Как ставить реалистичные цели на стратегическую сессию?

Известно, что стратегия – ключевой инструмент управления бизнесом. Выбирая ту или иную стратегию, компания решает: куда, как, в каких условиях и за счет каких ресурсов будет развиваться в течение длительного периода, и на что компания не будет тратить свои ресурсы, т.к. стратегия – это фокусировка.  Этот инструмент должен быть рабочим, а задачи – реалистичными.

В большинстве случаев запрос заказчика звучит следующим образом: нам надо сделать стратегию. При этом за словом «стратегия» стоят общие представления - видение, миссия, ценности. Очень важно четко представлять, какие на самом деле компании нужны результаты от разработки стратегии.

Стратегия как результат стратегического планирования состоит из многих элементов, соответственно, и результаты стратегического планирования могут быть разные:

  1. Акционерная стратегия. Это вход в стратегическое планирование, когда собственники приходят к единому мнению о том, каким они видят свой бизнес-портфель, и каких финансовых результатов от него ожидают.
  2. Видение – ответ на вопрос, какое положение на рынке займет компания в будущем, какой она станет в целом через определенный промежуток времени (сегодня это, как правило, три года). Видение задает ключевое направление движения.
  3. Миссия – ответ о пользе компании для внешней среды. Под внешней средой бизнеса понимается отрасль, государство, общество и т. п. Миссия позволяет клиенту быстро идентифицировать ключевое предназначение компании, а сотрудникам понимать смысл своей работы.
  4. Ценности – определение коридоров мышления и поведения, которые допустимы и не допустимы в компании. Ценности нужны для объединения сотрудников, в отношениях с потребителем, контрагентами.
  5. Цели – измеримые состояния будущего. Различают финансовые цели, рыночные – точные показатели положения на рынке, целевое состояние процессов, систем, ресурсов компании.
  6. Стратегия роста – за счет чего и как мы будем приращивать то, что есть (продукт, работающую бизнес-модель и т. п.).
  7. Стратегия развития – в чем и как компания будет значимо меняться.
  8. Конкурентная стратегия – чем и как будем конкурировать с нашими существующими и потенциальными конкурентами.
  9. Антикризисная стратегия – стратегия преодоления кризисной ситуации в компании.
  10. Антирисковая стратегия – заставляет выявить риски для бизнеса, понять, как их избежать или как минимизировать, в т. ч. риски недостижения целей.
  11. Функциональная стратегия – ответ на вопрос, что должна сделать каждая отдельная функция для роста или развития компании – финансы, персонал, производство, маркетинг и т. д.
  12. Планы, которые включают в себя бюджеты, планы продаж, производства, план маркетинга.

Из этого списка видно следующее:

  • не все элементы стратегии нужны каждой компании;
  • сформировать полную стратегию в результате одной сессии стратегического планирования невозможно;
  • в каждый отдельный момент жизни компании для нее актуален свой список элементов стратегии.

Иногда стратегической сессией называют мероприятия, направленные на эмоциональное объединение людей и создание единого информационного поля. Тогда нужно отдавать себе отчет в том, что скорее всего такое мероприятие, выполнив интегрирующую роль, не закончится реальными бюджетами и выполнимыми планами, которые затем можно будет контролировать и оценивать по достигнутому результату.

Если же вы хотите получить «работающую» стратегию, то без первоначального обсуждения и выбора тех элементов стратегии, которые требуют тщательной проработки, не обойтись. Ведь сделать все одновременно – нереально. Т. е. необходим этап тщательной проработки ТЗ на задачу стратегического планирования. Заказчик в итоге такого обсуждения сможет решить, на чем сосредоточить усилия при предварительном анализе и планировании, что сейчас на самом деле приоритетнее для компании. И еще один очень важный нюанс: под каждый результат нужен свой вид анализа, свой метод. Если конкурентная стратегия не в приоритете, то и конкурентный анализ не делаем. Если не делаем стратегию развития, то не делаем и анализ трендов и т. п. Аналитический этап очень важен, но его содержание и выводы должны соответствовать целям стратсессии. Это даст качественный результат стратегического планирования, который затем можно внедрять.

Этапы стратегического планирования

Также важно, чтобы на первоначальном этапе у каждого участника стратегического планирования сложилось понимание, как реализуется и чем заканчивается процесс анализа и планирования, в какой форме будет выражен в итоге результат, и для чего это нужно компании. Это позволяет топам отнестись ответственно к самой задаче планирования, а также взять ответственность за реализацию выработанной стратегии. А для этого, если компания никогда не «стратегировала» раньше или, что тоже встречается, получила отрицательный опыт, желательно пройти базовое обучение. Из этого можно сделать вывод, что стратегические планирование это не 1-2 дня из жизни компании, а целый период.

Если компания обучается стратегическому планированию, ей легче в дальнейшем определять свою потребность в том или ином стратегическом результате. Таким образом, создается основа для качественного планирования и подход к управлению в дальнейшем.

В итоге оценка реалистичности стратегии на этапе ее планирования сводится к двум критериям:

  1. Понимание заказчиком реальной ситуации в компании и результата, который он хочет получить.
  2. Действительная потребность бизнеса в тех или иных элементах стратегии.

