Как продвигать сайт компании в регионах

Для начала давайте разберемся, что же такое региональное SEO и чем отличается от локального. Региональное SEO – это продвижение сайта в нескольких регионах, направленное на привлечение трафика из широкого списка городов. Поисковые системы по-разному формируют свою выдачу в разных регионах и первое, на что смотрят роботы, – геозависимый ли запрос (ГЗ), который ввел пользователь в поисковую строку или геонезависимый (ГНЗ).

Геозависимые и геонезависимые запросы

ГЗ – это запросы пользователей, по которым поисковые системы генерируют выдачу, исходя из локационной привязки пользователя. Например, если человек задает запрос «доставка роллов», то ему будут предложены сайты, которые осуществляют доставку еды в его регионе. Например, так выглядит выдача Яндекса по запросу «доставка роллов» в Нижнем Новгороде:

Региональное SEO

Как видно из скриншота, в выдаче представлены те сайты, которые предлагают пользователям доставку роллов в Нижнем Новгороде.

А так будет выглядеть выдача Яндекса для региона Краснодар, здесь представлены сайты, осуществляющие доставку роллов в Краснодаре.

Региональное SEO

ГНЗ – это запросы, по которым поисковая выдача не меняется для пользователей из разных регионов. Например, по запросу «год рождения ктулху» выдача будет неизменна везде.

Большинство коммерческих запросов, предполагающих дальнейшую транзакцию, являются геозависимыми, а для информационных запросов характерен признак геонезависимости. При этом если к любому геозависимому коммерческому запросу подставить название города, то он станет геонезависимым. Чтобы понять, как это работает, давайте снова посмотрим на выдачу Яндекса в Нижнем Новгороде по запросу «доставка роллов москва»:

Региональное SEO

Регион остался Нижний Новгород, но в выдаче находятся ссылки на страницы, предлагающие доставку роллов в Москве, то есть запрос хоть и коммерческий, но геонезависимый – локация на выдачу не влияет.

Обычно по ГЗ запросам продвигать сайт легче, ведь шансы на получение трафика выше. Это связано с тем, что по ГНЗ вы конкурируете со всеми релевантными запросам страницами. А по ГЗ запросам конкуренция с теми сайтами, которые привязаны к конкретной локации.

Как привязать сайт к нужным регионам

Допустим, ваш бизнес мультирегиональный и вы хотите, чтобы сайт хорошо ранжировался в нескольких регионах.

Важно: принадлежность к какому-либо региону не исключает сайт из результатов поиска в других регионах. Если содержимое сайта будет признано релевантным запросам, его найдут пользователи из любого региона.

Для начала необходимо привязать ресурс к нужным вам регионам. Для этого нужно сделать следующие шаги:

1. Добавление регионов в Яндекс. В сервисе Яндекс.Вебмастер выберите свой сайт и зайдите во вкладку «Региональность»:

Региональное SEO

Далее добавляете регион с помощью справочника и настроек вебмастера:

Региональное SEO

Обратите внимание, что при добавлении регионов необходимо указать ссылку на страницу, подтверждающую принадлежность сайта к выбранному региону.

При добавлении регионов важно понимать, что количество локаций, которые можно добавить через вебмастер, ограничено. Поэтому в первую очередь добавляйте самые важные для бизнеса регионы. Если города присутствия еще есть, а место в вебмастере закончилось, добавьте одним из регионов Россию – тогда хоть и будете проигрывать при прочих равных условиях сайтам с точной локацией, но это лучше, чем оставить другие регионы совсем без внимания.

Если в сети более 30 филиалов, обновлять данные в Яндекс.Бизнесе можно с помощью XML-файла. Подробнее о том, как составить фид, можно почитать в справке Яндекса.

2. Добавление региональности в Google. До 2019 года в панели для вебмастеров Google была возможность задать таргетинг. Сейчас эту функцию удалили и добавить информацию о городах присутствия можно только через сервис Google Мой Бизнес. Тут все интуитивно понятно и схоже с добавлением адресов на Яндекс.Карты, поэтому подробнее останавливаться не будем.

Способы регионального поискового продвижения

При мультирегиональном продвижении всегда возникает вопрос: что лучше – для каждого региона использовать поддомен или продвигать все регионы в рамках одного поддомена. Рассмотрим каждый способ отдельно.

