Результаты опроса «Читаете ли вы электронные версии печатных изданий?»

Вытеснят ли интернет-издания традиционную прессу, или офлайновые и онлайновые издания будут жить и развиваться параллельно? Специалисты спорят об этом, но последнее слово все равно остается за пользователями. Для того чтобы выяснить реальное положение дел, E-xecutive в июне 2006 года пригласил участников Сообщества принять участие в опросе «Читаете ли вы электронные версии печатных изданий?». Представляем результаты этого опроса.

В опросе приняли участие 3394 респондента. Большинство участников опроса (88,7%) читает электронные версии периодических изданий. 81,9% читают электронные версии периодических изданий в бесплатном доступе, 6,7% - читают, в том числе и в платном (данные представлены в Диаграмме1). Не читают электронные версии периодических изданий, но планируют делать это в будущем 5,9% респондентов, не читают и не планируют – 5,5%.

Диаграмма 1. Читаете ли вы электронные версии печатных изданий?, %

Большинство участников опроса, не читающих электронные версии периодических изданий, получает необходимую им актуальную информацию из печатных версий (58,5%), на тематических сайтах (53,9%), на новостных сайтах (46,1%) и специализированных форумах (20,5%) (данные представлены в Диаграмме 2).

Диаграмма 2. Из каких источников черпают актуальную информацию те, кто не читает электронные версии периодических изданий?, %

Также многие респонденты утверждают, что всю необходимую информацию они получают благодаря телевидению, то есть не читают не только электронные, но и традиционные печатные версии периодических изданий.

Чаще всего нежелание читать электронные версии объясняется тем, что чтение с монитора менее удобно, устают глаза, да и времени на чтение не остается. Также один из респондентов высказал такую точку зрения: «Если я читаю печатную версию периодического издания, то электронная мне уже не нужна. Если я не читаю печатную версию издания, то и электронную тем более не буду».

Некоторые высказывают мнение, что платить за информацию, которую сейчас в интернете можно найти абсолютно бесплатно, не имеет смысла, а некоторые отдают предпочтение дайджестам. В то же время респонденты сетуют на дороговизну подписки на электронные версии периодических изданий, отсутствие грамотных предложений для подписчиков, «неполноценность» электронных версий, которые публикуют далеко не все и выбирают не самые интересные материалы.

В качестве наиболее предпочтительных форм предоставления электронных версий периодических изданий респонденты назвали чтение материалов непосредственно на сайтах изданий (62,6%), получение новые материалов изданий по электронной почте (46,4%) и чтение материалов нескольких избранных изданий на одном сайте (38,5%) (данные представлены в Диаграмме 3).

Диаграмма 3. Какая форма предоставления электронных версий материалов периодических изданий для вас более удобна и предпочтительна?, %

В рамках опроса мы попросили респондентов, пользующихся возможностью чтения электронных версий нескольких периодических изданий на одном сайте, рассказать, каким ресурсам они отдают предпочтение. Согласно данным, представленным в Диаграмме 4, 54,7% респондентов отдают предпочтение Subscribe.ru, 20,4% пользуются Public.ru, 15,6% - New-press.ru, 9,3% - Integrum.ru, 4,9% - Medialogia.ru и 3,7% - RBC.ru.

Диаграмма 4. Если вы пользуетесь возможностью чтения материалов периодических изданий на одном сайте, то какому ресурсу вы отдаете предпочтение?, %

Ресурсы Public.ru и Medialogia.ru более популярны у менеджеров среднего звена, Integrum.ru и New-press.ru – у младшего менеджмента, Subscribe.ru и RBC.ru – у руководителей компаний (данные представлены в Диаграмме 5).

Диаграмма 5. Распределение по уровню должности: если вы пользуетесь возможностью чтения материалов периодических изданий на одном сайте, то какому ресурсу вы отдаете предпочтение?,%

Помимо перечисленных выше респонденты также назвали ресурсы, заимствующие наиболее интересный контент других периодических и онлайн-изданий и предоставляющие пользователям возможность чтения материалов нескольких изданий на одном сайте: News2.ru, Park.ru, Rambler.ru, Securities.com, Smi.ru, Yahoo News, Yandex News, Google News, InoPress.Ru, Inosmi.ru, Factiva.com.

