Зарплата как ваша «добавленная» стоимость

Новые реалии кадрового рынка таковы, что менеджеры в общем стали получать меньше. Зарплаты упали, а желание хорошо жить и много получать осталось. Однако работодатели не торопятся повышать вознаграждения: они сегодня твердо знают, сколько и за что готовы платить. И на прибавку к зарплате или на особо привлекательное предложение при смене компании могут рассчитывать только те менеджеры, которые знают, умеют и могут предложить чуть больше, чем остальные конкуренты-соискатели. Вспомните 1990-е годы: тогда людям, владеющим английским языком, сразу предлагалась оплата на порядок выше, чем их коллегам. За что же сегодня компании готовы доплачивать? Какие знания и навыки заставят их раскошелиться?

Начиная с 1999 года, на рынке властвовали кандидаты: компании развивались, бизнес рос, увеличивалось количество вакансий, а вот грамотных и профессиональных специалистов не хватало, поэтому работодатели без зазрения совести переманивали их друг у друга. Чем? Деньгами, что и вызвало дикий рост уровня оплаты труда практически по всем позициям. Но эра благоденствия кончилась, доходы упали, прошли сокращения, и цены на кандидатов (и их амбиции) резко упали. Светлана Акопова, ведущий консультант по подбору персонала компании Ventra Employment: «Если говорить об изменениях в оплате труда, наши исследования показали, что оплата труда на рынке за время кризиса в среднем снизилась на 30%. Это связано с тем, что компании стали оптимизировать свои затраты. Во многих компаниях сократились программы дополнительного мотивирования служащих (премии, бонусы, соцпакеты)».

Кроме того, оказалось, что среди тех, кто много получал и сидел на высоких должностях, настоящих специалистов мало, что они не готовы, не умеют работать в кризисных условиях. Поэтому особенно ценятся сегодня люди, которые могут справляться с подобными проблемами, могут находить успешные решения на трудном рынке. Ирина Курганова, руководитель департамента по развитию бизнеса кадровой корпорации Manpower: «Все большее значение (в частности, при переходе на новую работу) приобретает умение грамотно выстраивать работу и добиваться результатов в период непредсказуемости, а также наличие в бизнес-портфолио успешно реализованных проектов в кризисный период. Например: был успешно выведен на рынок новый продукт, правильно выбрана бизнес-стратегия, произошло увеличение прибыли, сократились финансовые риски и т.д.» Если вы действительно обладаете указанными навыками, у вас есть все шансы получить хорошую компенсацию, выше среднерыночной.

Кризис привел к образованию еще одной любопытной тенденции на рынке: объединению компетенций и функциональных обязанностей. Вынужденные сокращать издержки, компании «сливали» несколько близких направлений в одно, соответственно, понадобились люди, способные работать в этих подразделениях – обладающие более широким опытом, знаниями и компетенциями, а не заточенные строго под одну функцию. Светлана Акопова: «К примеру, если говорить о вакансиях в секторе управления персоналом – в настоящий момент сложилась ситуация, когда востребованы специалисты, сочетающие в себе опыт подбора персонала и построения системы обучения сотрудников. До кризиса это были две совершенно разные специализации, теперь же появилась новая профессия – менеджер по подбору и обучению персонала. То есть специалист на данной позиции занимается и тем, и другим. Похожая ситуация складывается практически во всех отраслях. На рынке маркетинга, например, будет пользоваться спросом то специалист, который имеет и опыт продвижения бренда, и опыт аналитической работы, и опыт ATL и BTL активностей».

Существуют на рынке труда и вечные ценности: знание иностранного языка всегда было и будет преимуществом для менеджера. Не только западные, но и российские компании все чаще делают язык обязательным требованием при приеме на работу, и если сегодня свободное владение иностранным языком – чаще всего просто ваше конкурентное преимущество, то завтра это может стать обязательным требованием. Хотя и сейчас знание языка может принести вам прибавку к зарплате. Ну и, конечно, личные качества менеджера тоже могут стать бонусом к его зарплате. Наталья Данина, генеральный директор консалтинговой компании CASE: «Многозадачность. Скорость жизни постоянно увеличивается и способность решать одновременно все больше задач, перерабатывать все больше информации в единицу времени будет необходимым требованием к сотрудникам».

Ирина Курганова: «По-прежнему работодатели заинтересованы в работоспособных, стрессоустойчивых, амбициозных сотрудниках. По-прежнему ценится высокая компьютерная грамотность, наличие западных сертификаций (в особенности в финансово-банковской сфере). Большее значение работодатели стали придавать наличию профильного образования, в особенности в медико-фармацевтическом сегменте».Хотя последнее характерно для многих областей. До кризиса менеджеры были более свободны в своем «творчестве»: можно было выбрать почти любую интересующую сферу деятельности и со временем сделать неплохую карьеру. Да и кросс-индустриальные переходы были делом обычным, и часто даже приветствовались работодателями. Но столкнувшись с отсутствием глубинного понимания процессов, происходящих в компании и отрасли, у многих менеджеров, работодатели ужесточили требования и к образованию, предпочитая профильное (оно дает хорошую базу), и к опыту работы в данной конкретной индустрии.