Мультирегиональное продвижение с помощью поддоменов

Это способ, когда для каждого региона создан свой поддомен. Выглядит это обычно так: region.site.ru, где «region» изменяется в зависимости от локации домена. Например, для Самары будет поддомен samara.site.ru, а для Курска – kursk.site.ru.

К плюсам относится то, что каждый поддомен максимально релевантен выбранному региону. В контактах можно разместить максимальную информацию о своем филиале – адрес, схему проезда, удаленность от метро, телефон с кодом города.

Для поддоменов характерны следующие особенности:

  • Каждый поддомен необходимо добавить в Яндекс.Вебмастер (и задать каждому поддомену регион) и Google Search Console.
  • Контактную информацию о каждом поддомене нужно добавить в карты Яндекса и Google.
  • Надо предусмотреть возможность вносить правки в панели администрирования сайтом как на все поддомены разом, так и на каждый сайт отдельно.
  • Используйте топонимы в мета-тегах и контенте, чтобы уникализировать информацию на поддоменах. Поисковые системы хорошо научились распознавать, какой контент является дублем, а какой частью мультирегионального кластера сайтов, но разбавление контента названием региона поможет ему лучше ранжироваться в своей локации. Создайте переменную, добавив которую в мета-теги или контент, она автоматически преобразуется в название города на соответствующем региональном поддомене.
  • Для каждого поддомена следует сгенерировать собственные файлы robots.txt и sitemap.xml.
  • Перелинкуйте сайты между собой. Самый простой способ сделать это – добавить в шапку возможность выбора региона:

Региональное SEO

После нажатия на кнопку появляется список городов со ссылками на соответствующий региону поддомен. Важно, чтобы ссылки на поддомены были в html-коде, а не реализованы через JS.

Региональное SEO

Не стоит в качестве регионов использовать все возможные федеральные округа и области. Например, если вы осуществляете продажи в городе Тюмень, то в качестве поддомена используйте только tumen.site.ru, поддомен с областью вам не нужен.

Чем точнее и уже региональная привязка, тем больше шансов на то, чтобы хорошо ранжироваться в выбранном регионе. Исключение составляют Московская и Ленинградская область, в которых спрос даже в областных городах может быть высок и там такое решение допустимо. Ниже пример того, как не следует создавать карту поддоменов:

Региональное SEO

Однако, если вы используете подобную схему только для удобства посетителей и формируете округа и области не в качестве ссылок на поддомены, а как навигацию для выбора нужного региона, то такая реализация допустима.

Что касается уникализации контента, то однозначно не требуется размещать абсолютно разные тексты на каждый домен, вполне достаточно разбавлять тексты топонимами.

Есть распространенное мнение, что поддомены хорошо работают для Яндекса и хуже для Google, так как последний острее реагирует на схожий контент на поддоменах. Мой опыт показывает, что это не так. Региональные поддомены одинаково хорошо ранжируются в обеих поисковых системах, если все верно настроено и проведена качественная работа по техническому SEO.

Продвижение сайта в рамках одного домена

У мультирегионального SEO в рамках одного домена также есть свое весомое преимущество – поведенческие и хостовые факторы, возможность прокачки ссылочной массы.

Поведенческие факторы – это метрика поведения и удовлетворенности пользователя посещенным ресурсом. Это важный фактор ранжирования и, как правило, один сайт имеет значительно лучшие показатели поведения, чем региональные поддомены. Хостовые и ссылочные факторы также важны, первые отвечают за авторитет и возраст домена, вторые за массу и качество внешних ссылок на сайт. В большинстве случаев оба эти фактора у одного сайта значительно лучше прокачены, чем у кластера поддоменов. Также для поддержания одного сайта требуется меньше ресурсов, чем для кластера поддоменов.

Для продвижения в рамках одного сайта характерны следующие особенности:

  • Наличие телефона в формате 8-800. Для поисковых систем это показатель, что бизнес представлен во множестве городов.
  • На странице «Контакты» обязательно разместите информацию обо всех региональных офисах, их телефонах и адресах. Помимо номера 8-800 для каждого филиала желательно указать номер в формате города. В качестве адреса филиала подойдет как реальный офис, так и склад, и магазин.
    Также будет полезно для каждого города создать отдельную страницу с контактами, ссылка на которую будет на основной странице «Контакты», которая в этом случае станет разводящей.
  • В работе со ссылочной массой используйте местные доноры, с упором на самые приоритетные регионы.
  • Создайте папки для каждого города, в котором продвигаетесь. Формат может быть такой: site.ru/region/. В папке /region/ должны находиться актуальные для соответствующего региона товары или услуги.

