Конкуренция набирает обороты

Современное бизнес-пространство с каждым днем пополняется все большим и большим количеством коммерческих организаций в самых разнообразных сферах деятельности. В любой отрасли появляются новые игроки со своим видением бизнеса, методами и технологиями. Каждый субъект рынка, прежде чем выйти на арену, готовится к выходу, изучая соперников, их тактику, слабые и сильные места.

Многие руководители бизнеса, игнорирующие анализ сигналов политического, экономического и законодательного характера, рискуют потерять свое «место под солнцем». При этом они могут считать, что отслеживают все, ежедневно читая и слушая новости и так далее. Однако важно получать всю информацию в совокупности. Читая, например, свежую новость, где говорится о компании ― вашем логисте, трудно вспомнить, что она также упоминалась в региональной прессе за прошлый месяц, причем упоминались планы компании о перенесении своего бизнеса в другой регион. Или, скажем, речь идет об утверждении нового закона, ограничивающего некоторые права строительных организаций. Обычно реакция на подобные законы происходит за считанные дни до его утверждения, в то время как первые признаки его формирования обычно начинают появляться минимум за три-четыре месяца до публикации

В настоящее время поток информации, которую необходимо анализировать для обеспечения конкурентной жизнеспособности компании, постоянно растет. Очевидна необходимость организации собственного информационно-аналитического подразделения и внедрения соответствующих решений.

Основными задачами подобного подразделения, которое также именуется «службой конкурентной разведки», являются:

  • Регулярное информационное обеспечение лиц, принимающих управленческие решения, как на стратегическом, так и на тактическом уровне.
  • «Система раннего предупреждения» ― привлечение внимания к угрозам, которые потенциально могут причинить ущерб бизнесу. Отставки и назначения в коммерческих и государственных организациях, своевременное выявление предпосылок создания законов и постановлений
  • Выявление благоприятных для бизнеса возможностей. Анализ потребительского спроса, претензий, предпочтений, изменений цен и их причин, выявление конкурентных рынков и продуктов. Отслеживание конкурсов, тендеров, подрядных торгов, распределения бюджетных средств и специальных предложений кредитных организаций, грантодателей и благотворительных фондов.
  • Постоянный мониторинг и оценка деятельности конкурентов, партнеров, контрагентов. Сбор публикаций и высказываний о деятельности собственной компании, а также об успехах и провалах конкурентов Проверка кадров, их переписка, связи, участие в сообществах. Выявление попыток конкурентов получить доступ к закрытой информации.

Подобная деятельность неизменно требует применения проверенных, эффективных и надежных решений, то есть внедрения инструмента, решающего все вышеуказанные задачи.

Очевидна необходимость организации собственного информационно-аналитического подразделения и внедрения соответствующих решений. Однако и тут многое зависит от конкретной ситуации, внутренней политики и масштабов компаний. Чтобы сформировать структуру информационно-аналитической разведки вашей организации, необязательно специально для этого формировать отдельный штат. В рамках текущей работы сотрудников можно организовать комплексную систему бизнес-разведки. Одним из важнейших условий для организации подобной работы является правильный выбор инструментария.

Рынок информационно-аналитических систем постоянно изменяется и пополняется, но как определить:

Что именно из существующего программного обеспечения подходит для нужд вашей организации?

Отвечая на этот вопрос, вы обязательно столкнетесь с рядом сопутствующих вопросов касательно того, какими именно свойствами должен обладать программный продукт.

Комплексность

Наличие функциональных модулей в единой системе, охватывающих весь спектр информационно-аналитической работы.

На практике, когда компания для автоматизации сбора информации приобретает интернет-робот у одного разработчика, модуль для синхронизации с почтовыми ресурсами ― у другого, генератор отчетов ― у третьего и так далее, то на выходе он будет получать итоговую информацию в разных форматах, и, кроме того, пользователь непременно столкнется с проблемой совместимости этих «разношерстных» модулей между собой. Это, в свою очередь, обязательно скажется на временных затратах сотрудников, которые будут тратить свое недешевое рабочее время на генерацию итогового отчета из информации, полученной в разных форматах.

В идеале комплексная система должна иметь следующие основные параметры:

  • Автоматический поиск и сбор информации из разнородных источников. Наличие модулей, позволяющих отслеживать информационные изменения на сайтах конкурентов, партнеров, контрагентов, на ресурсах государственных ведомств, в федеральной и региональной прессе. Вести поиск по ключевым фразам в общедоступных интернет-ресурсах, в блогах и специализированных ресурсах. Это значительно упростит рутинную деятельность специалистов по постоянному мониторингу информационной среды.
  • Аналитическая обработка информации. Важно формировать базу не только документов, но и ключевых смысловых значений, взятых из них. Это, в основном, объекты (персоны и организации) и связанные с ними факты (встречи, сделки купли-продажи, слияния, контроль, акционирование и многое другое). Выбранная система должна иметь функциональные возможности по выделению подобных смысловых фрагментов и присваиванию им соответствующих типовых значений. Система должна иметь удобный интерфейс для просмотра объектов и фактов.
  • Удобный и быстрый поиск данных в базе. В системе обязательно должен присутствовать модуль для сквозного поиска данных по совокупности подключенных баз знаний. Таких баз может быть сколько угодно. Главное ― это иметь инструмент, позволяющий быстро сканировать базы и представлять найденную информацию в удобном для дальнейшей работы виде.
  • Генератор аналитической отчетности. Система должна быстро и качественно выдавать итоговую отчетность в удобном формате согласно заданным запросам. Конечно же, аналитическая справка должна быть написана аналитиком, человеческий разум никакая система не заменит. Однако для подробного и качественного ее написания аналитик должен иметь под рукой инструмент, позволяющий визуализировать знания в виде семантических сетей, генератор дайджестов, подсчитывающий статистику упоминаемости объектов в документах, четкую и настраиваемую форму для автоматической генерации бизнес справок.

Готовность решения к эксплуатации. FPP (Full Package Products)

Коробочный программный продукт — это ПО, поставляемое в основном на условиях «под ключ», с универсальным функционалом, полностью готовым к эксплуатации. Заказное или проектное ПО сопровождается проектной доработкой или разработкой функций, дополняющих стандартные (базовые) возможности. Это требует немалых временных и финансовых затрат.

В целях конфиденциальности информации важно формировать свою внутреннюю базу знаний так, чтобы она не зависела от сторонних ресурсов. Важно иметь систему, которая хранит всю бизнес-информацию в едином хранилище, доступном лишь компетентным сотрудникам внутри компании.

  • Все онлайн доступы и запросы фиксируются и при желании легко отслеживаются. В связи с этим использование систем, предоставляющих доступ к собственной базе данных, не всегда бывает безопасным.
  • Коробочный продукт значительно упрощает создание в организации единой информационно-аналитической структуры, так как предусматривает упрощенную интеграцию с другими используемыми программными приложениями.

Функциональность

Важно использовать продукт, имеющий все необходимые модули для настройки и изменения формируемой базы знаний. Конечно, сопутствующие модули не всегда необходимы, так как зачастую разработчик поставляет также и универсальную модель базы, которая пригодна практически для любой сферы деятельности.

  • Самостоятельное управление структурой формируемой базы знаний ― это так же важно, как наличие коробочного продукта. Система в целях информационной безопасности должна позволять изменять структуру формируемой базы данных без привлечения разработчиков. Обработка информации, подразумевающая выделение из текста объектов и связанных с ними фактов, а также присвоение каждой сущности своего типового значения является залогом формирования у себя не «информационного кладбища», а структурированной базы знаний. В дальнейшем это поможет упросить выполнение запросов по поиску информации конкретного типа, например, «все кадровые перестановки компании за данный период» или «все документы/факты за данный период с упоминанием объекта Х» и так далее.
  • Возможность конвертации внутренних баз компании в единый формат без привлечения услуг разработчика также является важным фактором

Рынок информационно-аналитических систем не очень велик, но достаточно разнообразен. Важно не ошибиться в выборе. Наличие у вашего конкурента более профессионального логиста, чем ваш, уже дает ему преимущество. Переход квалифицированных сотрудников к конкуренту также увеличивает его шансы на получение конкурентного преимущества.

Наличие же у компании мощного инструмента для информационной бизнес-разведки не всегда привлекает внимание. А зря! Информация хороша тогда, когда она есть, и она может очень дорого обойтись, когда ее нет под рукой!

Фото: pixabay.com

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Казахстан

Хотелось бы ознакомиться хотя бы со списком программных продуктов со сравнением функциональных возможностей, которые есть на рынке стран СНГ.

Кроме того, хотелось бы рассмотреть примеры внедрения такого ПО на конкретном предприятии (поставленные задачи, необходимые аппаратные средства, оценка эффективности внедрения и т.п.) .
Тогда бы статья была более полезней и интересней.

От себя могу лично сказать: такое ПО нужно. Оно экономит кучу времени. Сам пользуюсь программой мониторингов изменений на сайтах.

IT-консультант, Украина

Полезная информация, но есть одно НО!
По стилю статьи видно, что написано экспертом, а где обзор самих программных продуктов ?

ПРИМЕРЫ В СТУДИЮ!

Директор по маркетингу, Астрахань

Статью нода было назвать ''а давайте я вам софт продам''

При чём тут конкуренция?

Я так понял, по идее автора конкурентной развдкой один человек может заниматься сидючи за чудо-программой.

Позвольте спросить, а откуда информация возьмётся для этой чудо-программы, чтобы её обрабатывать?

Самое сложное и затратное в бизнес-разведке именно добыть нужную информацию. Когда возникают сложности в обработке большого потока информации, вот тогда нужно ПО.