Появляется все больше «закрытых» индустрий, куда вход без спецобразования заказан. Вера Филатова, руководитель департамента b2b-рекрутмента Antal Russia: «Нужно специальное образование, на это делается особый акцент. Например, возьмем инжиниринг. Если один менеджер по продажам окончил технический институт, а второй имеет экономическое образование, то всегда предпочтение отдадут первому. Да и зарплаты будут различаться».

Также всегда имели, а сегодня имеют особую ценность в глазах работодателя связи и база контактов менеджера. Если сотрудник готов прийти в компанию вместе с несколькими клиентами, то однозначно, ему сделают отличное предложение. Вера Филатова: «Если говорить о менеджерах по продажам, то им абсолютно точно готовы доплачивать за связи и конечных клиентов, с которыми они работали. Часто компании предлагают больше тем специалистам, которые уже работали в этой сфере. Потому что важны «вхожесть» кандидата и общение его с конечными клиентами. Например, так происходит в цементном секторе, а компании нефтегазовой сферы берут на работу специалистов только со своего рынка».

Итак, портрет «дорогого» кандидата: профильное образование, опыт работы в индустрии, умение работать на кризисном рынке, широкий спектр решаемых задач, знание иностранного языка, стрессоустойчивость, работоспособность и связи. Если у вас есть хотя бы половина нужных навыков, у вас есть шанс заинтересовать многих работодателей, если же вы обладаете 70% указанных качеств, то вам предложат не только работу, но и зарплату выше рыночной.

Но это все касается кандидатов и тех, кто готов ими стать, а как же сотруднику обеспечить себе прибавку к жалованью в стенах родной компании? Увы, сегодня работодатели не склонны повышать оклады своим работникам. Слишком много желающих соискателей на рынке, которые готовы работать за указанный в штатном расписании оклад, причем это не зависит от уровня менеджера. Единственный шанс увеличить оклад, который предоставляют некоторые компании, это выполнение и перевыполнение KPI. Анастасия Селиванчик, ведущий консультант кадрового агентства Penny Lane Personnel: «Критерии прибавки к зарплате любого сотрудника напрямую зависят от выполнения поставленных перед ним задач. Если руководитель отдела по работе с клиентами/отдела продаж перевыполнил план, например, на 10% и более, то и бонусная часть его дохода непременно возрастет». Да, это немного, но если у вас есть перечисленные выше «золотые» навыки, вы всегда себя хорошо продадите – и своей компании, и чужой.

Также смотрите:

Кто будет нужен в 2015-2020 годах?

Россиянам работа по барабану

«Я к вам пишу – чего же боле?» Рекомендательное письмо

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Это что, курс молодого бойца для менеджера по персоналу?

Менеджер, Волгоград

Все как обычно! Эра благоденствия закончилась, зарплаты упали, кризис, затраты оптимизируются! Но... На повышение зарплаты в родной фирме можно не рассчитывать. Зато стоит приготовиться к увеличению выполняемых функций. Если хочешь увеличить зарплату, пиши резюме! Получается как всегда: свои сотрудники плохие, а чужие хорошие! Что опять приведет к очередному, не всегда обоснованному росту зарплат. Великие и талантливые руководители сами себе копают ''зарплатную яму''. И с нетерпением будут ждать очередного кризиса, чтобы урезать зарплату! Вот и особенности национального вознаграждения!

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Статья правильная с точки зрения руководителей, акционеров и менеджеров по персоналу. Когда растут обороты компании, автоматически растут зарплаты, и сотрудникам кажется, что это они такие золотые, и так будет всегда. А когда обороты падают, рядовому сотруднику не понятно, с чего вдруг оптимизация, сокращение штата и зарплат - вроде как работает также, и даже больше. Из чего вывод на будущее: не сильно баловать, денежное вознаграждение должно быть привязано к отличной работе и выполнению плана!

