3 ловушки мышления, в которые попадают предприниматели

В своей деятельности предприниматель часто сталкивается с трудностями, к которым не был готов. Это нормально — ошибки и неудачи являются неотъемлемой частью работы над бизнес-проектами. Основная проблема заключается в том, что следующая неудача может стать для бизнеса последней. По статистике Startup Genome, 90% стартапов так и не достигают успеха.

От ошибок не застрахован и крупный бизнес. Подтвердить это можно на примере американской компании Toys “R” Us. В свое время она была одной из крупнейших на рынке торговли детскими игрушками и другими детскими товарами, насчитывала более 1500 магазинов по всему миру и не знала себе равных. Однако с развитием онлайн-продаж уступила позиции таким конкурентам как Walmart, Target и Costco. Спустя какое-то время компания начала развивать собственные онлайн-продажи, но было уже слишком поздно. Как итог — недостаточное внимание к операционной составляющей привело к банкротству компании в 2018 году. 

Во многих случаях причиной провала становятся не только внешние факторы, но и когнитивные искажения, которые могут приводить руководителя к неправильному восприятию ситуации и препятствовать принятию эффективных решений. Далеко не каждый задумывается о том, как наши психология и мысли влияют на предпринимательское поведение. Чтобы это понять, полезно для начала разобраться, что такое ловушки мышления и как они работают. 

Ловушка мышления — когнитивное искажение, которое может приводить к неправильному восприятию ситуации и мешать принятию обоснованных решений. Эта область психологии была подробно исследована и описана в XX веке американскими психологами Даниэлем Канеманом и Амосом Тверски.

Разберем основные ловушки мышления, с которыми могут столкнуться предприниматели в процессе ведения бизнеса. 

1. «Искусственный»‎ выход из операционной деятельности 

Некоторые предприниматели склонны торопить события в стремлении как можно быстрее приступить к стратегическому планированию, несмотря на то, что бизнес к этому еще не готов. Желание поскорее «перемотать»‎‎ этап глубокого погружения в операционную деятельность и передать ответственность команде может быть обусловлено неумением управлять процессами и работать над ошибками.

Основное в бизнесе на любом этапе развития — работа с людьми и управление ресурсами. И важно осознавать, что выход из операционки происходит естественным путем: в определенный момент рост компании «вытолкнет» вас из ряда бизнес-процессов. 

2. Излишняя самоуверенность и раздутое эго

Такие суждения, как «Я самый умный» и «Я знаю больше всех», тоже относятся к ловушкам мышления. В подобной ситуации мы закрываемся от обратной связи и конструктивной критики, а следовательно, и от новых идей и свежего взгляда на развитие бизнеса. Это чревато потерей ориентации в рыночных изменениях и трендах индустрии.

Мне и самому пришлось столкнуться с этой ловушкой, когда два года с командой развивали франшизу кофеен в Дубае. Поначалу все шло хорошо: у нас было $300 тыс. вложенных инвестиций и 10 открытых точек. Мы были уверены, что все знаем и во всем разбираемся — какой кофе продавать, по какой цене и в каких локациях. Продажи росли, и мы верили в то, что где бы ни была стойка, она начнет приносить прибыль. Мы продолжали открывать все новые и новые точки, но на десятой сеть стала уходить в минус, а месячный убыток превысил $50 тыс.

В этой ситуации мы решили обратиться к специалисту, разбирающемуся в локальной специфике, и стали соглашаться только на те локации, которые подходят под 10 из 10 критериев, а также проверяли разные сегменты по цене:

  • В сервисе регистрации автомобильных знаков продаем кофе за 5-10 дирхамов (100-200 руб.),
  • в жилом комплексе премиум-класса — за 10-15 дирхамов (200-300 руб.),
  • на Bluewaters Island за 15-20 дирхамов (300-400 руб.).

По итогам проведенного анализа мы остановились на жилом комплексе, открыли точку и в первый же день получили 21 продажу. В итоге выручка за месяц в новой точке почти в 3,5 раза превысила предыдущие показатели, а нам всего-то нужно было выкинуть из головы предубеждения о цене.

Чтобы избежать попадания в ловушку, важно научиться трезво оценивать себя, свои сильные и слабые стороны. Для этого можно использовать метод «Окно Джохари». Он подразумевает анализ своих сильных и слабых сторон в нескольких разрезах: 

  • Открытая зона — к ней относятся все качества человека, известные как ему, так и окружающим его людям.
  • Скрытая (или спрятанная) зона — включает в себя то, с чем вы не делитесь с окружающими людьми, например, страхи или секреты. 
  • Неизвестная зона — описывает скрытые таланты и способности человека.
  • Слепая зона — качества, которые замечают окружающие в человеке, при этом он сам о них не догадывается. 

3. Ловушка «невозвратных потерь»‎ 

На предпринимательском пути мы часто оглядываемся назад и с ужасом отмечаем недальновидность решений, которые были приняты энное время назад. Это еще одна ловушка, которая может серьезно демотивировать и заставлять сомневаться в своих компетенциях.