Так что лучше – папки или поддомены?

Универсального ответа нет, но есть алгоритм для получения ответа. Чтобы выбрать правильный путь, необходимо исходить из возможностей бизнеса, возможностей вашей разработки и оценки конкурентов.

В первую очередь оцените, из каких сайтов состоит топ выдачи поисковых систем. Для этого есть масса сервисов, например, Топвизор. Создайте проект, добавьте ключевые слова и перейдите во вкладку «Снимки выдачи»:

Региональное SEO

Далее оцените, какими сайтами заполнена выдача по вашему семантическому ядру. Здесь видно, что в анализируемой тематике в топе преобладают поддомены, поэтому правильнее для продвижения своего сайта выбрать именно их.

Региональное SEO

Из бесплатных сервисов рекомендую использовать выгрузку сайта по запросам сервиса Tools.discript.ru. В поле «Поисковые фразы» вносите ключевые слова, выбираете глубину проверки и нажимаете «Начать проверку»:

Региональное SEO

После выполнения получаете результат:

Региональное SEO

После проведения подобной оценки конкурентов вопрос о том, какой способ использовать, может отпасть сам собой. Но могут быть случаи, когда выдача не очевидна, тогда нужно оценивать уже собственные ресурсы.

Если ваш сайт уже завоевал доверие в своем регионе, и вы планируете расширить присутствие в других городах, то лучше выбрать папки и продвижение в рамках одного сайта. Регионов для продвижения будет немного, и вы сможете все их привязать к нужным локациям. К тому же этот способ легче реализовать и дешевле поддерживать инфраструктуру. Если регионов для продвижения много, то в этом случае больше подойдут поддомены. Каждый поддомен будет привязан к соответствующему региону, что упростит задачу продвижения.

В какой регион идти?

Хотите расширить бизнес в новые регионы, но не знаете, какой из них выбрать? С помощью Анализа ГЗ и ГНЗ запросов можно не только оценить стратегию продвижения, но и понять, в каком городе имеет смысл открывать филиал. Для этого проведите проверку вашего семантического ядра на геозависимость. Сделать это можно с помощью сервиса «Геозависимость, локализация и коммерциализация»:

Региональное SEO

Соберите все геозависимые запросы и снимите их частотность в регионах, на которые вы нацелились. Далее воспользуйтесь сервисом «Оценка бюджета рекламной кампании» от Яндекса и оцените стоимость ведения контекстной рекламы в каждом регионе по вашему списку запросов. Это косвенный показатель конкурентности, но для текущей задачи вполне подойдет.

Соберите данные в таблицу, примерно такую:

Региональное SEO

Как видно, в Нижнем Новгороде спрос на хорошем уровне, а стоимость контекста значительно ниже, чем в других исследуемых регионах. Это означает, что сайтов этой тематики там меньше, а значит меньше конкуренция. Следовательно, именно Нижний Новгород в текущем примере следует рассматривать как перспективный в плане расширения бизнеса.

Региональное SEO – полезный инструмент, если вы продаете товары или оказываете услуги в разных регионах. Оно поможет выйти на новых клиентов в самых разных уголках страны. Продвигайтесь по геозависимым запросам, тестируйте продвижение по поддоменам или в рамках одного домена. Это поможет поднять видимость сайта в регионах и привлечь больше потенциальных клиентов.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

А зачем продвигать сайт где бы то ни было, если можно просто выложить товарную линейку на маркетплейсах и на порядок увеличить выручку? Без ощутимых расходов.

Конекстная реклама сейчас стала приность в разы меньше лидов, чем, скажем, еще год назад. С чем связано? С тем, что люди мнеее охотно стали покупать товары на сайтах. Появилась и развивается привычка (культура) тариться всем на маркетплейсе. Это и удобней, и экономней и всегда все можно сравниить и выбрать.
Во-вторых, затраты на единицу продаж в контекстной рекламе с весны выросли примерно в 3 раза. Многие кликают, но покупок нет. Бюджет просто стал скликиваться в никуда.

Скажу больше у меня есть опыт и регонального сео и контекстной рекламы с региональным геотаргетингом.
Но именно с выходом на маркетплейсы -- мои продажи в регионах начали по-настоящему емкими.

