Как вирусы и «командные волны» управляют нами

«Хотите управлять эпидемией? Научитесь ее запускать.

Хотите управлять вирусом? Найдите ему название.

Хотите создавать моду? Соедините вирус с эпидемией».

«Мы выиграли, потому что мы ― команда», «У нас командное управление», «Мы ― команда профессионалов»… Все эти фразы гуляют по журналам, газетам, ТВ.

Интересный парадокс: все говорят о командах в политике, бизнесе, обществе, но никто ими не интересуется. Моды на исследование поведения людей в сообществах просто нет.

Иногда вспоминают, как великие диктаторы влияли на толпу, зачитываясь книгой Гюстава Лебона. Но этим все и заканчивается. Никто серьезно вопросом влияния на группы людей не занимается. Все делают вид, что это делают. Профессионалы делают вид, что это знают.

Существует мода на личное развитие ― коучинг, карьера. Но нет моды на групповое поведение, хотя всю нашу жизнь мы проводим в различных группах. На это даже не повлияло лавинообразное развитие социальных сетей, благодаря которым люди начали восполнять недостаток в общении. Быстрота перемещений, большие расстояния, ускорение информации ― все это отрывает людей друг от друга. Благодаря этому появился вирус социальных сетей. Но мода на команды так и не появилась. Это парадокс или закономерность?

Что должно произойти незначительное, но потрясающее, чтобы мы перешли от созерцания себя одиночного к изучению себя в окружении? Что нужно сделать, чтобы создать этот «переломный момент»?

Может быть, статичное и неизменное представление о различных сообществах делает их неинтересными и привычными для многих. Мы привыкли к словам «команда», «коллектив», «компания». Они стали просто словами, и перестали нести в себе интригу и эмоциональную насыщенность.

Для того чтобы появилась мода, должна быть заразность, а она основывается не на логике, а на эмоциях. Слова «зараза», «вирус» вызывают сильные ощущения, нельзя остаться равнодушным, когда вы их произносите. Это состояние «на лезвие ножа», которое, если задуматься, очень близко к подобному, называемому «модой».

Что запускает моду на какие-либо явления? Вирус коллективности, который запускается в нескольких местах (или в одном месте) и заражает многих.

У многих людей запускается желание присоединиться. Почему возникает это желание? Люди не хотят быть «серой и похожей массой». Они хотят быть принятыми теми, кого считают эталоном. Обратите внимание на стиль общения в разных социальных сетях и форумах. Если один и тот же человек общается в сетях Twitter , Facebook или Одноклассниках, то он будет писать в разных стилях во всех этих сетях или же предпочтет одну сеть всем остальным. То же самое происходит в форумах. Примером служит закрытые форумы, например, форум в сообществе «Сноб.». Войдя в него, вы не будете писать о повседневной банальщине. Любая ваша заметка будет наполнена или сложными эмоциями, или интеллектуализированием на тему. Комментарии тоже будут не простыми, но, как правило, информационными.

На форуме Сообщества E-xecutive.ru совсем другое общение. Там обязательны наукообразные размышления, критика, которые, как правило, переходят в обсуждения, мало связанные с изначальной темой. Пишут больше о себе и своих идеях, часто не связанных с темой, которую комментируют. О теме статьи, которую обсуждают, просто забывают.

Люди примыкают к тому или иному сообществу, чтобы лучше выразить себя в наиболее близком и желаемом для них окружении.

И чем проще окружение, тем шире круг примыкающих, в результате ― более размытые границы. Внутри подобных сетей «всеобщего доступа» возникают так называемые моды на привилегии: звездные блогеры, закрытые группы, соревнования по количеству друзей и тому подобное.

Малкольм Гладуэлл выделяет три слагаемых эпидемии, которые вызывают моду: закон малых чисел, фактор прилипчивости и закон силы обстоятельств.

Крошечный процент людей добиваются того, что сообщество начинает делать что-то по-другому: мыслить, одеваться, есть, спать, играть, выбирать, болеть. Они выделяются своей неординарностью и одновременно доступностью, так как остальные должны понять, что им повторить из неординарного поведения. Они привлекают внимание и как бы говорят: «Это очень просто, нужно только иметь для этого… и ты будешь с нами, избранными».

Иногда мода возникает только потому, что люди начинают видеть по-другому привычные и каждодневные вещи. И эти явления начинают вызывать острый интерес. Интерес должен быть «прилипающим», то есть держаться некоторое время для того, чтобы передаться окружающим. Острый интерес, но быстро проходящий, моду не вызывает.