Но не стоит в нее попадать — на начальных этапах развития бизнес-проекта мы принимаем решения, исходя из накопленных к этому конкретному моменту опыта и знаний. Мы не полностью осознаем реальную картину, поэтому наши предложения и идеи формируются на основе ограниченной информации, которая у нас имеется. Да, это нередко приводит к ошибкам и неудачам и тормозит движение к финальной цели. Однако не стоит осуждать прошлые решения, находясь в точке Б, — мы приняли их на основе ограниченного опыта и получили новые знания, которые позволяют нам двигаться вперед.

С неудачами пришлось столкнуться Риду Хоффману, основателю LinkedIn, крупнейшей в мире сети для поиска и установления деловых контактов. Первой крупной попыткой предпринимателя создать собственную компанию был сайт знакомств SocialNet, основанный в 1997 году. Этой онлайн-платформе пришлось столкнуться с рядом проблем с самого начала своего существования — в тот период не многие люди использовали интернет так активно, как сегодня, и проект не привлек достаточного количества пользователей. Также технологических возможностей того времени было недостаточно для успешного функционирования подобных сайтов. Как итог — компанию пришлось закрыть после нескольких лет работы. 

Но Хоффман не сдавался — он решил повторить попытку по созданию собственной компании, и уже в 2002 была основана социальная сеть для профессионального общения, LinkedIn. В начале своего пути платформе также пришлось столкнуться с рядом трудностей. Например, одной из основных проблем было привлечение пользователей, поскольку концепция таких сайтов в те времена была в новинку. Кроме того, уходило много времени на поиск эффективных методов монетизации платформы, включая внедрение премиум-подписок и рекламы. Несмотря на все эти проблемы, LinkedIn «выстрелил», и в настоящее время является крупнейшей профессиональной сетью в мире, в которой зарегистрировано более миллиарда пользователей. 

Чтобы минимизировать число не самых эффективных решений, можно попробовать более глубоко рефлексировать и стремиться понять сценарии, к которым потенциально приведут те или иные решения. Отличным инструментом может стать анализ опыта других предпринимателей, которые уже прошли ваш путь — изучение чужого опыта ошибок повышают вероятность избежать собственных. 

* * *

Можно ли полностью избежать ловушек мышления?

Человеческий мозг — сложная структура, которая часто оказывается сильнее самых искушенных людей. В ловушки мышления на разных этапах попадают практически все, никто от этого не застрахован. Однако в наших силах отслеживать когнитивные искажения и не позволять им определять бизнес-решения.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

"Познай самого себя, и ты познаешь весь мир." Сократ.

Самопознание - лучина! Дорога в гору неясна.

Увидев Главную Причину, Встряхнёшься, может быть, от сна?

В твоих мозгах толпа гуляет, Тупыми мыслями сорит,

Тобою ловко управляет, Поёт, кричит и говорит.

Специалист, Новосибирск

Тема ловушек мышления крайне актуальная.
В принципе, вся история развития человечества может быть рассмотрена именно через изменение мышления людей и типовые ловушки, которые на этом пути встречаются.
Может быть, основной ловушкой мышления является идея, что критерием развития людей является качество их жизни в противовес качеству их мышления. То есть по этой логике человек, который хоть и не очень умен, но счастлив, находится в более предпочтительном состоянии, чем умный, но несчастный.
Хотя вопрос о том, кого считать более умным, остается открытым.
С предпринимателями ситуация проще, потому что у них можно использовать критерий эффективности бизнеса.
Хотя количество ловушек мышления для предпринимателей гораздо больше, чем три.

Руководитель проекта, Москва

Было интересно прочитать опыт автора в построении бизнес, хотя, конечно, очень странно читать, что выходя на новый рынок не было проведено исследование его и правильной локации, до начала работы.

Безумству храбрых поем мы песня, но так как рисковал автор не своими деньгами, то тут больше вопросов к инвесторам:  "Вам, что денег девать некуда? Зачем вы их отдаете на такие сырые проекты?!"

Из всех вариантов когнитивных искажений представленных автором, только ловушка "невозвратных потерь" является таковой, но, к сожалению, автор её неправильно описал, она на самом деле про то, что потратив много ресурсов, бывает очень сложно признать ошибку и перестать тратить ресурсы на бесперспективную деятельность.

Остальное описанное автором не про когнитивные искажения, а про банальный непрофессиональнализм.

Но в любом случае, спасибо автору за статью.


Комментарий отредактирован модератором

Редактор, Москва

Комментарии не по теме статьи удалены. Уважаемые участники, просим вас обсуждать статью, а не личности комментаторов.

Менеджер, Казань

Очень интересная тема! Хотелось бы больше примеров. Спасибо!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
Я слышал мнение, что было важно не то, что вкалывают, а оцифровка населения, то есть QR-код кажд...
Все дискуссии
HR-новости
40% россиян предпочитают работать летом удаленно с дачи

Мужчины реже, чем женщины, выбирают дачу в качестве локации для удаленной работы.

Сколько россияне планируют потратить на летний отпуск

Наибольшую сумму на летний отпуск планируют потратить работники автомобильного бизнеса.

Только 16% россиян довольны своей зарплатой

Больше половины опрошенных россиян хотели бы зарабатывать в полтора раза больше, чем сейчас.

40% крупных компаний усилят развитие своего HR-бренда

Главной задачей HR-бренда специалисты считают удержание сотрудников, а также оптимизацию стоимости подбора кандидатов