Банкиры против горилл, или Следите за рекламой

«Реклама на «Русском Радио», – донеслось из колонок моего автомобиля, я тут же потянулась к магнитоле и переключилась на другую волну. Как же раздражает эта реклама в бесконечных вечерних пробках! Таблетки, колготки, банки, страховые компании... Бесспорно, очень полезная информация, но, увы, не в таком объеме, в каком приходится слушать ее водителям, и без того замученным пробками нашего любимого города.

Я потянулась к термостакану с кофе и, сделав пару глотков бодрящего напитка, осознала, что мозг начал свою трудовую деятельность. До работы оставалось двадцать минут езды, и мысли мои плавно потекли по течению. Но не успела я развить свою мысль, как зазвонил мобильник.

- Алло, Олька, ты видела? Видела? В каком-то банке депозиты под 14% годовых! Вот звоню посоветоваться, стоит туда переводить деньги или оставить как есть?! – взбудораженным голосом спросила моя любимая подружка.
- А что за банк? – поинтересовалась я.
- Не помню название, ну, красненький с желтеньким такой, там еще девушка красивая на рекламе!
- Не все золото, что блестит...
- В смысле?
- В смысле, что реклама не всегда соответствует действительности, Лена. Дело твое, но я бы не торопилась, увидев билборд, лететь сломя голову в банк и отдавать свои деньги. Узнай об условиях депозита побольше, если они тебя устроят, тогда – вперед!
- Спасибо, Оль. Наверное, ты права, – поникшим голосом согласилась Лена.

Вот так. Теперь пусть со мной не спорят, говоря, что реклама неэффективна и не действует на людей как на подсознательном, так и не на подсознательном уровне. В телевизионной рекламе, некоторые недобросовестные рекламщики используют такое понятие, как 25-й кадр. В наружной рекламе в последнее время широкое распространение получила «антиреклама». По радио тоже пытаются использовать определенные «фишки».

Я, обычный житель этого города, всегда обращаю внимание на билборды, натыканные по обочинам наших дорог, на light box’ы, стоящие на тротуарах, на натяжные банеры, висящие над проезжей частью. Реклама на радио раздражает мои нервные окончания и вселяет дискомфорт, телевизор удается смотреть редко и то лишь те каналы, на которых реклама практически отсутствует, а наружная реклама – это то, что волей-неволей ты видишь каждый день.

Так уж вышло, что я начала свой карьерный путь в финансовой системе Казахстана, и по сей день продолжаю осваивать интересную, но очень нервную в наши дни профессию банкира, поэтому первым делом я обращаю внимание на рекламу банковских продуктов, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных холдингов. И самое интересное, что мои наблюдения не заключаются только в рамки обзора рекламы в Алмате. Это происходит со мной и в других городах и странах.

В этой статье хотелось бы поделиться моими впечатлениями о том виде рекламной продукции, которая для меня является наиболее оптимальной и заметной. Речь пойдет о наружной рекламе. Визуально доступной для всех, удобной и практичной.

Казахстан. Алматы. Прохладное летнее утро воскресенья. Завожу свою машинку и улыбаюсь. Ура! Наконец-то можно прошвырнуться по магазинам. Ползарплаты еще не потрачено. Мысленно прокручиваю в голове наряды, которые хотелось бы купить сегодня. Выезжаю на проспект Аль Фараби, глаза тут же натыкаются на билборд ярко-синего цвета. Казкоммерцбанк как всегда оригинален! Ну скажите мне, кто разрабатывает дизайн этому финансовому монстру?! С бюджетом в более чем 500 миллионов тенге, думаю, уж можно сделать что-нибудь оригинальное! Синий фон и надпись «Пусть всегда будет 0!» Мозг блондинки устроен несколько иначе, чем мозг обычного человека, поэтому понять, что они имели в виду, сразу невозможно. Только потом, подъехав ближе, я увидела надпись внизу мелким шрифтом, где говорилось, что эта реклама была разработана специально для летнего сезона. И «ноль» на самом деле ни что иное, как солнце!

Однозначно, реклама запоминаемая. Вот только после нее не очень-то хочется отдать свои денежные средства в этот самый банк.

