Правильные ли люди работают вместе с вами?

В области малого и среднего бизнеса личные качества персонала являются очень важным, а в сфере услуг – и определяющими.

Лозунг «Кадры решают все» для предпринимателей является не просто красивыми словами, а реальной правдой жизни, со всеми вытекающими отсюда как положительными, так и отрицательными последствиями.

Именно поэтому HR-функция для малых и средних фирм является одной из самых важных, что и обуславливает появление выделенных HR-специалистов практически в любой компании, вышедшей на точку безубыточности.

Постановка проблемы

Среди многих обязанностей HR-менеджера, одной из главных является поиск, подбор и наем нового персонала, способного эффективно реализовать стоящие перед предприятием задачи. Не имея надежной и доступной технологической методологии, позволяющей оптимизировать функцию найма новых сотрудников, сотрудники HR-подразделения зачастую вынуждены заниматься составлением собственных систем типирования и психодиагностики, пытаясь в них хоть как то систематизировать и отобразить свои личные индивидуальные наблюдения и частный эмпирический опыт.

Практически на любом сайте, посвященному вопросам управления, можно найти большое количество творческих, юморных, сатирических произведений по психодиагностике, при этом, как правило, их авторы имеют минимальный опыт методологической и технологической работы с теоретической информацией и страдают полным отсутствием знаний по управленческой психологии в общем, и психодиагностики в частности. Читать такие статьи иногда интересно и всегда бесполезно.

При этом в мировой практике существует много проверенных опытом и временем прикладных психодиагностических систем, которые в силу ряда специфических факторов не доходят до русскоязычных предпринимателей.

В рамках данной статьи я остановлюсь на практическом использовании одной из таких систем, известной на Западе как тест Майерс-Бригсс. Данный выбор обусловлен, прежде всего, тем, что эта психодиагностическая модель была широко распространенна в СССР, где получила большое количество готовых технологических решений и разработок на русском языке, позиционируя себя как наука «соционика».

Для справки:

по запросу «Майерс-Бригсс» Яндекс выдает 49.000 ответов.

по запросу «соционика» – 352.000

Первый этап – составление диагностической карты реальности

На первоначальном этапе составляется диагностическая карта на основе данных о уже имеющихся сотрудниках. В центре карты располагался CEO, далее идут его замы, затем начальники отделов и так до рядового сотрудника. При этом необходимо соблюдать правило «3-14», то есть на одного сотрудника приходится от трех до 14 линий постоянных функциональных контактов (прямой начальник, подчиненные, внутренние партнеры). Наличие такой диагностической карты позволяет заранее определять места наибольшего психологического напряжения с целью дальнейшего уменьшения этого напряжения. Инструменты изменения напряжения:

  • Карьерное повышение сотрудника.
  • Изменение структуры внутренних партнеров.
  • Перевод в другое подразделение.
  • Увольнение.

Второй этап – составление идеальной модели

Для каждого рабочего места составляется модель, которая включает в себя три наиболее оптимальных психотипа для этого рабочего места и три наименее адекватных для данной работы.

Говоря соционическими терминами, работа бухгалтера имеет гораздо больше логических, чем этических составляющих.

Другой пример: в проектных профессиях шансы у иррационалов гораздо выше, чем у рационалов. А вот в поточно-конвейерном производстве ситуация повторяется с точностью до наоборот: рационалы гораздо более предпочтительнее.

Что касается отделов продаж, то здесь своя специфика в рознице, в опте, при телефонных продажах или дистанционных SPIN-продажах.

Теоретически, зная миссию, бизнес-модель, каналы продвижения, целевую аудиторию и планируемый штат компании, можно выстроить идеальную модель организации, что имеет очевидные преимущества, особенно на этапе создания бизнеса с нуля.

Третий этап – сопоставление карты реальности с идеальной моделью

Самый критичный случай этого этапа, когда реальная психодиагностическая карта компании по своим качествам абсолютно не соответствует идеальной модели. Такое явление наблюдается в компаниях, которые в силу обстоятельств, были вынуждены сменить профиль основной деятельности.

Как пример можно привести деятельность тысяч предприятий Урала, Сибири, Дальнего Востока, которые в 2009 году, после решения Владимира Путина о поднятии импортных пошлин, были вынуждены перепрофилироваться с ВЭД деятельности на что-то другое – в новых условиях смогли выжить менее 10% фирм и организаций.

Другой не очень хороший случай, это когда CEO (генеральный директор, президент, председатель) по своим психодиагностическим качествам попадает в категорию «неадекват». Особенно трагично эта ситуация выглядит в случаях, когда СЕО является собственником компании, что приводит к сложной дилемме: «уйти и дать бизнесу подняться» или «остаться и умереть стоя на коленях».

