Как HR-у выйти сухим из стартапа?

Красивое начало

Представьте, что вы пришли на job-интервью, на котором представители работодателя рассказывают вам о своей замечательной компании с известным именем, шикарном инвестиционном проекте в вашей стране и возможных перспективах профессионального развития. По итогам встречи, вы получаете вкусное предложение о работе, от которого невозможно отказаться. И вы, конечно, его с энтузиазмом принимаете.

И вот наступает долгожданное утро первого понедельника в новой компании. Вы приходите на работу и ….

Утро первого дня

Вы видите маленький проектный офис размером с вашу кухню. 20 человек каким-то образом уместились в этом пространстве. Все галдят на разных языках, розеток не хватает, интернет виснет. Плюс к этому:

  • пока еще незнакомые вам люди начинают требовать от вас решения их проблем;
  • у вас появляется огромный рекрутмент-план по позициям, некоторые из которых хорошо бы закрыть «еще вчера»;
  • от вас срочно ждут проекты всевозможных корпоративных политик.

А еще сотрудники спрашивают: «Скоро Новый год, где же приглашалка на корпоративную вечеринку?»

Это не история ужастика на Хэллоуин. Это история начала моей работы в стартапе – такой была моя реальная реальность в первые дни пребывания в проекте. Что я чувствовала? Шок, панику, растерянность, а еще азарт. Потому что очень хотела разобраться в этом хаосе. И мне это удалось. Некоторыми выученными уроками мне хочется поделиться с вами.

Понять, что от вас ждут

Когда вы видите драйвовые задачи, важно удержаться от соблазна «ныряния в них в головой». Сначала нужно понять ожидания в отношении вашей работы и ее результатов. Действия, которые мне помогли в первые недели работы:

  • изучить бизнес-план;
  • сформулировать HR-задачи;
  • определить сроки их выполнения;
  • уточнить HR-бюджет;
  • поговорить с вашими внутренними клиентами и услышать их боли.

В результате всего услышанного – увиденного, у меня получился внушительный список, глядя на который я понимала, что у меня недостаточно времени для выполнения всех этих задач и пожеланий.

Расставить приоритеты

Второй полезный на стартапе навык: расстановка приоритетов. Вот эти 100500+ пунктов очень желательно распределить по срочности и важности. Это точно поможет вам быть более продуктивным. Например, политика в отношении льгот и компенсаций была для меня не самым приоритетным вопросом, хотя и была в повестке. А вот задача оформления разрешений на работу для специалистов была очень даже срочной и важной, потому что напрямую была связана со сроками начала монтажа оборудования. Нужно уметь держать фокус внимания на приоритетах, и не хвататься сразу за решение задачи, даже если ваш коллега пишет вам запрос по почте с 1000 восклицательных знаков в теме письма. Важно не вестись на эмоции ваших коллег, и не поддаваться на манипуляции типа «если не будет закрыта эта позиция к пятнице, проект встанет….».

Заниматься корпоративной культурой с самого начала

Третий мой урок такой: думай о корпоративной культуре «смолоду». Мы знаем прекрасно, что даже если мы не занимаемся осознанно ее формированием, корпоративная культура все равно формируется, но только стихийно, и не всегда такая, которая нужна этому бизнесу. Поэтому, формулируйте ценности, создавайте ритуалы и традиции в самом начале проекта. Нужно держать руку на пульсе, ведь соответствующая организационная культура помогает двигать проект вперед. Например, ценность «уходить с работы вовремя». Каким бы трудным или захватывающим ни был день в стартапе, баланс должен соблюдаться. Поэтому мы следили за тем, чтобы сотрудники не засиживались допоздна на работе и контролировали выходы в выходные.

Формулировать понятные правила

Четвертый урок заключается в том, что нужно сразу формулировать простые понятные процедуры и учить сотрудников следовать им. Переучивать потом дороже будет. Проверено на собственном опыте! Например, очень простое правило – заяви о своей желании пойти в ежегодный отпуск минимум за 2 недели до его начала. В начале проекта, когда было еще немного сотрудников и мало бизнес-процессов, я не следовала этому правилу. Сотрудник мог принести заявление на отпуск практически в день начала отпуска, мы быстро в этот же день рассчитывали и выплачивали отпускные. Потом, через какое-то время, когда коллектив стал в разы больше, а бизнес-процессы в разы сложнее, такой подход уже перестал работать. Однако привычка у коллег сохранилась. До сих пор переучиваю их новому правилу «за 2 недели», и борюсь с «раньше было можно, а сейчас..».

Находить время на себя

И наконец, в захватывающем процессе стартапа нужно находить время на себя, отвлекаться от задач, даже самых драйвовых, черпать энергию в чем-то другом – семье, друзьях, хобби, спорте, путешествиях! Важно просто переключать внимание, анализировать свою деятельность за пределами системы! Тогда ваши батарейки будут регулярно подзаряжаться! Как этого добиться, если вы не успеваете, сроки поджимают, «клиент уезжает»? Планирование – то, что мне помогло. Все дела и активности я включала в свой график. Тут важно договориться с собой о том, что, если это дело у меня графике, то я его выполняю, а не переношу, переформулирую или вычеркиваю. Таким образом, в напряженное время стартапа мне удалось сохранить важные для меня отношения, посещать тренировки, выделять время на любимый театр и путешествовать.

«И это пройдет»

Что еще работает на стартапе? Понимание того, что «и это пройдет». Ведь стартап – это всего лишь один из этапов в истории проекта. Он закончится, а вот на то, когда он закончится, «рано или поздно», вы можете повлиять. И чем качественнее вы отработаете в начале, тем легче вам будет на следующих стадиях жизненного цикла проекта.

Чем закончилась моя история с понедельником? Коллектив из проектной команды вырос в 10 раз, новый офис построен, производство запущено, HR-система выстроена, бизнес-процессы работают.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Олег Шурин, Сергей Капустянский
Генеральный директор, Москва

Хорошая статья с верными мыслями. Но давайте будем откровенны. Получилось бы у Вас все так красиво, если бы это был ОБЫЧНЫЙ стартап со всеми присущими ему проблемами?

В Вашем же случае, было создание ЕВРОПЕЙСКОЙ компанией российской дочки с уставным фондом 1,5 МИЛЛИАРДА!!! рублей.

Генеральный директор, Турция

Бывают ситуации, когда маленькому стартапу и не нужно становиться большой компанией с формализованными процессами. А нужно остаться "семейным" "драйвовым" бизнес-бутиком, в котором работают "горящие" люди и которые связаны между собой определенной "химией".

Например , в одной мз моих предыдущих компаний, рынок сбыта не настолько большой, чтобы на нем строить какую-то корпоративную системность. Количество отгрузок в месяц измеряется в единицах (максимум, в паре десятков), средний чек сделки - 2-3 тыс. евро. Нет никакого смысла строить Макдональдс и формализовывать процессы до утопичности. Достаточно найти мотивированных и вовлеченных людей (всего несколько человек, компания очень маленькая) - и управлять отношениями!

В этом смысле я согласен с мнением Сета Година, высказанном в его статье "Когда опасно превращать малый бизнес в большой".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.

90% российских компаний отмечают влияние выгорания на бизнес

Однако с ментальным здоровьем сотрудников работают лишь 45%.