Мне кажется СЕО теряет свою актуальность. Приобретает СЕО на маркетплейсах -- это несколько иная технология.

Адм. директор, Санкт-Петербург

Видится мне, что сайт в регионах не обязательно продвигать, но обязательно поддерживать в актуальном состоянии - с корректными контактными данными и актуальной информацией, соответствующей времени обращения на ресурс. И коротким, легко запоминающимся URL

 

Researcher, Москва
Сергей Алейников пишет:

Видится мне...

Ну если сайт продающий, то его в принципе не обязательно щас продвигать.
На маркетплейс товар выложил и все.
А так да, по сути с маркетплейсами смысл любых сайтов щас сводится к визитке с актуальными контактами. Максимум -- брошюре-презентации.
Можно не продвигать. Гугл найдет.

Адм. директор, Санкт-Петербург

Лет пять назад сделал на коленках два сайта "для друга и подруги", в обоих случаях продаются услуги. Сайт в Санкт-Петербурге (услуги бух.учёта) поддерживался два или три года, за это время "из интернета" пришло три клиента. Закрыли и убрали сайт. Второй сайт (в Ставрополе) жив до сих пор, используется как актуальная визитка, буклет и немного "отзывов благодарных клиентов", профиль - юридические услуги. Привёл сайт (в симбиозе с сарафанный радио) несколько клиентов, но в основном работает "на имидж", Что удивляет меня - на сайт через "русскоязычный" адрес в домене .РФ заходят гораздо реже, чем с URL в домене .ru.

И за эти несколько лет уже было около двухсот попыток "взлома", но безуспешных  -сайт написан руками, без использования редакторов...

Но это уже отдельная тема...

Генеральный директор, Москва
Сергей Средний пишет:
А зачем продвигать сайт где бы то ни было, если можно просто выложить товарную линейку на маркетплейсах и на порядок увеличить выручку? Без ощутимых расходов.

Все зависит от типа товара. Продукцию промышленного назначения бессмыслено продвигать на маркетплейсах.

Генеральный директор, Тольятти
Сергей Средний пишет:
Ну если сайт продающий, то его в принципе не обязательно щас продвигать.На маркетплейс товар выложил и все.

Уважаемый Сергей,

не всякий товар успешно продается на маркетплейсах. Не говоря про услуги, которые на маркет плейсах я как-то не встречал вообще.

Кроме того, любой маркетплейс имеет завышенное ЧСВ и зачастую организует поставщику геморрой на пустом месте (особенно если хочет иметь неоплаченный товар поставщика на своих складах).

Чем хорош маркетплейс, так это тем, что туда клином идет клиент, ищущий нужный ему товар "надвачатладешевле". Но такая схема все же подразумевает некую сеть предложений, в которой маркетплейс играет роль стока, а остальные сервисы - заманухи и паутины для лохов с избытком бабла в кармане. Не факт, что построение и поддержка такой сети будет экономически выгоднее построения и поддержки сети собственных продаж, без потерь в виде маржи и пр. услуг маркетплейса.

И как писал здесь когда-то очень уважаемый мной Николай Сибирев - продвижение через маркетплейс нивелирует иные каналы продвижения, то есть если у вас есть дилеры, то они будут этим маркетплейсовым каналом сильно недовольны.

Researcher, Москва
Юрий Полозов пишет:
не всякий товар успешно продается на маркетплейсах. Не говоря про услуги, которые на маркет плейсах я как-то не встречал вообще.

Какие услуги?
Если маникюр/педикюр, то такое не продвигается с помощью сайта.
Такое продвигается с помощью соцсетей, каналов в мессенджерах и сарафанного радио. Все вышеописанное просто не нужно и не работает.

Если услуги по перевозке сверхятжелых грузов, то стайт здесь вообще не при чем. Поставщиков таких услуг находят не по сайту.

Если что-то среднее -- скажем, автозапчасти из Китая и Индии. То, не поверите, продавать это через маркетплейсы на порядок удобнее и выгоднее.
Вы делегируете им не только склады, их управление и логистику, но и целые связки бизнес-процессов, включая учетные. И экномите на костах колоссальные деньги, за комсу, которая в разы ниже этих костов.

Юрий Полозов пишет:
Кроме того, любой маркетплейс имеет завышенное ЧСВ и зачастую организует поставщику геморрой на пустом месте (особенно если хочет иметь неоплаченный товар поставщика на своих складах).