Понятно, что вышеприведенные примеры, это крайние случаи и гораздо чаще корреляционный анализ карты и модели позволяет генеральному директору увидеть потенциальные проблемы и возможности, оставаясь при этом на своем месте.

Плюсы психодиагностики

Особенно хорошо данная технология подходит предприятиям, чья деятельность связанна с обработкой и генерацией информации:

  • СМИ
  • аудит
  • реклама
  • консалтинг
  • проектное IT
  • юриспруденция

Повышение скорости и качества внутрифирменных коммуникаций, снятие психологических барьеров и зажимов, управление в режиме «меня понимают с полуслова» дает не только рост внешней эффективности, но и существенно повышает нематериальную ценность фирмы в глазах сотрудников.

Другим несомненным преимуществом использования психодиагностики является значительное уменьшение текучести кадров, что позволяет компании получать большую отдачу от средств, вложенных в обучение и подготовку специалистов.

Минусы психодиагностики

Главный минус психодиагностики, это существование «Закона неадекватности отображения человека человеком», что проявляется в наличии определенных сложностей как при самотипировании, так и при внешней экспертной оценке. Даже опытному специалисту порой сложно сразу точно определить соционический тип клиента, особенно по такой важной дихотомической ветке как: рационал – иррационал. Обычно в таких случаях на конечном этапе прибегают к элементарному способу перебора вариантов, благо, что в соционике их 16, а не 64 как в буддизме.

Другая проблема, возникающая после проведения психодиагностики фирмы, это решение вопроса по нейтрализации уже работающих в компании сотрудников, чьи социально-психологические характеристики вступают в противоречие с их профессиональной функцией внутри компании. Особенно болезненно этот вопрос стоит в ситуациях, когда сотрудник имеет внутри компании какой-либо специфичный статус:

  • Стоял у истоков компании.
  • Является родственником или другом учредителей, ключевых покупателей, продавцов, подрядчиков, поставщиков и т.п.
  • Имеет доступ к конфиденциальной или секретной информации.

Однозначных ответов здесь нет, и в каждой конкретной ситуации требуется свое решение. Одно можно сказать твердо: это уже решения не уровня HR-менеджера, а CEO.

В некоторых случаях возникают трудности с типированием рабочих мест: например некоторым сотрудникам HR-департаментов сложно сформулировать, насколько сильно будут отличаться между собой сотрудник IT-отдела PR-компании от сотрудника PR-отдела IT-компании. Или какими качествами должен обладать идеальный GR-менеджер в логистической компании.

Примеры психодиагностики

Возьмем для примера такого широко известного в узких кругах пап и мам героя, как Лунтик.

Что мы знаем о Лунтике? Экстраверт, сенсор, этик, рационал (ESFJ). С точки зрения профориентации, это великолепный кандидат для фронт-офиса. Если вам нужен заведующий челаутом – также ищите «Лунтика».

Или возьмем для примера Генерала Шэра из того же мультсериала: рационал, экставерт, сенсор, логик (ESTJ) – это действительно генерал, то есть менеджер. Другой вопрос, что такого генерала лучше по возможности оградить от общения с внешней средой: покупателями, продавцами, поставщиками, подрядчиками, ибо он им может очень сильно не понравиться и нанести ущерб репутации компании.

Другой широко известный пример из жизни: Владимир Путин – логик, интраверт, интуит, рационал (INTJ). Такой социотип наиболее эффективно проявляет свои способности при работе сотрудником бухгалтерии, IT или аналитического отдела компании. А вот начальником такому социотипу быть трудно ввиду отсутствия социально-этических норм и шаблонов.

Выводы

По твердому убеждению автора, имеющему 25-летний опыт управления азиатскими компаниями (Россия, Япония, Корея, Китай), психологические совместимость сотрудников важнее их профессиональных качеств. Сегодня поиск обученных и подготовленных профессионалов в любой отрасли, является лишь проблемой технологического характера. Однако никакая зарплата, никакая мотивация не сможет заставить продуктивно работать людей вместе, если они имеют неприемлемые друг для друга социальные психотипы.

Другой вопрос, что при дистанционной работе это правило не действует, так как в интернете люди зачастую проявляют черты характера, совершенно не присущие им в обычной жизни. Однако дистанционные офисы в России еще не играют какой-либо значимой роли, и применяемые в них технологии гораздо менее востребованы, чем методы и способы, используемые в традиционных формах ведения бизнеса.

Автор выражает особую благодарность Сообществу менеджеров портала E-xe.ru, без чьего активного участия эта статья была бы невозможна.

Экспертам: Марату Бисенгалиеву, Рустэму Валееву, Владимиру Зонзову, Владимиру Крючкову, Евгению Корневу, Константину Комшукову, Валерию Овсию.