Часть респондентов также читает материалы периодических изданий на специализированных отраслевых и профессиональных ресурсах: Admarket.ru, Adme.ru, Advertology.ru, Archi.ru, Arendator.ru, Banki.ru, Bankir.ru, Begin.ru, Bin.com.ua, Cislink.com, Comnews.ru, Credits.ru, Edaru.ru, Finance.ua, HR-Journal.ru, Hrliga.com, Hrm.ru, Hr-portal.ru, Irn.ru, Job-portal.ru, Kadrovik.ru, Klerk.ru, Management.com.ua, Marketing Mix, MediaGuide, Nlu.ru, Oilpress.ru, Product.ru, Retail.ru, Sostav.ru, Zol.ru, Advis.ru. Помимо Subscribe.ru, участники опроса в качестве источника, позволяющего получать контент нескольких периодических изданий, назвали рассылки Maillist.ru, Newsland, Mail.ru.

В рамках опроса мы попросили респондентов указать, какое количество электронных версий печатных изданий, специализирующихся на той или иной тематике, они читают более или менее регулярно (данные представлены в Диаграмме 6). Большинство участников опроса отдает предпочтение электронным версиям деловых изданий и изданий общеэкономической тематики. 61,2% респондентов читают более или менее регулярно до трех изданий, 49,9% - от 5 до 10 изданий, 46,3% - от трех до пяти изданий. Более десяти изданий деловой и общеэкономической тематики читают 51,6% опрошенных. За деловыми изданиями следуют специализированные/профессиональные/отраслевые: 28,9% респондентов читают от трех до пяти таких изданий, 25,4% - до трех, 15,7% - от пяти до десяти и 9,8% - более десяти.

13,1% респондентов более или менее регулярно читают электронные версии от трех до пяти специализированных, но не профессиональных, изданий, 7,1% - до трех, 5,1% - от пяти до десяти и 2,5% - более десяти. 4,3% участников опроса читают от трех до пяти изданий развлекательной тематики, 1,7% - до трех, 1,4 – от пяти до десяти и 0,8% - более десяти.

Помимо этого 35,5% респондентов более или менее регулярно читают в электронном виде версии более десяти изданий другой тематики, отличной от перечисленных выше категорий, 28% - от пяти до десяти, 7,4% - три-пять и 4,7% - до трех.

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что менеджеры, принявшие участие в опросе, отдают предпочтение электронным версиям деловых/общеэкономических и специализированных отраслевых периодических изданий.

Диаграмма 6. Какое количество электронных версий печатных изданий, специализирующихся на той или иной тематике, вы читаете более или менее регулярно?, %

33,6% участников опроса пользуются такой услугой как просмотр архивных номеров издания в электронном виде два-четыре раза в месяц, 19,7% пользуются ей реже, чем раз в два месяца, 17,2% пользуются этой услугой раз в месяц и 10,4% - раз в два месяца (данные представлены в Диаграмме 7). Не пользуются этой услугой 19,1% респондентов.

Такой услугой как поиск в архиве издания по заданной теме/заданным параметрам 39,2% участников опроса пользуются раз в неделю или через неделю, 18,6% - раз в месяц, 16,3% - реже, чем раз в два месяца, 10,4% - раз в два месяца. Не пользуются этой услугой 15,3% респондентов.

25,9% участников опроса пользуются услугой по подбору материалов по заданной теме с аналитической обработкой каждую или через неделю, 13,8% - раз в месяц, 9,8% - реже, чем раз в два месяца, 6,9% - раз в два месяца. Не пользуются этой услугой 43,6% респондентов.

Диаграмма 7. Пользуетесь ли вы какими-либо из перечисленных ниже дополнительных услуг? Если пользуетесь, то как часто?, %

Таким образом, данные позволяют утверждать, что услуги по просмотру архивных номеров издания и поиску более востребованы, нежели подбор материалов по заданной теме с аналитической обработкой. Большинство респондентов прибегает к ним два-четыре раза в месяц. Распределение ответов по специализациям свидетельствует, что чаще всего эти услуги оказываются востребованы у менеджеров по связям с общественностью, а также тех, чья деятельность связана с производством, администрированием и управленческим консалтингом. Помимо перечисленных выше, участниками опроса была также упомянута такая услуга как создание подборок лучших статей за определенный период или по определенной тематике.

Большинство участников опроса, не пользующихся дополнительными услугами (55,6%), отмечает, что базовой услуги вполне достаточно, в дополнительных нет необходимости (данные представлены в Диаграмме 8). 22,4% респондентов не имеют возможности воспользоваться дополнительными услугами, потому что они не предоставляются, 16,3% респонденты недовольны качеством дополнительных услуг. 1,6% участников опроса отказываются от дополнительных услуг, потому что они являются платными, а 1,5% - по причине того, что не владеют достаточной информацией о них.