Актуальные потребности заказчика могут выявиться в диалоге с консультантами. В этом случае компания не попадает в ситуацию, когда проведена напрасная работа. Подход «Аптайма» заключается именно в том, чтобы сначала подготовить собственников к мышлению стратегическим заказом. Для этого проводится консультация, сбор ТЗ, установочные сессии с собственниками и топами. Тогда можно отформатировать результат и исключить часть затрат, а в конце этого этапа у собственников и появляются реалистичные цели на стратегию.

Фото: pixabay.com

Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Первая часть статьи понравилась .

Однако - 

Цитата  - Если конкурентная стратегия не в приоритете, то и конкурентный анализ не делаем. Если не делаем стратегию развития, то не делаем и анализ трендов и т. п. 

для меня все перечеркнуло.

Пример - цитата  - собственники приходят к единому мнению о том, каким они видят свой бизнес-портфель, и каких финансовых результатов от него ожидают.

как можно выводить "акционерную стратегию" (термина автор - ВТ), не выполнив конкурентный анализ и анализ трендов. 

Как минимум, становится ... прикольно. 

Генеральный директор, Москва

На самом деле, очень адекватный материал, как делать стратегия для компаний, это необходимо прочитать собственникам, чтобы понимали, что за 1 день стратегия не будет сделана и ещё с подробным планом реализации. 

И что очень важно перед выработкой стратегии, провести установочно-обьединяющее обучение для участников будущей сессии, чтобы учились правильно взаимодействовать. 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Михаил Боднарук пишет:
На самом деле, очень адекватный материал, как делать стратегия для компаний, это необходимо прочитать собственникам, чтобы понимали, что за 1 день стратегия не будет сделана и ещё с подробным планом реализации. 

Согласен (это первая часть статьи).

Но как можно делать стратегию (любую) без анализа рынка, конкурентов, трендов?

Менеджер, Москва
Михаил Боднарук пишет:
И что очень важно перед выработкой стратегии, провести установочно-обьединяющее обучение для участников будущей сессии, чтобы учились правильно взаимодействовать. 

... и говорили на одном языке. 

Руководитель, Беларусь

На мой взгляд, любая стратегия начинается с опоры на стратегическое мышление руководителя. Если его нет - никакой стратегии не получится.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Татьяна Волочкович пишет:
стратегическое мышление руководителя. Если его нет - никакой стратегии не получится.

А что это такое?

Инженер, Екатеринбург
Владимир Токарев пишет:
А что это такое?

Я так вижу, значит, так будет.

Партнер, Москва

Статья посвящена важной теме: соответствие запроса на стратегию и реальному пониманию того, что же это есть - стратегия бизнеса.И что на самом деле нужно компании и собственникам в текущей ситуации, когда они делают такие запросы.
С частью выводов я согласен. Особенно с тем, что важно сначала выяснить с собственниками их ожидания в принципе относительно стратегии и самой сессии. Или серии сессий.

Однако само изложение вызывает состояние дискомфорта.  Такое ощущение , что прочитал в очень кратком изложении (на 1 страницу) учебник типа Стрикланд, Топмсон Стратегический менеджмент.
Поэтому возник вопрос: а она кому адресована?  Или на чьем языке написана?
Вспомнился старый анекдот про отца и сына в конце которого сын  задает вопрос:
Пап, а ты сейчас с кем разговариваешь?

И второй момент:
"Стратегия как результат стратегического планирования состоит из многих элементов, соответственно, и результаты стратегического планирования могут быть разные" 
И дальше идет перечисление из 12 пунктов. Так наличие  документов по этим 12 пунктам и есть результат стратгического планирования?
Особенно спорен 12 пункт : 

"12. Планы, которые включают в себя бюджеты, планы продаж, производства, план маркетинга"
Это тоже входит в стратегию?

 

Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Большинство стратегических планов устаревают уже в процессе их разработки. 

Генеральный директор, Хабаровск
Олег Кулагин пишет:

Большинство стратегических планов устаревают уже в процессе их разработки. 

Олег, это нормально. Стратегический план - живой документ. При реализации стратегического плана всегда ведется мониторинг, отслеживается движение по целевым показателям, своевременно вносятся коррективы.

И здесь другого пути нет, так как предприятие находится в среде, на которую влияет множество внешних и внутренних факторов. Назначение стратегического плана привести предприятие к тому маяку (образу, модели), заняять место, определенные главной стратегической целью. Поэтому для реализации стратегий создаются проектные офисы.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Booking уволит четверть персонала из-за пандемии

Ранее о сокращении четверти персонала из-за пандемии сообщали сервисы Aibnb и TripAdvisor.

В Москве повара в ресторане заменит робот

Компания не исключает дальнейшего использования робота в проектах, но все будет зависеть от результатов первой точки.

Четверть россиян считают, что женщины хуже справляются с IT-технологиями

Этому способствуют и родительские установки: родители втрое реже рекомендуют IT в качестве образования и дальнейшего построения карьеры дочерям чем сыновьям.

Visa и «Яндекс.Касса» запустили сервис по отказу от «зарплатного рабства»

Новый сервис позволит организациям перечислять зарплату в любой российский банк по выбору сотрудника без платежных поручений.