Участникам: Елене Казариной, Николаю Сибиреву, Наталье Черентаевой.


В литературном конкурсе «Большая игра-2013», организованном редакцией Executive.ru и издательством «Альпина Паблишер», приняло участие 48 публикаций в номинациях «Менеджмент», «Маркетинг», «Карьера» и «Финансы». Трафик проекта составил более 160 тыс. хитов. Участники Сообщества оставили в форумах под материалами конкурса более 1300 комментариев. В январе 2014 года судейские коллегии подвели итог.

Фото: pixabay.com

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Тема, как минимум, интересна. Но нужно внимательно изучить, чтобы задать вопросы или высказать конструктивную критику.

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

За благодарность спасибо, хотя и не поняла, за что именно. :)

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Пройдусь по тому, что особо привлекло внимание)).
Из статьи: Другой широко известный пример из жизни: Владимир Путин – логик, интраверт, интуит, рационал (INTJ). Такой социотип наиболее эффективно проявляет свои способности при работе сотрудником бухгалтерии, IT или аналитического отдела компании. А вот начальником такому социотипу быть трудно ввиду отсутствия социально-этических норм и шаблонов.
1. Каким образом определили принадлежность В.В.Путина к типу INTJ -?)) 2. Если предположить, что его тип определен правильно, то интересное получается - плевать он хотел на соционику и начальником стал, причем ни каким-нибудь, а вполне так...))). Из п.2 вытекает вопрос: стоит ли так уж ориентироваться на итоги теста соционики, когда:
Из статьи: Наличие такой диагностической карты позволяет заранее определять места наибольшего психологического напряжения с целью дальнейшего уменьшения этого напряжения. Инструменты изменения напряжения: - Карьерное повышение сотрудника. - Изменение структуры внутренних партнеров. - Перевод в другое подразделение. - Увольнение.
:)
Директор по маркетингу, Нижний Новгород

В целом, мое отношение к тесту Майерс-Бригсс такое же, как и ко всем остальным психологисеским тестам - как к бреду)).
Потому что:
а) Тесты задают вопрос ''Что?'', но не спрашивают ''Почему?''. Для меня главное смысл. Один и тот же смысл разные люди могут передавать разными словами, так же как одними и теми же словами могут говорить о разном. Выражаясь ''по-научному'' - погрешность результата может быть теста настолько велика, что применять его (на мой взгляд) нецелесообразно.
б) Проверив данный тест на себе, скажу, что программа выдала результат, уточнив, что он верен на 40%. Здорово?) Это еще хотя бы честно)). При этом совпадало только то, где утверждения были полностью идентичны вопросу))).

Может стоит просто спросить сотрудника, вместо того, чтобы заставлять ставить ''галочки'' в тесте? :)

Директор по производству, Украина
>>> психологические совместимость сотрудников важнее их профессиональных качеств. >>> никакая зарплата, никакая мотивация не сможет заставить продуктивно работать людей вместе, если они имеют неприемлемые друг для друга социальные психотипы -----------------------------------------------------------------. Я – технарь. И наверное поэтому меня всегда мало интересовала тема, которая рассматривается в статье Бориса Дмитриевича. Но, статья мне понравилась. Я согласен с автором. Действительно. Если мы рассматриваем компоновку оборудования в цехе, то – понятно – учитываем согласованность производительности единиц оборудования. Аналогично, для фирм, перечисленных в статье (СМИ, … , юриспруденция) «основными фондами» являются (согласно П.Друкеру) работники этих фирм. Поэтому, необходима согласованность их работы. А она определяется, в первую очередь, их коммуникациями. А (извиняюсь за многословность) на эффективность коммуникаций существенно влияет психологическая совместимость сотрудников. -----------------------------------------------------------------. [COLOR=gray=gray]Нетривиальная тема! Внезапно возникший конфликт в конторе – это, чаще всего, надолго; и вероятнее всего – до полного уничтожения одной из сторон. На производстве – полная противоположность! Например. Как-то, с утра, я перерявкнулся с зам.директора завода. А после обеда мы с ним уже вместе работали. Производственная необходимость вынудила. В конце дня, я спросил его: «Михаил Иванович, а ты чего?». Он ответил: «Та, наверное, не с той ноги встал». И ВСЁ! Психологически, мы даже понятнее стали друг другу. Я не скажу, что полностью понимаю-знаю ответ на следующий вопрос: Почему, в конторе, случайный конфликт чаще всего приводит к войне на уничтожение; а на производстве конфликт, как правило, гасится. Думаю, потому что на производстве взаимозависимость – более объективная. [/COLOR]
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Владимир Зонзов пишет: ...Но, статья мне понравилась...
Мне очень понравилась первая часть статьи, ровно до того момента, где началось про соционику. :)
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Владимир Зонзов пишет: Внезапно возникший конфликт в конторе – это, чаще всего, надолго
Это, чаще всего, не внезапно. А долго зрело и, наконец, ''взорвалось''. Если это действительно серьезный конфликт. А то может и не конфликт вовсе, а так, как говорила тетка одной моей коллеги: ''Соседку встретила и два часа с ней ругалась - чуть настроение себе не испортила!'')))
Менеджер по обучению персонала, Самара