Диаграмма 8. Если вы не пользуетесь дополнительными услугами, то почему?, %

В качестве других причин, по которым респонденты не пользуются дополнительными услугами, было названо нежелание оплачивать их или сложная система оплаты, отсутствие информации об услугах, низкое качество услуг, сложность и неудобство их использования.

Среди участников опроса, считающих, что в дополнительных услугах нет необходимости, преобладают специалисты, работающие в сфере образования, автомобильный промышленности/машиностроении и добыче и переработке ресурсов. Среди тех, кто не может воспользоваться дополнительными услугами в силу их отсутствия, преобладают специалисты, работающие в таких областях как маркетинговые исследования, услуги, коммерческие банки и недвижимость. Среди тех, кто не использует дополнительные сервисы, потому что не удовлетворен их качеством, преобладают те, чья деятельность связана с производством потребительских товаров длительного пользования, а функциональные обязанности – с администрированием.

В рамках опроса мы также попросили участников рассказать о том, какие дополнительные услуги могут представлять для них интерес (данные представлены в Диаграмме 9). Большинство респондентов заинтересовано в таких услугах как подписка на выборку материалов заданной тематики из определенного набора изданий (59,6%) и поиск в архиве издания по заданной теме или по заданным параметрам (59,5%). 40,6% участников опроса заинтересованы в такой услуге как просмотр архивных номеров, 37,5% - в подписке на отдельную рубрику конкретного издания на определенный период, 34,6% - в подборе специалистом материалов по заданной теме с аналитической обработкой, 18,5% - в подборе специалистом материалов по заданной теме без аналитической обработки, и 17,1% заинтересованы в разовом приобретении материала заданной тематики из определенного набора изданий. 5% участников опроса заявили, что их не интересуют какие-либо дополнительные услуги.

Диаграмма 9. Какие дополнительные услуги могут представлять для вас интерес?, %

Помимо перечисленных выше, некоторые респонденты заинтересованы в таких услугах как возможность установить ограниченный срок подписки, экспресс-аналитика и подборка по заданной теме в режиме «сегодняшнего дня», формирование запросов по зарубежным изданиям с возможностью получать ответы на русском языке.

В такой услуге как подписка на выборку материалов заданной тематики из определенного набора изданий в большей степени заинтересованы специалисты, чья деятельность связана с администрированием, кадровым и управленческим консалтингом, работой с персоналом, клиентскими отношениями, логистикой, продажами и финансами. Также данная услуга представляет интерес для руководителей компаний.

В такой услуге как поиск в архиве изданий по заданной теме или по заданным параметрам в большей степени заинтересованы специалисты, чья деятельность связана с информационными технологиями, маркетингом, связям с общественностью, производством и стратегическим планированием.

Если же говорить о распределении по уровню должности, то менеджеры высшего и среднего звена проявляют больший интерес к подписке на выборку материалов заданной тематики из определенного набора изданий, а младший менеджмент – к поиску в архиве.

Более половины участников опроса (50,9%) хотело бы иметь возможность получения дополнительных услуг двумя способами: получать материалы по электронной почте и читать их непосредственно на сайте издания (данные представлены в Диаграмме 10). 26,8% респондентов считают более удобным получение материалов по электронной почте, а 22,2% - чтение материалов непосредственно на сайте издания.

Диаграмма 10. Если вы заинтересованы в получении дополнительных услуг, то какая форма их предоставления для вас более предпочтительна?, %

Некоторые участники опроса в качестве предпочтительной формы предоставления дополнительных услуг называют получение материалов на смартфон или КПК и возможность скачать материалы в формате PDF. Респонденты также не хотят вместе с материалами получать рекламу и хотят иметь возможность ограничить поток получаемой информации несколькими темами.

Данные, представленные в Диаграмме 11, свидетельствуют, что большинство участников опроса не готово лично оплачивать доступ к электронным версиям периодических изданий. 19,9% готовы заплатить до 500 рублей в месяц за доступ к изданию на сайте или рассылку электронной версии, 15,7% готовы заплатить ту же сумму за доступ на сайте или рассылку отдельной рубрики издания.

