«Работа как дар», или Зачем руководителю эмоциональный интеллект

Сандрин Фремо,
профессор менеджмента, организации и права,
Audencia Nantes School of Management

Понятие эмоционального интеллекта начало появляться в конце 1960-х годов. В то время стало очевидно: чтобы вести команду и достигать глобальных целей, менеджерам уже недостаточно использовать только аналитического мышления. Те, кто находятся на ответственных должностях, также должны быть в состоянии распознавать и управлять своими эмоциями и эмоциями своих сотрудников.

менеджмент

Таким образом менеджер стал своего рода «регулятором» чувств, поощряющий не негатив, а публичный показ положительных эмоций. Это было чрезвычайно важно для того, чтобы улучшить атмосферу работы в командах и повысить производительность.

В действительности, однако, не все так просто. В работе с управлением эмоциями есть определенные риски:

1) Одна из опасностей, кроющихся в отображении положительных эмоций, заключается в том, что это может выглядеть наигранным и искусственным, а сами менеджеры – поверхностными и неоригинальными.

2) Пытаться препятствовать негативным эмоциям также опасно и потому, что это может привести к тому, что люди будут подавлять свои настоящие чувства. А это в результате приведет к обидам и подозрениям.

3) Другой характерной проблемой, связанной с работой с эмоциональным интеллектом, является то, что есть риск сделать слишком большой упор на личностные качества руководителя (сопереживание, сознательность и т.д.) в ущерб его организационным и повседневным управленческим способностям. Лидеры могут пытаться создать впечатление, что они эмоциональны, в надежде, что их чувства будут распространяться по всей фирме и положительно влиять на дело. Существует риск, что делая чрезмерный акцент на эмоции, мы пренебрегаем интеллектом, тем самым качеством, которое помогает менеджерам делать взвешенный выбор и содействует положительным эмоциям.

Работа как дар

Правильный выбор менеджер должен делать не только на основании контакта со своими чувствами, но и «антропологического» подхода к пониманию основных потребностей человека. Такой подход показывает, что у людей есть глубокое желание взаимодействовать друг с другом и сильная необходимость верить в то, что их работа представляет собой экзистенциальный акт дарения. Это может добавить смысла в их жизнь, потому что, как известно, бескорыстные и благородные деяния вырабатывают положительные эмоции. Другими словами, работа не только удовлетворяет наши экономические и социальные потребности, но и является деятельностью, через которую мы можем развить свою духовность (один из духовных законов успеха – это закон дарения).

В результате хорошим балансом, которого должен достигнуть руководитель, управляющий эмоциональным интеллектом, будет считаться умение учитывать основные человеческие потребности, не испытывая при этом желания их искусственно воссоздавать. Нет никаких сомнений в том, что менеджер не может принуждать или навязывать дарение. Это отрицало бы спонтанность. И заменять ее расчетливым действием – внутреннее противоречие. Но это не означает, что эмоциональный лидер не должен уважать и поощрять основные потребности работников, чтобы сделать их работу актом дарения. Приветствуя и одобряя всякий раз, когда это возможно, «богатство дарения» внутри фирмы, менеджеры могут помочь сотрудникам рассматривать свою работу как дар. Например, можно поощрять инициативы между отделами, наставничество, добровольный обмен информацией и опытом между коллегами.

Но, прежде всего, самый важный элемент в этом – пример, который подает менеджер собственными действиями. Взволнованных речей никогда не будет достаточно, если решения менеджера и его ежедневное поведение не поддерживают понятие «работы, выполняемой как дар».

Бизнес-лидеры должны убедиться в том, что кадровая политика и программа развития карьеры в компании учитывают эволюцию не только технических навыков их сотрудников, но и их профессиональной деятельности. Они должны хвалить за индивидуальную работу, и в то же время привлекать внимание людей к коллективным проектам. Они должны быть гибкими в плане принятия решений (в целях удовлетворения потребностей конечных пользователей). И, наконец, они должны организовывать некоторое пространство для обсуждения на рабочем месте так, чтобы здоровые и позитивные дискуссии заменили эмоционально негативное и медленно движущееся разрешение конфликта. Таким образом, своими действиями и заявлениями, посредством эмоционального интеллекта, менеджеры могут создать среду, где работа рассматривается как акт благотворительности.