Возьмем, как пример, поведение саранчи в фазу ее активности. Каждая особь ведет себя похоже на особи, которые ее окружает, в радиусе 12 см. Но как только в этом радиусе одна особь начинает вести себя по-другому, окружающие особи ее просто съедают.

Этот пример можно рассматривать как метафору сохранения и распространения моды на некоторые явления. Все должны смотреть в одну сторону, делать одно, быть заинтересованными одним. Если малое число особей в это время делает что-то другое, но так, что не вызывает вируса интереса к себе, то оно просто отвергается большинством настолько, что чувствует себя неуютно в сообществе, подверженном влиянию моды.

«Чтобы понять, как возникают направления моды, надо рассматривать их как эпидемии. Идеи, товары, информация и типы поведения распространяются точно также, как вирусы». Чем выше харизматичность точки, откуда идет информация, тем легче вызвать эпидемию. Можно возразить ― не все известные люди вызывают моду, бывает и наоборот. Они говорят, а никто делать не хочет. Почему это происходит? Вступает в силу знание поведения не одиночных особей, а сообществ.

Мода должна быть не постоянна, а периодична, то есть она должна вызывать у людей состояние дефицита, ее нужно ждать или она должна выстрелить неожиданностью, например, как фильмы Тарковского. Их модно было смотреть, потому что они были неожиданны и задевали многих, но в то же время были мало доступны, то есть дозированы.

Слишком частые показы мод в Париже вызовут привыкание и скуку. Дозированность или непредсказуемость ― вот на что нужно обратить внимание. Лидер, который хочет создавать моду, должен быть ожидаем. Слишком много лидера и его предсказуемость в СМИ вызывает привыкание, и, как следствие, отсутствие интереса. Лидер не должен опускаться до мелочей, их доделывает его окружение. Он должен вещать о ключевых вещах, влияющих на систему в целом. Этим он уходит от критики масс и вызывает острый интерес своей глобальностью мышления и одновременно попаданием точно в цель.

Появление центра, вызывающего моду, должно вызывать острый интерес, но не быть настолько заумным, чтобы люди сказали «это не для нас». В этом сезоне модно «длинное и черное». Модели на показах демонстрируют «длинное и черное» по запредельным ценам. Но массам не говорят, что сегодня модны именно эти наряды и именно по этим ценам. Народу говорят о «черном и длинном», о том, что каждый может это себе позволить, если он хочет казаться модным. И это может быть из различной материи, разных производителей и по разным ценам.

Если мы хотим вызвать моду на коммуникации в группах, надо пересмотреть ключевые слова, которыми мы пользуемся.

Моды на «команды» не будет, пока под ними будут подразумевать название любых сообществ людей, какое-то время существующих вместе в статичном состоянии. Поверьте, в реальности «команд» не существуют. Это всего лишь слово, ничего уже не значащее. Слово, которым называют слишком многие явления.

В реальности существуют знания не о «командах», а о «командах в развитии», то есть о сообществах в постоянно меняющемся состоянии. Только они могут влиять на изменения поведения людей. Таким образом и появилась технология «командных волн».

Известные люди используют знания о «командных волнах» в своих семьях, со своими друзьями, в своем бизнесе и политике. Но они не хотят, чтобы эти знания были достоянием многих. Они не хотят вируса, который запустит моду. Эксклюзивные знания дают им больше преимуществ, чем мода, запущенная в массы.

Уникальность знаний о технологии «командные волны» заключается в том, что в ней рассматриваются различные сообщества людей не в статичном, а в постоянно меняющемся состоянии. И это состояние существует по точным законам, зная которые можно успешно воздействовать на людей внутри различных сообществ.

«Командные волны» ― это тот вирус, который может породить эпидемию. Мы постоянно находимся в волнообразных командных колебаниях ― в метро, дома, на работе. Это группы, изменения в которых происходит по объективным и прогнозируемым законам. Очень просто понять, что «командная волна» в метро ― это начальный этап, который может быстро развиться, если, например, люди на сутки останутся в одном вагоне метро. И также может остановиться и распасться, если люди выйдут на следующей остановке. Если люди останутся в вагоне метро на сутки, то они могут переругаться, а могут организоваться под увлекательное времяпрепровождение. От чего это зависит? Как этим управлять?