Данные также свидетельствуют, что большинство участников опроса не готово лично оплачивать и дополнительные услуги. До 500 рублей в месяц готовы платить 34,5% респондентов за подписку на выборку материалов заданной тематики из определенного набора изданий, 28,8% - за доступ к архиву издания с возможностью поиска по заданным параметрам, 26,9% - за подбор материалов специалистом по заданной теме без аналитической обработки, 22% - за подбор материалов с аналитической обработкой и 20,6% - за доступ к архивным номером издания без дополнительных возможностей

Диаграмма 11. Сколько вы лично готовы заплатить за доступ к электронным версиям периодических изданий в месяц?, %

В пределах 1 тыс. руб. 18,9% респондентов готовы оплачивать подбор материалом специалистом по заданной теме с аналитической обработкой, 10,2% - за подбор без аналитической обработки, 6% - за подписку на выборку материалов заданной тематики из определенного набора изданий, 4% - за доступ к архиву издания с возможностью поиска по заданным параметрам. Свыше 1 тыс. руб. 13,2% респондентов готовы заплатить за подбор материалом специалистом по заданной теме с аналитической обработкой.

Для участников опроса, которые готовы лично оплачивать базовые или дополнительные услуги за доступ к электронным версиям периодических изданий, наиболее предпочтительной формой оплаты является оплата кредитной картой (43%) (данные представлены в Диаграмме 12). Далее в порядке убывания следуют оплата при помощи электронных денег (25,4%), безналичного расчета (23,8%) и оплата в ближайшем банке при помощи квитанции (20,2%).

Диаграмма 12. Какая форма оплаты является для вас лично наиболее предпочтительной?, %

Помимо перечисленных выше способов оплаты, участники опроса назвали в качестве предпочтительной оплату через терминалы приема платежей, банкоматы и на почте, оплату со счета мобильного телефона и оплату наличными курьеру. Некоторые респонденты также отмечают, что подписчикам бумажной версии периодического издания электронная версия должна предоставляться бесплатно, а оплата должна быть простой и доступной.

Судя по данным, представленным в Диаграмме 13, компании большинства участников опроса не готовы оплачивать доступ к электронным версиям периодических изданий. 23,8% респондентов считают, что их компания готова платить до 5 тыс. руб. за доступ к изданию на сайте или рассылку электронной версии, 18,9% считают, что компания готова потратить такую же сумму на доступ на сайте или рассылку отдельной рубрики издания.

Данные также свидетельствуют, что, по мнению большинства респондентов, их компании не готовы оплачивать и дополнительные услуги. Большинство участников опроса, допускающих, что их компания может оплачивать дополнительные услуги, считает, что стоимость таких сервисов не должна превышать 5 тыс. руб. По мнению 29,5% респондентов, их компании готовы заплатить эту сумму за подписку на выборку материалов заданной тематики из определенного набора изданий, 27,3% - за подбор материалов специалистом по заданной теме с аналитической обработкой, 27 – за подбор без аналитической обработки, 26,6% - за доступ к архиву с возможностью поиска по заданным параметрам и 21,4% - за доступ к архивным номерам без дополнительных возможностей.

Диаграмма 13. Сколько ваша компания готова заплатить за доступ к электронным версиям периодических изданий в месяц?, %

13,6% респондентов считают, что их компания готова платить от 5 до 15 тыс. руб. за подбор материалов специалистом по заданной теме с аналитической обработкой, 7,4% - что компания готова заплатить ту же сумму за подписку на выборку материалов заданной тематики из определенного набора изданий. Лишь 6,3% респондентов считают, что их компания готова заплатить за подбор материалов с аналитической обработкой свыше 15 тыс. руб.

Большинство респондентов (76,2%), допускающих, что их компания готова оплачивать доступ к электронным версиям периодических изданий, считает, что наиболее удобной формой оплаты этих услуг является безналичный расчет (данные представлены в Диаграмме 14). 6,3% считают предпочтительной оплату кредитной картой, 4,4% - электронные деньги, 3,4% - оплату при помощи квитанции в ближайшем банке.

Диаграмма 14. Какая форма оплаты является для вашей компании наиболее предпочтительной?, %

В рамках опроса мы попросили его участников поделиться мнением относительно того, насколько должна отличаться стоимость электронной и традиционной печатной версии периодического издания (данные представлены в Диаграмме 15). Большинство респондентов, вне зависимости от того, планируют ли они пользоваться электронной версией как физическое либо как юридическое лицо, считает, что ее стоимость должна быть ниже, чем стоимость печатной версии, более чем на 20%. Чуть меньшее количество участников опроса считает, что электронная версия должна быть дешевле печатной, но не более чем на 15-20%, или стоить столько же.