Добравшись до магазинов, еще и попав на предосеннюю распродажу, иду и улыбаюсь голливудской улыбкой. Звонит телефон. О Боже! Шеф!

- Доброе утро, Виктор!
- Доброе утро, Оль! Хочу обрадовать. Завтра утром летишь в Москву, не забудь забрать билеты в офисе авиакомпании, командировочные перечислены на твой счет. Счастливо!

Ну вот, недолго радовалась я своим обновкам. Придется брать плащ. В Москве идут дожди…

Россия. Москва. Аэропорт «Домодедово». Столица не порадовала погодой: как я и предполагала, дождь. Холодный дождь. На выходе из терминала меня встречает водитель нашего местного филиала, улыбается, зная мой непривередливый характер «офис – отель – офис – куда-нибудь покушать – отель». Сажусь на заднее сиденье машины представительского класса. Добро пожаловать в город пробок и смога! Выезжаем на дорогу, ведущую в город. Ехать недолго, но с учетом того, что с окраин тянется вереница машин, час, а то и полтора, провести в perpetuum mobile обеспечено.

- Ольга Григорьевна, а Вы уже слышали о нашумевшей рекламе «БТА Банк Москва»? – заводит со мной разговор наш водитель Иван.
- Нет, а что за реклама?
- Ну вот доедем до 1-го Гончарного переулка, увидите. Возле их офиса все просто пестрит их новой рекламой с гориллами, – захохотал Иван. Мне оставалось только пожать плечами и спокойно ждать, когда же я смогу увидеть рекламу крупнейшего банка Казахстана, купившего банки по всей территории СНГ, не обойдя стороной и Россию.

Медленно, но верно сворачиваем в 1-й Гончарный переулок.

Опа! Обалдеть!!! Передо мной висит плакат в корпоративных цветах банка (фисташковый и алый), но самое интересное, что на нем и правда красуется фотография черной гориллы. Текст гласит: «Последнего из этих в клиентской службе мы уволили год назад!» Просто прелесть! LMH Consulting, разработчик бренда БТА Банка, постарался на славу. У меня реклама вызвала лишь положительные чувства! Видимо, дизайнеры хотели сказать, что в клиентском отделе теперь работают лишь высококлассные профессионалы с уровнем интеллекта, как у Альберта Эйнштейна. А тех, у кого IQ не превышал интеллекта примата, уволили, помахав им белым платочком и сделав соответствующую запись в трудовой книжке.

Закончив все свои дела, еду на встречу с московскими друзьями. Конечно же, меня ведут в ресторан исконно русской кухни. Неужели они наивно полагают, что я еще не наелась блинами и не напилась клюквенной настойки?! Ладно, придется промолчать. Все-таки я гость. Да, и воспитание не позволяет высказать свое «фи».

- Как продвигаются твои дела? – спрашивает Глеб, засовывая сразу три блина в рот, а затем облизывая пальцы.
- Отлично, все по плану! Какие у вас тут новости, ребят? – спрашиваю я, пытаясь через силу съесть что-нибудь.
- Ну что у нас нового?! Кризис. Столько банков закрыли, спад производства, новая волна безработицы, Банк России ужесточил требования, – бегло отвечает Андрей. Эх, вот они, банкиры! Все те же темы. Никак нельзя расслабиться!
- А еще БТА отличился со своими гориллами! Не успела еще увидеть?
- Да уже видела! Мне очень понравилось! – делюсь я своими впечатлениями.
- Полный отстой! Решили повыпендриваться! Только вряд ли реклама даст эффект! Вот понимаю реклама «Альфы» (Альфа-Банк), вот это действительно супер! – начал размышлять Глеб.
- Отличная реклама! 150 билбордов по городу! Поверь, через месяц реклама даст эффект и люди пойдут просто из-за любопытства! Можешь позвонить коллегам из БТА и спросить насколько это действенно, – начал спорить Андрей.

Я потихоньку выскользнула на улицу и вдохнула аромат вечерней Москвы. Пусть спорят. Сколько людей – столько и мнений. Завидуют, что их банки не могут похвастаться вообще какой-либо рекламой, за исключением идиотского гнусавого голоса по радио «Банк Х. Бережем то, что вы сами сберечь не в силах».

