Как создать «новый» продукт на смену уходящему «старому»

Диверсификация – рискованная стратегия. С другой стороны, она настолько же рискованная, насколько необходима. Риски насыщения рынка и вытеснения твоего товара продуктами-заменителями вынуждают диверсифицировать бизнес или хотя бы следить за новинками. Кто мог подумать, что магнитофонная пленка проживет 50 лет и исчезнет из потребления. А дискета не проживет и тридцати. Еще в 2002 году компания Sony продала 47 млн дискет, а в 2014 Toshiba свой завод по производству дискет отдала под овощную базу. Возможность создать самому растущий массовый рынок, пусть и ненадолго, сулит огромные прибыли. Но как это сделать? Хорошо им, гениям, а как обычным людям придумать что-то новое?

Начните с простого. Вам нужно смириться с тем, что интеллект не умеет придумывать ничего принципиально нового. Все изобретения – это результат расчленения окружающего мира на кубики, и затем складывания из этих кубиков новых сочетаний. Анализ и синтез, изучение по частям некого целого и формирование нового целостного образа – это все, что мы можем. Все наши изобретения мы берем из окружающего нас мира, который мы не создавали.

Например, пар и двигатель внутреннего сгорания. Цепочка: пар – сила пара выталкивает крышку кастрюли – паровая машина (двигатель внешнего сгорания) – замена пара газом (двигатель внутреннего сгорания). Схема грубая, но она показывает логику движения от исходной точки, которую человек не придумывал, а увидел. Навык смотреть и видеть встречается не так часто, как кажется. Чтобы увидеть пар и дойти до двигателя, нужно иметь навык осознанного видения, не пренебрегать очевидным, уметь отключить на время критичность, отключить влияние опыта, то есть памяти, верить в то, что все возможно.

В общем, мы обычно совершенствуем то, что уже есть или меняем область его применения. Создать абсолютно новый продукт – это утопия. Даже если в конце цепочки получаем нечто ни на что не похожее, то не заблуждайтесь – вы просто не знаете этапов выхода на продукт. Занимайтесь совершенствованием имеющегося продукта, в котором вы эксперт. Это дает увеличение прибыли чуть ли не до 40% в год.

Следить за качеством работы мозга

Для этого нужно следить за качеством работы основного вашего инструмента – головного мозга. Необходим хороший баланс в работе левого и правого полушария. Физиологи считают, что левое полушарие отвечает за работу правой половины тела, а правое – за работу левой. Поскольку мы все в основном правши, то у нас по логике вещей в основном работает левое полушарие. Мы чаще пользуемся логикой, анализом, вербальной информацией из нашей памяти, то есть тем, что может делать левое полушарие. А когда вы в последний раз использовали в работе символы и образы без слов, как в музыке или живописи? Не все знают, что этот тип мышления в творчестве более продуктивен, чем вербальный. Это работа правого полушария. Именно эти инструменты позволяют видеть объекты и ситуации одновременно и целиком, и с разных точек зрения. Возможность допустить и увидеть множество точек зрения на очевидную ситуацию – это важный навык в творчестве. Качественный юмор это как раз способность показать в очевидном неочевидное.

Левым полушарием мы всегда упрощаем объект с помощью анализа, а правым восстанавливаем его в живом, целостном, не препарированном виде. Правое полушарие дает возможность увидеть объект таким, как он есть, за счет увеличения количества точек зрения, сглаживая ограниченность нашего опыта. Ведь мы смотрим через себя, через свою память, свое отождествление с человеком, которым мы себя считаем. Левым полушарием мы можем понять только прямое значение слова или фразы, а чтобы понять метафору, иносказание, что именно хотел вам сказать человек, смысл сообщения – это к правому. Ориентация в пространстве, возможность пользоваться силой воображения и возможность понимать чужое воображение – это все правое полушарие

Баланс можно и нужно восстановить. Есть упражнения на гармонизацию работы полушарий. Хороши все статичные позы на баланс тела и вращение тела вокруг своей оси. Это древние практики суфиев и йогов. В интернете можно найти более простые упражнения и тесты на работу полушарий.

Ставить цели без оглядки на обстоятельства

Кроме умения пользоваться полушариями, нужно иметь окаянство ставить цели без оглядки на обстоятельства – возможно это сейчас или нет. Сначала ставить цель, а потом придумывать, как к ней дойти. Как Генри Форд, когда он решил сделать автомобиль не дороже $1000. Это была конкретная, измеримая цель. Насущная: как показала жизнь, желающих покупать по такой цене авто было много. Но определить время достижения цели было невозможно, потому что на тот момент она была абсолютно недостижима. Прошло 14 лет и Форд снизил цену на авто до $600 в масштабе цен своего времени. Для этого ему пришлось поднять производительность производства в пять раз. Маркетинг с его критериями SMART учит нас отказываться от недостижимых или непонятно когда достижимых целей. Но если вы хотите сделать прорыв на новый растущий рынок, вам нужно уметь работать именно с такими целями.