Диаграмма 15. Сколько, по вашему мнению, должна стоить электронная версия периодического издания по сравнению с обычной печатной версией?, %

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

  • Читают ли пользователи электронные версии периодических изданий? Большинство участников опроса читает электронные версии периодических изданий, но в основном в бесплатном доступе (81,9%). Доля тех, кто читает электронные версии в платном доступе, невелика и составляет 6,7%. Доля участников опроса, не читающих электронные версии периодических изданий, но планирующих делать это в будущем, составляет 5,9%. Доля тех, кто не читает и не планирует – 5,5%.
  • Откуда черпают информацию те, кто не читает электронные версии периодических изданий? Те, кто не читает электронные версии, обращаются к традиционным печатным версиям изданий (58,5%), тематическим (53,9%) и новостным (46,1%) сайтам и специализированным форумам (20,5%).
  • Какая форма предоставления доступа к электронным версиям наиболее удобна? В качестве наиболее предпочтительных форм предоставления электронных версий респонденты назвали чтение материалов непосредственно на сайтах периодических изданий (62,6%), получение новых материалов изданий по электронной почте (46,4%) и чтение материалов нескольких избранных изданий на одном сайте (38,5%).
  • Какие ресурсы, предоставляющие возможность чтения электронных версий нескольких периодических изданий, наиболее популярны? 54,7% респондентов отдают предпочтение Subscribe.ru, 20,4% пользуются Public.ru, 15,6% - New-press.ru, 9,3% - Integrum.ru, 4,9% - Medialogia.ru и 3,7% - RBC.ru. Ресурсы Public.ru и Medialogia.ru более популярны у менеджеров среднего звена, Integrum.ru и New-press.ru – у младшего менеджмента, Subscribe.ru и RBC.ru – у руководителей компаний.
  • Какое количество электронных версий печатных изданий пользователи читают более или менее регулярно? Большинство участников опроса отдает предпочтение электронным версиям деловых/общеэкономических (до трех изданий) и специализированных отраслевых (от трех до пяти) периодических изданий.
  • Какими дополнительными услугами и как часто пользуются те, кто читает электронные версии периодических изданий? Большинство респондентов пользуется такими услугами как просмотр архивных номеров издания и поиск в архиве издания по заданной теме/заданным параметрам два-четыре раза в месяц. Чаще других этими услугами пользуются менеджеры по связям с общественностью, а также те, чья деятельность связана с производством, администрированием и управленческим консалтингом.
  • Почему читатели электронных версий не пользуются дополнительными услугами? 55,6% респондентов отвечают, что базовой услуги вполне достаточно, 22,4% - что им подобные услуги не предоставляются, 16,3% - недовольны их качеством, а 1,5% респондентов, не пользующихся дополнительными услугами, объясняют это тем, что недостаточно информированы о них.
  • Какие дополнительные услуги могут представлять интерес? Большинство респондентов заинтересовано в таких услугах как подписка на выборку материалов заданной тематики из определенного набора изданий (59,6%), поиск в архиве издания по заданной теме или по заданным параметрам (59,5%), просмотр архивных номеров (40,6%), подписка на отдельную рубрику конкретного издания на определенный период (37,5%), подбор специалистом материалов по заданной теме с аналитической обработкой (34,6%), подбор материалов без аналитической обработки (18,5%), разовое приобретение материала заданной тематики из определенного набора изданий (17,1%).
  • Какая форма получения дополнительных услуг наиболее предпочтительна? Большинство участников опроса (50,9%) хотело бы иметь возможность получения дополнительных услуг двумя способами: получать материалы по электронной почте и читать их непосредственно на сайте издания. 26,8% респондентов считают более удобным получение материалов по электронной почте, а 22,2% - чтение материалов непосредственно на сайте издания.
  • Сколько пользователи готовы платить за доступ к электронным версиям периодических изданий? Большинство участников опроса не готово лично оплачивать доступ к электронным версиям периодических изданий и дополнительные услуги, и считает, что компании, в которых они работают, также не готовы платить за это. Значительная часть респондентов считает, что стоимость доступа и услуг не должна превышать для физических лиц 500 руб. в месяц, а для юридических лиц – 5 тыс. руб. в месяц.
  • Какие формы оплаты наиболее предпочтительны? Наиболее предпочтительные формы оплаты для физических лиц: кредитная карта (43%), электронные деньги (25,4%), безналичный расчет (23,8%), оплата в ближайшем банке при помощи квитанции (20,2%). Для юридических лиц – безналичный расчет (76,2%).
  • Насколько должна отличаться стоимость электронной версии от традиционной печатной? Большинство респондентов, вне зависимости от того, планируют ли они пользоваться электронной версией как физическое либо как юридическое лицо, считает, что ее стоимость должна быть ниже, чем стоимость печатной версии, более чем на 20%.

Статистическая обработка данных Екатерина Арутюнова

Фото: pixabay.com


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.