Среди ночи меня разбудил звонок мобильного. Ну кому не спится в столь поздний час?! Шеф! Ну какая тут личная жизнь?! Поднимаю трубку.

- Ольга, прости за поздний звонок (ну мог бы сказать ранний – на часах половина пятого утра), но срочно необходимо вылететь в Питер. Заканчивай все дела в Москве как можно скорее и вечером вылетай.
- Ага, спокойной тебе ночи, Витя! – швыряю трубку в кресло. Чувствую себя агентом внешней разведки, получающим спецзадания!

Закончив все дела в офисе, сажусь в машину. Иван везет меня в аэропорт. Ну и жизнь! Командировки, командировки… Так и не надела новое платье. Может быть, надо было покупать шубу?! А то пока вернусь, видимо, настанет зима…

При въезде в аэропорт вижу light box с рекламой Банка Москвы. Какая прелесть! Из окна автомобиля высовывается довольная мордочка собаки, надпись гласит: «Вот взял машину в кредит без первоначального взноса». Хочется развернуть водителя и поехать самой брать кредит на покупку автомобиля в этом банке. Казалось бы, простая реклама, но сколько положительных эмоций! Да, в Москве умеют делать все красиво! Видимо, конкурентная среда обязывает идти на ухищрения и создавать праздник в «наружке».

Россия. Санкт-Петербург. Распаковываю свой чемодан в гостинице в самом центре этого замечательного города с многовековой историей. Завтра с утра встреча с коллегами из местных банков. Необходимо обсудить перспективы дальнейшего сотрудничества, а вечером по традиции – русский ресторан! Чувствую, что в новое платье не влезу – лопнет по швам.

Выглядываю в окно, одолевает непреодолимое желание пройтись по набережной. Накидываю куртку, выхожу. Красота! Впереди мелькает что – то красное… Какая-то каска… Какие-то рабочие инструменты. Подходу поближе. Каска, инструменты… «Трудно исчезнуть с работы? Кредиты без отрыва от работы» - «Альфа-Банк». Отлично! Это то, чего так не хватает в нашем городе. Чтобы оформить кредит, тебе мало того, что необходимо собрать пакет документов, так еще и наведаться в ближайшее отделение банка как минимум три раза. Лишь потом, после одобрения кредитного комитета, ты получишь свой кредит, который так давно хотел взять. Увидел рекламный щит – зашел на сайт банка, заполнил заявку, и жди, когда же тебе дадут одобрение. Что может быть лучше?!

Нашим рекламщикам есть чему поучиться!

Командировка проходит спокойно, уже мечтаю, как завтра приземлюсь на родной земле. Покупаю сувениры. Больше всего меня удивляет жестяная коробочка, на которой написано «Воздух Санкт-Петербурга», далее идет состав воздуха: Невский проспект – 50%, Петергоф – 20%, Эрмитаж – 10%, Казанский Собор – 20%. Отлично! Начитавшись фантастов 20-го века, люди стали продавать воздух! И ведь покупают!

Казахстан. Алматы. Дом, милый дом! Сажусь за руль своего автомобиля, оставленного на стоянке аэропорта, и мчусь домой. На выезде из аэропорта меня встречает плакат «БТА Банка» – депозит «Формула Успеха». Насколько же узнаваемы персонажи, рекламирующие депозиты банка! И по телевизору и на рекламных щитах легко можно узнать двух мужчин – худого и толстого, с усами. Даже моя бабушка, которую я отвожу на массаж, вечно говорит «А вот и мальчики! Ну эти, в БТА которые работают!» Для нее, может, и мальчики. Не суть. Суть в том, что они узнаваемы. И стали неотъемлемой частью в рекламе банка, предоставляющем услуги по вкладам от населения.

Приезжаю домой, достаю из шкафа новое платье, собираюсь на встречу с друзьями, которых целую неделю не видела. Снова звонит телефон. Как же он меня достал! Хоть одно преимущество было у советских граждан – полное отсутствие мобильной связи!