Кроме того, в настоящее время появилась еще одна концепция в дополнение к эмоциональному интеллекту: духовный разум. Эта форма дает нам возможность и силу достать до наших глубочайших ценностей и мотивов. А также понять, что необходимо человеческим существам для того, чтобы развивать свою человечность. Позволяет нам придавать смысл нашей работе и помогать коллегам сделать то же самое.

Эмоциональный и духовный менеджер знает, что когда идея «работа как подарок» осознана, оценена и уважаема, люди могут посвящать себя компании и смотреть в будущее с большим комфортом. Конечным результатом является благоприятная среда как на эмоциональном, так и на духовном уровне, построенная на основе доверия, доброжелательности и совместной работы. В такой компании значительно улучшается благополучие и производительность. 

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Есть спецы, кто сможет в двух словах пояснить суть эмоционального интеллекта?

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Работа наёмного персонала – это его дар?
– Гениально! Тогда персоналу следует отказаться от зарплаты. Напротив, это он должен платить за предоставляемое ему удовольствие дарения.

Генеральный директор, Новосибирск

Ну вот вам еще одна новая фишка в HR: духовный разум! А то как-то уже подустали от эмоционального интеллекта.....

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Елена Ермоленко пишет: А то как-то уже подустали от эмоционального интеллекта.....
Я вот не подустал, Елена. Но что это, подскажите?
Руководитель проекта, Москва
Владимир Токарев пишет: кто сможет в двух словах пояснить суть эмоционального интеллекта
Когда-то на e-xe было вот такое: «Эмоциональный интеллект — это способность субъекта адекватно воспринимать эмоциональные характеристики окружающих и эффективно проявлять свои эмоции для достижения ситуативных и жизненных целей. Иными словами, это способность: правильно понимать и управлять своими эмоциями, правильно понимать эмоции других, проявлять свои эмоции так, чтобы вызвать нужные эмоции у других». (Ф.Н.Ильясов) Короче, ''немного от внимательного собеседника, немного от артиста, немного от манипуляторщика'' )) ЗЫ. Статью не читал.
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Кошелев пишет: это способность: правильно понимать и управлять своими эмоциями, правильно понимать эмоции других, проявлять свои эмоции так, чтобы вызвать нужные эмоции у других». (Ф.Н.Ильясов)
Большое спасибо. Перехожу к частностям: интеллект - это, вроде как, в некотором роде уровень мышления (может не верно?). Но управлять своими эмоциями - это, в первую очередь, практически использовать знания как это можно делать. Поскольку на тренингах я обучаю управлять рядом эмоций (применяю когнитивный подход, вероятно), то управление эмоциями не могу отнести к интеллекту, скорее к знаниям и умениям, которым можно научиться. Далее нужно подумать еще.
Руководитель проекта, Москва
Владимир Токарев пишет: интеллект - это, вроде как, в некотором роде уровень мышления (может не верно?).
Ну, слова постоянно меняют свой смысл, расширяют, углубляют, добавляют. Вот и ностальгия, вроде бы, уже не только ''тоска по родине'', но и тоска вообще.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Те, кто находятся на ответственных должностях, также должны быть в состоянии распознавать и управлять своими эмоциями и эмоциями своих сотрудников. А теперь пройдемся по терминам, итак: Управление (философия) — деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели. К примеру, можно управлять автомобилем. В чем суть? Человек совершает некие действия, а точнее манипуляции (манипуляция - сложный приём, сложное действие над чем-либо при работе руками), для того, чтобы автомобиль доставил человека из точки А в точку Б. Теперь переложим эти термины на взаимоотношения людей. Итак, как мы уже разобрались управление состоит из манипуляций и оно направлено на изменения объекта для достижения какой-либо цели. Поскольку речь в статье идет процессе управления сотрудниками, а точнее сказать о манипулировании сотрудниками, то получается, что нам предложена некая концепция с точки зрения которой: ''руководитель'' это субъект обладающий волей совершающий действия над ''объектами'' (сотрудниками), с целью подавления их воли и достижения собственных целей. Проще говоря, нам представили очередной материал для оттачивания искусства манипулирования)))
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.