Менеджер, Москва
Черевиченко Алексей пишет: Все как обычно! Эра благоденствия закончилась, зарплаты упали, кризис, затраты оптимизируются! Но... На повышение зарплаты в родной фирме можно не рассчитывать. Зато стоит приготовиться к увеличению выполняемых функций. Если хочешь увеличить зарплату, пиши резюме! Получается как всегда: свои сотрудники плохие, а чужие хорошие! Что опять приведет к очередному, не всегда обоснованному росту зарплат. Великие и талантливые руководители сами себе копают ''зарплатную яму''. И с нетерпением будут ждать очередного кризиса, чтобы урезать зарплату! Вот и особенности национального вознаграждения!
Соглашусь с Алексеем. Так было проще, этот ответ лежал на поверхности. Но менеджеры увольняются и переходили в другие компании, на аналогичные должности с большими окладами. Конечно, кризис по началу стал поводом для увольнения ''нерентабельных'' сотрудников, зачастую не глядя на его вклад в компанию. Руководители отделов, боясь потерять место, окружают себя подушками безопасности из друзей, родственников и прочих знакомых (не все отвечают требованиям занимаемой должности). Вопрос в следующем - что лучше всего пересмотреть?
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Итак, портрет «дорогого» кандидата: профильное образование, опыт работы в индустрии, умение работать на кризисном рынке, широкий спектр решаемых задач, знание иностранного языка, стрессоустойчивость, работоспособность и связи. А разве когда-либо было иначе ? Вернее, был некий иной набор критериев ? Фактически это полный стандартный набор того, что фигурировало в составе требований к кандидатом в течение последних 10-12 лет в России. Т.е. в течение всего периода после кризиса августа 1998 года, начиная с января-февраля 1999 года. Взяли и переписали. В чем отличия от современных требований, - так и остается ''за кадром''. Впрочем, и содержание статьи на это свет тоже не проливает. Поскольку всё без исключения, что перечислено в статье, уже было и в более мирные, а не кризисные времена. В частности, например, наличие у человека двух образований в сочетании с практическими навыками работы по технической специальности. Правда, ценились такие специалисты особенно высоко до кризиса 1998 года, но и где-то с 2000 года вновь начался постепенный рост к ним интереса, хотя и не достигший вплоть до настоящего времени уровня начала и середины 90-х. Также наводит на неприятные размышления в пользу неопределенности традиционно ничего не значащая фраза ''знание иностранного языка''. Это ''знание'' бывает у людей разным. И требования к этому ''знанию'' для различных менеджерских позиций бывают разными. Поэтому необходимо уточнение, какой именно уровень требуется. В частности, в силу того, что именно конкретный уровень знания иностранного языка часто является определяющим, т.н. ''рулевым'' фактором в работе менеджера или специалиста.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Нужно специальное образование, на это делается особый акцент. Например, возьмем инжиниринг. Если один менеджер по продажам окончил технический институт, а второй имеет экономическое образование, то всегда предпочтение отдадут первому
В инжиниринге разве не всегда так было?
Часто компании предлагают больше тем специалистам, которые уже работали в этой сфере. Потому что важны «вхожесть» кандидата и общение его с конечными клиентами. Например, так происходит в цементном секторе, а компании нефтегазовой сферы берут на работу специалистов только со своего рынка
То, что предложение более высокой зарплаты может поступить - это да. Но вот то, что ТОЛЬКО из своего сектора берут - не соответствует действительности. Как представитель нефтяного сектора могу сказать, что вполне могу взять на продажи специалиста, который, например, продавал какие-нибудь краски производственным предприятиям... Важен в первую очередь уровень общения данного кандидата, а уж продукту обучить можно.
Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина

Рекруты имеют отношение к этой статье, исключительно заказное.

Статья - эдакий крик о помощи (если не наглое обращение) назначение которого, инициировать активную помощь кандидатов... -мол, уважаемые кандидаты наши дивиденды, напрямую зависят от вашей рыночной стоимости. Не подводите нас пожалуйста и ''подтяните'' свои профессиональные качества. А точнее их наличие.
По моему самое время напомнить глубокоуважаемым заказчикам текста об их назначении в сфере управления человеческими ресурсами - определять качество навыка и на основе такой схемы взаимодействовать с работодателями.
Частенько решающий фактор в успехе рекрута - это PR в кругах заказчика. Вот и задвигайте свою рекламу в этом направлении. Какие у вас еще есть инструменты определения качества навыков кандидата. А пока, что вы даже наличие с трудом определяете, совершенствуясь в обратном от качества направлении.
(разве об этом не говорит PR-обращение к кандидатам?).

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Уважаемые Сообщники, По кинофильмам известно, что в салунах Дикого Запада было объявление: «Не стреляйте в пианиста. Он играет, как умеет». На Е-хе, тоже, не помешало бы объявление: «Не увлекайтесь критикой статей редакторов. Их цель – не раскрыть тему, а привлечь к ней внимание». А по каждой теме всегда найдутся профессионалы, которые могут раскрыть её во всех деталях. Так что, давайте ДОПОЛНЯТЬ статьи редакторов. А не противопоставлять их краткости свои узкопрофессиональные знания деталей.
Генеральный директор, Калининград
Владимир Зонзов пишет: «Не увлекайтесь критикой статей редакторов. Их цель – не раскрыть тему, а привлечь к ней внимание». А по каждой теме всегда найдутся профессионалы, которые могут раскрыть её во всех деталях.
Респект за толерантность.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.