- Да, Виктор!
- Как долетела? Все в порядке? Не расслабляйся! В 4.40 у нас рейс до Стамбула. Это гиперважно! У тебя есть время сбросить куртку и собрать побольше летних вещей!
- Спасибо, что предупредил! Ты просто чудо-начальник! – язвительно отвечаю я. Хочется плакать. Что за работа?! Вот вернусь с Турции и напишу заявление на увольнение.

Турция. Стамбул. Аэропорт «Ата-Тюрк». Сонная, уставшая, тащу за собой чемодан на колесиках. Слава богу, что многочисленный командировки научили не брать с собой багаж более восьми килограммов! Стамбульский аэропорт – это место, где собрана вся реклама турецких компаний. Она здесь везде. Через каждые три метра висят баннеры с различной рекламой. Поднимаю глаза наверх, и меня разбирает смех. Меня догоняет Виктор.

- Что ржем, как лошадь, увидевшая ведро овса?!
- Посмотри, – показываю я пальцем на баннер с портретом Барака Обамы.
- Что это? Предвыборная кампания? – удивляется Витя. Боже! То ли он еще не проснулся, то ли, правда, абсолютно не сведущ в мировой политике?!
- Это реклама банка Garanti, но че в ней говорится, сказать не могу, но насколько мне позволяют мои познания турецкого знаю, что слово faiz означает «процент». Видимо кредиты под 1,9%.
- Вот приколисты! А Обама разве турок? – задается вопросом мой начальник. Окончательно разочаровываюсь.
- Нет, он афрогрек, с Греции! - прикалываюсь я. Виктор становится серьезным.
- Разводишь? Вроде он с Европы откуда-то!

Господи! Мало того, что не знает, президентом какой страны является столь популярная личность, да еще и наивно полагает, что Греция никак не Европа!

Командировка проходит на «ура». Решается множество вопросов, подписываем два контракта. Дальнейшая остановка нашего road show – Лондон и Дели.

Великобритания. Лондон. Аэропорт Heathrow. Выходим из терминала, ищем наших партнеров, которые обещали нас встретить. Вижу нашего рыжего коллегу Роджера, с раскрасневшимися щеками и довольной улыбкой.

- Hi, Olga! Hi, Victor! Welcome to London!
- Hi, Roger! Thank you!

Едем сразу в офис. В отель заезжать нет времени. Как я люблю Лондон! Особенно Сити. Мужчины в галстуках и костюмах, женщины с кипой бумаг, разговаривающие на ходу по Blackberry, еще и успевающие что-то записывать. Вот это жизнь! Решаю, что мое намерение уволиться по прилету домой как минимум глупое. Где еще, как не в банке, есть возможность летать в Европу, да еще и вести переговоры с ведущими банкирами?!

При входе в банк висит огромный баннер. Роджер улавливает мой взгляд и улыбается:

- Да, да! Мы, несмотря на кризис, выдаем ипотечный займы. Немногие банки могут этим похвастаться! И что вы думаете? Люди берут! Вот и рекламу соответствующую повесили.
- Интересный стиль, - говорю я, задрав голову и рассматривая картинку с собирающимся домиком. Интересно, только не сразу доходит, как он собирается. На рекламе – этапы сбора картонного домика. От его основания до целого дома. Задумка не плохая, но в чисто английском консервативном стиле. Да и сам HSBC Bank не отличается инновационными разработками. Они могут себе позволить все, даже просто белую «простыню» с эмблемой банка. Номер один в мире, как-никак!

Индия. Дели. Это наша последняя остановка. После Дели – прямиком в Алмату. О, ужас! Какой же тут жуткий запах!!! Нас везет таксист в чалме и вытянутых хлопковых штанах, в машине грязно – ощущение, что сиденья обмазаны специями и жиром. Достаю влажные салфетки. Протягиваю одну Виктору, он благодарно улыбается. Радует, что уже завтра вечером Боинг унесет нас с крейсерской скоростью в наш родной чистый город! Только после таких поездок начинаешь ощущать, как ценен и прекрасен твой дом.