Я пробовал на себе этот подход. Однажды меня нанимали на работу замом по маркетингу. Собственник поинтересовался, какие цели я перед собой ставлю. Я предложил увеличить оборот компании в два раза. Это заявление вызвало смех и предложение радикально пересмотреть мою зарплату, если получится увеличение на 30%. Увеличить оборот на 100% было невозможно с тем товарным портфелем, который был у компании. Чтобы выполнить обещание, мне ничего другого не оставалось, как изменить портфель. По результатам первого года моей работы предприятие увеличило свой оборот в два раза, рентабельность – в 2,7 раза.

Освоить ненаучный способ придумывания нового

Как это делают некоторые поэты и ученые. Они ложатся спать, а утром у них готовое стихотворение или открытие. Для этого спать ложиться необязательно. Меня научил мой приятель по школе. Если задача не решается, надо несколько раз внимательно прочитать, лучше вслух, условия задачи и нарисовать схему условий задачи. Потом надо отвлечься на какое-нибудь другое дело и решение «само выскочит из головы». Я попробовал, и через несколько попыток стало получаться. Это навык не раз меня выручал в сложных ситуациях. Он требует тренировки, но если им не пользовался, восстанавливается довольно быстро. Это как с роликами – если раз научился, потом не забудешь. Загружаешь мозги по определенной схеме и ждешь. Очень удобно. Это так просто, что я раньше думал, что все так умеют. Потом понял, что если с анализом у большинства людей еще ничего, то с синтезом чаще беда. Дополнительная сложность для многих – то, что в ответственный момент нужно не напрячься, а расслабиться. Отказаться на время от контроля над ситуацией, не мешать себе, не подгонять. Когда получается, то возникает ощущение, что это как бы и не ты сделал, что это оно как-то «само» получилось.

Особенно ярко это проявилось в практике написания сценариев сессий по разработке программ развития предприятий. Мы собирались группой разработчиков из пяти-семи человек. Начинали обсуждать исходные данные по компании. Общий объем информации у всех примерно одинаков. Дальше я обычно «подбрасывал» мысли по поводу сценария и мы, бодро обсуждая, за три-четыре часа его писали. А тут то ли устал, то ли отвлекся, или мне захотелось признания моих «заслуг» в группе – и я решил подождать, когда кто-нибудь другой начнет «подбрасывать» мысли. Я не ожидал такого эффекта. Сидим полчаса – ни одной «поклевки». У меня в голове сценарий уже сложился в деталях, а у них вообще ничего. Все участники опытные, креативные специалисты – и ничего. А потом реплика в мою сторону: «Что-то Евгений Валентинович у нас плохо работает сегодня»... Получается, что я приучил нашу группу, что сам целиком надиктовываю сценарий, и решил, что меня за это оценят. Но я не понимал, что поставил всех не просто в неловкую ситуацию, а создал фрустрацию в референтной группе. Любви ко мне этот эпизод точно не прибавил.

Итак, чтобы заниматься совершенствованием имеющегося продукта, надо учиться думать. Вот новость, скажете вы. Спешу вас разочаровать: большинство людей в обыденной жизни крайне редко думает. Мы все живем по алгоритмам, и большую часть времени не находимся в сознании. Мы не помним большинства моментов нашей жизни. Совершаем автоматические действия по перемещению своего тела из дома на работу и обратно. В это время в голове идет внутренний монолог или диалог, который почему-то называют думаньем. Хотя это такое же циклическое автоматическое действие, как и съедать по утрам завтрак. Любой сбой алгоритма моментально приводит нас в сознание, и мы начинаем думать, то есть решать нестандартную задачу, на которую у нас нет алгоритма или почему-то проверенные алгоритмы не срабатывают.

Совершенствуйтесь в думанье без оглядки на возраст и опыт. Если вы повысите осознанность в обыденной жизни – она станет в разы интереснее. Прожить большую часть жизни, не приходя в сознание – это удобно, но малоэффективно. Если научитесь видеть необычное в обычном – ваша эффективность будет выше. И вы наверняка придумаете «новый» продукт.

Фото: Freepik.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Павел Кузовников, Виктор Ман
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Если не заниматься постоянным развитием - деградируешь... и теряешь бизнес..

Большинство компаний развитие не занимаются, думая, что если они делают вёдра, развивать нечего... поэтому вёдра у нас из Китая....

Генеральный директор, Рязань
Павел Кузовников пишет:
Если не заниматься постоянным развитием - деградируешь... и теряешь бизнес..
Большинство компаний развитие не занимаются, думая, что если они делают вёдра, развивать нечего... поэтому вёдра у нас из Китая....

По этой логике, ведра как товар должны исчезнуть.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.