А тут коперфильд какой-то, поставьте программу и будет вам чудо.

Это опасное заблуждение из той же серии, когда фирма покупает 1С, в надежде что программа поможет им поставить бухгалтерский учёт и заменить бухгалтера. Тут вроде уже всем понятно что это бред. А почему ведёмся на чудо-программу в случае анализа информации?!

Или я мантры в тексте проглядел? ;)

Генеральный директор, Новгород

В нормальной фирме 3 официальных версии:
1) для выдвижения на брэнд,
2) для внутреннего секретного пользования,
3) для ''лохов'' (не будем уточнять каких).
8)
Только дураки и выпускники экономических вузов могут верить какой-то программе.
Это и есть одна из напастей, как известно, помимо дорог.

Преподаватель, Москва

Нодирбек, положа руку на коробку с программой, много Вы встречали подразделений в названием «служба конкурентной разведки»?

Директор по продажам, Беларусь

Взгляд на данную проблему, конечно, интересный. Инфу собирать надо, анализировать ее надо. Однако, хотелось бы прочитать про десятки тысяч долларов сохраненных благодаря применению этих инструментов в реальной жизни. Как то о примерах ничего не написано. Смахивает на интересную идею, полезность которой достаточно сложно оценить. ;)

Менеджер, Казахстан
Владимир Крючков пишет: Нодирбек, положа руку на коробку с программой, много Вы встречали подразделений в названием «служба конкурентной разведки»?
Не обязательно это должна быть целая ''СЛУЖБА''. Конкурентная разведка - это одна из функций маркетингового подразделения.
Менеджер, Казахстан
Дмитрий Задорожный пишет: Инфу собирать надо, анализировать ее надо. Однако, хотелось бы прочитать про десятки тысяч долларов сохраненных благодаря применению этих инструментов в реальной жизни. Как то о примерах ничего не написано. Смахивает на интересную идею, полезность которой достаточно сложно оценить.
Оценить, конечно, довольно сложно. Могу привести один из примеров (но оговорюсь сразу, что не получения прямой выгоды) Компания А. Компания занимается продажей технологического оборудования. Естественно имеет конкурентов в определенном сегменте. В Компании А используется программное обеспечение по сканированию интернет пространства по сайтам конкурентов, которые отслеживают изменения на них. Раньше сканирование происходило в «ручном режиме». Сайтов более сотни. Занимало времени 1-2 дня. С этой программой – 1-2 часа. Посчитайте экономию человеко-часов. Это раз. Конкуренты выводят на рынок новую линейку продукции. Но не в «открытом режиме», анонсируя напрямую, а в качестве альтернативных предложений в дополнении к уже существующей линейки. Продукт сырой, недоработан, не отвечает громким заявленным требованиям. Используя поисковик (это не отдельное ПО, а то что есть у каждого, но которое можно включить в ПО с более расширенным функционалом) находится информация с форума по обсуждению новой модели. Причем довольно быстро в ходе дискуссий выясняется несоответствие заявленным производственным характеристикам. Вооружая это инфой менеджеров на случай «столкновений», они действительно сталкиваются лоб в лоб. Приводя аргументы, которые не нужно самим выдумывать заказчик принимает решение о заключении контракта с компанией А. Без конкурентной разведки с использование программных средств пришлось бы собирать экспертные мнения, вести запросы от «подставных» компаний, искать, где это оборудование находится и ехать, чтобы посмотреть на него. Всего этого ненужно. Посчитайте сколько затрат не пришлось делать + прибыль компании от заключения данного договора, благодаря информации найденной с помощь ПО. Это два.
IT-консультант, Украина
Руслан Мамбетаев пишет: Компания занимается продажей технологического оборудования. Естественно имеет конкурентов в определенном сегменте. В Компании А используется программное обеспечение по сканированию интернет пространства по сайтам конкурентов, которые отслеживают изменения на них. Раньше сканирование происходило в «ручном режиме». Сайтов более сотни. Занимало времени 1-2 дня. С этой программой – 1-2 часа
Добрый день Руслан, а можно уточнить ЧТО ЗА ПРОГРАММА? Не хватает инструмента для работы, понятно что программа не решает сама по себе задач ''конкурентной разведки'', но она позволяет хранить и систематизировать те данные, которые есть. ПРИМЕРЫ В СТУДИЮ!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Подведены итоги исследования рынка труда для молодых специалистов

Служба исследований HeadHunter изучила состояние российского рынка труда для студентов и молодых специалистов в 2019 году.

 
ВКонтакте и Worki запустили платформу собеседований

Новая возможность ускоряет массовый набор персонала — сообщения ВКонтакте пользователи проверяют чаще, чем на сервисах поиска работы.

Больше половины жителей России работали в новогодние праздники

Сервис Работа.ру выяснил, как россияне относятся к необходимости трудиться в праздничные дни.