- Витя, что сегодня у нас по плану? – спрашиваю я, открывая ежедневник.
- Ужин с банкирами, что же еще, – нервно отвечает Виктор. Что ж, его понять можно. Запах, антисанитария, грязные улицы. Хочется сесть в машину времени, перенестись в лондонский аэропорт, купить воды. Мало ли, раз сказали, что умываться в отеле лучше купленной в магазине водой, то, что говорить о питьевой воде!

Распаковав вещи в гостинице, едем на встречу в Namaste Restaurant (название схоже с названием единственного индийского ресторана в Алматы).Нас встречают наши коллеги – индусы. Двое мне знакомы, они прилетали в Алмату, а двое абсолютно незнакомых. Садимся за столик. Краткая презентация нашей компании, затем один из них представляется и протягивает мне и Виктору презентации своего банка Kotak Mahindra Bank. Не сдержавшись, начинаем смеяться с Виктором. Индусы ошеломленно смотрят на нас. Это же надо! Есть такое слово в казахском языке, нецензурное. Надо же, какое звучное название банка, по приезду домой, поставлю на видное место в своем кабинете эту презентацию. Пусть видят, с кем мы работаем!

Казахстан. Алматы. Садимся в Витину машину, его водитель, видя наши уставшие лица, включает радио. Реклама на «Русском Радио»! Господи! Началось…

Фото: pablo.buffer.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
. . . . Директор по развитию, Москва

Реклама рекламы банков... Неужели все так печально в финнансовой системе?

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Даже и смеяться как-то неловко... Ясельки самопиара.

Директор по развитию, Москва

Cкучная и неинтересная статья. Оля, занимайтесь банковской деятельностью, судя по вашей востребованности (исключительно с ваших слов из статьи) у вас это лучше получается. Не пишите, не отнимайте хлеб у профессионалов ))))

IT-менеджер, Украина
Термостакан
бодрящий напиток
- высокий слог современности? Или какая-то безумная SEO оптимизация под одному автору известные поисковые запросы? :-)Предложение
Я потянулась к термостакану с кофе и, сделав пару глотков бодрящего напитка, осознала, что мозг начал свою трудовую деятельность.
можно было вместить в 'отпила кофе'. Либо просто, простите, графомания, либо райтер явно 'воды налил'.А уж мнительность автора совершенно ни в какие рамки не лезет. Вменяемые люди смотрят и слушают рекламу просто как медиапродукт, оценивая работу на предмет свежести идеи, креатива и т.д., и только уж самые наивные и внушаемые домохозяйки бегут в магазин после просмотра рекламного блока.В общем, каждая медуза критик.И еще. До этого я считал, что [B]банкир[/B] - это владелец банка. А Вы? ;-)
Генеральный директор, Екатеринбург
Татьяна Шленских пишет:Оля, занимайтесь банковской деятельностью, судя по вашей востребованности (исключительно с ваших слов из статьи) у вас это лучше получается. Не пишите, не отнимайте хлеб у профессионалов ))))
Татьяна, может быть это слегка резковато?В самом начале статьи обозначено))
пишет:Профессионал финансового мира Ольга Каленичук в ироничных зарисовках рассказывает
Статья, наверное, не совсем интересна НЕ специалистам рекламного или финансового рынка.Не скажу, что она (статья) меня увлекла. НО основной момент - влияние региональной, национальной и рыночной составляющих на рекламные концепты банков и отражение их в визуализации - можно проследить.В любом случае, когда у человека появляется желание попробовать себя в чем-то другом - в беллетристике, как вариант. Почему нет?
Директор по развитию, Москва

Лучше бы автор никуда не летала, а сидела бы и тихонько денежку считала

Нач. отдела, зам. руководителя, Казахстан

критика-это тоже хорошо :)спасибо вам,дорогие мои!а вот зависть - очень плохое чувство.кто то добивается успехов в карьере в 25 лет,а кому то и в 60 не дано...я просто в очередной раз написала свои мысли. и повторюсь,это МОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ!!!всем успехов и милых выходных....

Нач. отдела, зам. руководителя, Казахстан

Юрий, не считайте чужие деньги, потом своих не будет:)

Вице-президент, зам. гендиректора, США

Наверное я та горилла с маленьким IQ. Тяжелое чтиво. Не осилил.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.