Борис, статья интересная и стиль изложения соответствует основной идее. С чем я согласна в статье и что вызывает сомнение (лично у меня). Сам обсуждаемый инструмент – тест Майерс-Бриггс – мне нравится, несмотря на неоднозначные оценки его надежности. На мой взгляд, это один из самых лучших тестов, диагностирующих типологию личности и решающий профориентационные задачи, т.к. он дает возможность получить тестируемому достаточно полное представление о САМОМ СЕБЕ, при этом, совершенно согласна, что одним из минусов применения тестов является

ЦИТАТА: существование «Закона неадекватности отображения человека человеком», что проявляется в наличии определенных сложностей как при самотипировании, так и при внешней экспертной оценке.

Поэтому, на мой взгляд, его целесообразнее всего применять не для подбора и ротации персонала, а для профконсультирования. Т.к. обсуждение результатов тестирования с тестируемым способствует решению профориентационных задач, помощи в планировании карьеры и т.п. (пишу это, опираясь на свой практический опыт, т.к. в начале своей карьеры работала психологом-профконсультантом).

Что заставляет меня сомневаться в целесообразности применения данного теста именно для подбора и ротации персонала.

ЦИТАТА: психологические совместимость сотрудников важнее их профессиональных качеств.

Психологическая совместимость, безусловно, нужна, но я бы не стала ей противопоставлять профессиональные качества (под этим я понимаю уровень проф. компетентности), если речь, конечно, не идет о содержании работы, которой несложно научиться при должной мотивации. На мой взгляд, приоритетными критериями оценки персонала должны быть необходимый уровень профкомпетентности или потенциал соискателя (при подборе), который позволит справляться с данной работой, и мотивация работника/соискателя, побуждающая выполнять именно эту работу. А повышение психологической совместимости, высокий уровень взаимодействия, несмотря на разную типологию работников, - это одна из задач руководителя. Кстати, тест Майерс-Бриггс может этому способствовать, но несколько в ином ключе, чем Вы предлагаете. Автор книги Патрик Ленсиони «Пять пороков команды» (данная книга - это фактическое методическое руководство по командообразованию) предлагает использовать именно этот тест для диагностики членов команды, с последующим совместным обсуждением, «кто есть кто», что позволяет лучше понимать и ПРИНИМАТЬ друг друга, что должно способствовать улучшению взаимодействия.
На 100% согласна с тем, что

ЦИТАТА: не очень хороший случай, это когда CEO (генеральный директор, президент, председатель) по своим психодиагностическим качествам попадает в категорию «неадекват». Особенно трагично эта ситуация выглядит в случаях, когда СЕО является собственником компании, что приводит к сложной дилемме: «уйти и дать бизнесу подняться» или «остаться и умереть стоя на коленях».

но здесь уже никакие методики не помогут…
Возник вопрос, почему так категорично

ЦИТАТА: логик, интраверт, интуит, рационал (INTJ). Такой социотип наиболее эффективно проявляет свои способности при работе сотрудником бухгалтерии, IT или аналитического отдела компании. А вот начальником такому социотипу быть трудно ввиду отсутствия социально-этических норм и шаблонов.

Это я не за Путина беспокоюсь, просто у меня тоже такой тип, а к бухгалтерии и IT ни интереса, ни способностей)))
Спасибо за благодарность – неожиданно и приятно!

Нач. отдела, зам. руководителя, Ульяновск

Мне статья понравилась, а у профессионального психолога вызвала улыбку. Особенно попытка типизировать известных личностей ))) Особенно чекистов...

Менеджер интернет-проекта, Санкт-Петербург
З
Занятные мысли озвучивает Борис Яровой в статье
Занятная фраза )
озвучивать мысль в статье
... это изобрЕтение цифрового века )
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
Китай вложился в агроплатформу РФ

Тренд дня: Китайская Fosun International стала совладельцем российской площадки по продаже сельхозпродукции.

Amazon интересуется кино

Тренд дня: Amazon задумался о покупке сети кинотеатров.

​ННК нацелилась на сибирский уголь

Факт дня: Эдуард Худайнатов, претендует на разработку Колыванского месторождения.

​Военные захоронения не для девелоперов

Тренд дня: Минэкономразвития предложило ввести штрафы для девелоперов.