Есть нюансы, да. Но особого геморроя я не заметил.

Юрий Полозов пишет:
Чем хорош маркетплейс, так это тем, что туда клином идет клиент, ищущий нужный ему товар "надвачатладешевле". Но такая схема все же подразумевает некую сеть предложений, в которой маркетплейс играет роль стока, а остальные сервисы - заманухи и паутины для лохов с избытком бабла в кармане. Не факт, что построение и поддержка такой сети будет экономически выгоднее построения и поддержки сети собственных продаж, без потерь в виде маржи и пр. услуг маркетплейса.

Это называется консьюмерский или потребительский товар. Да, маркетплейсы идеальные площадки для продажи такого.
Остальное я просто не понял про сеть, замануху и паутину.
Экономически выгоднее, подтверждаю, так как занимаюсь этим и общаюсь с другими предпринимателями и бизнесменами.
У меня есть даже товарищ который продает удобрения для хозяйств через маретплейсы. И очень доволен оборотами.

Юрий Полозов пишет:
И как писал здесь когда-то очень уважаемый мной Николай Сибирев - продвижение через маркетплейс нивелирует иные каналы продвижения, то есть если у вас есть дилеры, то они будут этим маркетплейсовым каналом сильно недовольны.

Зачем вам дилеры, если есть маркетплейсы?
Маркетплейсы и есть ваши новые дилеры.
Дилерам нужно дать дисконт с вашей базовой цены от 10 до 25%, чтобы они продавали ваш товар в своих регионах (что они и делают сами через маркетплейсы). Они вам просто не нужны с маркетплейсами.
Конечно будут недовольны. Но это бесполезное звено для вас с маркетплейсами. Если ваша цель -- благотворительность, а не бизнес, то да, их мнение будет играть роль для вас. Или работая в компании -- вы сотрудничаете с дилером, который аффилирован с вами.

Давеча навещал одну точку ОЗОНа, так она завалена шинами. Кто-то смелый и умный решил сэкономить на дилерской скидке в свою пользу. Молодец, чо.

Генеральный директор, Тольятти
Сергей Средний пишет:
Остальное я просто не понял про сеть, замануху и паутину.

Уважаемый Сергей,

попытаюсь пояснить (не очень уверен, что получится, но тем не менее). Вот начал некто выпускать довольно редкий продукт для частного потребления с инновационными параметрами. Конкурентные товары есть, но у них нет ключевого преимущества в потребительских свойствах, ценность которого обуславливает существенную разницу в цене для клиента.

Что с этим продуктом будет на площадке маркетплейса, если его туда выставить без поддержки в виде собственного продуктового сайта, на котором выпукло показано и преимущество и ценность? А если к продуктовому сайту прикрутить пяток-другой сайтов типа дилеров, на которых продукт будет выставлен по цене вдвое выше рекомендованной, то интересующийся продуктом прижимистый клиент охотно  убежит на маркетплейс, а мажор-баловень судьбы купит у дилера, по двойной цене от маркетплейса.

 

Генеральный директор, Тольятти
Сергей Средний пишет:
Зачем вам дилеры, если есть маркетплейсы?

Уважаемый Сергей,

товары бывают разные. Случаются такие товары, которые продаются только вместе с установкой квалифицированным специалистом. Которого этой установке иногда даже отдельно учат, и ему продают спецоборудование для такой установки.

На маркетплейсах хорошо продаются товары, не нуждающиеся в продавце. 

Или товары, по поводу которых неудачливый продавец "продал продукт, но не продал свою компанию клиенту".

У нас был опыт работы с маркетплейсом - сотрудничество свернули через полтора года. Именно из-за геморроя в поставке и омертвления оборотки для наполнения складов маркетплейса.

Наши дилеры (некоторые) работают с маркетплейсами. Успехи у тех из них, кто и напрямую продает много. У тех же, кто торгует только на маркетплейсе и для кого вывод нашего продукта на маркетплейс - просто расширение имеющейся матрицы, продаж на них не так и много.

Генеральный директор, Тольятти
Юрий Полозов пишет:
И как писал здесь когда-то очень уважаемый мной Николай Сибирев -

я тут увидал двусмысленность в своей фразе.

"Когда-то писал" имелось в виду, а не "когда-то очень уважаемый", ибо Николай продолжает пользоваться моим глубоким уважением как ранее, так и ныне.

Заранее приношу свои извинения за допущенную небрежность в тексте...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.