные и стратегически важные проекты, значит, ты так и не понял истинного предназначения этих самых денег. Деньги не могут быть целью, это же просто не укладывается в рамки нормальной человеческой логики. Вот средство, да. Средство для расширения компании и ее дальнейшего роста, средство для повышения собственного уровня знаний, содержания семьи и т. д.

Я вообще всегда стараюсь тратить меньше, чем зарабатываю – формула, которую должен взять за основу бизнесмен, стремящийся развиваться и развивать свое дело. Иначе это уже не бизнесмен, а игрок, не знающий меры и не умеющий с умом распределять доходы. Риск, конечно, дело благородное, но он не всегда оправдан. Ведь ты не один, за тобой – огромная компания и люди, доверившие тебе однажды и продолжающие сохранять свою преданность.

Executive: Насколько ваше воспитание, образование и окружение подготовили вас к тому, чтобы заняться бизнесом?

М.Е.: Я родился на Кавказе, в Грузии, в замечательной семье, где превыше всего ценилось и ценится уважение к людям. Грузия благодатная, живописная земля - столько традиций и ценностей, тепла и музыкальности. В детстве для меня была привычной обстановка гостеприимства и радушия по отношению ко всем гостям, приходящим в дом моих родителей. Поэтому, наверно, выбор в пользу ресторанного бизнеса был предопределен с самого начала. В меня всегда верила моя семья, верила в мои силы и способности. Я сам хотел уже в юности доказать себе, что смогу многого добиться в жизни. Это не было идеей «фикс», просто, знаете, такой маленький «моторчик» внутри меня покоя не давал: хотелось работать, быть успешным, преуспевающим, хотелось, чтобы близкие люди гордились мной. Когда всего этого я достиг, я понял, какое это счастье – радовать своих близких, оправдывать их ожидания и надежды.

Executive: Ваш бизнес развивается и претерпевает изменения. А что изменилось в вашей жизни за этот период?

М.Е.: Свободного времени меньше стало. А друзей – больше. Хотя я доверяю только тем людям, которые были со мной и в радости, и в беде. Я стал взрослее. Появилась масса новых идей и планов, которые я обязательно должен реализовать. Все это требует моего участия и пристального внимания. Суета, скажете. А я рад, что «варюсь» в этой каше под названием бизнес. Моя жизнь была бы неполной, неинтересной без моего дела, моей работы. Что касается вечных и незыблемых ценностей, то я продолжаю верить в Бога, любить и беречь свою семью – жену и троих детей, путешествовать, когда удается. Хорошим привычкам я стараюсь не изменять. Как и прежде любимыми выражениями моими остаются: «Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи, как будто тебе предстоит умереть завтра», «Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало». А бизнес для меня – это стимул, батарейка, которая не оставляет время на хандру и скуку, которая увлекает, придает уверенности в себе, которая не позволяет останавливаться на достигнутом и призывает побеждать.

Executive: Как вы видите развитие своей карьеры? Есть ли какой-то предел, после которого вы сможете остановиться?

М.Е.: Менять сферу деятельности я не хочу. Мне и здесь вполне уютно. Думаю, я двигаюсь в правильном направлении. Насчет предела, после которого я мог бы остановиться… Да я не хотел и не мог бы остановиться. Полный вперед – это мой девиз. Покажите мне хотя бы одного человека, который признался бы, что добился всего, чего желал, достиг совершенства. Люди так устроены. Добившись цели, они строят новые планы и снова летят к мечте, и хотя часто это опасно, но полет – он же дорогого стоит! Понимаете, в бизнесе нет неоспоримых авторитетов. Сегодня ты на коне, а завтра к тебе и прислушиваться не станут. Практически нет права на ошибку, а если она и случается, ты сам должен все исправить, взяв на себя 100%-ную ответственность за происходящее.

Executive: Как вы представляете себе перспективы развития вашей компании?

М.Е.: До конца 2004 года число ресторанов должно составить не менее 50. К тому же обязательно буду развивать восточные бренды «Баш-на-Баш» и «Восточный Базар». Скоро появятся в Москве новые рестораны с красивым названием. В будущем, возможно, займусь еще и гостиничным бизнесом, который, как я надеюсь, в сочетании с ресторанным составит очень гармоничный альянс.

Executive: Что вы считаете наибольшим достижением в вашем бизнесе?

М.Е.: Признание миллионов людей – наших гостей, думаю. Ведь в конечном итоге только те, для кого ты работаешь, могут по достоинству оценить, насколько важен и эффективен твой бизнес. Сформировавшаяся команда, доверяющая и поддерживающая тебя в деловых начинаниях, – это тоже достижение. Я уже не говорю о заработанном капитале - это закономерный итог удачной работы…

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.