Мы постоянно находимся в «командных волнах», мы зависим от них, и большинство из нас не уделяет им ни малейшего внимания. Мы каждый вечер приходим в семью и считаем, что состояние семьи зависит от настроения ее членов. Как же мы ошибаемся! Все члены вашей семьи подвержены влиянию «командных волн», которые будут проявляться независимо от их настроения. Поведение людей, которые находятся в подобных образованиях, можно предугадать, им можно управлять.

Знание законов «командных волн» может стать переломным моментом, после которого мир коммуникаций начнет существенно отличаться от привычного. Пора запустить вирус «командных волн», который вызовет лавинообразные изменения в области коммуникаций. Эти изменения облегчат принятие начавшихся экономических, финансовых, общественно-политических кризисов.

«Перемены, произошедшие прямо в переломный момент, могут иметь огромные последствия», ― сказал однажды Гладуэлл.

Если вы хотите проверить, как начинается мода, передайте вирус «командных волн» вашему окружению. Задайтесь вопросом, каковы законы «командных волн». Начните с комментариев по поводу этой статьи.

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Начните с комментариев по поводу этой статьи. Это все уже было. И главное, - на сегодняшний день уже устарело. То, что описано в материале, было хорошо применимо в эпоху доминирования идей над сознанием масс и наличием достаточного времени для того, чтобы та или иная идея могла быть усвоена массами устойчивым образом. Что хорошо вписывалось в качестве иллюстрации в работу Хосе Ортеги-и-Гассета ''Восстание масс''. Но сегодня дело заключается в том, что идеи уже уже не оказывают на общество в целом такого серьезного влияния как то было раньше. Общество предельно индивидуализировано, что несовместимо с психологией массы. Одним из элементов которой является и мода. В силу расширения возможностей средств передачи информации идеи устаревают еще до того, как успевают обогнуть земной шар, утрачивая свою привлекательность. У них просто не остается времени на устойчивое закрепление в сознании людей. В результате их носителями оказывается лишь некая узкая группа лиц, которая в определенном смысле становится не столько их последователями, сколько продолжателями, пытаясь развить на их основе что-то свое. Причем, все эти люди зачастую живут в разных уголках планеты. При том, что подчеркнутая тенденция в современном обществе к индивидуализированности всего и вся просто не дает такому явлению как мода устойчиво распространиться в течение сколько-нибудь продолжительного времени, превратившись в устойчивый в сознании людей фактор, способный доминировать в их мировосприятии некоторое продолжительное время, - собственно, пока действует данная мода, и пока она не будет замещена чем-то другим. Как и некая идея. В результате чего массовость чего-либо в современном обществе в плане увлечений практчиески полностью исключается. За исключением случаев специфического и искусственного по своему характеру поддержания какого-либо идейно оформленного построения в качестве элемента или фактора престижа. Например, игры в гольф. Так что все это уже было. Но больше уже не вернется. Николай Ю.Романов ----
Генеральный директор, Тюмень
Николай Романов пишет: Но сегодня дело заключается в том, что идеи уже уже не оказывают на общество в целом такого серьезного влияния как то было раньше. Общество предельно индивидуализировано, что несовместимо с психологией массы. Одним из элементов которой является и мода.
У меня есть подозрение, что это может быть связано ещё с 2 факторами: при свободном доступе к информации хочется оградить себя от этого ''спама'' и мы включаем защиту от неё, т.е. идеи эти ''не видим в упор'' и второе, ''влиятельных'' идей слишком мало, которые бы могли удержать твоё внимание на длительное время. Проявление ''психологии масс'' мы наблюдаем в настоящее время в основном при Протестах. Пожалуй, ещё одним фактором является фактор Безопасности. Быть в стороне, безопаснее, чем в толпе.
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>У меня есть подозрение, что это может быть связано ещё с 2 факторами: при свободном доступе к информации хочется оградить себя от этого ''спама'' и мы включаем защиту от неё, т.е. идеи эти ''не видим в упор'' и второе, ''влиятельных'' идей слишком мало, которые бы могли удержать твоё внимание на длительное время. Естественно. Идей слишком много, чтобы разбираться, какие из них будут действовать продолжительное время, а какие - ''однодневки''. Да и нет большой необходимости у людей в этом разбираться, поскольку сегодня не идеи формируют облик общества и отдельно взятых слагающих его людей. Поэтому все, чего требуется добиться от их авторов, это сделать их максимально яркими и броскими, чтобы они хотя бы ненамного и ненадолго выделились из общей совокупности таких же кричащих и провокационных идей, стремящихся обратить на себя внимание широкой публики. А публика от этого уже устала. Ей это не интересно. И поэтому она живет сама в себе, вне идей, отгородившись от них за их ненадобностью. Равно как и люди, устав от всевозможных новомодных приборов и аксессуаров, перестают обращать внимание на новинки, пользуясь тем, к чему привыкли. Собственно, это же касается и мира моды. Сегодня редко кто носит то, что подается как модное. Носят в основном лишь то, что нравится, вернее - то, из того, что нравится, что удается достать. А глобальных следований веяниям времени уже нет. Ни в одежде, ни в музыке, ни в искусстве, ни в электронике. Мода сегодня - это до предела индивидуализированные группы потребительских товаров, а не искусство, ориентированное на массы и содержащее в себе некоторые идеи. >Проявление ''психологии масс'' мы наблюдаем в настоящее время в основном при Протестах. Чисто биологические свойства человеческой природы, которой при определенных условиях свойственно сбиваться в толпу. Но проблема в том, что протесты бывают настоящими, вызванными некоторой критической для каждого человека проблемой (например, нехватки в продаже дешевых сигарет, пива и водки), затрагивающей лично его и угрожающей лично ему, что и заставляет его действовать, сбиваясь в толпы. А с другой стороны протесты бывают по сугубо надуманным предлогам, - как в своременности. И на такие проесты, которые не затрагивают само существо человека, участников приходится свозить отовсюду или ангажировать за деньги. Потому что в этом случае протестная идея в силу своей малосущественности не является ни для кого привлекательной. >Пожалуй, ещё одним фактором является фактор Безопасности. Быть в стороне, безопаснее, чем в толпе. А здесь раз на раз не приходится. Если человек в толпе, то он - ''свой''. Даже если лично он не знаком. Потому что он попал в толпу, испытывая ту же потребность и личную критическую напряженность, что и остальные ее члены. А если человек - вне толпы, то он не просто подозрителен, а именно тот, который в чем-то виноват. Потому что в отличие от участников толпы он явно не испытывает тех же проблем, которые сбивают этих людей в толпы. Соответственно, безопаснее ему отнюдь не будет. Тем более, что под лозунгами толпы всегда находится множество сомнительных личностей, которые пользуются ими, чтобы кого-то пограбить, избить или сжечь в своих личных интересах. В любом случае, несмотря на разницу построений ''Ты - не в джинсах !'' и ''Ты не на баррикадах !'', общее начало у них одинаковое. Которое в современном обществе носит именно надуманный, а не настоящий характер. Т.е. люди сбиваются в какие-то протестные или иные группы не потому, что им чего-то не хватает, а потому, что им кажется, что именно этого им не хватает, а заодно и не хватате всем окружающим. А те, в свою очередь, весьма спокойно к этому относятся. Поскольку призывы легализовать марихуану хороши именно в качестве некоего протестного содержания, но характер-то у этйо идеи весьма надуман. Общество без этой всеобщей легализации жило и продолжает жить и дальше, не испытывая реальной потребности в предмете, на который направлена эта идея. Николай Ю.Романов ----
HR-директор, Москва

Интересно, как сместился акцент обсуждения. Обсуждается не идея ''командных волн'', а способы продвижения идей в массы.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Изложенная идея ''командных волн'', как уже было отмечено, по сути является старой. Разве что название слегка подновленное. Одним из направлений продвижения идей в массы, которое себя полностью изжило вместе с самим этим направлением. Другое дело, что обсуждать сам феномен гораздо интереснее, чем один из его второстепенных моментов. А частность может быть интересной только своей новизной или необычностью. А здесь ничего этого уже нет.

Николай Ю.Романов
----

Researcher, Красноярск

Статья интнресная как иллюстрация одного из взглядов на управление массами, однако все свалено в кучу, групповая динамика масс и командная работа или взаимоотношения, очередь в туалет слабо мне представляется командным образованием, а вот группой с одинаковыми естественными потребностями, вполне.
И если смотреть на поездку в метро и очередь в туалет как на ''командную волну'', то можно наверное к чему то придти, однако модой назвать это действие врядли будет возможно, да еще ''заразить'' массы этим. Хотяможно покреативить и выдать, на любителя, что то вроде пива и рыбы в неограниченных количествах разделенных метро,через туалет))) :o

HR-директор, Москва

Мне очень не нравятся ничем не подкрепленные заявления, типа ''Изложенная идея ''командных волн'', как уже было отмечено, по сути является старой''. Укажите. пожалуйста, где подобные идеи в литературе вы встречали раннее. Я уже более 10 лет занимаюсь человеческими сообществами и командами и очень не люблю, когда непрофессионалы начинают голословно, но убедительно что-то утверждать. Возможно, в этом ваша роль в этом сообществе. Кстати, об особенностях данного сообщества также упомянуто в моей статье.

Программист, Москва
> Общество предельно индивидуализировано, что несовместимо с психологией массы. Это в то время, когда по всему миру гремят перевороты, половина женщин носит угги, а вся страна голосует за Единую Россию, в США всё те же две партии, и так далее, вы можете говорить об индуализированности? > В силу расширения возможностей средств передачи информации идеи устаревают еще до того, как успевают обогнуть земной шар Почему устаревают? Почему не наоборот? Ведь так удобно внедрять идеи, когда информацию стало передавать так легко. На этом утверждении, по цепочке, базируются остальные. В общем, как обычно, бесполезный словесный понос, Николай.
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Я уже более 10 лет занимаюсь человеческими сообществами и командами и очень не люблю, когда непрофессионалы начинают голословно, но убедительно что-то утверждать. И что ? А я по работе и в области прикладной науки занимаюсь этими вопросами еще со студенческой скамьи, т.е. больше 15 лет, но никому это в лицо не сую. Не говоря уже о том, что ни одного профессионала в данной сфере я в России за это время так и не видел, - в лучшем случае, есть лица, которые себя таковыми именуют, а на поверку представляемые ими идеи оказываются лишь заимствованиями чужих идей с Запада с некоторыми ''доработками'' на тему создания интереса у публики. И голословности здесь нет никакой. Чистый комментарий на в общем и целом ничего особенно не представляющий, но просто хорошо написанный текст. А какова идея, таков и комментарий. Своего в данном случае у вас ничего нет. Несмотря на 10 лет. Сказано немного иначе, а так, - все уже было. И разбирать тут отдельно со ссылками и цитатами нечего. Владеете темой, владеете и материалом. И знаете, что и откуда берется. Что еще расписывать ? >вы можете говорить об индуализированности? Совершенно верно. Это прямое следствие политики и идеологии индивидуализации членов общества, проводившейся США последние примерно 40-45 лет как внутри страны, так и во всем мире. >Почему устаревают? Почему не наоборот? Потому что их слишком много и их поток очень большой, что исключает их критическое осмысление и адаптацию обществом. На доступном вам уровне. А вообще, - вопрос ''почему'' не может не радовать. Потому что из этого незнания закономерно следует неверный вывод. Николай Ю.Романов ----
Председатель совета директоров, Москва
Специально не буду читать комменты -посмотрю будут ли совпадать гл.выводы. Автор пишет: 1.все говорят о командах в политике, бизнесе, обществе, но никто ими не интересуется. Моды на исследование поведения людей в сообществах просто нет... 2.В реальности существуют знания не о «командах», а о «командах в развитии», то есть о сообществах в постоянно меняющемся состоянии... Ну по меньшей мере, не скромное заявление, чтобы долго не ковыряться, приведу только список литературы, стоящей на моей книжной полке, да и то недалеко от компьютера: 1.Фланес С.У., Левин Дж. Навыки работы с людьми для менеджеров проектов.-М.: Спайдер, 2004 (язык оригинала-2001).-380с. 2.Мухин Ю. Законы власти и управления людьми.-М.: Крымский мост-9Д, 2008.-558с. 3.Яхонтова Е.С. Sоft Management или управление отношениями в компании.-М.: Экономика, 2010.-470с. 4.Томпсон Л.Создание команды.-М.: Вершина, 2006 (2004).-544с. 5.Ли Б. Принципы власти: влияние с уважением и честью.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 (1997).-361с. 6.Белбин Р.М. Команды менеджеров.-М.: HIPPO, 2003 (1981).-315с. 7.Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров.-М.: HIPPO, 2003 (1993).-232с. 1.Думаю для начала хватит-НЕ НАДО ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД. 2.Вся приведенная (и другая аналогичная) литература и практика изложенная в ней, говорит именно, о командах в динамике (развитии). Далее, ''Уникальность знаний о технологии «командные волны» заключается в том, что в ней рассматриваются различные сообщества людей не в статичном, а в постоянно меняющемся состоянии. И это состояние существует по точным законам, зная которые можно успешно воздействовать на людей внутри различных сообществ...'' никакой уникальности и технологии ''командной волны'' нет, все это вписывается в известные теории психологии и информатики... И, последнее, про вирус ''командных волн''-это просто вольная интерпретация с добавление мантры ''командная'' вирусного маркетинга :|
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.